СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по программе развивающего обучения. (образовательная система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по программе развивающего обучения. (образовательная система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.)»

Урок русского языка по программе развивающего обучения. (образовательная система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.) Класс: 2

Тема: Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова по сильной позиции

Вид урока: Урок контроля и оценки

Цель и задачи :

Систематизировать полученные знания при работе с родственными словами

Закрепить и отработать последовательность действий при проверке орфограмм слабых позиций в корне слова по сильной позиции

Контроль и взаимоконтроль за овладением способами проверки орфограмм слабых позиций в корне слова по сильной позиции

Учиться работать в группах и действовать в позиции «учителя» и «ученика»

Планируемые результаты:

Личностные:

  • способность оценивать такие личностные качества одноклассников, как аккуратность, организованность, товарищество, умение отстаивать свою точку зрения, самостоятельность;

  • способность понимать другого человека, становиться в его позицию и рассматривать свои действия и их результат с точки зрения этого человека;

Метапредметные :

  • умение вместе с одноклассниками составлять план анализа изучаемого объекта, планировать последовательность собственных действий с изучаемым объектом;

  • способность осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач (вопросы к одноклассникам и к учителю, обращение к источнику — словарям, энциклопедиям, интернету);

  • работать с информацией, представленной в виде таблиц, схем, моделей ,алгоритма;


Предметные:

  • владение способом определения значимых частей слова окончания, основы, корня;

  • постановка орфографических задач по ходу письма;

  • владение способом определения корня слова,

  • умение подбирать к слову однокоренные слова;

  • определение лексического значения слов с помощью контекста и толкового словаря;

  • владение способами проверки орфограмм слабых позиций в корне слова по сильной позиции;



Универсальные учебные действия:


 Личностные:

  • осознавать единство и целостность русского языка;

Регулятивные:

  • планировать свою деятельность, оценивать работу одноклассников;

Познавательные:  

  • обобщать, классифицировать, сравнивать; моделировать общий способ проверки орфограмм слабых позиций;

  • выделять причины и следствия для получения необходимого результата;

Коммуникативные: 

  •     умение точно выражать свои мысли, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;




Преобладающие методы:

  • проблемно-поисковый метод обучения;

  • исследовательский ;

  • учебные дискуссии;


Основные формы организации деятельности учащихся на уроке:

  • учебный диалог;

  • групповая работа и работа в парах;

  • действовать в позиции «учителя» и «ученика»;



Техническое оборудование:

  • ИКТ;

  •  презентация к уроку (мультимедийное сопровождение);

  • толковый словарь С. И. Ожегова;

  • листы с заданиями;

  • таблица;

  • раздаточный материал(кружки красного и зеленого цветов);





















Структура и ход урока:


  1. Орг. момент

Возьмитесь пожалуйста за руки, улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи и успехов своим одноклассникам на уроке.


  1. Создание учебной ситуации

- Мы продолжаем учиться работать по группам, в паре, а также выступать в роли «учителя». Поэтому мы с вами договорились, что этот урок мы будем вести вместе.

- Подумайте, чему будет посвящен наш урок?

- А задания чему будут посвящены?

- Сформулируйте тему нашего урока. (слайд 2)

- Работать на уроке мы будем по плану. (слайд 3)

- Приступаем к первому пункту плана. Какие цели будут решаться в ходе урока? (слайд 4)

- Перейдем ко второму пункту плана. Предоставим слово моей помощнице, вашей однокласснице.

  1. Анализ условий решения задачи. Контроль и оценка.

Ученик:

- Ребята, посмотрите на экран и определите, какое задание я вам предлагаю выполнить? (слайд 5)

- Для того, чтобы выполнить это задание, что необходимо

вам вспомнить?

- Дайте определение, что такое родственные слова.

- По какому алгоритму вы будете работать? ( слайд 6)

- Запишите родственные слова к слову гриб.

Учитель:

- Поменяйтесь листочками с соседом по парте. Проверьте работу одноклассников. Оцените их работу с помощью кружочков. Почему вы подняли красный кружочек? Зеленый? Обоснуйте свой выбор.

- Какие родственные слова вы подобрали к слову гриб? (слайд 7-9)

- Докажите, что все эти слова родственные.

- Как вы думаете зачем вы выполняли данное задание? Зачем вам необходимо это умение? Что вы пожжете сказать о подобранных родственных словах?

- Вспомните алгоритм проверки орфограмм слабых позиций в корне слова по сильной позиции. ( слайд 10)


- А сейчас я хочу предоставить слово вашему однокласснику, который предложит вам задание на отработку алгоритма по проверке орфограмм слабых позиций в корне слова по сильной позиции.

Ученик:

- Ребята, я вам предлагаю выполнить следующее задание. На экране вы видите текст. Этот текст лежит у вас на парте. Подумайте, что необходимо вам выполнить. ( слайд 11)

Учитель:

- Это задание каждый выполняет индивидуально, а ваша одноклассница выполнить эту работу на компьютере. За выполненную работу вы получите оценку.

- С какой целью ваш одноклассник предложил данное задание?


  1. Динамическая пауза: (слайд 12)

- Совсем недавно закончились зимние олимпийские игры 2014 года. Мы с большим интересом наблюдали за выступлениями спортсменов. Пообщавшись с вами на классном мероприятии, на уроках окружающего мира, посвященных олимпиаде, я выяснила, что больше всего вас привлекли такие виды спорта, как лыжные гонки, биатлон, бобслей, скелетон, прыжки на лыжах с трамплина, горнолыжный спорт. И вы наверное обратили внимание, сколько разных горок и пригорков пришлось преодолевать спортсменам. Им покорялась любая высота.

- Я приглашаю вас выйти из-за парт, присоединиться ко мне. Попробуйте изобразить самую высокую горку (дети поднимают руки вверх), а теперь маленький пригорок (дети приседают), а теперь на вашем пути опять крутая гора.

- Молодцы. Возьмитесь за руки. Благодаря взаимовыручке, поддержке наши российские спортсмены добились колоссальных успехов в своем нелегком спортивном труде. Я желаю вам таких же олимпийских побед в учебе. ( дети возвращаются на свои места)


- Посмотрите на доску. Прочитайте записанные слова. (слайд 13). Что вы можете сказать об этих словах? Ученик рассказывает о своей исследовательской работе при работе со словарем Ожегова. Идет прослушивание информации о лексических значениях слов.

( слайд 14-15)

- Сделайте выводы.

  1. Задание с ловушкой:

- А теперь поработаем в группах. Давайте вспомним, как вы будете работать в группах?

- На экране вы видите текст. В этом тексте слово водитель выделено красным цветом. Как вы думаете, какое задание я вам предлагаю выполнить? Как вы будете его выполнять? (слайд 16)

-Проверим вашу работу. Первая группа отчитается о проделанной работе Вторая и третья группа оцените работу первой группы с помощью кружочков. Были ли трудности при выполнении данного задания? Какой вывод вы можете сделать из этого задания?

  1. Рефлексия:

- Достигли ли вы поставленных целей на уроке?

- Как вы думаете, на каком уровне находятся ваши знания, умения, навыки по данной теме? На пригорке или горе? Или между ними? Почему?

- Возьмите пожалуйста лист с таблицей. Заполните её. Оцените свою деятельность на уроке. ( слайд 17)

- Кого вы хотите поблагодарить за урок?

- Чем вам урок был полезен? ( слайд 18)






































Самоанализ

урока русского языка по теме:

« Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова по сильной позиции»

Урок русского языка был проведен во 2 классе в рамках обмена опытом среди педагогов начальных классов.

Тип урока: урок контроля и оценки

Основная цель урока контроля и оценки для учителя: через контрольно-оценочные действия детей проверить и оценить их уровень овладения известным способом действия и понимания границ его применения.

На уроке целенаправленно осуществлялась переда учащимся учительских функций контроля и оценки действий. При этом младшие школьники осваивали позиции «учителя» и «учащегося». Задания, которые предлагались детям для выполнения на уроке , отвечали следующим требованиям:

  • Задания были подобраны так, чтобы дети целенаправленно использовали известный способ действия( алгоритм работы) и способы самопроверки при его использовании

  • Задания содержали ошибки, связанные с использованием изученного способа действия для поиска, обнаружения и исправления ошибок, анализа их причин.

  • Среди предложенных заданий были задания с «ловушками».

На данном уроке учащиеся учились разграничивать собственные знания и незнания, задавать «умные вопросы», осознанно отказываться от выполнения некоторых заданий.

Урок был построен в соответствии с основными компонентами в структуре урока контроля и оценки:

  1. Создание учебной ситуации

  2. Контроль и оценка использования способа действия

  3. Рефлексия

На уроке русского языка сочетались разные методы и приемы проведения :

  • проблемно-поисковый метод обучения;

  • исследовательский ;

  • учебные дискуссии;

  • наглядная презентация по ходу выполнения задания урока;









Основные формы организации деятельности учащихся на уроке:

  • учебный диалог;

  • групповая работа и работа в парах;

  • действовать в позиции «учителя» и «ученика»;

  • работа с известными алгоритмами действий;



Цель применения ИКТ на уроке:

  • усиление воспитательной функции урока

  • активизация познавательной деятельности учащихся

  • формирование коммуникативной компетенции

  • повышение уровня умения работать с информацией различных источников

  • формирование информационной культуры

В ходе урока были достигнуты цели и задачи . Данный урок позволил проявить учащимся познавательную активность и интерес к изучаемой теме, осознать личное участие и ответственность за успех совместной работы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!