Урок русского языка по программе развивающего обучения. (образовательная система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.) Класс: 2
Тема: Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова по сильной позиции
Вид урока: Урок контроля и оценки
Цель и задачи :
Систематизировать полученные знания при работе с родственными словами
Закрепить и отработать последовательность действий при проверке орфограмм слабых позиций в корне слова по сильной позиции
Контроль и взаимоконтроль за овладением способами проверки орфограмм слабых позиций в корне слова по сильной позиции
Учиться работать в группах и действовать в позиции «учителя» и «ученика»
Планируемые результаты:
Личностные:
способность оценивать такие личностные качества одноклассников, как аккуратность, организованность, товарищество, умение отстаивать свою точку зрения, самостоятельность;
способность понимать другого человека, становиться в его позицию и рассматривать свои действия и их результат с точки зрения этого человека;
Метапредметные :
умение вместе с одноклассниками составлять план анализа изучаемого объекта, планировать последовательность собственных действий с изучаемым объектом;
способность осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач (вопросы к одноклассникам и к учителю, обращение к источнику — словарям, энциклопедиям, интернету);
работать с информацией, представленной в виде таблиц, схем, моделей ,алгоритма;
Предметные:
владение способом определения значимых частей слова окончания, основы, корня;
постановка орфографических задач по ходу письма;
владение способом определения корня слова,
умение подбирать к слову однокоренные слова;
определение лексического значения слов с помощью контекста и толкового словаря;
владение способами проверки орфограмм слабых позиций в корне слова по сильной позиции;
Универсальные учебные действия:
Личностные:
Регулятивные:
планировать свою деятельность, оценивать работу одноклассников;
Познавательные:
обобщать, классифицировать, сравнивать; моделировать общий способ проверки орфограмм слабых позиций;
выделять причины и следствия для получения необходимого результата;
Коммуникативные:
умение точно выражать свои мысли, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
Преобладающие методы:
Основные формы организации деятельности учащихся на уроке:
учебный диалог;
групповая работа и работа в парах;
действовать в позиции «учителя» и «ученика»;
Техническое оборудование:
ИКТ;
презентация к уроку (мультимедийное сопровождение);
толковый словарь С. И. Ожегова;
листы с заданиями;
таблица;
раздаточный материал(кружки красного и зеленого цветов);
Структура и ход урока:
Орг. момент
Возьмитесь пожалуйста за руки, улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи и успехов своим одноклассникам на уроке.
Создание учебной ситуации
- Мы продолжаем учиться работать по группам, в паре, а также выступать в роли «учителя». Поэтому мы с вами договорились, что этот урок мы будем вести вместе.
- Подумайте, чему будет посвящен наш урок?
- А задания чему будут посвящены?
- Сформулируйте тему нашего урока. (слайд 2)
- Работать на уроке мы будем по плану. (слайд 3)
- Приступаем к первому пункту плана. Какие цели будут решаться в ходе урока? (слайд 4)
- Перейдем ко второму пункту плана. Предоставим слово моей помощнице, вашей однокласснице.
Анализ условий решения задачи. Контроль и оценка.
Ученик:
- Ребята, посмотрите на экран и определите, какое задание я вам предлагаю выполнить? (слайд 5)
- Для того, чтобы выполнить это задание, что необходимо
вам вспомнить?
- Дайте определение, что такое родственные слова.
- По какому алгоритму вы будете работать? ( слайд 6)
- Запишите родственные слова к слову гриб.
Учитель:
- Поменяйтесь листочками с соседом по парте. Проверьте работу одноклассников. Оцените их работу с помощью кружочков. Почему вы подняли красный кружочек? Зеленый? Обоснуйте свой выбор.
- Какие родственные слова вы подобрали к слову гриб? (слайд 7-9)
- Докажите, что все эти слова родственные.
- Как вы думаете зачем вы выполняли данное задание? Зачем вам необходимо это умение? Что вы пожжете сказать о подобранных родственных словах?
- Вспомните алгоритм проверки орфограмм слабых позиций в корне слова по сильной позиции. ( слайд 10)
- А сейчас я хочу предоставить слово вашему однокласснику, который предложит вам задание на отработку алгоритма по проверке орфограмм слабых позиций в корне слова по сильной позиции.
Ученик:
- Ребята, я вам предлагаю выполнить следующее задание. На экране вы видите текст. Этот текст лежит у вас на парте. Подумайте, что необходимо вам выполнить. ( слайд 11)
Учитель:
- Это задание каждый выполняет индивидуально, а ваша одноклассница выполнить эту работу на компьютере. За выполненную работу вы получите оценку.
- С какой целью ваш одноклассник предложил данное задание?
Динамическая пауза: (слайд 12)
- Совсем недавно закончились зимние олимпийские игры 2014 года. Мы с большим интересом наблюдали за выступлениями спортсменов. Пообщавшись с вами на классном мероприятии, на уроках окружающего мира, посвященных олимпиаде, я выяснила, что больше всего вас привлекли такие виды спорта, как лыжные гонки, биатлон, бобслей, скелетон, прыжки на лыжах с трамплина, горнолыжный спорт. И вы наверное обратили внимание, сколько разных горок и пригорков пришлось преодолевать спортсменам. Им покорялась любая высота.
- Я приглашаю вас выйти из-за парт, присоединиться ко мне. Попробуйте изобразить самую высокую горку (дети поднимают руки вверх), а теперь маленький пригорок (дети приседают), а теперь на вашем пути опять крутая гора.
- Молодцы. Возьмитесь за руки. Благодаря взаимовыручке, поддержке наши российские спортсмены добились колоссальных успехов в своем нелегком спортивном труде. Я желаю вам таких же олимпийских побед в учебе. ( дети возвращаются на свои места)
- Посмотрите на доску. Прочитайте записанные слова. (слайд 13). Что вы можете сказать об этих словах? Ученик рассказывает о своей исследовательской работе при работе со словарем Ожегова. Идет прослушивание информации о лексических значениях слов.
( слайд 14-15)
- Сделайте выводы.
Задание с ловушкой:
- А теперь поработаем в группах. Давайте вспомним, как вы будете работать в группах?
- На экране вы видите текст. В этом тексте слово водитель выделено красным цветом. Как вы думаете, какое задание я вам предлагаю выполнить? Как вы будете его выполнять? (слайд 16)
-Проверим вашу работу. Первая группа отчитается о проделанной работе Вторая и третья группа оцените работу первой группы с помощью кружочков. Были ли трудности при выполнении данного задания? Какой вывод вы можете сделать из этого задания?
Рефлексия:
- Достигли ли вы поставленных целей на уроке?
- Как вы думаете, на каком уровне находятся ваши знания, умения, навыки по данной теме? На пригорке или горе? Или между ними? Почему?
- Возьмите пожалуйста лист с таблицей. Заполните её. Оцените свою деятельность на уроке. ( слайд 17)
- Кого вы хотите поблагодарить за урок?
- Чем вам урок был полезен? ( слайд 18)
Самоанализ
урока русского языка по теме:
« Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова по сильной позиции»
Урок русского языка был проведен во 2 классе в рамках обмена опытом среди педагогов начальных классов.
Тип урока: урок контроля и оценки
Основная цель урока контроля и оценки для учителя: через контрольно-оценочные действия детей проверить и оценить их уровень овладения известным способом действия и понимания границ его применения.
На уроке целенаправленно осуществлялась переда учащимся учительских функций контроля и оценки действий. При этом младшие школьники осваивали позиции «учителя» и «учащегося». Задания, которые предлагались детям для выполнения на уроке , отвечали следующим требованиям:
Задания были подобраны так, чтобы дети целенаправленно использовали известный способ действия( алгоритм работы) и способы самопроверки при его использовании
Задания содержали ошибки, связанные с использованием изученного способа действия для поиска, обнаружения и исправления ошибок, анализа их причин.
Среди предложенных заданий были задания с «ловушками».
На данном уроке учащиеся учились разграничивать собственные знания и незнания, задавать «умные вопросы», осознанно отказываться от выполнения некоторых заданий.
Урок был построен в соответствии с основными компонентами в структуре урока контроля и оценки:
Создание учебной ситуации
Контроль и оценка использования способа действия
Рефлексия
На уроке русского языка сочетались разные методы и приемы проведения :
проблемно-поисковый метод обучения;
исследовательский ;
учебные дискуссии;
наглядная презентация по ходу выполнения задания урока;
Основные формы организации деятельности учащихся на уроке:
учебный диалог;
групповая работа и работа в парах;
действовать в позиции «учителя» и «ученика»;
Цель применения ИКТ на уроке:
усиление воспитательной функции урока
активизация познавательной деятельности учащихся
формирование коммуникативной компетенции
повышение уровня умения работать с информацией различных источников
формирование информационной культуры
В ходе урока были достигнуты цели и задачи . Данный урок позволил проявить учащимся познавательную активность и интерес к изучаемой теме, осознать личное участие и ответственность за успех совместной работы.