Актуализация знаний Повторение пройденного. Работа по “ленте букв”. | На доске звуки русского языка. – Разделите звуки на группы (гласные , согласные) – Дополните мои высказывания: – Звуки мы ……. (слышим), а буквы ……… (пишем). Сегодня мы вспомним, что мы знаем о согласных звуках. – Охарактеризуйте согласные звуки. На какие группы их можно разделить? – Прочитайте буквы, обозначающие парные согласные звуки (б – п, в – ф,г – к, д – т, ж – ш, з – с). – Какие “особенные” согласные звуки вы знаете? ([ж], [ш],[ц], [ч'], [щ']). – Назовите всегда мягкие согласные звуки ([ч'], [щ']). – Назовите всегда твёрдые согласные звуки ([ж], [ш], [ц]). Послушайте грамматическую сказку про эти согласные звуки. Жили на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалёку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили они очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные -Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чём не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие – с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. |
Решение задачи урока 1. Комментированное письмо. | Выполнение задания: письмо с комментированием. Объясните. почему по правилам графики после этих шипящих Ж и Ш пишется именно эта гласная. В какой позиции? [ж ы]знь, [ш ы]ло, но [ж ы], шала[ш ы], [ч’ а щ’ а], [ч’ а] йка, [щ’ у] ка, [ч’ у] м, |
2. Словарная работа. | – Посмотрите на условный значок на полях. Какое новое слово встретилось в тексте? (Товарищ). - Товарищ (в ж.р. товарка) — человек, связанный с другими лицами, принадлежностью к одному коллективу, организации, группе, среде и т. п.; человек, которого объединяют с кем-нибудь общие занятия, деятельность, взгляды, условия жизни и пр.; ровня в чём-либо. - Товарищ — форма обращения. Слово “товарищ” является уставным обращением в Российской Армии и КПРФ, а женская форма слова (товарка) никогда не применялась в качестве обращения – обращались так же, как к мужчине. - Товарищ (в гражданском праве) — участник коммерческого товарищества. Можно ли одноклассников назвать товарищами? Любого ли товарища можно назвать другом? Как вы понимаете выражение: Уважай своего товарища. Работа с учебником. Упр.13 (с.10) Устное выполнение. – Какие буквосочетание встретились? Как будете писать данные буквосочетания? |
Физкультминутка | Ши-ши-ши – ты руками помаши, Жи-жи-жи – право-лево покажи, Ча-ча-ча – тяни руки до плеча, Ща-ща-ща – головою повращай, Чу-чу-чу – ты присядь, я промолчу, Щу-щу-щу – всех глазами поищу. Какие слова с изученными сегодня буквосочетаниями встретились в физкультминутке? |
Решение частных задач | (Учитель показывает слово в форме единственного числа, дети множественного числа), орфограмму комментируют). Стриж – ……., нож – ……, корж - ……. шалаш - ……. Упр.14 (с. 11) Выполняется самостоятельно после предварительного разбора по шагам. Проверка: один ученик читает выписанные слова, остальные учащиеся проверяют себя. Если задание выполнено верно, то на полях ставят знак “+”. Письмо под диктовку. (Учащиеся выполняют деление слов для переноса, один учащийся работает у доски.) Слова: шила, чайка, кручу, щука, чашка, чай. Взаимопроверка. Ученик, работающий у доски, открывает решение. Остальные учащиеся меняются тетрадями, проверяют работы по образцу на доске, ошибки исправляют карандашом) – Правильно ли написал ваш сосед по парте? Оцените его работу. “!” – молодец, ты всё написал правильно. “+” – хорошо, но ещё немного ошибаешься. “-” – тебе нужна помощь учителя. Работа с диском – электронное приложение к учебнику “Русский язык” |