СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по программе развивающего обучения (образовательная система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по программе развивающего обучения (образовательная система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)»

Урок русского языка по программе развивающего обучения (образовательная система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)


Класс: 1

Учитель: Файзуллина Р.Х.


Тема: Правописание гласных после шипящих

Тип урока: Решение частных задач

Цели урока:

  1. Формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ;

  2. Способствовать развитию фонематического слуха, памяти, внимания;

  3. Воспитывать интерес к родному языку, прививать любовь к труду.

Планируемые результаты: 

учащиеся научатся характеризовать непарные твёрдые и мягкие согласные звуки русского языка; применять правила правописания, подбирать примеры с определённой орфограммой.

учащиеся продолжат учиться работать в паре, самостоятельно, фронтально; учиться навыкам самооценивания и взаимооценивания; ставить перед собой задачи и решать их.

Оборудование: учебник “Русский язык”, (авторы: С. В. Ломакович Л.И. Тимченко), “лента букв”, диск к учебнику, мультимедийный проектор, экран.


Ход урока

Этапы урока

Содержание урока

Организационный момент.

У нас необычный урок сегодня урок,
Выяснить надо, кто в классе знаток?
Да-да! Знаток русского языка!

Актуализация знаний

Повторение пройденного.

Работа по “ленте букв”.

На доске звуки русского языка.

– Разделите звуки на группы (гласные , согласные)

– Дополните мои высказывания:

– Звуки мы ……. (слышим), а буквы ……… (пишем).

Сегодня мы вспомним, что мы знаем о согласных звуках.

– Охарактеризуйте согласные звуки. На какие группы их можно разделить?
– Прочитайте буквы, обозначающие парные согласные звуки (б – п, в – ф,г – к, д – т, ж – ш, з – с).

– Какие “особенные” согласные звуки вы знаете?  

([ж], [ш],[ц], [ч'], [щ']).

– Назовите всегда мягкие согласные звуки ([ч'], [щ']).
– Назовите всегда твёрдые согласные звуки ([ж], [ш], [ц]).

Послушайте грамматическую сказку про эти согласные звуки.
Жили на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалёку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили они очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные -Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чём не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие – с тех пор у них и дружба врозь.

Никогда не стоят они вместе, а только так: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Определение темы и задачи урока

– Определите тему сегодняшнего урока.
Какая задача будет стоять сегодня перед нами?

Решение задачи урока

1. Комментированное письмо.

Выполнение задания: письмо с комментированием.

Объясните. почему по правилам графики после этих шипящих Ж и Ш пишется именно эта гласная. В какой позиции?

[ж ы]знь, [ш ы]ло, но [ж ы], шала[ш ы], [ч’ а щ’ а], [ч’ а] йка,

[щ’ у] ка, [ч’ у] м,

2. Словарная работа.

– Посмотрите на условный значок на полях. Какое новое слово встретилось в тексте? (Товарищ).

- Товарищ (в ж.р. товарка) — человек, связанный с другими лицами, принадлежностью к одному коллективу, организации, группе, среде и т. п.; человек, которого объединяют с кем-нибудь общие занятия, деятельность, взгляды, условия жизни и пр.; ровня в чём-либо.

- Товарищ — форма обращения. Слово “товарищ” является уставным обращением в Российской Армии и КПРФ, а женская форма слова (товарка) никогда не применялась в качестве обращения – обращались так же, как к мужчине.

- Товарищ (в гражданском праве) — участник коммерческого товарищества.

Можно ли одноклассников назвать товарищами?

Любого ли товарища можно назвать другом?

Как вы понимаете выражение: Уважай своего товарища.

Работа с учебником. Упр.13 (с.10)

Устное выполнение.

– Какие буквосочетание встретились? Как будете писать данные буквосочетания?

3. Игра “Кто больше?

Кто больше подберёт слов, в которых встречаются слоги или буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

4. Чтение правила.

– Прочитайте слова тётушки Совы на с. 11.
– С какими орфограммами познакомились?
– Как пишутся данные орфограммы?
– Приведите примеры слов, которые ещё не встречались сегодня на протяжении урока.

Физкультминутка

Ши-ши-ши – ты руками помаши,

Жи-жи-жи – право-лево покажи,

Ча-ча-ча – тяни руки до плеча,

Ща-ща-ща – головою повращай,

Чу-чу-чу – ты присядь, я промолчу,

Щу-щу-щу – всех глазами поищу.


Какие слова с изученными сегодня буквосочетаниями встретились в физкультминутке?

Решение частных задач

  • Игра “Орфографический мяч”.

(Учитель показывает слово в форме единственного числа, дети множественного числа), орфограмму комментируют).
Стриж – ……., нож – ……, корж - ……. шалаш - …….

  • Самостоятельная работа

Упр.14 (с. 11)

Выполняется самостоятельно после предварительного разбора по шагам. Проверка: один ученик читает выписанные слова, остальные учащиеся проверяют себя. Если задание выполнено верно, то на полях ставят знак “+”.

  • Письмо под диктовку. (Учащиеся выполняют деление слов для переноса, один учащийся работает у доски.)
    Слова:  шила, чайка, кручу, щука, чашка, чай.
    Взаимопроверка. Ученик, работающий у доски, открывает решение. Остальные учащиеся меняются тетрадями, проверяют работы по образцу на доске, ошибки исправляют карандашом)
    – Правильно ли написал ваш сосед по парте? Оцените его работу.
    “!” – молодец, ты всё написал правильно.
    “+” – хорошо, но ещё немного ошибаешься.
    “-” – тебе нужна помощь учителя.

  • Работа с диском – электронное приложение к учебнику “Русский язык”

Обобщение по теме урока.

Рефлексия.

– Что нового узнали на уроке?
– Чему научились?
– Какое задание показалось самым интересным?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!