Урок русского языка по теме "Монолог"

Категория: Русский язык

Урок: открытие нового знания

Предмет: русский язык  

Тема: «Монолог»

Цель:  Активизация знаний обучающихся о тексте и признаках текста.

Оборудование: учебник

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Мотивация к познавательной деятельности.

Здравствуйте, дети, садитесь. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Меня зовут Юлия Андреевна.

Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость и смекалка.

 

 

Приветствие учителя.

 

 

 

2. Актуализация и пробные учебные действия.

Загремел весёлый гром.

В этом предложении говорится о громе. Что? гром. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. Гром (что сделал?) загремел. Это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами. Гром (какой?) весёлый, это второстепенный член предложения подчёркиваем волнистой линией.

Вспомним, какими бывают предложения по цели высказывания?  По интонации?

Какое это предложение по цели высказывания?  По интонации?

Молодцы, скажите, что такое существительно? Что такое глагол? Что такое прилагательное?

Что такое предложение? Что такое текст?

Как выделяется абзац на письме?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Локализация  индивидуальных затруднений.

Молодцы, ребята, откроем упражнение № 143 в учебнике, прочитаем задание?

Прочитаем текст. Докажите, что это текст.

О ком нам рассказал мальчик? О себе или о ком-то еще?

С кем разговаривает мама?

Почему же мама на вопрос соседки о том, кто же наказал мальчика, мама ответила, что он сам?

Ваша задача списать выделенные слова, разделяя их на слоги.

Скажите, как эти слова разделить для переноса? Выделите в словосочетании «обидел товарища» только твердые согласные?

Ребята, мы с вами продолжаем знакомиться с особенностями текста.

Посмотрите на доску, переда вами два слова? Чем они похожи? Верно, в них есть одинаковая часть –лог-, которая обозначает говорить.

 

В переводе с греческого моно- один

Диа- двое

Давайте с вами попробуем расшифровать, что же значит слово диалог, а что значит слово монолог?

 

Вернем к 143 заданию и посмотрим, та часть текста, в которой мальчик рассказывал про себя, будет монологом или диалогом? А вторая часть, в которой мама разговаривает с соседкой?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Построение выхода из затруднения.

 Сейчас откроем учебники и еще раз прочитаем, что же такое монолог?

Выполним упражнение 144 в учебнике. Рассмотрим рисунки. Сейчас мы с вами устно выполним творческое задание, расскажем сказку по этим картинкам. Итак, начинаем создавать сказку с помощью вопросов на стр. 110. Куда пришли дедушка с бабушкой? Что они стали делать? Почему они убежали? Кто подошел к сухому дереву? Медвежата спорили между собой? Что получилось из-за того, что каждый медвежонок тянул пилу к себе?

Что случилось с медвежатами?

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

5.Реализация построенного проекта.

Подумаем, какое заглавие подходит к сказке: «Глупые медвежата», «Дедушка и медведи»?

Ребята, в  создании текста вам помогли картинки и вопросы, они подсказали, в каком порядке нужно рассказывать.

Определенный порядок, последовательность речи- это план речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Обобщение во внешней речи.

Откроем стр. 112. Ребята, нам нужно рассказать историю уже по определенному плану. Так же нам в этом помогу картинки.

Подумайте самостоятельно, а потом мы обсудим, что же у вас получилось? Ребята, как вы думаете, если бы не было определенного плана, было бы сложнее создавать историю?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Самостоятельная работа с проверкой по эталонам.

 Теперь каждый из вас попробует написать 3-4 предложение и совей любимой игре.

Скажите, если вы говорили одни, то это диалог или монолог?

 

 

 

 

 

 

 

8.Включение в систему знаний и повторений

Выполним упражнение №147,  прочитаем стихотворение Бунина . Обратите, внимание,  ниже этого стихотворения вам дано объяснение таких слов, как терем и багряный? Прочитайте, что значат эти слова?  

Найдем сравнение, с чем сравнивает поэт лес? Какие имена прилагательные создают образ леса? Выпишите основу предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Давайте покажем, что он прошёл не зря. Вспомним, о чем мы сегодня говорили? Что такое диалог, что такое монолог?

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Монолог"»



Дата: 26.04.2019

Урок: открытие нового знания

Предмет: русский язык

Тема: «Монолог»

Цель: Активизация знаний обучающихся о тексте и признаках текста.

Оборудование: учебник



Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Мотивация к познавательной деятельности.

Здравствуйте, дети, садитесь. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Меня зовут Юлия Андреевна.

Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость и смекалка.



Приветствие учителя.




2. Актуализация и пробные учебные действия.

Загремел весёлый гром.

В этом предложении говорится о громе. Что? гром. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. Гром (что сделал?) загремел. Это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами. Гром (какой?) весёлый, это второстепенный член предложения подчёркиваем волнистой линией.

Вспомним, какими бывают предложения по цели высказывания? По интонации?

Какое это предложение по цели высказывания? По интонации?

Молодцы, скажите, что такое существительно? Что такое глагол? Что такое прилагательное?

Что такое предложение? Что такое текст?

Как выделяется абзац на письме?














3. Локализация индивидуальных затруднений.

Молодцы, ребята, откроем упражнение № 143 в учебнике, прочитаем задание?

Прочитаем текст. Докажите, что это текст.

О ком нам рассказал мальчик? О себе или о ком-то еще?

С кем разговаривает мама?

Почему же мама на вопрос соседки о том, кто же наказал мальчика, мама ответила, что он сам?

Ваша задача списать выделенные слова, разделяя их на слоги.

Скажите, как эти слова разделить для переноса?
Выделите в словосочетании «обидел товарища» только твердые согласные?

Ребята, мы с вами продолжаем знакомиться с особенностями текста.

Посмотрите на доску, переда вами два слова? Чем они похожи?
Верно, в них есть одинаковая часть –лог-, которая обозначает говорить.


В переводе с греческого моно- один

Диа- двое

Давайте с вами попробуем расшифровать, что же значит слово диалог, а что значит слово монолог?


Вернем к 143 заданию и посмотрим, та часть текста, в которой мальчик рассказывал про себя, будет монологом или диалогом?
А вторая часть, в которой мама разговаривает с соседкой?












4. Построение выхода из затруднения.

Сейчас откроем учебники и еще раз прочитаем, что же такое монолог?

Выполним упражнение 144 в учебнике. Рассмотрим рисунки.
Сейчас мы с вами устно выполним творческое задание, расскажем сказку по этим картинкам.
Итак, начинаем создавать сказку с помощью вопросов на стр. 110.
Куда пришли дедушка с бабушкой?
Что они стали делать?
Почему они убежали?
Кто подошел к сухому дереву?
Медвежата спорили между собой?
Что получилось из-за того, что каждый медвежонок тянул пилу к себе?

Что случилось с медвежатами?












5.Реализация построенного проекта.

Подумаем, какое заглавие подходит к сказке: «Глупые медвежата», «Дедушка и медведи»?

Ребята, в создании текста вам помогли картинки и вопросы, они подсказали, в каком порядке нужно рассказывать.

Определенный порядок, последовательность речи- это план речи.















6.Обобщение во внешней речи.

Откроем стр. 112. Ребята, нам нужно рассказать историю уже по определенному плану. Так же нам в этом помогу картинки.

Подумайте самостоятельно, а потом мы обсудим, что же у вас получилось?
Ребята, как вы думаете, если бы не было определенного плана, было бы сложнее создавать историю?










Физкультминутка




























7.Самостоятельная работа с проверкой по эталонам.

Теперь каждый из вас попробует написать 3-4 предложение и совей любимой игре.

Скажите, если вы говорили одни, то это диалог или монолог?








8.Включение в систему знаний и повторений

Выполним упражнение №147, прочитаем стихотворение Бунина .
Обратите, внимание, ниже этого стихотворения вам дано объяснение таких слов, как терем и багряный?
Прочитайте, что значат эти слова?


Найдем сравнение, с чем сравнивает поэт лес? Какие имена прилагательные создают образ леса?
Выпишите основу предложения.









9.Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Давайте покажем, что он прошёл не зря. Вспомним, о чем мы сегодня говорили?
Что такое диалог, что такое монолог?












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей