СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме"Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок формирования первоначальных навыков и УУД,овладения новыми предметными умениями.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме"Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов."»

5 класс

Тема урока: Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов.

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.

УМК:

Ладыженская Т.А, Баранов М.Т, Тростенцова Л.А.. Учебник «Русский язык» 5 класс, Москва,

Просвещение, 2015



Цель: Познакомить с понятием «морфема». Дать понятие о морфемике как разделе языкознания. Показать значение морфем в образовании слов, формировать навык различать формы слова и однокоренные слова

Задачи:

-В ходе урока воспитанники придут к пониманию роли морфем в образовании слов, научатся выделять морфемы в словах, различать формы слова и однокоренные слова.

-создать условия для развития наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы при работе со однокоренными словами и формами слов; формировать умение устанавливать связи между языковыми явлениями; работать над развитием монологической и диалогической формами речи в процессе работы над морфемным анализом слова.

-Обеспечить условия для развития мотивации к познавательной и аналитической деятельности; способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения морфем.

УУД

Личностные:

адекватное распознавание ситуации, постановки и эффективного выполнения целей, задач, норм при работе со словом.

Регулятивные:

Целеполагание и прогнозирование результатов деятельности, оценка действий.

Коммуника-

тивные:

слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познаватель-

ные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования морфемного состава слова.



Планируе-

мые ре-

зультаты

Предметные:

Знать понятия «морфема», «значимая часть слова», предмет изучения морфемики; отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова; уметь выделять в слове морфемы, отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова.

Личностные:

осознавать ценности русского языка и возможности, предоставляемые средствами русского языка – морфемами, для самовыражения и развития творческих способностей личности.

Метапредмет-

ные:


Умение анализировать, сравнивать, делать обобщения, строить рассуждения, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии.



Основные понятия: Освоение учениками понятий «морфема», «морфемика», «формы слова», «однокоренные слова», «лексическое и грамматическое значение».

Элементы

технологий

ИКТ, технология развития критического мышления, дифференцированный подход в обучении, проблемное обучение.

Межпред-

метные

связи

Литература

Социали-

зация

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из ситуаций.

Формы ра-

боты

Ф - фронтальная, И - индивидуальная, П - парная, Г - групповая



Ф – целевая установка, работа с новой терминологией, работа с учебником



Тип урока:урок «открытия» новых знаний

Ход урока.

1.Оргмомент.

Приветствие, представление преподавателя

Здравствуйте.

Друзья, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Улыбки ваших милых глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда – талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сотворим урок.

Сегодня я предлагаю вам на уроке быть не просто учениками, а стать настоящими учеными. Согласны? А какими качествами должен обладать ученый? Уметь анализировать, делать выводы, замечать закономерности, а также дать оценку своим достижениям. Я уверена, что вы тоже умеете все это делать. Проверим? Для начала предлагаю размяться :

Лишь стукнет она
К нам в окошко снежком,
Мы санки берём
И на горку — бегом!
(Зима)Да, молодцы,вы отгадали загадку.

2Актуализация и пробное учебное действие,

фиксирование затруднения в пробном действии(создание проблемной ситуации)

Как можно разделить слово?на какие части и элементы?(слово можно разделить на буквы,на звуки,на слоги-ЗАГАДКА

Можно ещё разделить слово определённым образом ,на такие собенные части,у которых есть своё название,чтобы его узнать разгадайте самостоятельно кроссворд

Критерий оценивания:7-«5», 6-«4» 4-5-«3» «2»-меньше 3


1

















2










3











4












5










6











7










1.Слова с близкими лексическими значениями.

2……изучает звуки речи

3….. изучает части речи.

4.Буква,которую нужно проверить или объяснить.

5…..изучает слова и их лексические значения.

6.Слова,которые одинаково пишутся, одинаково слышатся, но имеют разные лексические значения.

7.Слова с противоположным лексическим значением.

(Проверка по эталону)

Проверьте и занесите отметку в оценочный лист.Знакомо ли вам это понятие,попробуйте определить цель нашего урока.Сегдня на уроке мы должны узнать, что такое морфема.


1

с

и

н

о

н

и

м

ы












2

ф

о

н

е

т

и

к

а


3

м

о

р

ф

о

л

о

г

и

я

4

о

р

ф

о

г

р

а

м

м

а


5

л

е

к

с

и

к

а



6

о

м

о

н

и

м

ы




7

а

н

т

о

н

и

м

ы

3.Выявление места и причины затруднения.

А что такое морфема?Вот слово ,разделённое на морфемы

под-окон-ник Сформулируйте правило о том,что такое морфема.Разгадывая кроссворд,вы назвали несколькоразделов науки о русском языке:лексику,фонетику,морфологию.Посмоторите на тему нашего урока.Что изучает морфемика?(Пар.70)Легко ли слово разделить на морфемы?Попробуйте выполнить работу на оценку.Заполните таблицу,внося в графу только одну морфему.Проверьте работу по эталону на экране.Объясните,что у вас не получилось? Критерий оценивания :

5-«5» , 4-«4», 3-«3»

приставка

корень

суффикс

суффикс

окончание


снеж

н


ая

По

беж

а

л

и


бур



я


ден

ёк



пере

прыг

ива

л

и



Снежная,побежали,буря,денёк,перепрыгивали

приставка

корень

суффикс

суффикс

окончание
































IV этап. Построение проекта выхода из затруднения. IV этап. Построение проекта выхода из затруднения.

Какие морфемы можно выделить в слове?

Ответ- корень, приставку, суффикс, окончание.

Что вы делаете для того,чтобы разделить слово на морфемы?(подбор однокоренных слов) А дальше мы находим?(приставку)


2. Давайте проверим, умеете ли вы выделять в слове морфемы. Отгадайте шарады.

В списке вы мой обнаружите корень,

Суффикс – в собрании встретите вскоре,

В слове рассказ вы приставку найдете,

В целом – по мне на уроки пойдете.

(расписание)

Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале.

(оценка)

Какое слово получилось?

V этап. Реализация построения проекта.

– Почему морфема является значимой частью слова? Докажите, используя слова рука – рукав – нарукавник.

- Что вы должны для этого сделать?

Ответ - Выделить морфемы и объяснить, как и почему меняется смысл слова.

Ответ

рук-а – часть тела; рук-ав – часть одежды, надеваемая на руку, смысл слова изменился из-за суффикса –ав-; на-рук-ав-ник - полурукав, надеваемый поверх рукавов для предохранения их от загрязнения во время работы, смысл слова изменился из-за приставки на-, суффикса –ник-.(перевод на родной язык)

Вывод: ͡ , ¬ , ˄ - значимые части слова, в них заключено его лексическое значение, каждая новая морфема вносит в слово свою часть смысла и получаются новые слова (с новым лексическим значением).

  1. А какое значение имеет окончание?

Может ли оно образовывать новые слова?

Понаблюдаем

рука рукав нарукавник

руки рукава нарукавника

руке рукаву нарукавнику

руку рукавом нарукавником

- Изменилось ли лексическое значение слова с появлением другого окончания?

Ответ – нет

- А что изменилось?

Ответ – падеж, т.е. грамматическое значение.

Вывод: □ – значимая часть слова, в нём заключено грамматическое значение слова, поэтому при помощи окончания мы образуем не новые слова, а формы слова

Физминута

VI этап. Этап первичного закрепления с проговариванием

во внешней речи. 4. Прочтём § 71 с. 5.

Сформулируйте самостоятельно вопросы по § 71 и задайте их товарищам.

Ответ -

- Чем отличаются однокоренные слова от форм слова?

- Как образуются однокоренные слова?

- Как образуются формы слова?

- Что изменяется в слове при образовании однокоренного слова?

Однокоренные слова  - это слова с одинаковым корнем, но с разными приставками и суффиксами.

Формы слова – это варианты одного и того же слова, которые образуются с помощью окончаний.



VII этап. Самоконтроль и самопроверка по эталону.

«5»--нет ошибок

«4»-1-2 ошибки

«3»-3-4 ошибки

«2»-5 и более ошибок

СЛОВО

ФОРМА

ПРОВЕРКА

ОДНОКОРЕННОЕ
СЛОВО

ПРОВЕРКА

зима

зимний


зимушка


снег

снега


снежинка


задувает

дуть


дуновение


серебристый

серебро


серебристая


еловая

ёлочка


ель






СЛОВО

ФОРМА

ПРОВЕРКА

ОДНОКОРЕННОЕ
СЛОВО

ПРОВЕРКА

зима

зимний

-

зимушка

+

снег

снега

+

снежинка

+

задувает

дуть

_

дуновение

+

серебристый

серебро

-

серебристая

_

еловая

ёлочка

_

ель

-





VIII этап. Этап включения в систему знаний и повторения


  1. Упражнение 376 (самостоятельно с самопроверкой или взаимопроверкой и оценкой работы)

Запишите слова в столбик. Разделите слова на морфемы. Подберите к первым пяти словам формы слов, к последним пяти словам – однокоренные.

Ответ –

Уборка – уборкой

Хлебный – хлебная

Украсят – украсит

Принесли – принесла

Говорливы – говорливого


Заколка – укол

Безветренный – ветер

Земляной – земля

Надрежут – резать

Приберегли – беречь


Резерв

  1. Упражнение 377. Укажите в какой форме употреблены выделенные слова.

Ответ:

С Юрой – сущ., в форме тв.п., ед.ч.;

Приходим – глаг., в форме наст.вр., в 1-м л., во мн.ч.;

Красят - глаг., в форме наст.вр., в 3-м л., во мн.ч.;

Лестничную – прилаг., в форме вин.п., ед.ч., ж.р.;

Клетку – сущ., в форме вин.п., ед.ч.

IX этап. Этап рефлексии.

Какая цель была поставлена на уроке?

Что нового узнали?

- Что такое морфема.

- Что изучает морфемика.

- Для чего служит каждая морфема.

- Чем отличаются формы слова от однокоренных.

Оформите свои знания в виде схемы










Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы :

сегодня я узнал…

было трудно…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я научился…

у меня получилось …

особенно понравилось…

нужно выучить…



Запишите домашнее задание: П.70,71.

Задание на выбор:

1.Написать лингвистическую сказку о морфемах или сочинить шараду.

2. Упр. 378.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!