СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Односоставные предложения" в 8 классе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческая мастерская. Урок по русскому языку в 8 классе. 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Односоставные предложения" в 8 классе.»

Тема: Односоставные предложения. Сочинение по теме «Зачем зажигаются звезды?»

Тип урока: Урок – педагогическая мастерская

Цель урока: 1. обучающая: закрепить и актуализировать знания учащихся об односоставных предложениях; их роли в тексте;

2. развивающая: развивать навыки аналитической работы учащихся над текстами разных стилей и типа речи, совершенствовать навыки выразительного чтения; сформировать навыки самостоятельной и групповой работы, развивать психические процессы творчества;

3. воспитывающая: заинтересовать учащихся, вызвать на философские размышления о звезде; формировать чувство сопричастности к понятию звезда как символическому образу.

Оформление. Эпиграф к уроку:

Послушайте, если звезды зажигают,

Значит это кому - нибудь нужно?

В.Маяковский

Ход урока:


  1. Фаза мотивации. В начале урока звучит песня «Маленький принц».

Слово учителя:

-Ребята, сейчас я вам сообщу очень интересную новость. Вы обратили внимание на то, какая необыкновенно полная и яркая луна стояла в эти ночи. Дело в том, что в этот период луна находилась очень близко к Земле.

Итак, наш урок - педагогическая мастерская - пройдет по теме «Зачем зажигаются звезды?» и под девизом: «Все способны!» Прежде чем приступить к работе над текстами, повторим изученное по односоставным предложениям.

- Составить лингвистическое сообщение по каждому типу односоставных предложений и выполним тест «Односоставные предложения»


  1. Фаза индукции.

- А теперь представим: Ночь. Звездное небо.

Напишите 2-3 предложения о звезде.

- Назовите слова - ассоциации к слову звезда. Запишите столбиком 5-6 слов, ко­торые связаны в нашем сознании с этим словом. Каждый — свои слова. (Ночь, кра­сивая, Вселенная, космос, загадочная, глаз, бла­годать, тайна, бездна, необъятное, зовет...)

- Нарисуйте силуэт своей звезды (индивидуальное или групповое задание). При­крепите рисунки на стенде (или классной дос­ке) так, чтобы получилась большая звезда.

- Вы нарисовали звезду. Символом ка­кой идеи может быть знак, изображаю­щий звезду? Запишите, символом каких ценностей является для вас ваша звезда. Поделитесь своими мыслями. (Символ красоты, счастья, недосягаемости, тай­ны, мечты, надежды на помощь, вели­кого...)

III. Фаза деконструкции. Работа с текстом. 1) Задания для групп:

- Определите стиль и тип речи текста?

- Какова его основная мысль?

- Найти односоставные предложения. Объяснить цель их употребления.

- Найти средства выразительности? Зачем они нужны в тексте7

- Кому же нужно, чтобы зажигались звезды?

Текст №1


- Самое главное - то, чего глазами не увидишь.

- Да, конечно.

- Это как с цветком. Если любишь цветок, что растет где-то на далекой планете, хорошо ночью глядеть в небо. Все звезды расцветают.

- Да, конечно

- Это как с водой. Когда ты дал мне напиться, та вода была как музыка, а все из-за ворота и веревки… Помнишь, она была очень хорошая.

- Да, конечно.

(из повести Экзюпери «Маленький принц»)



Текст №2

Хочу быть звездой

Я хотела бы быть звездой. Для родителей. Хочу, чтобы они гордились мной и еще крепче любили меня. Изо всех сил буду стараться светить как можно ярче, чтобы у них было больше радости.

Мне хочется стать звездой и для себя. Само­оценка, самоуважение, самостоятельность по­могут мне в жизни. И тогда потянутся ко мне остальные звезды и звездочки, а в мире по­явится еще одно созвездие.

Как в песне:

Зажигай,

Чтоб горело ясно!

Зажигай,

Чтобы не погасло!

Зажигай

В небе темно-синем!

Зажигай,

Сделано в России!

(Из сочинений учащихся 8 класса г.Кирова)

Текст №3

Стихотворение Е.Наумовой


Разговор с сыном о звезде

Однажды мой сын

мне сказал по секрету:

— Я звездочку с неба

достану во-о-н эту.

Сачком ли, крючком ли,

другим ли предметом —

Увидишь,

достану я звездочку эту.

Когда вы уснете,

залезу на крышу,

А с крыши высокая звездочка ближе.

Я спорить не стала:

— Допустим, ты сможешь,
Достанешь ты звездочку эту.

И что же?..

— Ее поселю над кроваткой своею.
И будет нам с нею

вдвоем веселее.

— А если в твоем уголке,

вся в печали,

По звездному небу

она заскучает?

Но сын не сдавался:

— На кухне поселим.
На кухне теплее,

светлее,

вкуснее...

Я тихо вздохнула:

— И даже на кухне

Без неба звезда твоя

сразу потухнет.


2) Составьте словарь речевых оборотов, выписав понравившиеся строки, слова, выражения в тетрадь. Словарь используйте при выполнении твор­ческой работы.

(Листы вывешиваются на доску с тем, чтобы в дальнейшем все мог­ли использовать находки при выполне­нии творческого задания.)

Свои примеры:

Далекая, загадочная, золотая, манящая, недо­ступная, неповторимая, непостижимая, светлая, таинственная, удивительная, прекрасная, путевод­ная, яркая, ясная... звезда и т.п.

IV. Фаза реконструкции.

1) Группы определяются по выбору по­нимания звезды как символа (символ счастья, мечты, добра, знаменитости и т.д.)

Индивидуальная работа, в парах или группах.

2) У каждого из нас — своя звезда, своя надежда. Слово звезда имеет 3 значения (небесное светило, знаменитость, геометрическая фигура). Мы же говорим о звезде как образе. Звезда, как нравственный стер­жень, не позволяет человеку оступиться, потерять веру в себя. Образ звезды часто появляется в творчестве писателей, жи­вописцев, композиторов, режиссеров, дизайнеров... Кому же нужно, чтобы зажигались звезды? Вспомним названия произ­ведений искусства, строчки из художе­ственных текстов, включающих слово звезда и однокоренные с ним.

- Какие однокоренные слова не встре­тились в вашей работе? Запишите их.

(Восходящая звезда, звездная ночь, звездопад, звездочет; гори, гори, моя звезда; «Моя звезда горит в ночи», и т. д.)

3) Напишите сочинение - миниатюру по теме «Моя звезда». Индивидуальная или групповая форма работы.

4) Разрыв. Слово учителя.

Мой коллега, учитель Гребенщикова Вера Афанасьевна, рассказывает о своей работе так:

Гори, гори, моя звезда!

Говорят: каждый рожден под своей звездой. А иногда добавляют: под счастливой. Я думаю, прав тот, что утверждает, что мы сами выбираем свою судьбу. Это так важно: найти свою звезду.

Моя встреча со своей звездой состоялась. Мне доверили самое ценное, что есть на Земле: - Ребенка. И от меня зависит, каким он станет. Я люблю свою профессию, потому что постоянно ощущаю, что нужна детям. Когда мне бывает одиноко, я перечитываю детские самодельные открытки с отзывами о наших уроках: «Если бы не уроки литературы, было бы очень скучно жить».

Это самая высокая награда. Это свет моей звезды!..

5) Доработка и корректировка своих работ.

V. Социализация – защита работ в группе.

VI. Афиширование. Выступления учащихся от групп.

- Зачем зажигаются звезды? Кому это нужно?

VIII. Рефлексия – самоанализ.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что понравилось?


Лист самооценки

Ф.И._______________________________


Умения и навыки

определять тип односоставных

предложений

определять

стиль речи

определять

тип речи

писать сочинение

о своей звезде

Я умею





Я затрудняюсь





Я не умею






Д.З. подготовить сочинение для оценивания.

Проверочная работа.

  1. Определенно-личным предложением является:

    1. Жду от тебя вестей.

    2. Пойдемте в сад.

    3. Мне что-то не спится.

2. Неопределенно-личным является предложение:

1. Вам кто-то передал бумагу.

2. Мне передали билет на поезд.

3. Проверьте, пожалуйста, диктант.

3. Безличным является предложение:

1. Не говори мне о плохом.

2. Мне показали новую квартиру.

3. Вечереет.

4. Назывным предложением является:

1. Ну и погода!

2. Здесь жарко.

3. Какая ночь!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!