СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Все падежи" для 3 класса по программе "Школа России"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Все падежи" для 3 класса по программе "Школа России"»

ФИО обучающегося, который проводит урок: Уросова Ксения Александровна

Место проведения: БОУ «СОШ №2»

Дата: 14. 03.2024 г. Класс: 3 «Б»

Предмет русский язык

Тема урока «Все падежи».

Цель (начинается с отглагольного существительного: формирование, знакомство и т.д.): обобщение знаний обо всех падежах.

ЗАДАЧИ (ДЛЯ УЧИТЕЛЯ)

начинается с глагола в НФ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ДЛЯ УЧЕНИКА)

Начинается с глагола 3 лица н.в. (знает, умеет, демонстрирует и т.д.)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Обобщить представление обо всех падежах.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Знают все падежи.

РАЗВИВАЮЩИЕ

Развивать умение распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно через задание «Да/Нет» по теме «Все падежи»;

Развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей через задания в течении урока по теме «Все падежи»;

Развивать умение планировать действия по решению учебной задачи для получения результата через план урока по теме «Все падежи».

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

П.: распознают достоверную и недостоверную информацию самостоятельно через задание «Да/Нет» по теме «Все падежи»;

К.: строят речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей через задания в течение урока по теме «Все падежи»;

Р.: планируют действия по решению учебной задачи для получения результата через план урока по теме «Все падежи».

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

Воспитывать соблюдение правил здорового и безопасного образа жизни в окружающей среде через беседу о том, почему важно содержать в чистоте рабочее место по теме «Все падежи».

ЛИЧНОСТНЫЕ

Демонстрируют соблюдение правил здорового и безопасного образа жизни в окружающей среде через беседу о том, почему важно содержать в чистоте рабочее место по теме «Все падежи».

Учебные задачи для обучающихся (предложение с глаголом 1 лица мн.ч.. б.в.)

Узнаем

Научимся

Знаем все падежи.

Умеем склонять имена существительные по падежам.

Тип урока:

Принципы обучения: доступности, научности.

Методы обучения: словесные, практические.

Форма организации обучения на уроке: фронтальная, индивидуальная.

Средства и формы контроля: опрос в течении и по окончании урока, лесенка успеха.

Оборудование для обучающихся: учебник «Русский язык» 3 кл., 2 ч. Канакина В.П., Горецкий В.Г., тетрадь в линейку, карточка с с/р, лесенка успеха.

Оборудование для учителя: учебник «Русский язык» 3 кл., 2 ч. Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Оформление доски:









Ход урока

Этап/время

Деятельность учителя

(прямая речь + действия)

Сопровождение

(методические

материалы)

Деятельность обучающихся

(действия +примерные ответы)

Орг. момент

Приветствие, проверка готовности к уроку (тетрадь, самостоятельная работа, лесенка успеха, 3 карточки с заданием) запишите число, классная работа.


Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, записывают число, классная работа.

Мотивация к учебной деятельности

- Сегодня у нас будет не просто урок, а турнир под названием «Знатоки падежей», на котором вы сможете показать свои знания о падежах, получить звание знатоков и медали за 1, 2 и 3 место.

- Вы готовы поучаствовать в турнире?


 





- Да, мы готовы поучаствовать в турнире.

Актуализация и фиксирование инд. затруднения в пробном действии

- Перед тем как мы начнем турнир, мы должны подготовиться к письму, потренировав руку.

- Для этого чередуя между собой, пропишем следующие соединения. Обратите внимание на то, как соединяются между собой буквы в и о, о и к.

- Попробуйте с этими буквосочетаниями составить слова.

- А я знаю, что с данными буквосочетаниями есть слово вокруг. Это слово является словарным, поэтому его написание нужно запомнить. Кто может сказать, что оно обозначает?

- Попробуем найти орфограммы в слове вокруг и поставить ударение.




- Попробуйте составить 1 предложение с данным словом, запишите его в тетради. Кто желает выйти и записать свое предложение на доске? Найдем в предложении имена существительные. В каком падеже стоит имя существительное?

- Чтобы подготовиться к турниру, расскажите, что вы знаете о падежах.



Во… ок… во… ок… во…






Вокруг







- Восток, волчок, волчонок, вороненок…





- Слово вокруг обозначает со всех сторон.


- Орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова», непроизносимой согласной является буква г. Также приставка во пишется через букву о. Ударение падает на последний слог.

Составляют предложения со словом вокруг.


Выходит и записывает свое предложение.

Определяют падеж существительного.


Перечисляют, что знают о падежах.

Построение проекта выхода из затруднения

- Тема нашего урока «Все падежи». Какую цель мы можем поставить?


- Для продуктивной работы, я предлагаю вам следующий план, но попрошу вас проверить, все ли его пункты соответствуют теме урока.

- А на каком предмете вы можете умножать числа?

Цель: обобщить полученные знания о падежах.

План:

Повторим, то, что знаем о падежах

Решим текстовые задачи.

Поучаствуем в турнире «Знатоки падежей».

- Целью нашего урока будет обобщить полученные знания о падежах.


- Решим текстовые задачи, данный пункт является лишним.


- Решать текстовые задачи мы можем на уроке математики.

Реализация построенного проекта 1

- Перед тем, как начать выполнять задания турнира, мы поделимся на команды по рядам, и сядем так, чтобы в каждой команде по возможности было равное количество учащихся. Итого у нас получится три команды.

- Также, чтобы следить, какой вариант лидирует, я по ходу турнира буду заполнять следующую таблицу.

- Ваша задача выполнять задания правильно и быстро. Если вы правильно выполните задание и сдадите его первыми, то это +1 балл.

- Первый этап турнира.

- Каждая парта получает 1 карточку с заданием, которое выполняется в парах письменно на этой же карточке, после того, как вы выполните задание, вам нужно будет посовещаться и определить карточку с правильным ответом и сдать ее мне, не забыв подписать свой ряд. После мы ее проверим.

- Назовите мне правила работы в паре.


- Проверим, как хорошо вы знаете количество падежей. Вам нужно прочитать стихотворение, найти слово дорожка, их там несколько, определить падежи, в которых стоит это слово и указать, каких падежей нет в этом стихотворении. Побеждает тот, кто первым правильно укажет недостающие падежи.


Дорожка домой

Мне мила с детских лет.

Дорожки знакомой

Красивее нет!

И если б зашёл я

Не знаю куда,

Дорожку домой

Отыскал бы всегда.

На этой дорожке

И в трудные дни

Я пел бы без устали

Песни свои.


- Сдали работы (Вывешиваются на доску). Проверяем. Дорожка именительный падеж, дорожки Р.п., дорожку В.п., на дорожке П.п. Дательный и Творительный падежи отсутствуют. (Подводятся итоги, выставляются баллы, + 1 балл, если кто-то сдал первым)

1 ряд

2 ряд

3 ряд
























- Нужно слушать друг друга, не мешать другим парам…









дорожка (И.п.)


дорожки (Р.п.)




дорожку (В.п.)


на дорожке (П.п.)

Д. и Т. падежи отсутствуют.


Реализация построенного проекта 2

- Второй этап турнира. Также каждой парте предоставляется 1 карточка с заданием, которое выполняется в парах, после совещаетесь, выбираете самый правильный вариант выполнения задания, после подписываете карточку и сдаете ее мне.

- Проверим, сможете ли вы отличить именительный падеж от винительного падежа. Вам нужно выписать из текста существительные в два столбика: существительные в И.п. и существительные в В.п.

Любит лётчик самолёт,

Пулемётчик - пулемёт.

Как стекло, светло и чисто

Блещет мастера станок.

У бойца-кавалериста

Серебром горит клинок.

Содержи и ты в порядке

Парту, книжки и тетрадки.

С. Маршак


- Кто желает прочитать последние две строчки стихотворения нам всем громко, четко и выразительно?

- А зачем нам нужно содержать все в порядке?

- Вы правы, но я хочу дополнить ваши ответы, на самом деле поддержание порядка, также позволяет нам ускорить процесс нашей работы.

- Согласитесь, если у вас будет лежать много тетрадок или учебников на парте, как будет проходить учебный процесс?

- Как мы можем содержать парту, книжки и тетрадки в порядке?


- Какой вывод мы можем сделать из этого?




- Сдали работы (Вывешиваются на доску). Проверяем. К именительному падежу вы должны были соотнести слова: лётчик, пулемётчик, стекло, станок, клинок. К винительному падежу: самолёт, пулемёт, парту, книжки, тетрадки.

(Подводятся итоги, выставляются баллы, + 1 балл, если кто-то сдал первым)













И.п. : лётчик, пулемётчик, стекло, станок, клинок;

В.п .: самолёт, пулемёт, парту, книжки, тетрадки.







Читают последние строчки стихотворения.



- Чтобы ничто не мешалось, не отвлекало от учебы…



- Будет сложно найти тетрадь или учебник по нужному предмету…


- К уроку нужно готовиться заранее, достать нужный учебник и тетрадку, убрать все лишнее с парты…

- Для плодотворной работы, нам нужно содержать место в порядке, готовиться заранее, достать нужный учебник и тетрадку, убрать все лишнее с парты…

Реализация построенного проекта 3

- Третий этап турнира.

- Проверим ваши знания падежей. Каждой команде выдается 1 карточка. В этой карточке даны словосочетания, нужно найти имя существительное и определить его падеж. Первая пара определила у 1 словосочетания падеж, передает карточку следующей паре, которые определяют падеж уже у следующего словосочетания и так далее.


Растёт на дереве
Сидит за партой
Поднялся в воздух
Встретил брата
Подарил товарищу
Шли по дороге
Прочитал в книге

Поставил на стол


- Сдали работы (Вывешиваются на доску). Проверяем. (Подводятся итоги, выставляются баллы, + 1 балл, если кто-то сдал первым)












(П.п)
(Т.п.)
(B.п.)
(В.п.)
(Д.п.)
(Д.п.)
(П.п.)

(В.п.)

Первичное закрепление с проговариванием

- Для закрепления ваших знаний, предлагаю небольшую игру «Да/Нет». Я буду говорить предложения по теме, а вам нужно определить верное оно или нет. Для этого воспользуемся зеленой ручкой или карандашом, чтобы показать что да, высказывание верно, и красным, если неверно.


1. Склонением имен существительных называется изменение их по падежам.

2. В русском языке 8 падежей.


3. В именительном падеже имя существительное является сказуемым.


4. Имена существительные в предложном падеже всегда употребляются с предлогами.

5. Винительный падеж отвечает на вопросы кого? Чего?


Повторяют, что знают о падежах.








1. Да.


2. В русском языке 6 падежей: и.п., р.п., в.п., д.п., т.п., п.п.

3. Неверно, имя существительное в именительном падеже в предложении является подлежащим.

4. Верно.


5. Неверно. Винительный падеж отвечает на вопросы кого что.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

- Вы замечательно работали в командах, а теперь я хочу проверить знания каждого, и предлагаю вам самостоятельную работу.

1. Определи падеж существительных.

плавает по озеру______________

звучала музыка __________________

бежит по траве_______________

выглянул из окошка ______________

спрятался от мороза___________

помог другу _____________________

поет птичка __________________

покатился по дорожке ____________


2. Вставь в предложения слово река, поставь его в нужной форме. Укажи падеж этого слова.

Зимой на ________________появился лёд.

Замело берега ________________снегом.

Гордятся жители города своей ________________.


3. Подчеркни грамматическую основу предложения. Определи падеж имен существительных.

Зима завалила город пушистым снегом. С верхушки старого дерева сорвалась птица.


Выполняют самостоятельную работу на карточках.

Подведение итогов урока, рефлексия

- Какая у нас была тема урока? Какую цель мы с вами поставили? Мы достигли ее?


- У нас на уроке был план работы, все ли его пункты мы выполнили?

- Были ли сегодня на турнире задания, которые вам понравилось или было интересно выполнять?

- У вас на столах есть карточки с названием «Лесенка успеха», поставьте галочку или любой другой символ на ваш вкус на той ступеньке, с высказыванием которой согласны.

- Тема нашего урока была «Все падежи», цель урока – обобщить полученные знания по падежам. Мы достигли цели.

- Мы выполнили все пункты плана.


Делятся впечатлениями.



Оценивают себя с помощью «Лесенки успеха».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя