Этап/время | Деятельность учителя (прямая речь + действия) | Сопровождение (методические материалы) | Деятельность обучающихся (действия +примерные ответы) |
Орг. момент | Приветствие, проверка готовности к уроку (тетрадь, самостоятельная работа, лесенка успеха, 3 карточки с заданием) запишите число, классная работа. | | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, записывают число, классная работа. |
Мотивация к учебной деятельности | - Сегодня у нас будет не просто урок, а турнир под названием «Знатоки падежей», на котором вы сможете показать свои знания о падежах, получить звание знатоков и медали за 1, 2 и 3 место. - Вы готовы поучаствовать в турнире? | | - Да, мы готовы поучаствовать в турнире. |
Актуализация и фиксирование инд. затруднения в пробном действии | - Перед тем как мы начнем турнир, мы должны подготовиться к письму, потренировав руку. - Для этого чередуя между собой, пропишем следующие соединения. Обратите внимание на то, как соединяются между собой буквы в и о, о и к. - Попробуйте с этими буквосочетаниями составить слова. - А я знаю, что с данными буквосочетаниями есть слово вокруг. Это слово является словарным, поэтому его написание нужно запомнить. Кто может сказать, что оно обозначает? - Попробуем найти орфограммы в слове вокруг и поставить ударение. - Попробуйте составить 1 предложение с данным словом, запишите его в тетради. Кто желает выйти и записать свое предложение на доске? Найдем в предложении имена существительные. В каком падеже стоит имя существительное? - Чтобы подготовиться к турниру, расскажите, что вы знаете о падежах. | Во… ок… во… ок… во… Вокруг | - Восток, волчок, волчонок, вороненок… - Слово вокруг обозначает со всех сторон. - Орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова», непроизносимой согласной является буква г. Также приставка во пишется через букву о. Ударение падает на последний слог. Составляют предложения со словом вокруг. Выходит и записывает свое предложение. Определяют падеж существительного. Перечисляют, что знают о падежах. |
Построение проекта выхода из затруднения | - Тема нашего урока «Все падежи». Какую цель мы можем поставить? - Для продуктивной работы, я предлагаю вам следующий план, но попрошу вас проверить, все ли его пункты соответствуют теме урока. - А на каком предмете вы можете умножать числа? | Цель: обобщить полученные знания о падежах. План: Повторим, то, что знаем о падежах Решим текстовые задачи. Поучаствуем в турнире «Знатоки падежей». | - Целью нашего урока будет обобщить полученные знания о падежах. - Решим текстовые задачи, данный пункт является лишним. - Решать текстовые задачи мы можем на уроке математики. |
Реализация построенного проекта 1 | - Перед тем, как начать выполнять задания турнира, мы поделимся на команды по рядам, и сядем так, чтобы в каждой команде по возможности было равное количество учащихся. Итого у нас получится три команды. - Также, чтобы следить, какой вариант лидирует, я по ходу турнира буду заполнять следующую таблицу. - Ваша задача выполнять задания правильно и быстро. Если вы правильно выполните задание и сдадите его первыми, то это +1 балл. - Первый этап турнира. - Каждая парта получает 1 карточку с заданием, которое выполняется в парах письменно на этой же карточке, после того, как вы выполните задание, вам нужно будет посовещаться и определить карточку с правильным ответом и сдать ее мне, не забыв подписать свой ряд. После мы ее проверим. - Назовите мне правила работы в паре. - Проверим, как хорошо вы знаете количество падежей. Вам нужно прочитать стихотворение, найти слово дорожка, их там несколько, определить падежи, в которых стоит это слово и указать, каких падежей нет в этом стихотворении. Побеждает тот, кто первым правильно укажет недостающие падежи. Дорожка домой Мне мила с детских лет. Дорожки знакомой Красивее нет! И если б зашёл я Не знаю куда, Дорожку домой Отыскал бы всегда. На этой дорожке И в трудные дни Я пел бы без устали Песни свои. - Сдали работы (Вывешиваются на доску). Проверяем. Дорожка именительный падеж, дорожки Р.п., дорожку В.п., на дорожке П.п. Дательный и Творительный падежи отсутствуют. (Подводятся итоги, выставляются баллы, + 1 балл, если кто-то сдал первым) | | - Нужно слушать друг друга, не мешать другим парам… дорожка (И.п.) дорожки (Р.п.) дорожку (В.п.) на дорожке (П.п.) Д. и Т. падежи отсутствуют. |
Реализация построенного проекта 2 | - Второй этап турнира. Также каждой парте предоставляется 1 карточка с заданием, которое выполняется в парах, после совещаетесь, выбираете самый правильный вариант выполнения задания, после подписываете карточку и сдаете ее мне. - Проверим, сможете ли вы отличить именительный падеж от винительного падежа. Вам нужно выписать из текста существительные в два столбика: существительные в И.п. и существительные в В.п. Любит лётчик самолёт, Пулемётчик - пулемёт. Как стекло, светло и чисто Блещет мастера станок. У бойца-кавалериста Серебром горит клинок. Содержи и ты в порядке Парту, книжки и тетрадки. С. Маршак - Кто желает прочитать последние две строчки стихотворения нам всем громко, четко и выразительно? - А зачем нам нужно содержать все в порядке? - Вы правы, но я хочу дополнить ваши ответы, на самом деле поддержание порядка, также позволяет нам ускорить процесс нашей работы. - Согласитесь, если у вас будет лежать много тетрадок или учебников на парте, как будет проходить учебный процесс? - Как мы можем содержать парту, книжки и тетрадки в порядке? - Какой вывод мы можем сделать из этого? - Сдали работы (Вывешиваются на доску). Проверяем. К именительному падежу вы должны были соотнести слова: лётчик, пулемётчик, стекло, станок, клинок. К винительному падежу: самолёт, пулемёт, парту, книжки, тетрадки. (Подводятся итоги, выставляются баллы, + 1 балл, если кто-то сдал первым) | | И.п. : лётчик, пулемётчик, стекло, станок, клинок; В.п .: самолёт, пулемёт, парту, книжки, тетрадки. Читают последние строчки стихотворения. - Чтобы ничто не мешалось, не отвлекало от учебы… - Будет сложно найти тетрадь или учебник по нужному предмету… - К уроку нужно готовиться заранее, достать нужный учебник и тетрадку, убрать все лишнее с парты… - Для плодотворной работы, нам нужно содержать место в порядке, готовиться заранее, достать нужный учебник и тетрадку, убрать все лишнее с парты… |
Реализация построенного проекта 3 | - Третий этап турнира. - Проверим ваши знания падежей. Каждой команде выдается 1 карточка. В этой карточке даны словосочетания, нужно найти имя существительное и определить его падеж. Первая пара определила у 1 словосочетания падеж, передает карточку следующей паре, которые определяют падеж уже у следующего словосочетания и так далее. Растёт на дереве Сидит за партой Поднялся в воздух Встретил брата Подарил товарищу Шли по дороге Прочитал в книге Поставил на стол - Сдали работы (Вывешиваются на доску). Проверяем. (Подводятся итоги, выставляются баллы, + 1 балл, если кто-то сдал первым) | | (П.п) (Т.п.) (B.п.) (В.п.) (Д.п.) (Д.п.) (П.п.) (В.п.) |
Первичное закрепление с проговариванием | - Для закрепления ваших знаний, предлагаю небольшую игру «Да/Нет». Я буду говорить предложения по теме, а вам нужно определить верное оно или нет. Для этого воспользуемся зеленой ручкой или карандашом, чтобы показать что да, высказывание верно, и красным, если неверно. 1. Склонением имен существительных называется изменение их по падежам. 2. В русском языке 8 падежей. 3. В именительном падеже имя существительное является сказуемым. 4. Имена существительные в предложном падеже всегда употребляются с предлогами. 5. Винительный падеж отвечает на вопросы кого? Чего? | | Повторяют, что знают о падежах. 1. Да. 2. В русском языке 6 падежей: и.п., р.п., в.п., д.п., т.п., п.п. 3. Неверно, имя существительное в именительном падеже в предложении является подлежащим. 4. Верно. 5. Неверно. Винительный падеж отвечает на вопросы кого что. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу | - Вы замечательно работали в командах, а теперь я хочу проверить знания каждого, и предлагаю вам самостоятельную работу. 1. Определи падеж существительных. плавает по озеру______________ звучала музыка __________________ бежит по траве_______________ выглянул из окошка ______________ спрятался от мороза___________ помог другу _____________________ поет птичка __________________ покатился по дорожке ____________ 2. Вставь в предложения слово река, поставь его в нужной форме. Укажи падеж этого слова. Зимой на ________________появился лёд. Замело берега ________________снегом. Гордятся жители города своей ________________. 3. Подчеркни грамматическую основу предложения. Определи падеж имен существительных. Зима завалила город пушистым снегом. С верхушки старого дерева сорвалась птица. | | Выполняют самостоятельную работу на карточках. |
Подведение итогов урока, рефлексия | - Какая у нас была тема урока? Какую цель мы с вами поставили? Мы достигли ее? - У нас на уроке был план работы, все ли его пункты мы выполнили? - Были ли сегодня на турнире задания, которые вам понравилось или было интересно выполнять? - У вас на столах есть карточки с названием «Лесенка успеха», поставьте галочку или любой другой символ на ваш вкус на той ступеньке, с высказыванием которой согласны. | | - Тема нашего урока была «Все падежи», цель урока – обобщить полученные знания по падежам. Мы достигли цели. - Мы выполнили все пункты плана. Делятся впечатлениями. Оценивают себя с помощью «Лесенки успеха». |