Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. Подготовка к сочинению на экологическую тему «Береги и охраняй природу»»
Урок развития речи в 8-м классе "Публицистический стиль речи: особенности, жанры, сфера употребления"![]()
Цели урока:
закрепить представления о жанре, задачах речи, типе речи;
систематизировать изученное;
формировать навыки работы с текстами публицистического стиля.
Тип урока: урок закрепления и комплексного применения знаний.
I. Ход урока
1. Речевая разминка:
1). Прочитайте текст:
Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь!
Паче же всего гордости не имейте в сердце и уме, но скажем, смертные умы, сегодня живы, а завтра в гробу… Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев… В дому своем - не ленитесь, но за всем сами наблюдайте…
(Из “Поучения” Владимира Мономаха)
5). Какова цель высказывания древнерусского князя? Как она влияет на интонацию?
- Князь обращается к детям и другим людям с призывом, наказом. Цель - подействовать на души людские, пробудить в них определенные чувства: доброту, справедливость…
Обобщение: Дело в том, что ни о каких стилях речи князь Мономах не знал, но, тем не менее, его “Поучение” выдержано в определённом стиле. Каком? (публицистическом). Над этой проблемой мы будем работать в течение сегодняшнего урока.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/07/19/s_5d3178c647b27/1184798_2.png)
2. работа с информацией учебника, заполнение таблицы
Сфера использования | цель | жанры | Стилевые черты. | лексических средств | синтаксических средств |
| | | | | |
(Класс разделён на 3 группы, каждой из которых дано следующее задание).
2. Наблюдение над упр. 84
I группа – работа с текстом по определению стилевых черт
II группа - работа с текстом по определению лексических средств
III группа - работа с текстом по определению синтаксических средств
По окончании работы представители от групп готовят сообщение об итогах наработанного.
Назовите сферу употребления публицистического стиля (устная и письменная речь).
В устной – выступления на митингах, собраниях, съездах, в передачах по радио, телевидению.
В письменной – статьи в газетах, журналах, очерки.