СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка.Разряды имён прилагательных.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка .6 класс

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка.Разряды имён прилагательных.»

Тема: Повторение и обобщение по теме «Имя прилагательное»

Путешествие по зимнему лесу


Тип: урок обобщающего повторения

Цели:
Обучающая – повторение изученных сведений по теме «Имя прилагательное»;
Развивающая – развитие умения определять разряды прилагательных; развитие умения правильно образовывать формы степеней сравнения; развитие умения образовывать краткую форму прилагательных; развитие творческих способностей детей.
Воспитывающая – воспитание интереса к изучению русского языка, любви к русской природе.

Метод
: частично-поисковый.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки.

                                                   Ход урока:

I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Надеюсь, что урок получится плодотворным и интересным. Предлагаю вам отправиться в путешествие по зимнему лесу.
Ну что, в путь?
Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.
II. Введение в тему.

Ребята, мы с вами закончили изучение темы «Имя прилагательное». Как вы думаете, что нужно для того, чтобы все изученное осталось в памяти надолго? (повторить и обобщить). Следовательно, урок повторения и обобщения изученного материала по теме «Имя прилагательное». А какие цели мы сегодня на уроке ставим перед собой? (на слайде).

Сегодня на уроке я предлагаю вам путешествие по зимнему лесу, будет несколько привалов, на которых вам предстоит выполнять задания и оценивать свою работу. Если все выполнено отлично, отмечаем красным флажком. Если сделали задания с небольшими помарками, отмечаем зеленым флажком. Ну а если будут ошибки, поставим синий флажок. 
III. Повторение.
Прежде чем отправиться в путь, давайте вспомним, что такое имя прилагательное.

- Что обозначает имя прилагательное?
- На какие вопросы отвечает?
- Какими постоянными морфологическими признаками обладает? 
- Назовите непостоянные признаки имени прилагательного.
- Когда у прилагательного в полной форме нельзя определить род? (если слово стоит во множественном числе).
- Какова роль в предложении полных прилагательных? (определение).
- Чем в предложении являются краткие прилагательные? (сказуемое).

Молодцы, ребята, все вспомнили. 
Ну что, в дорогу?

IV. Первый привал – «Разряды имен прилагательных».
Ребята, перед вами текст. Первое задание прочитать и озаглавить текст.

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.
Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах.
Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки.

                                                                                  (И.С.Соколов-Микитов)

- Определите тип текста. (Описание).
- Озаглавьте текст.
- Какова тема и основная мысль текста?
- Слова какой части речи помогают раскрыть тему и основную мысль?
- А для чего автор использует столько много имен прилагательных?
- Давайте сделаем вывод, для чего нужны имена прилагательные в русском языке?                                                     

- Прежде чем приступить к следующей работе, давайте вспомним, на какие разряды делятся имена прилагательные? (качественные, относительные и притяжательные).
- Что обозначают качественные прилагательные? (признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени).
- Чем качественные прилагательные отличаются от относительных и притяжательных?
(имеют степени сравнения и могут стоять в краткой форме).
- Что обозначают относительные прилагательные? (пространственные, временные признаки, материал, из которого сделан предмет).
- Что обозначают притяжательные прилагательные? (принадлежность лицу или животному).
- На какой вопрос отвечают притяжательные имена прилагательные? (чей?)
- Сейчас, ребята, я бы хотела, чтобы несколько человек выполнили карточки, а остальные поработают с текстом. Выполним распределительное письмо (коллективно).
- Из данного текста выпишите все имена прилагательные в три столбика качественные, относительные и притяжательные.



  Качественные

    Относительные

    Притяжательные


Хорош
Тихий
Глубокие
Чистые
Белыми 
Молодых
Тяжелыми
Белого
Темно-зеленые
Высоких
Маленьких
Тихому 
Высокие
Синеватые
Стройных
Белых
Легкие
Маленькие

Русский
Зимний 
Лесными
Кружевными 
Зимнему
Зимний

Беличьи
Мышиные
Птичьи




Карточки.

Из предложений выпишите словосочетания « прилагательное + существительное» в три столбика: качественные, относительные и притяжательные.

1) У этого рыцаря заячье сердце. 2) Дама носила на счастье заячью лапку. 3) Лорду Пэлтроу подарили заячий тулуп. 4) Для леди сшили лисью шубу. 5) На воротник пошел лисий хвост. 6) Она заметила его лисий взгляд. 7) Гости с волчьим аппетитом набросились на еду. 8) Охотники наткнулись на волчье логово. 9) Оруженосец потерял где-то свою волчью шапку.
(три человека устно отвечают)

Итак, задание первого привала выполнили, но прежде чем отправиться дальше, давайте отметим флажком, насколько хорошо вы справились с заданием.


V. Охотничий домик.

Ребята, вы, наверное, устали. Давайте заглянем в охотничий домик, отдохнем. А самый лучший отдых – это, как известно, смена деятельности. Проведем физминутку. Все встали, послушайте задание. Я вам называю словосочетания, а вы, если слышите качественное имя прилагательное, делаете шаг вперед – назад, относительное – разминаете пальцы, притяжательное – выполняете движение головой вверх – вниз. 
Задание понятно? Тогда выполняем.
Чудесный день, зимний лес, заячьи следы, холодный ветер, февральский мороз, птичье пение, легкая поземка, ночная буря, медвежья берлога, высокие деревья.
Отметим на карте, как прошла физминутка.

VI. Второй привал – «Степени сравнения».
(диалог из веселых уроков «Радионяни»)

- Итак, какие степени сравнения имеет имя прилагательное?
(сравнительная и превосходная)
- Как образуются сравнительные степени: простая и составная?
- А как образуется превосходная степень простая и составная?
Ну а сейчас вы поработаете редакторами. Найдите ошибки в предложениях.

Вот и наступил самый морознейший месяц зимы – февраль. В этом году морозы более лютее, чем в прошлом, но ребята все равно проводят все свое свободное время на снежнейших горках и строят ледяные городки более лучше прошлогодних. А затем идут домой и пьют горячий чай с более вкуснейшими пирожками.

- Какие ошибки допустил автор в этом тексте?
(неправильно поставил прилагательные в степени сравнения)
- Вы должны устно отредактировать текст.

Сейчас давайте устно образуем от прилагательного холодный все степени сравнения.
(холодный – холоднее, более холодный, холоднейший, самый холодный).
Задание выполнено.

VII. Привал «Загадочный»
Ребята, следующий привал «Загадочный».
Я вам загадаю загадку, а вы должны дать ответ.

                                              Поля стеклянные,
                                              Межи деревянные,
                                              Ручки оловянные.
                                                             (оконная рама)

- Какую орфограмму, изученную вами в разделе «Имя прилагательное» вы увидели?
- В чем особенность написания этих прилагательных? (слова-исключения).
- А расскажите о написании прилагательного «оконная».

На этом привале вам приготовлена еще одна загадка.
                                              Эта рыжая плутовка
                                              И коварна и хитра.
                                              Быстрых зайцев ловит ловко,
                                              Кур ворует со двора
                                              И мышами поживиться
                                              Любит шустрая…

- Кто же это? (лисица).
- Легко отгадали, а что же вам помогло так быстро узнать ее? (прилагательные).
- Ребята, в чем особенность прилагательных «коварна» и «хитра»? (краткие прилагательные).
- Как образуются краткие прилагательные?
- От всех прилагательных можно образовать краткие формы? 
- Давайте выполним синтаксический разбор первого предложения и вспомним, какими членами предложения являются прилагательные.

Ну что ж, задание выполнили. Давайте определим, насколько хорошо. Выставляем флажок.

VIII. Привал «Зимнее творчество».


Ребята, на дворе январь. Мы гуляем по зимнему лесу. Я предлагаю вашему вниманию стихотворение Пелагеи Морозкиной «Русская зима»

Русская зима

Наступила зима без огласки,

Побелела безбрежная даль,

Словно добрая фея из сказки

Обронила пуховую шаль.

Лёд на речке - ребятам раздолье.

Зимний лес снежной шубой укрыт.

Ставрополье мое, Ставрополье,

Снег, простор, только вьюга шумит.

На ресницах снежинки искрятся,

Звучно снег под ногами скрипит,

По нему сани с визгом промчатся,

Колокольчик вдали зазвенит.

Часто пахнет теперь пирогами.

Хлебосольным радушьем полна,

Вместе с праздничными холодами

Наступила в России зима.

Любит русский народ веселиться,

Хоть на нём вся забота лежит.

Тройка мчится, метелью кружится,

Да хмельная гармошка звучит

- Ребята, назовите эпитеты в стихотворении.

Посмотрите на экран. Перед вами фотоэтюд февральского леса. Вы должны написать сочинение – миниатюру по данному фотоэтюду, используя эпитеты. 
Еще один привал позади. Давайте отметим, как успешно мы с ним справились

IX. Итоги урока. Рефлексия. Выставление оценок.


Привал «Финальный»
- Что сегодня на уроке мы повторили?
- Что вам понравилось?
- А сейчас вы попробуйте составить синквейн на тему «Имя прилагательное».
- Что такое синквейн знаете?
(пятистрочная стихотворная форма).
• Первая строка – обозначение темы, чаще одно слово (имя существительное)
• Вторая строка – характеристика темы
• (двумя прилагательными)
• Третья строка – описание действия (три глагола или деепричастия)
• Четвертая строка – отношение к теме (фраза из четырех слов)
• Пятая строка – синоним (метафора) из одного слова, которое повторяет суть темы

Прилагательные 
Краткие и полные
Дополняют, украшают, уточняют
Без них скучно!
Эпитеты.

Ребята, где мы поставим флажок на нашей карте? Конечно на школе. Мы вернулись с прогулки.
Понравилась вам прогулка? Мне тоже. Спасибо за урок.


X. Домашнее задание.

Морозы стали слабее.

Выполните морфологический разбор прилагательного.
Повторите орфограммы, изученные в разделе «Имя прилагательное».

Дописать сочинение.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!