СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка с элементами подготовки к устному собеседованию

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентацтия предназначена для подготовке к устному собеседованию в 9 классе. Материал можно использовать на уроках русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка с элементами подготовки к устному собеседованию»

 Урок русского языка в 9 классе  с элементами подготовки к устному собеседованию   Подготовила учитель русского языка и литературы Горбова В.И.

Урок русского языка в 9 классе с элементами подготовки к устному собеседованию

Подготовила учитель

русского языка и литературы

Горбова В.И.

Цель – поделиться методами и приёмами, которые я использую при подготовке к устному собеседованию по русскому языку.
  • Цель – поделиться методами и приёмами, которые я использую при подготовке к устному собеседованию по русскому языку.
Задание 1.Выразительное чтение текста (2 минуты)   Признаки выразительного чтения 1. умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора; 2. умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски; 3. хорошая дикция, ясное, чёткое произношение звуков, достаточная громкость, темп

Задание 1.Выразительное чтение текста (2 минуты)

  • Признаки выразительного чтения
  • 1. умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;
  • 2. умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
  • 3. хорошая дикция, ясное, чёткое произношение звуков, достаточная громкость, темп
 При подготовке к выразительному чтению используются приёмы:   1. Орфоэпические разминки (проводятся с целью правильного произношения звуков, слов и ударение в словах); 2. Грамматические «пятиминутки» (на склонение числительных); 3. Пятиминутка «выразительного чтения»; 4. Чтение по цепочке; 5. Прослушивание образцов чтения (в аудиозаписи, чтении учителя, подготовленного ученика); 6. Чтение вслух с партитурными знаками – пометками, определяющие паузы, логические ударения, повышение и понижение тона (голоса), интонационные переломы

При подготовке к выразительному чтению используются приёмы:

1. Орфоэпические разминки (проводятся с целью правильного произношения звуков, слов и ударение в словах);

2. Грамматические «пятиминутки» (на склонение числительных);

3. Пятиминутка «выразительного чтения»;

4. Чтение по цепочке;

5. Прослушивание образцов чтения (в аудиозаписи, чтении учителя, подготовленного ученика);

6. Чтение вслух с партитурными знаками – пометками, определяющие паузы, логические ударения, повышение и понижение тона (голоса), интонационные переломы

Орфоэпическая и грамматическая разминки ( по цепочке) … попал под огонь «Мессершмитта» … величественного Кремля … против безжалостного натиска … на пути фашистских захватчиков … оказавшихся в экстремальных условиях … записал заинтересовавшее его слово … изделия из заволжских лесов сконструировал первый в мире радиоприёмник … … были помещены в Кунсткамеру … … предвосхитило будущие достижения… ов

Орфоэпическая и грамматическая разминки ( по цепочке)

… попал под огонь «Мессершмитта»

величественного Кремля

… против безжалостного натиска

… на пути фашистских захватчиков

… оказавшихся в экстремальных условиях

… записал заинтересовавшее его слово

… изделия из заволжских лесов

сконструировал первый в мире радиоприёмник

… были помещены в Кунсткамеру

предвосхитило будущие достижения…

ов

Орфоэпическая и грамматическая разминки ( по цепочке) понять мироощущение и духовное богатство соотечественников … здание Адмиралтейства … уехал из родного села Голышманово … русской женщины — Епистинии Федоровны Степановой Продолжительность полёта Гагарина равнялась 108 минутам. … провёл около 300 операций с использованием эфира… Оно-то и положило начало главному труду всей жизни В.И. Даля — «Толковому словарю живого великорусского языка», которому он отдал более полувека, собрав 200000 слов.

Орфоэпическая и грамматическая разминки ( по цепочке)

  • понять мироощущение и духовное богатство соотечественников
  • … здание Адмиралтейства
  • … уехал из родного села Голышманово
  • … русской женщины — Епистинии Федоровны Степановой
  • Продолжительность полёта Гагарина равнялась 108 минутам.
  • … провёл около 300 операций с использованием эфира…
  • Оно-то и положило начало главному труду всей жизни В.И. Даля —
  • «Толковому словарю живого великорусского языка», которому он
  • отдал более полувека, собрав 200000 слов.
Алгоритм работы 1. Начинаем читать с высказывания-цитаты, чтобы понять её смысл и сопоставить с содержанием текста. 2. Затем идёт первичное чтение текста, лучше шёпотом или жужжащее чтение, чётко проговаривая слова (отмечают трудности в ударении, прочтении иноязычных, сложных слов, фамилий, склонении числительных). 3. Определите тему, основную мысль, основной тон высказ-я. 4. При вторичном чтении работаем над интонацией, паузами, не забываем о логическом ударении, отмечаем микротемы текста. На этом этапе используем приём составления логической схемы. Перечитываем цитату и находим ей место. 5. Третье чтение контрольное. Если не успели определить место цитаты, переносим это задание на пересказ. 6. Не торопитесь при чтении текста, выдерживайте средний темп речи.

Алгоритм работы

  • 1. Начинаем читать с высказывания-цитаты, чтобы понять её смысл и сопоставить с содержанием текста.
  • 2. Затем идёт первичное чтение текста, лучше шёпотом или жужжащее чтение, чётко проговаривая слова (отмечают трудности в ударении, прочтении иноязычных, сложных слов, фамилий, склонении числительных).
  • 3. Определите тему, основную мысль, основной тон высказ-я.
  • 4. При вторичном чтении работаем над интонацией, паузами, не забываем о логическом ударении, отмечаем микротемы текста. На этом этапе используем приём составления логической схемы. Перечитываем цитату и находим ей место.
  • 5. Третье чтение контрольное. Если не успели определить место цитаты, переносим это задание на пересказ.
  • 6. Не торопитесь при чтении текста, выдерживайте средний темп речи.
 Приём составления логической схемы.   Основная мысль: И.О.Ф. + профессия или должность это знаменитый человек/ оставил яркий след в истории нашей Родины 1 микротема ключевые слова (словосочетания), даты, цифры, фамилии и т.п. -  профессиональные достижения велики и значимы   2 микротема ключевые слова (словосочетания), даты, цифры, фамилии и т.п. -  всю жизнь посвятил любимому делу   3 микротема ключевые слова (словосочетания), даты, цифры, фамилии и т.п. -  его помнят потомки

Приём составления логической схемы.

  • Основная мысль:
  • И.О.Ф. + профессия или должность
  • это знаменитый человек/ оставил яркий след в истории нашей Родины
  • 1 микротема
  • ключевые слова (словосочетания), даты, цифры, фамилии и т.п. -  профессиональные достижения велики и значимы
  •   2 микротема
  • ключевые слова (словосочетания), даты, цифры, фамилии и т.п. -  всю жизнь посвятил любимому делу
  •   3 микротема
  • ключевые слова (словосочетания), даты, цифры, фамилии и т.п. -  его помнят потомки
Памятка для подготовки к пересказу текста   Составьте логическую схему текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их. Запомните или запишите ключевые слова в каждой микротеме, постарайтесь их использовать при пересказе. Запомните словосочетания, в которых есть яркие языковые особенности, тропы. Постарайтесь сохранить их при изложении. Читая текст вслух, старайтесь запомнить его содержание. Подумайте, в какое место по смыслу можно вставить данную цитату.

Памятка для подготовки к пересказу текста

  • Составьте логическую схему текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
  • Запомните или запишите ключевые слова в каждой микротеме, постарайтесь их использовать при пересказе.
  • Запомните словосочетания, в которых есть яркие языковые особенности, тропы. Постарайтесь сохранить их при изложении.
  • Читая текст вслух, старайтесь запомнить его содержание.
  • Подумайте, в какое место по смыслу можно вставить данную цитату.
Передача чужой речи разными способами.   «Главная ценность жизни – сама жизнь» (В.М.Песков) В виде предложения с прямой речью (Василий Михайлович Песков говорил: «Главная ценность жизни – сама жизнь»). В виде предложения с косвенной речью (Василий Михайлович Песков говорил, что  главная ценность жизни – сама жизнь.) В виде предложения с вводной конструкцией (По словам В.М. Пескова, главная ценность жизни – сама жизнь). В виде предложения с дополнением, выраженным существительным в предложном падеже с предлогом о (В. М. Песков говорил о жизни как о главной ценности самой жизни). В виде части предложения. Введите цитату не полностью.

Передача чужой речи разными способами.

  • «Главная ценность жизни – сама жизнь» (В.М.Песков)
  • В виде предложения с прямой речью (Василий Михайлович Песков говорил: «Главная ценность жизни – сама жизнь»).
  • В виде предложения с косвенной речью (Василий Михайлович Песков говорил, что  главная ценность жизни – сама жизнь.)
  • В виде предложения с вводной конструкцией (По словам В.М. Пескова, главная ценность жизни – сама жизнь).
  • В виде предложения с дополнением, выраженным существительным в предложном падеже с предлогом о (В. М. Песков говорил о жизни как о главной ценности самой жизни).
  • В виде части предложения.
  • Введите цитату не полностью.
Примерный вид наброска логической схемы   Павел Михайлович Третьяков – знаменитый человек, известный русский коллекционер так как   его достижения велики  и значимы аргумент 1-й так как  он был не только коллекционером, он любил людей аргумент 2-й поэтому      его помнят потомки. аргумент 3-й Дань моде. Мечта о национальной галерее полотен, принадлежащих к русской живописной школе. Способность видеть талант художника. Хранитель коллекции. Общедоступность коллекции. Галерея в дар Москве. Достояние России.

Примерный вид наброска логической схемы

  • Павел Михайлович Третьяков – знаменитый человек, известный русский коллекционер
  • так как   его достижения велики  и значимы
  • аргумент 1-й
  • так как  он был не только коллекционером, он любил людей
  • аргумент 2-й
  • поэтому      его помнят потомки.
  • аргумент 3-й
  • Дань моде. Мечта о национальной галерее полотен, принадлежащих к русской живописной школе.
  • Способность видеть талант художника. Хранитель коллекции.
  • Общедоступность коллекции.
  • Галерея в дар Москве. Достояние России.
Пересказ текста так как   его достижения велики  и значимы аргумент 1-й так как  он был не только коллекционером, он любил людей аргумент 2-й поэтому      его помнят потомки. аргумент 3-й Дань моде. Видел свою задачу в создании национальной галереи полотен, принадлежащих к русской живописной школе. Не имел образования в области искусств. Обладал способностью видеть талант художника. Приобретал значимые полотна. Разместил галерею в специальном здании. Сделал посещения галереи бесплатными. Передал галерею в дар Москве.

Пересказ текста

  • так как   его достижения велики  и значимы
  • аргумент 1-й
  • так как  он был не только коллекционером, он любил людей
  • аргумент 2-й
  • поэтому      его помнят потомки.
  • аргумент 3-й
  • Дань моде. Видел свою задачу в создании национальной галереи полотен, принадлежащих к русской живописной школе.
  • Не имел образования в области искусств. Обладал способностью видеть талант художника. Приобретал значимые полотна.
  • Разместил галерею в специальном здании. Сделал посещения галереи бесплатными. Передал галерею в дар Москве.
 Словарная работа   Фотография Сфотографировать Увидеть Изобразить фото, снимок, фотокарточка, кадр. снять, запечатлеть, зафиксировать уловить, ухватить, заметить, различить приметить, заприметить. воссоздать, отразить, передать.

Словарная работа

  • Фотография
  • Сфотографировать
  • Увидеть
  • Изобразить
  • фото, снимок, фотокарточка, кадр.
  • снять, запечатлеть, зафиксировать
  • уловить,
  • ухватить, заметить, различить приметить, заприметить.
  • воссоздать, отразить, передать.
Работа над алгоритмом описания, ключевые вопросы алгоритма   Кто? (Что) Ученики, девочки, мальчики. Какой? (атмосфера, настроение, одежда) Прилежные, радостные, счастливые, трудолюбивые. (атмосфера)  дружественная, тёплая, доверительная,  (настроение) радужное, приподнятое, хорошее,  (одежда)  школьная, свободная, удобная, легкая. Что делают? Копают, поливают, высаживают. Когда делают? Весенний день, солнечный день, рабочий день.  Где делают? В парке, в саду. Как делают? Весело, радостно. Зачем? Чтобы выросли новые деревья , чтобы село было красивее. Почему? Мы любим свой родной край. .

Работа над алгоритмом описания, ключевые вопросы алгоритма

  • Кто? (Что) Ученики, девочки, мальчики.
  • Какой? (атмосфера, настроение, одежда)
  • Прилежные, радостные, счастливые, трудолюбивые.
  • (атмосфера)  дружественная, тёплая, доверительная,  (настроение) радужное, приподнятое, хорошее,  (одежда)  школьная, свободная, удобная, легкая.
  • Что делают? Копают, поливают, высаживают.
  • Когда делают? Весенний день, солнечный день, рабочий день.

Где делают? В парке, в саду.

  • Как делают? Весело, радостно.
  • Зачем? Чтобы выросли новые деревья , чтобы село было красивее.
  • Почему? Мы любим свой родной край.
  • .
Сопоставляем вопросы задания с ключевыми вопросами   Вопрос задания: Вопрос алгоритма опишите людей, изображённых на фотографии: как вы думаете, почему они так одеты; Кто? (Целое + части перечислить) Какой? Как (одеты)? Зачем (так оделись)? расскажите о занятии людей, изображённых на фотографии; Что делает? Когда? Как делает? какова атмосфера в этом коллективе; Почему (улыбаются)? Какая (атмосфера)? поделитесь настроением, которое вызывает у Вас эта фотография. Какой? (настроение) Почему? (такое настроение).

Сопоставляем вопросы задания с ключевыми вопросами

  •  

Вопрос задания:

Вопрос алгоритма

опишите людей, изображённых на фотографии: как вы думаете, почему они так одеты;

Кто? (Целое + части перечислить) Какой? Как (одеты)? Зачем (так оделись)?

расскажите о занятии людей, изображённых на фотографии;

Что делает? Когда? Как делает?

какова атмосфера в этом коллективе;

Почему (улыбаются)? Какая (атмосфера)?

поделитесь настроением, которое вызывает у Вас эта фотография.

Какой? (настроение) Почему? (такое настроение).

Вступление Фотография – это запечатлённый на бумаге яркий момент жизни. Перед нами один из таких моментов, отраженный на фотоснимке, который сделан … (где?)   Основная часть Фотограф воплотил свою главную задачу – привлек внимание зрителя к (чему?), построив композицию снимка так, что смысловой и зрительный центры фотографии совпали. Фотограф сумел сохранить на своём снимке прекрасное мгновение (какое?), передав настроение (Какое? Чьё?) и наполнив им нас, зрителей. Фотограф сумел передать теплые чувства, которые запечатлены на этом фотоснимке. Каждый из нас, посмотрев на этот снимок, получает дозу позитивных эмоций Речевые клише
  • Вступление
  • Фотография – это запечатлённый на бумаге яркий момент жизни. Перед нами один из таких моментов, отраженный на фотоснимке, который сделан … (где?)
  •   Основная часть
  • Фотограф воплотил свою главную задачу – привлек внимание зрителя к (чему?), построив композицию снимка так, что смысловой и зрительный центры фотографии совпали. Фотограф сумел сохранить на своём снимке прекрасное мгновение (какое?), передав настроение (Какое? Чьё?) и наполнив им нас, зрителей. Фотограф сумел передать теплые чувства, которые запечатлены на этом фотоснимке. Каждый из нас, посмотрев на этот снимок, получает дозу позитивных эмоций

Речевые клише

ШПАРГАЛКА ДЛЯ МОНОЛОГИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ    Описание фотографии 1.   Передо мной интересная фотография. 2.     Я думаю, что на ней изображен(а)………….. 3.     Давайте рассмотрим изображение внимательнее. 4.     Перед нами (школьный двор, зал музея, комната и т.д.). Если это улица, описать погоду – На снимке запечатлен (какой, какое) день, утро….+ подробности (светит яркое солнце, на небе облака и т.д.) 5.     На переднем плане мы видим…. 6.     Они (описать внешний вид, одежду, чем заняты). 7.     Их лица (его лицо, ее лицо) … (радостны, печальны, сосредоточенны), потому что … 8.     На заднем плане мы видим (назвать, кто, что на дальнем плане) 9.     Я думаю (мне кажется), что…. (сделать вывод о том, что на заднем плане или о снимке в целом). 10.   Мне понравилась эта фотография, потому что она четко передает чувства и эмоции присутствующих (присутствующего) на ней.  

ШПАРГАЛКА ДЛЯ МОНОЛОГИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ

  • Описание фотографии
  • 1.   Передо мной интересная фотография.
  • 2.     Я думаю, что на ней изображен(а)…………..
  • 3.     Давайте рассмотрим изображение внимательнее.
  • 4.     Перед нами (школьный двор, зал музея, комната и т.д.). Если это улица, описать погоду – На снимке запечатлен (какой, какое) день, утро….+ подробности (светит яркое солнце, на небе облака и т.д.)
  • 5.     На переднем плане мы видим….
  • 6.     Они (описать внешний вид, одежду, чем заняты).
  • 7.     Их лица (его лицо, ее лицо) … (радостны, печальны, сосредоточенны), потому что …
  • 8.     На заднем плане мы видим (назвать, кто, что на дальнем плане)
  • 9.     Я думаю (мне кажется), что…. (сделать вывод о том, что на заднем плане или о снимке в целом).
  • 10.   Мне понравилась эта фотография, потому что она четко передает чувства и эмоции присутствующих (присутствующего) на ней.
  •  
ШПАРГАЛКА ДЛЯ МОНОЛОГИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ Рассказ на заданную тему   1.    Я хочу рассказать об одном интересном событии - ….   2.    Туда я отправился вместе с (классом, семьей, друзьями).   3.    Наша (поездка, экскурсия, наш поход) состоялся (указать точную или примерную дату).   4.    К этому мероприятию мы готовились заранее: … (рассказ о том, как готовились: если музей, экскурсия, то читали об этом, изучали материалы, если поход – собирали вещи, продумывали маршрут). 5.     И вот наступил долгожданный день. 6.     Во время экскурсии мы побывали … Во время похода мы побывали ….. 7.     Кроме того, мы увидели …. 8.     Самым интересным оказалось (стал, был)…., так как…. 9.     Мне понравилась эта ….. (понравился этот…), потому что …… 10.   Я хочу еще раз принять участие в подобном мероприятии.

ШПАРГАЛКА ДЛЯ МОНОЛОГИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ

  • Рассказ на заданную тему
  •   1.    Я хочу рассказать об одном интересном событии - ….
  •   2.    Туда я отправился вместе с (классом, семьей, друзьями).
  •   3.    Наша (поездка, экскурсия, наш поход) состоялся (указать точную или примерную дату).
  •   4.    К этому мероприятию мы готовились заранее: … (рассказ о том, как готовились: если музей, экскурсия, то читали об этом, изучали материалы, если поход – собирали вещи, продумывали маршрут).
  • 5.     И вот наступил долгожданный день.
  • 6.     Во время экскурсии мы побывали … Во время похода мы побывали …..
  • 7.     Кроме того, мы увидели ….
  • 8.     Самым интересным оказалось (стал, был)…., так как….
  • 9.     Мне понравилась эта ….. (понравился этот…), потому что ……
  • 10.   Я хочу еще раз принять участие в подобном мероприятии.
ШПАРГАЛКА ДЛЯ МОНОЛОГИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ   Рассуждение на заданную тему 1.     Мне предложили порассуждать на интересную тему. 2.     (Произнести заданную для монолога тему). 3.     Попробую изложить свою точку зрения. 4.     Итак, (далее прочитать первый предложенный вопрос). 5.     Думаю, что …(ответ на первый предложенный вопрос). 6.     (Ответ на второй предложенный вопрос), потому что… 7.     Я считаю, что (ответ на третий предложенный вопрос), потому что… 8.     Кроме того, (далее изложить информацию из последнего вопроса). 9.     (Ответ на последний вопрос) 10.  Таким образом, (сделать общий вывод). Такова моя позиция.

ШПАРГАЛКА ДЛЯ МОНОЛОГИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ

  •   Рассуждение на заданную тему
  • 1.     Мне предложили порассуждать на интересную тему.
  • 2.     (Произнести заданную для монолога тему).
  • 3.     Попробую изложить свою точку зрения.
  • 4.     Итак, (далее прочитать первый предложенный вопрос).
  • 5.     Думаю, что …(ответ на первый предложенный вопрос).
  • 6.     (Ответ на второй предложенный вопрос), потому что…
  • 7.     Я считаю, что (ответ на третий предложенный вопрос), потому что…
  • 8.     Кроме того, (далее изложить информацию из последнего вопроса).
  • 9.     (Ответ на последний вопрос)
  • 10.  Таким образом, (сделать общий вывод). Такова моя позиция.
 Диалог Шаг 1.  Внимательно  слушаем и слышим . Шаг 2.  Быстро  выделяем и запоминаем  основные тематические слова (2 или 3 существительных). Настраиваемся на составление их определения. Шаг 3.  Сначала надо сформулировать основную мысль. Для этого  повторяем  заданный вопрос без вопросительной интонации и без вопросительных слов.  Получаем  основную мысль нашего рассуждения-объяснения. Шаг 4.   Формулируем  аргументы, объясняющие полученную ОМ. Ученик  делает короткие толкования  каждого из тематических слов, делая их аргументами к основной мысли

Диалог

Шаг 1.  Внимательно  слушаем и слышим .

Шаг 2.  Быстро  выделяем и запоминаем  основные тематические слова (2 или 3 существительных). Настраиваемся на составление их определения.

Шаг 3.  Сначала надо сформулировать основную мысль. Для этого  повторяем  заданный вопрос без вопросительной интонации и без вопросительных слов.  Получаем  основную мысль нашего рассуждения-объяснения.

Шаг 4.   Формулируем  аргументы, объясняющие полученную ОМ. Ученик  делает короткие толкования  каждого из тематических слов, делая их аргументами к основной мысли

Я ко всем наукам ключ имею, Я со всей вселенною знаком. Это потому, что я владею Русским всеохватным языком.  С. Данилов

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком.

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком.

С. Данилов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!