СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка с использованием ТРКМЧЧП "Способы подчинительной связи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока используются приёмы ТРКМЧЧП,  развивающие критическое мышление учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка с использованием ТРКМЧЧП "Способы подчинительной связи"»

Урок русского языка с использованием ТРКМЧЧП

8 класс

Кожина А.И., учитель русского языка

и литературы

МАОУ ЦО "Лицей ИНТЕГРАЛ"

Способы подчинительной связи

  1. Организационный момент.

  2. Стадия вызова

Перед вами несколько предложений, выбранных мною из ученических сочинений. Прочитайте их: Добро побеждает над злом – в этом убеждают сказки. Над горами взошло ласковая солнце.

Рядом с этими предложениями в тетрадях ребят я вынесла ошибки, как вы думаете, почему? (Эти предложения неправильно построены)
- Какой раздел науки о языке изучает строение предложения? (синтаксис)

- Сформулируйте цель сегодняшнего урока.

(Ответы учеников)

Итак, мы выясним, что нужно знать для того, чтобы правильно строить предложения, ведь с\с – это строительный материал для предложений.


Прочитайте текст.

ВЯЗОВОЕ БРЕВНО
Мы пилить дрова, взять вязовый бревно — и вскрикнуть: та пора как ствол прошлый год срезать, оно и тащить трактор, и распиливать часть, и кидать баржа и кузов, и накатывать штабеля, и сваливать земля — а вязовый бревно не сдаться!
Оно пустить из себя свежий зелёный росток — целый будущий вяз или ветка густошумящий.
Уж бревно положить мы козлы, как плаха, но не решаться врезаться шея пила: как же пилить оно? Ведь оно тоже жить хотеть! Ведь вот как оно хотеть жить — больше мы!


Что затрудняет чтение текста? Какие законы нарушены в тексте?

(Законы сочетания грамматических форм в связное высказывание.)

Какие разделы науки о языке позволяют восстановить текст? (Морфология – наука о формах слов и синтаксис – наука о сочетании слов в словосочетания и предложения.) Прочитайте восстановленный текст.


ВЯЗОВОЕ БРЕВНО
Мы пилили дрова, взяли вязовое бревно — и вскрикнули: с тех пор как ствол в прошлом году срезали, его и тащили трактором, и распиливали на части, и кидали в баржи и кузовы, и накатывали в штабели, и сваливали на землю — а вязовое бревно не сдалось!
Оно пустило из себя свежий зелёный росток — целый будущий вяз или ветку густошумящую,
Уж бревно положили мы на козлы, как на плаху, но не решались врезаться в шею пилой: как же пилить его? Ведь оно тоже жить хочет! Ведь вот как оно хочет жить — больше нас!


- Вспомните все, что вы уже знаете по теме “Синтаксис”. Структурируйте сведения, оформив их в виде кластера. (1чел. к доске)

Какие трудности встретились вам при выполнении задания?








  1. Стадия осмысления

Сегодня на уроке мы будем исследовать вид синтаксической связи –подчинение.

«Бортовой журнал»

Как вы знаете, в ходе исследования учёные ведут журналы наблюдений. Предлагаю и вам сегодня выступить в роли учёных и заполнить такой журнал. Разделите страницу на два столбика. Левый озаглавьте «Что знаю?», правый – «Что узнал нового?». Заполните левую колонку.

ПРОЧИТАЙТЕ ( НЕ ПОВТОРЯТЬСЯ)

«Что знаю о подчинительной связи?»

«Что узнал нового?».






Прочитайте учебник. Отмечайте: V – знаю, + - новое, ? – непонятно. Обсудите в парах прочитанный материал. Запишите в своём журнале, что нового вы узнали о подчинительной связи. Прочитайте.

1. Что из того, что вы прочитали, вам уже было знакомо?
2. Какую новую информацию вы получили?
Вернемся к кластеру. Дополните кластер с учетом того нового, что вы узнали.

Закрепление

Запишите в тетрадь высказывание.

Железо ржавеет без применения, стоячая вода гниёт или на холоде замерзает, а ум человека, бездействуя, чахнет. Леонардо да Винчи (1452-1519гг., художник и изобретатель)

Выпишите все словосочетания из высказывания Л. да Винчи, определите в них способ связи. (Не забудьте определить, чем выражено главное и зависимое слово.)

Прочитайте свои словосочетания, назовите способы связи в них.


- Систематизируйте весь новый материал, заполнив сравнительную таблицу.(Примерно три строчки ширина каждого столбика. Пользоваться учебником, примерами в тетради)

«Концептуальная таблица»

Линия сравнения

Согласование

Управление

Примыкание

Главное слово в словосочетании

Сущ, мест

Гл,деепр, прич.

Глаг, прил

Зависимое слово в словосочетании

Прил, прич, порядк.числ

Сущ, мест-сущ

Инфин, нареч, деепр, прил в ср.степени

Как отличить по внешним признакам

Согласуются в роде, числе, падеже



Падежный вопрос, главное меняется – зависимое нет

Неизм. форма, связь по смыслу

Прочитайте, что у вас получилось. По столбику один человек читает.

-Вернёмся к предложениям, которые читали в начале урока. Как вы можете сейчас объяснить допущенные в них ошибки?

Добро побеждает над злом – в этом убеждают сказки. Над горами взошло ласковая солнце.



  1. Рефлексия.

Напишите сочинение-миниатюру для одноклассника (выберите адресата своего высказывания) «Каких ошибок позволит тебе избежать знание способов подчинительной связи»

ИЛИ

Символически ( в виде рисунка) изобразите каждый способ подчинительной связи.


Д.З.: придумать 6 предложений с грамматическими ошибками для одноклассников, чтобы одноклассники могли объяснить ошибки.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!