Урок русского языка с использованием ТРКМЧЧП
8 класс
Кожина А.И., учитель русского языка
и литературы
МАОУ ЦО "Лицей ИНТЕГРАЛ"
Способы подчинительной связи
Организационный момент.
Стадия вызова
Перед вами несколько предложений, выбранных мною из ученических сочинений. Прочитайте их: Добро побеждает над злом – в этом убеждают сказки. Над горами взошло ласковая солнце.
Рядом с этими предложениями в тетрадях ребят я вынесла ошибки, как вы думаете, почему? (Эти предложения неправильно построены)
- Какой раздел науки о языке изучает строение предложения? (синтаксис)
- Сформулируйте цель сегодняшнего урока.
(Ответы учеников)
Итак, мы выясним, что нужно знать для того, чтобы правильно строить предложения, ведь с\с – это строительный материал для предложений.
Прочитайте текст.
ВЯЗОВОЕ БРЕВНО
Мы пилить дрова, взять вязовый бревно — и вскрикнуть: та пора как ствол прошлый год срезать, оно и тащить трактор, и распиливать часть, и кидать баржа и кузов, и накатывать штабеля, и сваливать земля — а вязовый бревно не сдаться!
Оно пустить из себя свежий зелёный росток — целый будущий вяз или ветка густошумящий.
Уж бревно положить мы козлы, как плаха, но не решаться врезаться шея пила: как же пилить оно? Ведь оно тоже жить хотеть! Ведь вот как оно хотеть жить — больше мы!
Что затрудняет чтение текста? Какие законы нарушены в тексте?
(Законы сочетания грамматических форм в связное высказывание.)
Какие разделы науки о языке позволяют восстановить текст? (Морфология – наука о формах слов и синтаксис – наука о сочетании слов в словосочетания и предложения.) Прочитайте восстановленный текст.
ВЯЗОВОЕ БРЕВНО
Мы пилили дрова, взяли вязовое бревно — и вскрикнули: с тех пор как ствол в прошлом году срезали, его и тащили трактором, и распиливали на части, и кидали в баржи и кузовы, и накатывали в штабели, и сваливали на землю — а вязовое бревно не сдалось!
Оно пустило из себя свежий зелёный росток — целый будущий вяз или ветку густошумящую,
Уж бревно положили мы на козлы, как на плаху, но не решались врезаться в шею пилой: как же пилить его? Ведь оно тоже жить хочет! Ведь вот как оно хочет жить — больше нас!
- Вспомните все, что вы уже знаете по теме “Синтаксис”. Структурируйте сведения, оформив их в виде кластера. (1чел. к доске)
Какие трудности встретились вам при выполнении задания?
Стадия осмысления
Сегодня на уроке мы будем исследовать вид синтаксической связи –подчинение.
«Бортовой журнал»
Как вы знаете, в ходе исследования учёные ведут журналы наблюдений. Предлагаю и вам сегодня выступить в роли учёных и заполнить такой журнал. Разделите страницу на два столбика. Левый озаглавьте «Что знаю?», правый – «Что узнал нового?». Заполните левую колонку.
ПРОЧИТАЙТЕ ( НЕ ПОВТОРЯТЬСЯ)
«Что знаю о подчинительной связи?» | «Что узнал нового?». |
| |
Прочитайте учебник. Отмечайте: V – знаю, + - новое, ? – непонятно. Обсудите в парах прочитанный материал. Запишите в своём журнале, что нового вы узнали о подчинительной связи. Прочитайте.
1. Что из того, что вы прочитали, вам уже было знакомо?
2. Какую новую информацию вы получили?
Вернемся к кластеру. Дополните кластер с учетом того нового, что вы узнали.
Закрепление
Запишите в тетрадь высказывание.
Железо ржавеет без применения, стоячая вода гниёт или на холоде замерзает, а ум человека, бездействуя, чахнет. Леонардо да Винчи (1452-1519гг., художник и изобретатель)
Выпишите все словосочетания из высказывания Л. да Винчи, определите в них способ связи. (Не забудьте определить, чем выражено главное и зависимое слово.)
Прочитайте свои словосочетания, назовите способы связи в них.
- Систематизируйте весь новый материал, заполнив сравнительную таблицу.(Примерно три строчки ширина каждого столбика. Пользоваться учебником, примерами в тетради)
«Концептуальная таблица»
Линия сравнения | Согласование | Управление | Примыкание |
Главное слово в словосочетании | Сущ, мест | Гл,деепр, прич. | Глаг, прил |
Зависимое слово в словосочетании | Прил, прич, порядк.числ | Сущ, мест-сущ | Инфин, нареч, деепр, прил в ср.степени |
Как отличить по внешним признакам | Согласуются в роде, числе, падеже | Падежный вопрос, главное меняется – зависимое нет | Неизм. форма, связь по смыслу |
Прочитайте, что у вас получилось. По столбику один человек читает.
-Вернёмся к предложениям, которые читали в начале урока. Как вы можете сейчас объяснить допущенные в них ошибки?
Добро побеждает над злом – в этом убеждают сказки. Над горами взошло ласковая солнце.
Рефлексия.
Напишите сочинение-миниатюру для одноклассника (выберите адресата своего высказывания) «Каких ошибок позволит тебе избежать знание способов подчинительной связи»
ИЛИ
Символически ( в виде рисунка) изобразите каждый способ подчинительной связи.
Д.З.: придумать 6 предложений с грамматическими ошибками для одноклассников, чтобы одноклассники могли объяснить ошибки.