Этапы урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I.Самоопределение к деятельности (Словесный – Беседа) | 1 минута | Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться. Доброе утро! Доброе утро, солнцу и птицам. Доброе утро, улыбчивым лицам! | (приветствие учителя и учащихся) | К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; |
II.Актуализация знаний и мотивация (Словесный – Беседа) (Практичес кий- чистописа ние) | 5 минут | (проверка домашнего задания) Минутка чистописания. Начнем с минутки чистописания. Красиво, каллиграфически правильно и без ошибок спишите с доски высказывание И.А. Крылова. Быть сильным хорошо. Быть умным лучше вдвое. Как вы понимаете данное высказывание? Найдите и подчеркните в этих предложениях глаголы. Словарная работа. Сегодня на уроке мы повторим словарные слова с удвоенной буквой С, а какие, вы узнаете, решив кроссворд (на каждую парту раздать по одному кроссворду в печатном варианте). -
Обязательный помощник продавца. -
Широкая городская дорога, по которой гуляла знаменитая девочка Саша из скороговорки. -
Головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям. -
Кого везет водитель автобуса? -
___________ слона может достигать 1 тонны. -
«Люблю тебя, великий и могучий ________ язык!» -
Мой папа по ____________ пожарный. -
Я живу в самой большой стране мира - _____________. -
От дома до школы каждое утро я преодолеваю большое __________________. Каллиграфически запишите получившиеся слова в тетрадь, выделите орфограммы. Как вы понимаете значение слова шоссе? Составьте и запишите с данным словом предложение. | (проверяют домашнюю работу) -Ум и слова помогают человека больше, чем грубая сила. -Быть. (решают кроссворд) (работают самостоятельно в тетради и у доски) (высказывают мнение) (работают самостоятельно в тетради и у доски) | П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Л:целеполагание. |
III.Постановка учебной задачи (Словесный – Формулировка темы и цели урока) | 5 минут | Ребята, над какой темой мы работали на прошлом уроке? Вспомните, какие глагольные формы вы знаете? Какого вида бывают глаголы? Как определить вид глагола? Что называется спряжением? Определите спряжение личных глаголов: Идёт, цветёт, шумит, поёт, звенит, журчит Возникли ли у вас затруднения? А как определить спряжение глаголов, если личные окончания безударные? Стро[и]шь, зре[и]шь Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. Сформулируйте цели нашего сегодняшнего урока: -узнать… -познакомиться… -повторить… -узнать больше о… -упражняться в… Желаю вам удачи в достижении ваших целей! | -«I и II спряжение глаголов настоящего и будущего времени» -Начальная и личная. - Совершенного и несовершенного. -Задать вопрос: Что делать? (несов.в), Что сделать? (сов.в). -Изменение глагола по лицам и числам. -1 спр: идет, цветет, поет. 2 спр: шумит, звенит, журчит. -Нет, не возникли. -Мы не знаем ответа на вопрос. - «I и II спряжение глагола настоящего и будущего времени с безударными личными окончаниями» (формулируют цели урока) | Л: формулировка проблемы; Л: анализ; П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; К: владение диалогической формой речи; Л.: самоопределение. Р.: целеполагание. |
IV. Открытие нового знания (Словесный – беседа) (Практический – упражнение) | 10 минут | Выполним Упр. 189 (с. 93). Рассмотрите таблицу. Какие окончания имеют глаголы I и II спряжения? Назовите окончания сначала I, а потом II спряжения по цепочке. Для чего это надо знать? Абсолютно верно! Упр. 190 (с. 93). Прочитайте задание, что нужно сделать? Учащиеся по цепочке читают глаголы, называют их окончания, лицо, число и спряжение. Выполним это задание у доски и в тетради. Сделайте вывод: Как можно определить спряжение глагола с безударным личным окончанием? Прочитаем сведения о языке на с. 94. Какие глаголы относятся ко II спряжению? к I спряжению? Назовите глаголы-исключения. Запомнить глаголы-исключения помогут следующие стихотворения: Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть — Вы запомните, друзья, Их на е спрягать нельзя. Ко второму же спряженью Отнесём мы, без сомненья, Все глаголы, что на -ить, Исключая брить, стелить, А ещё смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, дышать, держать, терпеть, И зависеть, и вертеть. Как вы думаете, ребята, а как еще можно запомнить окончания I и II спряжения? К суффиксам -е– и -и– можно подставить две горизонтальные линии сверху и снизу. На что они станут похожи? Е И Верно, на римские цифры I и II! В первом спряжении всегда -Е-, во втором – -И-. | (работают с учебником) (работают устно по цепочке) - Чтобы правильно писать глаголы с безударными личными окончаниями. -Нужно выписать глаголы с безударными личными окончаниями в форме настоящего времени. (работают самостоятельно в тетради и у доски) -По неопределенной форме глагола. (читают устно по цепочке) -К первому спряжению относятся глаголы на –ать, -еть, -оть, -уть. -Ко второму спряжению относятся: все глаголы на –ить; четыре глаголов на –ать: гнать, держать, дышать, слышать; семь глаголов на –еть: видеть, терпеть, ненавидеть, смотреть, зависеть, вертеть, обидеть. -Брить, стелить, (читают вслух по цепочке) (высказывают предположения) -На римские цифры 1 и 2. | П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; К: владение диалогической формой речи; Л.: самоопределение. |
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА | 1 минута | Руки вверх, перед собой! Вправо, влево головой! А теперь вперед, назад! Отдохнуть ты будешь рад! Руки в стороны веди И руками покрути. Потянулись и вздохнули. Мы вдыхаем-выдыхаем, И к уроку приступаем. | (выполняют упражнения в соответствии со словами учителя) | Р.: саморегуляция |
V. Первичное закрепление во внешней речи Включение практических упражнений (упражнения на описание объекта) | 10 минут | Упр. 192 (с. 94). Прочитайте задание, что нужно сделать? Выполним задание устно по цепочке. Теперь выполним Упр. 193 (с. 95). Прочитайте задание, что нужно сделать? Выполним это задание у доски и в тетради. Сделайте вывод: какие окончания могут иметь глаголы 2-го лица единственного числа? | -Нужно объяснить, как определить спряжение данных глаголов по неопределенной форме, пользуясь образцом. (работают устно по цепочке) -Нужно выписать глаголы из предыдущего упражнения, указать спряжение и поставить форму 2 лица ед.ч настоящего времени. (работают самостоятельно в тетради и у доски) - Окончания –ешь, -ишь. | К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами Лог.: синтез |
VI. Самостоятельная работа самопроверкой (Практический – упражнение) (Имитативный – запоминание) | 10 минут | Работа по карточкам. Выпиши глаголы по группам: с ударными окончаниями, с безударными окончаниями, глаголы – исключения. Определи спряжение и выдели окончания. Звучишь, Пищат, Хрустят, Кладете, Трясем, Пасут, Думаешь, Знакомишь, Дарят, Жаришь, Дышим, Вертят, Смотришь, Терпят, Держим Ключ (без спряжений): Звучишь Пищат Хрустят Кладете Трясем Пасут | Думаешь Знакомишь Дарят Жаришь | Дышим Вертят Смотришь Терпят Держим | | (работают самостоятельно по карточкам) | П: структурирование знаний; К: планирование учебного сотрудничества с другими учащимися; Л:синтез |
VII. Включение в систему знаний (Практический – дидактическая игра) | 2 минуты | Игра “Исключи лишнее слово”. Пишем, вяжем, стираем, дружим (т.к. это глагол II спряжения, а остальные – I). Строим, клеим, отвечаем, говорим, (т.к. это глагол I спр., а остальные – II) . Молчат, посеют, думают, живут (посеют – будущее время, а остальные глаголы в настоящем времени). Читать, делать, лететь, накрыл, петь (т.к. это глагол прошедшего времени) Брить, стелить, ненавидеть, слышать, строить, гнать (глаголы – исключения). | | П: рефлексия способов и условий действия; К: управление поведением партнера – коррекция. |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) (Словесный – Беседа) (Практический – Подведение итогов) | 3 минуты | Итак, ребята, давайте вспомним, какая тема была у нас на уроке сегодня? Добились ли вы цели, которую ставили для себя на урок? Кому было на уроке всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, раскрасьте облако голубым цветом. Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, раскрасьте облако фиолетовым цветом. Кому на уроке работать было очень трудно, с заданием не справлялись, раскрасьте серым цветом. Покажите свои облака. Молодцы! Откройте свои дневники и запишите домашнее задание: -Учебник, с. 95, упражнение 195. -РТ, страница 52, 53. Хочу сказать вам большое спасибо за урок. До свидания! | -«I и II спряжение глаголов настоящего и будущего времени» (высказывают мнение) (выполняют самооценку деятельности) (записывают домашнее задание) | К: произвольное построение речевого высказывания в устной форме; П: рефлексия способов и условий действия; Р: оценка. |