СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка.Тема "Местоимение как часть речи".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема "Местоимение как часть речи".

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка.Тема "Местоимение как часть речи".»

Технологическая карта урока

Учитель

Семендяева Марина Владимировна

ОУ

ОШИ ГБОУ «Балтийский берег»

Предмет

Русский язык

Тема урока

Местоимение как часть речи

Используемая образовательная технология

Технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология


Тип урока

Изучение нового

Цели учителя

Организовать учебную деятельность, направленную на развитие умений определять признаки местоимения как части речи, находить местоимения в тексте, отличать от имён существительных.

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания.

Создать условия для воспитания уважения к чужому мнению, доброжелательного отношения друг к другу, чувства взаимопомощи, сознательного отношения к учёбе и к изучению предмета.



Цели учебной деятельности

Осознавать местоимение как часть речи; научиться употреблять местоимение вместо имен существительных, научиться определять местоимение в речи.


Опорные знания

Имя существительное, речь, часть речи,

Новые знания

Местоимение как часть речи.

Задачи урока

  1. Создать мотивацию к учебной деятельности

  2. Организовать актуализацию знаний по теме

  3. Организовать постановку проблемы

  4. Организовать открытие новых знаний через наблюдение и диалог

  5. Организовать первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

  6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

  7. Организовать включение в систему знаний и повторение

  8. Организовать рефлексию

Оборудование

Индивидуальные карточки, проектор, компьютер.

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД и личностные результаты

Мотивация

Начинается урок, (1 слайд)
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.

А теперь пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы в открытии новых знаний!


Приветствуют учителя, гостей. Настраиваются на работу.


Личностные - настрой на позитивное начало урока

Коммуникативные УУД-слушать и понимать речь других;

Актуализация и систематизация имеющихся знаний по теме.


- Ребята, назовите последний месяц весны.

Назовите первый звук в слове «май».

Дайте характеристику этому звуку.

Какой буквой обозначается этот звук?

На минутке чистописания мы напишем букву М.



Москва, медленный, мычит, меня

Напишите над словами, к какой части речи они относятся.

У какого слова вы затруднились определить часть речи?



Почему возникло это затруднение?

Чего мы не знаем?


Май


[м]














Меня



Мы не знаем к какой части речи относится это слово



Коммуникативные УУД-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные УУД-анализ, обобщение.

Личностные- формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу

Постановка проблемы

Сформулируйте тему нашего урока.


Цель: Изучить местоимение как часть речи.

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?



Местоимение как часть речи



Узнать что такое М.

Выяснить, какова роль М в речи.

Узнать особенности М,

Научиться распознавать М в речи



Познавательные УУД- формулирование проблемы

Регулятивные УУД-определение и формулирование цели деятельности на уроке Коммуникативные УУД- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью


Решение проблемы

Прочитайте текст.

Сова хищная птица. Из всех видов хищников сова считается лучшим охотником. У совы мощные когти и чуткие уши. - О ком этот текст? ( Слайд 3)

Все ли в этом тексте вас устраивает?

Почему?

Как можно исправить этот недостаток?

Прочитайте, что получится, если мы исправим речевую ошибку.




( О сове)



Нет


В каждом предложении имеется слово «сова».

Заменить данное слово другим.)


Познавательные УУД- анализ, сравнение, аналогия, обобщение; осознание и построение речевого высказывания


Какими словами вы заменили слово «сова»?




Вместо какой части речи вы употребили слова: «она», «у нее?»


Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!


Какой мы можем сделать вывод: что такое местоимение?

Выясним, какова же роль местоимения в речи?
- Вернемся к нашим предложениям, в которых мы исправляли ошибки.
Какую речевую ошибку помогли исправить местоимения?


Какой мы можем сделать вывод: Для чего же мы используем в речи местоимения?



Местоимение заменяет имя существительное. А что такое существительное?



Значит и местоимение обозначает предмет?

Как вы думаете? Давайте выясним.

Сейчас вы будете работать в группах.

Обучающимся предлагается текст.
''Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы, душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на удивление всем: такой высокий, стройный. Глаз не оторвать. А крепкий! Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит! Ему радовались, им гордились. Когда через несколько дней подошел срок везти его на испытания, сомнений не было: отличная оценка обеспечена. "

Вопрос: Кто же это "он"?


Вопрос: Почему вы по-разному отвечаете?


Далее следует продолжение текста: "Но вот приехали на льнозавод, и льноводы сказали: "Какой замечательный лен!".

- Сделайте вывод: В чем же различие в значении местоимения и имени существительного?

Садитесь на свои места

А теперь ответьте на мои вопросы, слушайте внимательно.

- Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя?

- Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать?

- Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения нужно употребить?

- Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу?

- Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим?
- Если это группа лиц?

- Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете, почему?

Перечислим еще раз все личные местоимения.

Я и Мы, Ты и Вы,
Он, Она, Оно, Они –
Все слова отличные,
Важные и личные,
Это без сомнения,
Все местоимения. (Слайд 4)

Посмотрим значение слова личный в толковом словаре.

(Слайд 5) А теперь давайте повторим все, что узнали:

Что такое местоимение?



Как называются местоимения Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они?

Проверим правильность нашего утверждения, прочитав правило в учебнике на странице 52.

Слово «сова» во втором предложении мы заменили словом — «она», а в третьем предложении заменили словом — «у нее».


Эти слова мы употребили вместо имени существительного.



Местоимение –это часть речи, которая употребляется вместо имени существительного.





Мы убрали повторы и сделали текст более грамотным.



Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов



Сущ. – это часть речи, к-рая обозначает предмет.




Предположения детей

















Куст, мальчик, конь.




Слово "он" не называет предмета.











Местоимение - часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.





Я



Мы




Ты, вы




Если этот человек не знаком нам,

Если он старше.



Он, она


Они



Все они указывают на лица














Местоимение - это часть речи, которая не называет предмет, а только на него указывает.

Эти местоимения называются личными.

Регулятивные УУД:

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации





Коммуникативные УУД- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.


Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Как вы думаете, чем теперь нам необходимо заняться на уроке?

Прочитайте текст.

Давайте его отредактируем. ( Слайд 6)


На рыбалке.

     Однажды Коля пошел ловить рыбу. Коли не было дома целый день. Коле удалось поймать много рыбы.

У кого, что получилось?

Проверьте правильность выполнения своей работы(проверка по эталону)

Применить свои знания



Выполняют в парах






Ответы детей.


Познавательные УУД-анализ, сравнение , аналогия, обобщение; осознанное и произвольное построение речевого высказывания


Коммуникативные УУД- учет разных мнений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

физкультминутка




Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


А теперь проверим, насколько вы хорошо поняли тему урока.

Выпишите из текста песни местоимения, которые в ней встречаются.


Разрумяными блинами

Мы Весну встречаем с вами

Чучело Зимы сжигаем,

В хороводе распеваем.


Здравствуй, милая Весна,

Мы с тобой соседствуем

Здравствуй, Красная Весна,

Мы тебя приветствуем!

Здравствуй, Красная Весна,

Мы тебя приветствуем!

Я пригрею посильней-

Побежит с горы ручей.

Поднимусь повыше я,

Здравствуй, Красная Весна!

Поднимусь повыше я,

Здравствуй, Красная Весна!

-Кто выполнил работу без ошибок, поднимите руку?

- Кто допустил ошибки в работе?

-Кто не смог справиться с заданием?

-В чем была трудность?




Выполняет ученик на доске.




Мы, с вами, я.



















Познавательные УУД-анализ, сравнение , аналогия, обобщение

Коммуникативные УУД-слушать и понимать речь других

Регулятивные- самоконтроль, оценка

Включение в систему знаний

А теперь вы будете работать самостоятельно.


На ветке висит яблоко, _такое сочное и сладкое на вид.

Щенка кормили молоком, чтобы _ здоровым рос.

Сидит белка на тележке, продает _ орешки.

Вся земля в снегу,_ на лыжах бегу, _бежишь за мной.

(Фронтальная проверка)




Рефлексия

Какую цель мы сегодня ставили перед собой?

Какие задачи ставили перед собой?





Со всеми задачами мы справились на уроке?

Продолжите предложения

  • Всё запомнил и понял…

  • Немного что-то знаю…

  • Не понял…




Если осталось время с.66 №3


Узнать что такое М.

Выяснить, какова роль М в речи.

Узнать особенности М,

Научиться распознавать М в речи


Да!



Д/З

Упр. 111.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!