СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка «Устойчивые выражения». 4 класс. УМК «ПНШ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:Обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма.

Задачи:

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка «Устойчивые выражения». 4 класс. УМК «ПНШ»»

Урок изобразительного искусства «Жостовские букеты» с использованием технологии проблемного диалога


Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цели:

• предметные – продолжить изучение декоративного искусства и его места в жизни общества; ознакомление с особенностями художественного промысла России – Жостово и жостовской росписи, основными приёмами жостовского письма и принципами постороения композиции, формирование умения создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы

• метапредметные – развитие умения ставить учебную задачу на основе соотнесение того, что известно и что ещё не известно, развитие умения планировать и организовывать собственную деятельность; развитие умения грамотного интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками; формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла

• личностные – развитие морального сознания и ориентировки учащихся в сфере нравственно – этических отношений, овладение национальным наследием отождествление себя с российским народом как носителем великой культуры.

Оборудование и материалы: презентация Power Point, иллюстрации с изображением жостовской росписи; видеомузыкальный ряд: вариации на темы русских народных песен, жостовские подносы; музыкальное сопровождение; одноразовые пластиковые тарелочки; кисти; гуашь.

Формы и методы: фронтальные и групповые формы обучения; проблемно-деятельностный метод, беседа, практическая работа.

Ожидаемые результаты: учащиеся овладеют основными приёмами жостовского письма, принципами построения композиции, научатся создавать создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы; развитие умения ставить учебную задачу, развитие умения планировать и организовывать собственную деятельность; развитие умения грамотного интегрироваться в группу сверстников, развитие морального сознания.

План урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

5. Реализация построенного проекта.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Творческое задание.

8. Рефлексия учебной деятельности.

Ход урока

Организационный момент.

Мы за парты дружно сели

На друг друга посмотрели.

И сегодня мы опять

Учиться будем рисовать!

Проверьте, пожалуйста, все ли материалы на месте? Ко всем ли пожаловала принцесса-кисточка со своими слугами – красками, подругой палитрой, верным стражем – платочком, который утешает принцессу, если она вымокнет в воде?

Покажите своё настроение в начале урока.

Мотивация к учебной деятельности.

— Прошла зима, наступила весна. Глядя на эту однотонность, всё чаще вспоминается лето. Когда говорим о лете, то какие ассоциации у вас возникают? (Солнце, тепло, цветы.) — Цветы на лугу, в саду, в букете … Цветы – чудо природы, они всегда были воплощением всего прекрасного на земле. Лучшие моменты в жизни и делах человека определяют словами «расцвет», «цветение», «процветание».

— Что привлекает нас в цветах? ( Яркость красок, многообразие форм, запах, красота).

— Совершенство форм, линий, игра цвета и тени, прячущейся в изгибах лепестков, разнообразие красок – дарят нам наслаждение и радость, чаруют нас красотой. Издавна дома украшали цветами. Цветы прекрасны, но недолговечны, они живут почти мгновения, и многие вянут сразу же после того, как их сорвали. Как продлить их цветение, остановить прекрасный миг расцвета, заставить изменчивую красоту постоянно сопровождать человека. Задача искусства – остановить прекрасный миг расцвета. Так появились изображения этих прекрасных растений на картинах, в росписях стен домов, на тканях, вазах, чашках, подносах.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. В России народных промыслов великое множество, с некоторыми мы уже познакомились, с остальными предстоит познакомиться. Прежде чем сделать следующий шаг в изучении нового, давайте повторим то, что мы уже знаем.

— Какие виды народных промыслов вы знаете? (роспись по керамике — Гжель, по дереву – Городец и Хохлома, глиняная игрушка – Дымковская)

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из – под белого снежочка.

Растут синие цветочки.,

Неужели, неужели, Вы не слышали о… Гжели?

 

Привезли мы на базар

Раздиковинный товар.

Здесь и чашки, здесь и плошки,

Здесь и милые матрешки

Что за чудо перед вами?

К вам приехала сама Золотая…Хохлома.

 

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбки.

А ну назовите меня. (Дымка)

 

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки…

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят.

И точки черно-белые

На солнышке блестят. (Городец)

На экране: Гжельская роспись Городецкая роспись Хохломская роспись Дымковская игрушка.

— Молодцы! Вы хорошо знаете промыслы России.

— Что мы сейчас повторили? (Виды народных промыслов)

— Почему эти промыслы называют народными промыслами? (Изготавливали обычные люди и промысел был характерен для нескольких деревень – народный и у промысла нет конкретного автора, все промыслы связаны с украшением, росписью красками – художественный).

— Как вы думаете, для чего мы повторяли то, что уже знаем? (Знания нам пригодятся при открытии новых знаний)

— Какие шаги надо сделать, чтобы узнать что-то новое? (Надо выяснить, что мы не знаем , и самостоятельно открыть новый способ, новые знания ).

Постановка проблемы.

— Отгадайте загадку.

Круглые, железные,

В хозяйстве полезные.

Черные, желтые, красные,

Удивительно прекрасные! (Жостовские подносы)

Во многих росписях цветы встречаются как отдельный элемент росписи. Однако существовали определённые виды предметов, которые украшали преимущественно цветочным узором. Что это за изделия и об особенностях, какой росписи пойдёт речь сегодня на уроке? Какие есть предположения? Красоту этих подносов воспевали поэты и сам народ. Послушайте стихотворение:

Черный фон сияет лаком.

А на нем цветов краса,

Алых, желтых с красным маком

— Это просто чудеса.

Колокольцы распустились,

Незабудки встали в ряд,

Засверкали, заискрились

Посмотрите все подряд!

Алы розы на подносе

Вся природа – божий дар,

В мире нет таких подносов

Они словно вешний сад!

— Как будете узнавать новое? (Самостоятельно, выполняя шаги учебной деятельности.)

— Чтобы работа была успешной, что необходимо от вас? (Внимательно слушать учителя, друг друга, быть активным, выполнять все задания).

Я хочу, чтобы при открытии новых знаний вы проявили любознательность, внимательность, отзывчивость, сосредоточенность, наблюдательность. Чтобы открыть новые знания и эти знания оказались прочными нужно пройти несколько ступенек. Что это за ступеньки? (увидеть, услышать, прочитать, поделиться информацией с другими, применить полученные знания.) Готовы двигаться по лесенке знаний?

— О возникновении этого удивительного искусства я расскажу вам сказку. Сказка – ложь да в ней намёк. Она поможет вам определить тему урока. Приняли позу ученика внимательно смотрим и слушаем.

Недалеко от Москвы, среди широких раздолий русской равнины, в очень живописном месте находится село Жостово. Жил здесь удалец-молодец. Любил он все живое, что его окружало. Особенно привлекали его цветы на лугу. Наберет, бывало, он букет полевых цветов и принесет под окошко девице-красавице. А девица та немного гордой была. «Эка невидаль, цветов-то вокруг видимо-невидимо. Но красота их недолговечна. А ты продли их цветение, сделай так, чтобы окружали меня цветы круглый год» — сказала она. Задумался мастер, как сохранить жизнь цветка? Все перепробовал он: сушил их, но они все равно принимали неживой вид, пробовал вырезать по дереву – все не то получалось. Наконец, придумал. Взял он кусок железа, попросил кузнеца изготовить ему поднос. Кузнец так и сделал: отшлифовал его, покрыл лаком. Стал мастер расписывать поднос самыми яркими красками, какие у него были. Решил он изобразить свой букет на черном фоне, который дал ему возможность по контрасту выделить яркие краски пышных роз, пионов, георгинов, скромных и незатейливых цветочков: ромашек, колокольчиков, которые окружали молодца в летнее время года. Расписал мастер поднос и остался доволен своей работой. Принес он его девушке в подарок. Как взглянула она на прекрасное творение, так и ахнула. Стыдно стало ей за свои слова, извинилась девица за свой поступок. Сыграли они вскоре свадьбу. Позже стали называться такие подносы жостовскими, в память о том месте, где проживал и впервые расписал их удалец-молодец.

О какой росписи пойдёт речь на уроке? Назовите тему урока. Каким будет следующий этап? (Задание «с затруднением»).

— С какой целью предлагаю вам задание с затруднением? (Чтобы мы поняли, что мы не знаем.)

Задание на пробное действие. Нарисовать ромашку в технике жостовской росписи с использованием основных приёмов жостовского письма.

— Сформулируйте задание. (Нарисовать ромашку в технике жостовской росписи с использованием основных приёмов жостовского письма.).

— Выполняйте задание (Мы не можем выполнить задание, мы не можем доказать, что правильно выполнили задание ).

— Кто не выполнил задание? Что вы не смогли сделать? (Мы не можем нарисовать в технике жостовской росписи, не знаем приёмов жостовского письма ).

Выявление места и причины затруднения.

— Теперь вы должны выполнить следующий шаг — определить, почему не смогли выполнить задание (на доску). — Что помешало вам выполнить задание? (Мы не знаем жостовскую роспись и её особенности (как составляется, из чего состоит композиция и т.д.) и не знаем основные приёмы жостовского письма.) — Сформулируйте цель урока. (Познакомиться с жостовской росписью, её особенностями и узнать приёмы жостовского письма.)

Построение проекта выхода из затруднения.

— Давайте посмотрим, совпали ли ваши цели с моими.

На доске: 1. Познакомиться с особенностями жостовской росписи. 2. Узнать основные приёмы жостовского письма 3. Показать свои умения и творческий подход в использовании полученных знаний о жостовской росписи.

— Как будем открывать новые знания? (Каждый сам, в парах, в группах)

Реализация построенного проекта.

— А теперь вам предстоит самостоятельно познакомиться с особенностями жостовского промысла. (Ребята самостоятельно изучают тексты о жостовской росписи в парах или группах)

1 группа. Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Классический жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон. — Что вы узнали о жостовкой росписи? (Жостовская роспись – роспись по металлу).

2 группа. Как же возникло это удивительное ремесло? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Он вытеснил традиционно русский сбитень, медовуху и различные травяные настои. Возникла целая церемония чаепития. Тульские мастера принялись за изготовление самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития. — Как возникло это удивительное ремесло?

3 группа. В 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов. Вслед за ним открывались и другие мастерские. Жостовские подносы изготавливались различных размеров и форм. Трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие «закусочные» — не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков. — Кто основал первую мастерскую по изготовлению расписных подносов?

4 группа. Традиционный мотив — цветочный букет на черном фоне. Цветы на подносе легко узнаются. Это королева всех цветов роза, алые маки, астры и георгины. Их подбирают с особой выдумкой и вкусом. Дополнить композицию могут более мелкие цветочки: ромашки, васильки, колокольчики. Вот фиалка, вот тюльпаны, Георгины, розы, астры. Вот и лилии, пионы, Колокольчики и маки. Васильки, сирень, жасмин — Все вошли в букет один. А букет красив, душист! От цветов и воздух чист. Крупные и мелкие цветы объединяются в классические композиции: «Букет собранный», «Букет в раскидку», «Венок», «Ветка с угла», «Полувенок». Рядом с цветами можно увидеть пейзажи и фрукты. Постепенно, классический черный цвет фона, сменяется зеленым, красным, белым. — Какие композиции составляют из цветов мастера? Какие цветы используются в данной росписи?

5 группа. Этапы и приёмы росписи. Замалёвок – разбавленной краской художник наносит силуэты цветов и листьев. Тенёжка – Художник наносит цветные тени, появляется объём. Бликовка – Наложение бликов белой краской выявляет свет и объём, букет кажется освещённым. Чертёжка – при помощи тонкой кисти художник рисует прожилки на листочках, «семена» в центре цветов. Привязка – при помощи стебельков и травинок букет оформляется в единое целое. Уборка -– легкий ажурный узор по бортам подноса. — Назовите приемы жостовского письма . замалёвка, тенёжка, бликовка, чертёжка, привязка, уборка

— В чём особенность каждого приёма?

— Составим последовательность использования этих приёмов. (На экране составляют, свои варианты).

— Давайте сверим с эталоном.

— Теперь вы можете выполнить задание, с которым мы не справились в начале?

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

— Сформулируйте задание. (Нарисовать ромашку в технике жостовской росписи с использованием основных приёмов жостовского письма.)

Жостовская роспись выполняется масляными красками при помощи кистей. Но мы сегодня отступим от традиций и выполнять будем ее при помощи гуаши. Работаем красками с белилами, чтобы получилось много оттенков цвета, разбелок. Жостовские живописцы рисуют букеты удивительно быстро. Опытный мастер может расписать за один рабочий день от 5 до 10 подносов. Во время работы поднос постоянно вращают на коленях, чтобы видеть роспись со всех сторон. У художника нет букета перед глазами, он сочиняет прямо на подносе – «думает кистью». Такое творчество называется импровизацией. (Выполняют задание)

Инструктаж к самостоятельной работе.

Мастер-класс (показ учителя поэтапного изображения ромашки на пластиковой тарелочке через документ-камеру). Учащиеся работают сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности. А тарелочку нужно поворачивать вокруг  оси так, чтобы рука с кисточкой всегда находилась в удобном положении.

В ходе работы учитель корректирует работу учащихся. Выставка работ.

–Давайте посмотрим, получились ли у вас сказочные цветы?

Включение в систему знаний и повторение. Творческое задание.

— Выполните фрагмент по мотивам жостовской росписи с включением крупных, мелких и средних форм цветов на интерактивной доске.

Задание: составить схему композиции «букет» из ромашек на круглом подносе с использованием одного крупного цветка и двух меньших цветов. (Коллективная работа «по цепочке» на интерактивной доске)

Рефлексия учебной деятельности. (на жостовском подносе магнитами прикреплены цветы с вопросами, на обратной стороне буквы м о л о д ц ы)

— Сказочный жостовский поднос хочет проверить, насколько вы были сегодня внимательными.

— С какой росписью мы познакомились? В чём особенность жостовской росписи и в чём её декоративность? (Жостовская роспись) (м)

— Какие изделия изготавливали и расписывали жостовские мастера? (Подносы) (о)

— Какой формы? (Различной: круглые, прямоугольные, гитарные, восьмиугольные и т.д.) (л)

— С какими новыми понятиями вы познакомились на уроке? (приёмы жостовской росписи: замалёвка, тенёжка, бликовка, чертёжка, уборка.) (о)

— Что является основным элементом в жостовской расписи? (цветы, букеты) (д)

— Какие композиции составляют из цветов жостовские мастера? (ц)

— Где мастер берёт образы и примеры для росписи? (Он работает по вдохновению, использует фантазию). (ы)

— Почему это искусство много лет живёт и не умирает?

— Неувядающее искусство жостовской росписи преодолевает законы неумолимого времени и надолго сохраняет прекрасный миг природного расцвета. В России почти не было таких мест, где люди с давних времён не занимались бы каким–нибудь прикладным искусством. Из поколения в поколение передавались секреты народного мастерства. Народные умельцы радуют нас своими изделиями, дарят людям красоту. Их труд и талант приумножают славу России. Теперь и вы, ребята, знаете эти секреты и при желании можете стать настоящими мастерами жостовского народного художественного промысла.

Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь историю русского народа, удивишься красоте архитектурных сооружений, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа.

Покажите своё настроение в конце урока. Оцените своё творение. Оцените работу класса на уроке. В заключении я хочу сказать одно, что народное творчество не уходит в прошлое и  каждому поколению чем-то оно нравится. А значит,  народное искусство будет жить ещё много лет, а народные умельцы прославлять свою страну.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!