СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 10 классе "Содержательно-композиционный анализ текста"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 10 классе "Содержательно-композиционный анализ текста"»

Пятое сентября Р/Р.Смысловая и композиционная целостность текста

Пятое сентября

Р/Р.Смысловая и композиционная целостность текста

Композиционная целостность Композиция – строение, расположение, соотношение составных частей текста. Введение Основная часть Заключение

Композиционная целостность

Композиция – строение, расположение, соотношение составных частей текста.

Введение

Основная часть

Заключение

Композиция Введение – вход в тему. Некоторыми критиками ставится на последнее место по важности, однако, именно ведение вызывает интерес и желание читать произведение. В начале задаётся общий тон истории, обозначается тема и проблематика. Основная часть составляет основной массив произведения. Здесь писатель реализует замысел, выражает точку зрения, дает оценку эпохе, героям, событию, а также выдвигает проблемы и решает их. В заключении и эпилоге (при его наличии) подводится итог, заканчивается отрезок жизни литературного героя, формулируются окончательные выводы, суммируется все сказанное. Здесь же автор намечает новые проблемы и вызовы, требующие будущего разрешения. В заключении иногда пишутся призывы к читателям.

Композиция

Введение – вход в тему. Некоторыми критиками ставится на последнее место по важности, однако, именно ведение вызывает интерес и желание читать произведение. В начале задаётся общий тон истории, обозначается тема и проблематика.

Основная часть составляет основной массив произведения. Здесь писатель реализует замысел, выражает точку зрения, дает оценку эпохе, героям, событию, а также выдвигает проблемы и решает их.

В заключении и эпилоге (при его наличии) подводится итог, заканчивается отрезок жизни литературного героя, формулируются окончательные выводы, суммируется все сказанное. Здесь же автор намечает новые проблемы и вызовы, требующие будущего разрешения. В заключении иногда пишутся призывы к читателям.

Алгоритм выполнения задания 22 Выделите в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания того вопроса, который затрагивается в данном тексте; обратите внимание на главную часть сложноподчинённых предложений. Определите причинно-следственные отношения между предложениями в тексте, проанализировав союзы, союзные слова, вводные конструкции. Сократите текст, вычеркнув второстепенную информацию (разного рода пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии, лексические повторы). Передайте в одном предложении главную информацию, которая содержится в тексте. Соотнесите свой вариант сжатия текста (своё предложение, передающее основную его мысль) с вариантами ответов. Особое внимание следует уделить 2 и 3 предложениям

Алгоритм выполнения задания 22

Выделите в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания того вопроса, который затрагивается в данном тексте; обратите внимание на главную часть сложноподчинённых предложений.

Определите причинно-следственные отношения между предложениями в тексте, проанализировав союзы, союзные слова, вводные конструкции.

Сократите текст, вычеркнув второстепенную информацию (разного рода пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии, лексические повторы).

Передайте в одном предложении главную информацию, которая содержится в тексте.

Соотнесите свой вариант сжатия текста (своё предложение, передающее основную его мысль) с вариантами ответов.

Особое внимание следует уделить 2 и 3 предложениям

  • У этого помещика была тысяча с лишком душ, и попробовал бы кто найти у кого другого столько хлеба зерном, мукою и просто в кладях, у кого бы кладовые, амбары и сушилы загромождены были таким множеством холстов, сукон, овчин выделанных и сыромятных, высушенными рыбами и всякой овощью, или губиной. (2) Заглянул бы кто-нибудь к нему на рабочий двор, где наготовлено было на запас всякого дерева и посуды, никогда не употреблявшейся, — ему бы показалось, уж не попал ли он как-нибудь в Москву на щепной двор, куда ежедневно отправляются расторопные тещи и свекрухи, с кухарками позади, делать свои хозяйственные запасы и где горами белеет всякое дерево — шитое, точеное, леченое и плетеное: бочки, пересеки, ушаты, лагуны, жбаны с рыльцами и без рылец, побратимы, лукошки, мыкольники, куда бабы кладут свои мочки и прочий дрязг, коробья из тонкой гнутой осины, бураки из плетеной берестки и много всего, что идет на потребу богатой и бедной Руси. (3) На что бы, казалось, нужна была Плюшкину такая гибель подобных изделий? во всю жизнь не пришлось бы их употребить даже на два таких имения, какие были у него, — но ему и этого казалось мало. (4) Не довольствуясь сим, он ходил еще каждый день по улицам своей деревни, заглядывал под мостики, под перекладины и все, что ни попадалось ему: старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный черепок, — все тащил к себе и складывал в ту кучу, которую Чичиков заметил в углу комнаты. (5) «Вон уже рыболов пошел на охоту!» — говорили мужики, когда видели его, идущего на добычу. (6) И в самом деле, после него незачем было мести улицу: случилось проезжавшему офицеру потерять шпору, шпора эта мигом отправилась в известную кучу; если баба, как-нибудь зазевавшись у колодца, позабывала ведро, он утаскивал и ведро. (7) Впрочем, когда приметивший мужик уличал его тут же, он не спорил и отдавал похищенную вещь; но если только она попадала в кучу, тогда все кончено: он божился, что вещь его, куплена им тогда-то, у того-то или досталась от деда. (8) В комнате своей он подымал с пола все, что ни видел: сургучик, лоскуток бумажки, перышко, и все это клал на бюро или на окошко.

  (Н.В. Гоголь* «Мертвые души»)

Гоголь Николай Васильевич*  - русский прозаик, драматург, публицист и критик.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.   Плюшкин был запасливым и рассудительным помещиком. Плюшкин довольствовался своим богатством, которого хватило бы на три таких имения. Деревенские мужики называли Плюшкина рыболовом, вышедшим на охоту. Плюшкин всегда поднимал с пола всякий хлам и складывал его в середине комнаты. Огромные запасы дерева и посуды на рабочем дворе Плюшкина никогда не употреблялись по назначению.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  • Плюшкин был запасливым и рассудительным помещиком.
  • Плюшкин довольствовался своим богатством, которого хватило бы на три таких имения.
  • Деревенские мужики называли Плюшкина рыболовом, вышедшим на охоту.
  • Плюшкин всегда поднимал с пола всякий хлам и складывал его в середине комнаты.
  • Огромные запасы дерева и посуды на рабочем дворе Плюшкина никогда не употреблялись по назначению.

(9) А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! (10) Был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости. (11) Все текло живо и совершалось размеренным ходом: двигались мельницы, валяльни, работали суконные фабрики, столярные станки, прядильни; везде во все входил зоркий взгляд хозяина и, как трудолюбивый паук, бегал хлопотливо, но расторопно, по всем концам своей хозяйственной паутины. (12) Слишком сильные чувства не отражались в чертах лица его, но в глазах был виден ум; опытностию и познанием света была проникнута речь его, и гостю было приятно его слушать; приветливая и говорливая хозяйка славилась хлебосольством. (13) Навстречу выходили две миловидные дочки, обе белокурые и свежие, как розы; выбегал сын, разбитной мальчишка, и целовался со всеми, мало обращая внимания на то, рад ли, или не рад был этому гость. (14) В доме были открыты все окна, антресоли были заняты квартирою учителя-француза, который славно брился и был большой стрелок: приносил всегда к обеду тетерек или уток, а иногда и одни воробьиные яйца, из которых заказывал себе яичницу, потому что больше в целом доме никто ее не ел. (15) На антресолях жила также его компатриотка, наставница двух девиц. (16) Сам хозяин являлся к столу в сюртуке, хотя несколько поношенном, но опрятном, локти были в порядке: нигде никакой заплаты. (17) Но добрая хозяйка умерла; часть ключей, а с ними мелких забот, перешла к нему. (18) Плюшкин стал беспокойнее и, как все вдовцы, подозрительнее и скупее. (19) На старшую дочь Александру Степановну он не мог во всем положиться, да и был прав, потому что Александра Степановна скоро убежала с штабс-ротмистром, бог весть какого кавалерийского полка, и повенчалась с ним где-то наскоро в деревенской церкви, зная, что отец не любит офицеров по странному предубеждению, будто бы все военные картежники и мотишки. (20) Отец послал ей на дорогу проклятие, а преследовать не заботился. (21) В доме стало еще пустее. (22) Во владельце стала заметнее обнаруживаться скупость, сверкнувшая в жестких волосах его седина, верная подруга ее, помогла ей еще более развиться; учитель-француз был отпущен, потому что сыну пришла пора на службу; мадам была прогнана, потому что оказалась не безгрешною в похищении Александры Степановны; сын, будучи отправлен в губернский город, с тем чтобы узнать в палате, по мнению отца, службу существенную, определился вместо того в полк и написал к отцу уже по своем определении, прося денег на обмундировку; весьма естественно, что он получил на это то, что называется в простонародии шиш. (23) Наконец последняя дочь, остававшаяся с ним в доме, умерла, и старик очутился один сторожем, хранителем и владетелем своих богатств. (24) Одинокая жизнь дала сытную пищу скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становится ненасытнее. (25) Человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине.

  (Н.В. Гоголь* «Мертвые души»)

Гоголь Николай Васильевич*  - русский прозаик, драматург, публицист и критик.

Какие из высказываний противоречат содержанию текста? Укажите номера ответов.   Плюшкин был отцом двух дочерей и одного сына. Младшая дочь бежала с штабс-ротмистром. Плюшкин любил и уважал офицеров, но не хотел, чтобы его сын поступил на военную службу, потому что переживал за него. Плюшкин всегда любил детей. Плюшкин никогда не был примерным семьянином.

Какие из высказываний противоречат содержанию текста? Укажите номера ответов.

  • Плюшкин был отцом двух дочерей и одного сына.
  • Младшая дочь бежала с штабс-ротмистром.
  • Плюшкин любил и уважал офицеров, но не хотел, чтобы его сын поступил на военную службу, потому что переживал за него.
  • Плюшкин всегда любил детей.
  • Плюшкин никогда не был примерным семьянином.
Домашнее задание Решу ЕГЭ: домашняя работа №1  https://rus-ege.sdamgia.ru/test?id=31207199

Домашнее задание

Решу ЕГЭ: домашняя работа №1

https://rus-ege.sdamgia.ru/test?id=31207199


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!