СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 11 классе " Сложносочиненное предложение, средства связи в нем. Сложносочиненные предложения с соединительными, противительными, разделительными союзами, их строение, значение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок №11.

11 «Б» класс

Дата:______________

Сложносочиненное предложение, средства связи в нем. Сложносочиненные предложения с соединительными, противительными, разделительными союзами, их строение, значение.

Цель:

обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «ССП».

Задачи:

  • активизировать знания учащихся о сложном предложении, о его видах;
  • рассмотреть ССП, выделить его особенности;
  • проанализировать пунктуацию в ССП;
  • совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки,
  • развивать коммуникативно-речевые умения работать с текстом и создавать собственный.

Ожидаемый результат:

учащиеся знают понятие сложносочиненного предложения и виды сочинительных союзов; выделяют ССП из различных синтаксических конструкций; определяют средства связи в ССП, устанавливают смысловые отношения между простыми предложениями в ССП; правильно расставляют знаки препинания в указанных конструкциях.

Оборудование:

учебник, раздаточный материал, электронный тренажёр «Фраза», тестирующее устройство ACTIVote, интерактивная доска ACTIVboard

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Оргмомент

Приветствие учащихся.

Создание коллаборативной среды (флипчарт 1)

Приветствуют учителя

Формулируют цели и задачи урока, знания и умения по теме урока, оценивают их уровень по критериям:

  1. Хорошо знаю тему и могу помочь другим.
  2. Знаю тему, но затрудняюсь в применении.
  3. Нуждаюсь в помощи, так как многого не понимаю.
  4. Мне нужно разобраться в данной теме, я недостаточно работал над ней.
  1. Подготовка к активному и сознательному усвоению материала

1. Вступительное слово учителя: Замечено, что сила народа выражается и передается как через веру, так и через культуру, главным оружием которой является народный язык. Язык неразрывно связан родиной, с простыми людьми, природой. Писатели призывают беречь родной язык, говорят о его многоликости, величии. Язык – "исповедь народа", его душа, его нравственность, основа культуры…

2. Чтение стихотворения учеником

 

Сегодня все наречия планеты

Идут единой поступью под марш,

Неся в себе культуру милой речи,

И уникальность среди равных масс.

Родной язык – богатое наследство,

Пришедшее из глубины веков.

Ты отражаешь мысли человека,

Ты помогаешь выразить любовь.

Ты создаешь из букв стихотворенья,

Храня в запасах сотни тысяч слов.

Спустившееся к нам благословенье – Родной язык, проникший в нашу кровь.

- Как вы понимаете, что такое культура речи?

(Каждому культурному человеку необходимо знание единых для всех норм литературного языка (устного и письменного. Речь служит яркой характеристикой культурного и интеллектуального уровня человека. Как сказал В.А.Сухомлинский: «Речевая культура человека – это зеркало его духовной жизни»).

Прослушивают стихотворение, формулируют основную мысль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Всесторонняя проверка знаний учащихся

1.Орфоэпическая минутка (флипчарт 2 с использованием инструмента «шторка»)

ГОВОРИМ ГРАМОТНО

Прочитайте

Завидно

зазвонит

заключишь

закупоренный

заплесневеть

Проверьте

ЗавИдно

зазвонИт

заключИшь

закУпоренный

заплЕсневеть

2. Синтаксический разбор предложения (флипчарт 3)

Любая влага влитая в кувшин

Сп…шит принять его литую форму

А слово проникая в глуш… души

Ей сообщает собстве….ую форму.

О. Сулейменов

  • Определите вид сложного предложения. Докажите его принадлежность к определенному виду.

3. Распределительный диктант (флипчарт 4)

Задание: распределить союзы по группам:

СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ

 

Соединительные Разделительные Противительные

 

И, зато, либо, не только… но и, также, то…то, ни…ни, или, как…так и, однако, тоже, то ли…то ли, все же).

4. Сравните предложения (флипчарт 5)

Прочитайте предложения:

Я открыл глаза и увидел черное небо, усеянное яркими крупными звездами.

В небе начали появляться первые звезды и зажглись огни в окнах домов

- Объясните, какие это предложения. Какую функцию в данных предложениях выполняет союз И?

5. Схематический диктант (флипчарт 6 с использованием инструмента «шторка»)

Задание: составьте схемы предложений, определите роль союза И, а также определите структуру предложений и тип односоставных предложений.

1. Север дышит ветром ночи и полынь колышет. [ О и О ]

2. Полая вода сошла и река струилась узеньким ручейком. [ двус. ], и [ двус. ]

3. Тихо дышит зимний лес и постепенно пробуждается ото сна. [ О и О ]

4. Весна и уже тепло. [ наз.], и [ безл. ]

5. Поют жаворонки в ясной тишине и на землю с неба трель льют. [ О и О ]

6. Уже смеркалось и в комнате стало темно.[ безл.], и [ безл. ]

7. Посидите на берегу с удочкой и почувствуете прилив сил. [ О и О ]

8. Осень и листья опадают с деревьев. [ наз.], и [ двус. ]

9. В саду было тихо и лишь издалека доносился шум колес.[ безл.], и [ двус. ]

10. Я подошел к берегу моря и вдруг увидел корабль. [ О и О ]

6. Творческая работа (флипчарт 7)

Задание: продолжите предложения так, чтобы союз И соединял:

А) однородные члены [ О И О].

Б) простые предложения [ ], и [ ]..

1. В лесу появились первые ягоды…

2. На столе стоял букет цветов…

7. Восстановите правило.

(флипчарт 8) Прочитайте предложения:

Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.

Очевидно, багаж мой уже забрали и кто-то добрый привел квартиру в порядок.

Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату.

-Почему в данных предложениях отсутствует запятая перед союзом И?

(флипчарт 9 с использованием инструмента «шторка»)

Задание: восстановите правило «Отсутствие запятой перед союзом И в ССП»

8. Цифровой диктант (флипчарт 10)

Задание: укажите номера ССП, в которых не нужно ставить запятую перед союзом И.

1. Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснет волна.

2. У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу.

3. Лазурь небесная смеётся, ночной омытая грозой и между гор росисто вьётся долина светлой полосой.

4. В холодном поле ветер шумел и дождик лил и гром гремел.

5. По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла.

6. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.

7. Солнце пряталось за холодные вершины и беловатый туман начинал расходиться в долинах когда на улице раздался звон дорожного колокольчика.

8. Воздух дышит весенним ароматом и вся природа оживляется.

9. К рассвету хлынул дождь и снег, подтаявший раньше, расплавился в потоке воды.

10. Любопытство загнало трехпалолистный хмель высоко над редким чернолесьем и задержало его там крючковатыми шипами.

9. Конструирование предложений (флипчарт 11)

Задание: составьте из двух предложений одно ССП с общим второстепенным членом.

1. Когда это бывает? Ласточки летают низко. Рыба не клюет.

2. Где это можно увидеть? Тигры послушны. Слоны легки.

3. Когда это случается? Обязательно зуб заноет. Рука разболится.

Учащиеся работают в индивидуальной карте, осуществляют самопроверку или взаимопроверку в паре с опорой на ответы флипчарта, по ходу проверки задают вопросы, корректируют свои знания, совершенствуют умения.

  1. Проверка понимания материала

1. Лингвистический анализ текста (Работа с раздаточным материалом)

-Вы хорошо справились с определением ССП, когда задания были составлены из набора отдельных предложений. Гораздо труднее это делать в тексте. Следующее задание предлагается по тексту «Гроза в горах» (По Х. Адибаеву)

Гроза в горах

1) Горы! 2) Сверкающие пики пронизывали бездон(нн)ую глубину неба. 3) (Не) кошен(нн)ая трава густо покрывала склоны и теснины, поросшие яблоней и абрикосом, березовые и дубовые рощи багрянились осен(нн)ей листвой, а вечнозелен(нн)ые ели терялись в облаках.

4) Бе…числен(нн)ые тропки ручейками сбегали к водопою, однако самих животных не было видно. 5) Стремительная река грохотала по дну ущелья. 6) Каждую минуту вздрагивал краснотал и с листьев стекали прозрачные капли. 7) По теплу еще жужжали пчелы, и от медвяного запаха разнотравья кружилась голова, но в первоздан(нн)ой миротворящей гармонии таилась угроза.

8) Тучи наплывали на дальние остроги, носились тени, опускалась удушливая тяжесть. 9) Пахло дождем и сыростью, кромешн(нн)ый мрак опустился на землю. 10) В тишине вдруг загрохотали колесницы демонов, зашумели, заволновались деревья, ошалело закричали птицы. 11) Сверкнули золотые копья, небо лопнуло и обрушилось на горы. 12) Казалось, гроза ра…несет горы в клочья, сожжет их, до смерти оглушит всякое живое существо – и всё это в одну секунду, мгновен(нн)о. 13) Земля вздыбилась, как испуган(нн)ый конь, но в последнее мгновенье ангелы поддержали закачавшийся на краю мир, и тучи изошли обильным ливнем, и тысячи ручейков побежали в мутные воды бесновавшейся реки. 14) Последняя колесница прогрохотала над головой, и в наступившей тишине вся округа засияла первоздан(нн)ой чистотой и свежестью.

 

Грамматическое задание:

  1. Выписать № предложений:

простые

сложные

сложносочиненные

СП с 3-мя основами

1,2,5

3,4, 6-14

4,6,7,12,13,14

3,7,8,10

  1. Записать № предложений, соответствующих схемам (на месте союзов – многоточие):

а) [двус.],…[безл.]____4____

б) [двус.],…[двус.],…[двус.]____7______

в) [ О и О], [двус.]_____9_____

г) [назывн.]______1_____

д) Вт.ч.[ двус.] и [двус.]________6_____

е) [безл.], [О,О и О ] – и [двус.]______12___

 

  1. Составить схемы предложений:

№11 [- = ], [ - О и О]

№13 [двус.], но [двус.], и [двус.], и [двус.]

 

  1. Сделать синтаксический разбор СП № 3.

 

2. Итоговое тестирование (флипчарты 12-22 с использованием тестирующего устройства ACTIVote)

Код проверки: 1-2; 2-1; 3-3; 4-1; 5-3; 6-3; 7-3; 8-1; 9-2; 10-2

Работают индивидуально, определяя структуру предложения, различая простые и сложные предложения (отдельно ССП), находят предложения по схемам, составляют схемы предложений, выполняют синтаксический и пунктуационный разбор ССП.

 

Параллельно проводится индивидуальная работа с учащимися на компьютере с использованием электронного тренажёра «Фраза»: работа с модулем «ССП»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проводится индивидуальная работа с учащимися – контроль по теме «ССП» с использованием тестирующего устройства ACTIVote

V. Итог урока

1. Слово учителя:

-Мир наполнен человеческим общением. Со всех сторон слышны слова, фразы, вдохновенные речи. Иногда даже ощущаешь себя захваченным стремительной лавиной слов, вызывающей разные чувства: радость или страх, восторг или растерянность, веру, надежду. Лауреату Нобелевской премии, поэту Иосифу Бродскому принадлежит выражение: «Потеря родного языка ведет к деградации народа». А подлинным творцом русского языка во все времена был именно народ, а это – все мы с вами. Значит, и мы ответственны за будущее русского языка, за будущее нашей речи. Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.

2. Чтение стихотворения учеником:

Слова

Словно травы шелестят слова.

Как слова и травы в жизни схожи!

Говорим: целебная трава –

Есть слова целительные тоже.

Есть слова, исполненные яда,

Есть простые, словно васильки,

А порой, с собою нету слада,

Если всходят в речи сорняки.

Есть слова пьянящие, как розы,

Есть сухие, как степной ковыль,

Есть слова, рождающие слёзы, –

Горькие слова, слова – полынь.

Словом можно душу искалечить,

Словом можно раны исцелить,

Тяжкий груз недобрых слов на плечи

Берегитесь ближнему взвалить!

Я смотрю на луг, в цветы одетый,

Как прекрасен сочных трав покров!

Научи нас, Бог, дарить букеты,

Состоящие из мудрых, добрых слов!

Осуществляют самоанализ деятельности и уровень усвоения темы на конец урока.

Ступени

Критерии деятельности

  1. Хорошо знаю тему и могу помочь другим.
  2. Знаю тему, но затрудняюсь в применении.
  3. Нуждаюсь в помощи, так как многого не понимаю.
  4. Мне нужно разобраться в данной теме, я недостаточно работал над ней.

Домашнее задание

(флипчарт 23 с использованием инструмента «лента») написать сочинение – миниатюру «В чем сила слова?», используя ССП с различными видами союзов.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 11 классе " Сложносочиненное предложение, средства связи в нем. Сложносочиненные предложения с соединительными, противительными, разделительными союзами, их строение, значение»

Урок №11.

11 «Б» класс

Дата:______________

Сложносочиненное предложение, средства связи в нем. Сложносочиненные предложения с соединительными, противительными, разделительными союзами, их строение, значение.

Цель:

обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «ССП».

Задачи:


  • активизировать знания учащихся о сложном предложении, о его видах;

  • рассмотреть ССП, выделить его особенности;

  • проанализировать пунктуацию в ССП;

  • совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки,

  • развивать коммуникативно-речевые умения работать с текстом и создавать собственный.

Ожидаемый результат:

учащиеся знают понятие сложносочиненного предложения и виды сочинительных союзов; выделяют ССП из различных синтаксических конструкций; определяют средства связи в ССП, устанавливают смысловые отношения между простыми предложениями в ССП; правильно расставляют знаки препинания в указанных конструкциях.

Оборудование:


учебник, раздаточный материал, электронный тренажёр «Фраза», тестирующее устройство ACTIVote, интерактивная доска ACTIVboard

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Оргмомент

Приветствие учащихся.

Создание коллаборативной среды (флипчарт 1)

Приветствуют учителя

Формулируют цели и задачи урока, знания и умения по теме урока, оценивают их уровень по критериям:

  1. Хорошо знаю тему и могу помочь другим.

  2. Знаю тему, но затрудняюсь в применении.

  3. Нуждаюсь в помощи, так как многого не понимаю.

  4. Мне нужно разобраться в данной теме, я недостаточно работал над ней.

  1. Подготовка к активному и сознательному усвоению материала


1. Вступительное слово учителя: Замечено, что сила народа выражается и передается как через веру, так и через культуру, главным оружием которой является народный язык. Язык неразрывно связан родиной, с простыми людьми, природой. Писатели призывают беречь родной язык, говорят о его многоликости, величии. Язык – "исповедь народа", его душа, его нравственность, основа культуры…

2. Чтение стихотворения учеником


Сегодня все наречия планеты

Идут единой поступью под марш,

Неся в себе культуру милой речи,

И уникальность среди равных масс.

Родной язык – богатое наследство,

Пришедшее из глубины веков.


Ты отражаешь мысли человека,

Ты помогаешь выразить любовь.

Ты создаешь из букв стихотворенья,

Храня в запасах сотни тысяч слов.

Спустившееся к нам благословенье – Родной язык, проникший в нашу кровь.

- Как вы понимаете, что такое культура речи?

(Каждому культурному человеку необходимо знание единых для всех норм литературного языка (устного и письменного. Речь служит яркой характеристикой культурного и интеллектуального уровня человека. Как сказал В.А.Сухомлинский: «Речевая культура человека – это зеркало его духовной жизни»).


Прослушивают стихотворение, формулируют основную мысль.

















  1. Всесторонняя проверка знаний учащихся

1.Орфоэпическая минутка (флипчарт 2 с использованием инструмента «шторка»)

ГОВОРИМ ГРАМОТНО

Прочитайте

Завидно

зазвонит

заключишь

закупоренный

заплесневеть


Проверьте

ЗавИдно

зазвонИт

заключИшь

закУпоренный

заплЕсневеть

2. Синтаксический разбор предложения (флипчарт 3)

Любая влага влитая в кувшин

Сп…шит принять его литую форму

А слово проникая в глуш… души

Ей сообщает собстве….ую форму.

О. Сулейменов

  • Определите вид сложного предложения. Докажите его принадлежность к определенному виду.

3. Распределительный диктант (флипчарт 4)

Задание: распределить союзы по группам:

СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ


Соединительные Разделительные Противительные


И, зато, либо, не только… но и, также, то…то, ни…ни, или, как…так и, однако, тоже, то ли…то ли, все же).

4. Сравните предложения (флипчарт 5)

Прочитайте предложения:

Я открыл глаза и увидел черное небо, усеянное яркими крупными звездами.

В небе начали появляться первые звезды и зажглись огни в окнах домов

- Объясните, какие это предложения. Какую функцию в данных предложениях выполняет союз И?

5. Схематический диктант (флипчарт 6 с использованием инструмента «шторка»)

Задание: составьте схемы предложений, определите роль союза И, а также определите структуру предложений и тип односоставных предложений.

1. Север дышит ветром ночи и полынь колышет. [ О и О ]

2. Полая вода сошла и река струилась узеньким ручейком. [ двус. ], и [ двус. ]

3. Тихо дышит зимний лес и постепенно пробуждается ото сна. [ О и О ]

4. Весна и уже тепло. [ наз.], и [ безл. ]

5. Поют жаворонки в ясной тишине и на землю с неба трель льют. [ О и О ]

6. Уже смеркалось и в комнате стало темно.[ безл.], и [ безл. ]

7. Посидите на берегу с удочкой и почувствуете прилив сил. [ О и О ]

8. Осень и листья опадают с деревьев. [ наз.], и [ двус. ]

9. В саду было тихо и лишь издалека доносился шум колес.[ безл.], и [ двус. ]

10. Я подошел к берегу моря и вдруг увидел корабль. [ О и О ]

6. Творческая работа (флипчарт 7)

Задание: продолжите предложения так, чтобы союз И соединял:

А) однородные члены [ О И О].

Б) простые предложения [ ], и [ ]..

1. В лесу появились первые ягоды…

2. На столе стоял букет цветов…

7. Восстановите правило.

(флипчарт 8) Прочитайте предложения:

Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.

Очевидно, багаж мой уже забрали и кто-то добрый привел квартиру в порядок.

Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату.

-Почему в данных предложениях отсутствует запятая перед союзом И?

(флипчарт 9 с использованием инструмента «шторка»)

Задание: восстановите правило «Отсутствие запятой перед союзом И в ССП»

8. Цифровой диктант (флипчарт 10)

Задание: укажите номера ССП, в которых не нужно ставить запятую перед союзом И.

1. Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснет волна.

2. У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу.

3. Лазурь небесная смеётся, ночной омытая грозой и между гор росисто вьётся долина светлой полосой.

4. В холодном поле ветер шумел и дождик лил и гром гремел.

5. По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла.

6. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.

7. Солнце пряталось за холодные вершины и беловатый туман начинал расходиться в долинах когда на улице раздался звон дорожного колокольчика.

8. Воздух дышит весенним ароматом и вся природа оживляется.

9. К рассвету хлынул дождь и снег, подтаявший раньше, расплавился в потоке воды.

10. Любопытство загнало трехпалолистный хмель высоко над редким чернолесьем и задержало его там крючковатыми шипами.

9. Конструирование предложений (флипчарт 11)

Задание: составьте из двух предложений одно ССП с общим второстепенным членом.

1. Когда это бывает? Ласточки летают низко. Рыба не клюет.

2. Где это можно увидеть? Тигры послушны. Слоны легки.

3. Когда это случается? Обязательно зуб заноет. Рука разболится.


Учащиеся работают в индивидуальной карте, осуществляют самопроверку или взаимопроверку в паре с опорой на ответы флипчарта, по ходу проверки задают вопросы, корректируют свои знания, совершенствуют умения.

  1. Проверка понимания материала


1. Лингвистический анализ текста (Работа с раздаточным материалом)

-Вы хорошо справились с определением ССП, когда задания были составлены из набора отдельных предложений. Гораздо труднее это делать в тексте. Следующее задание предлагается по тексту «Гроза в горах» (По Х. Адибаеву)

Гроза в горах

1) Горы! 2) Сверкающие пики пронизывали бездон(нн)ую глубину неба. 3) (Не) кошен(нн)ая трава густо покрывала склоны и теснины, поросшие яблоней и абрикосом, березовые и дубовые рощи багрянились осен(нн)ей листвой, а вечнозелен(нн)ые ели терялись в облаках.

4) Бе…числен(нн)ые тропки ручейками сбегали к водопою, однако самих животных не было видно. 5) Стремительная река грохотала по дну ущелья. 6) Каждую минуту вздрагивал краснотал и с листьев стекали прозрачные капли. 7) По теплу еще жужжали пчелы, и от медвяного запаха разнотравья кружилась голова, но в первоздан(нн)ой миротворящей гармонии таилась угроза.

8) Тучи наплывали на дальние остроги, носились тени, опускалась удушливая тяжесть. 9) Пахло дождем и сыростью, кромешн(нн)ый мрак опустился на землю. 10) В тишине вдруг загрохотали колесницы демонов, зашумели, заволновались деревья, ошалело закричали птицы. 11) Сверкнули золотые копья, небо лопнуло и обрушилось на горы. 12) Казалось, гроза ра…несет горы в клочья, сожжет их, до смерти оглушит всякое живое существо – и всё это в одну секунду, мгновен(нн)о. 13) Земля вздыбилась, как испуган(нн)ый конь, но в последнее мгновенье ангелы поддержали закачавшийся на краю мир, и тучи изошли обильным ливнем, и тысячи ручейков побежали в мутные воды бесновавшейся реки. 14) Последняя колесница прогрохотала над головой, и в наступившей тишине вся округа засияла первоздан(нн)ой чистотой и свежестью.


Грамматическое задание:

  1. Выписать № предложений:

простые

сложные

сложносочиненные

СП с 3-мя основами

1,2,5

3,4, 6-14

4,6,7,12,13,14

3,7,8,10

  1. Записать № предложений, соответствующих схемам (на месте союзов – многоточие):

а) [двус.],…[безл.]____4____

б) [двус.],…[двус.],…[двус.]____7______

в) [ О и О], [двус.]_____9_____

г) [назывн.]______1_____

д) Вт.ч.[ двус.] и [двус.]________6_____

е) [безл.], [О,О и О ] – и [двус.]______12___


  1. Составить схемы предложений:

№11 [- = ], [ - О и О]

№13 [двус.], но [двус.], и [двус.], и [двус.]


  1. Сделать синтаксический разбор СП № 3.


2. Итоговое тестирование (флипчарты 12-22 с использованием тестирующего устройства ACTIVote)

Код проверки: 1-2; 2-1; 3-3; 4-1; 5-3; 6-3; 7-3; 8-1; 9-2; 10-2

Работают индивидуально, определяя структуру предложения, различая простые и сложные предложения (отдельно ССП), находят предложения по схемам, составляют схемы предложений, выполняют синтаксический и пунктуационный разбор ССП.


Параллельно проводится индивидуальная работа с учащимися на компьютере с использованием электронного тренажёра «Фраза»: работа с модулем «ССП»


































Проводится индивидуальная работа с учащимися – контроль по теме «ССП» с использованием тестирующего устройства ACTIVote

V. Итог урока


1. Слово учителя:

-Мир наполнен человеческим общением. Со всех сторон слышны слова, фразы, вдохновенные речи. Иногда даже ощущаешь себя захваченным стремительной лавиной слов, вызывающей разные чувства: радость или страх, восторг или растерянность, веру, надежду. Лауреату Нобелевской премии, поэту Иосифу Бродскому принадлежит выражение: «Потеря родного языка ведет к деградации народа». А подлинным творцом русского языка во все времена был именно народ, а это – все мы с вами. Значит, и мы ответственны за будущее русского языка, за будущее нашей речи. Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.

2. Чтение стихотворения учеником:

Слова

Словно травы шелестят слова.

Как слова и травы в жизни схожи!

Говорим: целебная трава –

Есть слова целительные тоже.

Есть слова, исполненные яда,

Есть простые, словно васильки,

А порой, с собою нету слада,

Если всходят в речи сорняки.

Есть слова пьянящие, как розы,

Есть сухие, как степной ковыль,


Есть слова, рождающие слёзы, –

Горькие слова, слова – полынь.

Словом можно душу искалечить,

Словом можно раны исцелить,

Тяжкий груз недобрых слов на плечи

Берегитесь ближнему взвалить!

Я смотрю на луг, в цветы одетый,

Как прекрасен сочных трав покров!

Научи нас, Бог, дарить букеты,

Состоящие из мудрых, добрых слов!



Осуществляют самоанализ деятельности и уровень усвоения темы на конец урока.

Ступени

Критерии деятельности

  1. Хорошо знаю тему и могу помочь другим.

  2. Знаю тему, но затрудняюсь в применении.

  3. Нуждаюсь в помощи, так как многого не понимаю.

  4. Мне нужно разобраться в данной теме, я недостаточно работал над ней.

Домашнее задание

(флипчарт 23 с использованием инструмента «лента») написать сочинение – миниатюру «В чем сила слова?», используя ССП с различными видами союзов.
















Знания

Умения

Ступени

Критерии деятельности

Начало урока

Конец урока

















  1. Хорошо знаю тему и могу помочь другим.

  2. Знаю тему, но затрудняюсь в применении.

  3. Нуждаюсь в помощи, так как многого не понимаю.

  4. Мне нужно разобраться в данной теме, я недостаточно работал над ней.





1. Синтаксический разбор предложения


Любая влага влитая в кувшин

Сп…шит принять его литую форму

А слово проникая в глуш… души

Ей сообщает собстве….ую форму.


О. Сулейменов

  • Определите вид сложного предложения. Докажите его принадлежность к определенному виду.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________














2. Распределительный диктант

Задание: распределить союзы по группам:

СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ

Соединительные Разделительные Противительные









И, зато, либо, не только… но и, также, то…то, ни…ни, или, как…так и, однако, тоже, то ли…то ли, все же.



3. Прочитайте предложения:

Я открыл глаза и увидел черное небо, усеянное яркими крупными звездами. ___________________________

В небе начали появляться первые звезды и зажглись огни в окнах домов. _______________________________

- Объясните (схематично), какие это предложения по структуре. Какую функцию в данных предложениях выполняет союз И?



4. Схематический диктант

Задание: составьте схемы предложений, определите роль союза И, а также определите структуру предложений и тип односоставных предложений.


Предложение

Схема

1. Север дышит ветром ночи и полынь колышет


2. Полая вода сошла и река струилась узеньким ручейком.


3. Тихо дышит зимний лес и постепенно пробуждается ото сна.


4. Весна и уже тепло.


5. Поют жаворонки в ясной тишине и на землю с неба трель льют.


6. Уже смеркалось и в комнате стало темно.


7. Посидите на берегу с удочкой и почувствуете прилив сил.


8. Осень и листья опадают с деревьев.


9. В саду было тихо и лишь издалека доносился шум колес.


10. Я подошел к берегу моря и вдруг увидел корабль.






5. Творческая работа

Задание: продолжите предложения так, чтобы союз И соединял:

А) однородные члены [ О И О]. Б) простые предложения [ ], и [ ].

1. В лесу появились первые ягоды… ________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

2. На столе стоял букет цветов… ______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

6. Прочитайте предложения:

  1. Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.

  2. Очевидно, багаж мой уже забрали и кто-то добрый привел квартиру в порядок.

  3. Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату.

  • Почему в данных предложениях отсутствует запятая перед союзом И?

  • Восстановите правило «Отсутствие запятой перед союзом И в ССП»

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


___________________________________________________________________________________________________________________________________________


7. Цифровой диктант

Задание: укажите номера ССП, в которых не нужно ставить запятую перед союзом И, ИЛИ.

Предложения

Почему нет запятой?

1. Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснет волна.


2. У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу.


3. Лазурь небесная смеётся, ночной омытая грозой и между гор росисто вьётся долина светлой полосой.


4. В холодном поле ветер шумел и дождик лил и гром гремел.


5. По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла.


6. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.


7. Солнце пряталось за холодные вершины и беловатый туман начинал расходиться в долинах когда на улице раздался звон дорожного колокольчика.


8. Воздух дышит весенним ароматом и вся природа оживляется.


9. К рассвету хлынул дождь и снег, подтаявший раньше, расплавился в потоке воды.


10. Любопытство загнало трехпалолистный хмель высоко над редким чернолесьем и задержало его там крючковатыми шипами.



8. Конструирование предложений

Задание: составьте из двух предложений одно ССП с общим второстепенным членом.

  1. Когда это бывает? Ласточки летают низко. Рыба не клюет.

__________________________________________________________________________________

  1. Где это можно увидеть? Тигры послушны. Слоны легки.

__________________________________________________________________________________

  1. Когда это случается? Обязательно зуб заноет. Рука разболится.

__________________________________________________________________________________

III Проверка понимания материала

1. Лингвистический анализ текста

Гроза в горах

1) Горы! 2) Сверкающие пики пронизывали бездон(нн)ую глубину неба. 3) (Не) кошен(нн)ая трава густо покрывала склоны и теснины, поросшие яблоней и абрикосом, березовые и дубовые рощи багрянились осен(нн)ей листвой, а вечнозелен(нн)ые ели терялись в облаках.

4) Бе…числен(нн)ые тропки ручейками сбегали к водопою, однако самих животных не было видно. 5) Стремительная река грохотала по дну ущелья. 6) Каждую минуту вздрагивал краснотал и с листьев стекали прозрачные капли. 7) По теплу еще жужжали пчелы, и от медвяного запаха разнотравья кружилась голова, но в первоздан(нн)ой миротворящей гармонии таилась угроза.

8) Тучи наплывали на дальние остроги, носились тени, опускалась удушливая тяжесть. 9) Пахло дождем и сыростью, кромешн(нн)ый мрак опустился на землю. 10) В тишине вдруг загрохотали колесницы демонов, зашумели, заволновались деревья, ошалело закричали птицы. 11) Сверкнули золотые копья, небо лопнуло и обрушилось на горы. 12) Казалось, гроза ра…несет горы в клочья, сожжет их, до смерти оглушит всякое живое существо – и всё это в одну секунду, мгновен(нн)о. 13) Земля вздыбилась, как испуган(нн)ый конь, но в последнее мгновенье ангелы поддержали закачавшийся на краю мир, и тучи изошли обильным ливнем, и тысячи ручейков побежали в мутные воды бесновавшейся реки. 14) Последняя колесница прогрохотала над головой, и в наступившей тишине вся округа засияла первоздан(нн)ой чистотой и свежестью.









Грамматическое задание:

1. Выписать № предложений:

простые

сложные

сложносочиненные

СП с 3-мя основами







2. Записать № предложений, соответствующих схемам (на месте союзов – многоточие):

а) [двус.],…[безл.]________

б) [двус.],…[двус.],…[двус.]__________

в) [ О и О], [двус.]__________

г) [назывн.]___________

д) Вт.ч.[ двус.] и [двус.]_____________

е) [безл.], [О,О и О ] – и [двус.]_________

3. Составить схемы предложений:

№11

№13

4. Сделать синтаксический разбор СП № 3.





















2. Итоговое тестирование


1. В каком ряду перечислены соединительные союзы?

1) тоже, либо, зато;

2) и, да, тоже;

3) да, не то…не то;

4) однако, или, но.


2. Укажите, какой союз использован в сложносочиненном предложении: Погода отличная, да, к сожалению, нет дождей.

1) соединительный;

2) противительный;

3) разделительный.

4) присоединительный


3. Найдите предложение с однородными членами, связанными с союзом И:

1) Я передал ему ваше поручение, и он исполнил его с большим удовольствием.

2) Солнце село, и тусклые тучи висели над темной степью.

3) Разговор показался ему интересен, и он остановился, ожидая случая высказать свои мысли.

4) Через полчаса мы сидели, пили чай и рассказывали свои приключения товарищам.


4. Укажите сложносочиненное предложение:

1) Он усмехнулся, однако чело и взор омрачились думой.

2) Снег такой, что не сыщешь друг друга.

3) Я проснулся оттого, что хотелось пить.

4) Когда мы освободились, то сгоряча я ничего не почувствовал.


5. Укажите сложносочиненное предложение, в котором есть общий второстепенный член предложения:

1) Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье темном.

2) Забурлила под кормой вода и матрос ловко поймал брошенный ему с борта канат.

3) Опять не убраны хлеба и не покошены покосы.

4) И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвется пополам.


6. Укажите сложносочиненное предложение с противительным союзом:

1) Она схватила меня за руку, и мы поехали на другую сторону катка, к детской площадке.

2) Маслята либо маринуют, либо сушат.


3) Мысль о неразрывных узах довольно часто мелькала в их уме, но никогда они о том друг с другом не говорили.

4) Только иволги кричат, да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы.


7.Укажите, сколько запятых нужно поставить в данном предложении: Дед рассердился и ударил кулаком по столешнице и от удара и чашки и хлеб и солонка подпрыгнули и с грохотом попадали на пол.

1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.


8.Укажите синтаксическую характеристику предложения: Мелодично звенели вершины сосен и едва слышно перешёптывались осинки.

1) сложносочиненное предложение с союзом и

2) простое предложение с однородными членами.


9.Укажите сложносочиненное предложение с разделительным союзом:

1) Потом все стихло, и только морская даль все так же монотонно, негромко шумела.

2) То хлопнуло где-то, то раздался вдруг вой, то словно кто-то прошел по коридору.

3) Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.

4) Было темно, но я все-таки видел и деревья, и воду, и людей.


10. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: Туман рассеялся и очертания предметов стали четче.

1) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна;

2) сложное предложение, перед союзом И запятая нужна;

3) сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна;

4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!