СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 11 классе Тема: «Анализ текста как подготовка рабочих материалов к написанию сочинения – рассуждения на нравственную тему». (Задание 25 ЕГЭ.)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок подготовки к написанию сочинения. Научить понимать и раскрывать тему сочинения.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 11 классе Тема: «Анализ текста как подготовка рабочих материалов к написанию сочинения – рассуждения на нравственную тему». (Задание 25 ЕГЭ.)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кочневская средняя общеобразовательная школа

Татарского района Новосибирской области












Номинация:

Мультимедийное дидактическое пособие.

Подготовила учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Кудиринова Елена Викторовна

Урок русского языка в 11 классе

Тема: «Анализ текста как подготовка рабочих материалов к написанию сочинения – рассуждения на нравственную тему». (Задание 25 ЕГЭ.)















2015 г


Урок русского языка в 11 классе.

Тема урока: Анализ текста как подготовка рабочих материалов к написанию сочинения – рассуждения на нравственную тему. (Задание 25 ЕГЭ.)

Цели урока: подготовить учащихся к выполнению задания 25 единого государственного экзамена.

Задачи:

  • научить понимать и раскрывать тему сочинения; логично и доказательно мыслить и излагать результаты своего суждения хорошим литературным языком в надлежащем стилевом оформлении;

  • научить формулировать и комментировать проблемы исходного текста, определять позицию автора текста;

  • аргументировано выражать свое собственное отношение к выделенной и прокомментированной проблеме.

Ход урока.

I. Организационный момент.

1. Предварительная беседа с классом.

- Что представляет задание 25? (сочинение-рассуждение по исходному тексту). Сообщение темы урока. (слайд1). Цель нашего урока подготовить материал к написанию сочинения – рассуждения по исходному тексту. (т.е. выполним задание 25 ЕГЭ).

- Вспомните, из каких частей состоит рассуждение? (тезис, доказательство, вывод)

- Назовите основные части сочинения – рассуждения? (слайд 2) (формулировка проблемы, комментарий к сформулированной проблеме, отражение позиции автора, изложение собственного мнения по проблеме, заключение)

2. Знакомство с критериями оценивания сочинения – рассуждения.

- Познакомимся с критериями содержания сочинения – рассуждения. (слайд 3)

- По такому принципу мы с вами построим «Модель сочинения – рассуждения» (распечатки таблицы у каждого ученика), (приложение 1)

Так как в классе всего 6 учеников, поэтому делимся на две группы по три ученика.

II. Работа с текстом.

У каждой группы распечатка текстов А.Солженицына из рассказа «Матрёнин двор» (приложение 2)

1. Чтение текста учителем. Фотография автора, его краткая биография.

( слайд 4)

Комментарий к тексту : колченогая кошка – хромоногая.

2. Анализ текста.

Перед вами лежит распечатка «Алгоритм работы с текстом», по нему мы и будем анализировать текст. (алгоритм, приложение 3)

1. Тема текста: тема праведничества, тема нравственности, доброты, бескорыстия, трудолюбия. В каких строках отражена основная тему отрывка? (последние строки текста)

2. Определив тему, можно сформулировать проблему. Что такое проблема? (слайд5)

а) Обратите внимание на следующую распечатку «Клише при формулировании проблемы» (К1) (слайд 6) (приложение 4 Клише…)

б) Определяем проблему нашего текста Проблема нравственной прочности  человека (почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?).

в) Заполняем таблицу «Модель сочинения – рассуждения» К1.

3. Комментируем проблему . Что такое комментарий? (читают в алгоритме) (слайд 7)

а) Обращаемся к распечатке «Клише для ввода комментария к сформулированной проблеме». (К2) (слайд 8)

б) Комментируем сформулированную проблему (Автор, описывая жизнь Матрёны, подчёркивает…)

в) Заполняем таблицу: К2

4. Определяем позицию автора.

а) В каких строчках отражена позиция автора? (Все отзывы её о Матрёне…) Как сформулировать позицию автора?. (слайд 9)

б) Обращаемся к «Клише для отражения позиции автора исходного текста». (К3) (слайд 10).

в) Формулируем позицию автора (Автор заостряет внимание на том, что…).

г) Заполняем таблицу К3.

5. Аргументация собственного мнения по проблеме. ( слайд 11)

а) Обращаемся к «Клише: как можно начать аргументацию собственного мнения» (слайд12) (Я согласна с мнением автора, потому что…)

б) Что может являться источником собственного мнения? (СМИ, худ. литература, собственный опыт, опыт авторитетных людей, пословицы, поговорки и т.д.)

в) Формулируем собственное мнение (1.Авторскую позицию подтверждает пример Сони М…), (2.Качествами Матрёны обладал и герой рассказа А.Платонова Юшка…)

г) Заполняем таблицу К4.

6. Моделируем заключение.

а) Делаем вывод по проблеме исходного текста, 2-3 предложения достаточно для этого. ( слайд 13)

б) Смотрим клише: моделирование заключения. (К5)

в) Заполняем таблицу: Заключение.

Итак, мы подготовили материал к сочинению – рассуждению, составили Модель сочинения по тексту А.Солженицына (приложение 5). Дома вам предстоит написать сочинение по данным материалам, используя алгоритм написания сочинения.

III. Итог урока. Рефлексия

- Чему научились на уроке?

- Что нового узнали?

IV. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение по данному тексту.



Используемая литература:

  1. Н.А.Сенина, С.В.Гарлан, А.Г.Нарушевич Учебно-методическое пособие «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2015» Легион. Ростов-на-Дону, 2014.

  2. Н.А.Сенина Тематический тренинг « Подготовка к ЕГЭ. Модели сочинений» Легион. Ростов-на-Дону, 2014.

  3. Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич Учебно-методическое пособие «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ» Легион. Ростов-на-Дону, 2014.

  4. Н.Я.Нелюбова, Н.Ю.Кадашникова и другие Учебное пособие «Русский язык. Подготовка к итоговой аттестации. Рецензия на 20 баллов». Учитель. Волгоград, 2008.

Интернет ресурсы:

1. Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) http://www.mapryal.org

2. Словарь русского языка (МАС):

http://feb-web.ru/feb/mas/MAS-abc/09/ma166210.htm

3. Литературное редактирование текста (справочник):
http://www.evartist.narod.ru/text1/57.htm

4. Биографии известных людей:

http://www.biografia.ru/cgi-bin/proverb.pl?oaction=unit&page=047













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!