СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 3, 4 классах малочисленной школы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в объединённых классах малочисленной школы. 3 класс  - "Употребление глаголов в прямом и переносном смысле". 4 класс - "Прошедшее время глагола. Правописание глагольных суффиксов".

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3, 4 классах малочисленной школы»

Русский язык 3, 4 класс

Тема: Употребление глаголов в прямом и переносном смысле.

Цель: познакомить с употреблением глаголов в прямом и переносном смысле, правильно употреблять их в речи.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Тема: Прошедшее время глагола. Правописание глагольных суффиксов.

Цель: совершенствовать знания о временных формах глагола, познакомить с правописанием глагольных суффиксов.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемые результаты: распознавать и употреблять в речи глаголы в прямом и переносном смысле

Личностные: осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачи; планиро-вать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления; контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.
Познавательные: находить глаголы среди других частей речи;
использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения
Коммуникативные: сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Планируемые результаты: определять время глаголов, образовывать прошедшее время глаголов, разбирать глаголы по составу, знать суф-фикс –л - - показатель прошедшего времени, правописание глагольных суффиксов.

Личностные: формировать устойчивую мотивацию к обучению.

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования суффиксов глаголов.

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих мыслей с целью планирования, контроля и самооценки.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация

Ход урока

I. Орг. момент.

- Мы начинаем урок. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Я вам желаю активной работы на уроке и хорошего настроения.

- Запишите число, классная работа.

II. Актуализация знаний. Целеполагание.

- О чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы сами догадаетесь, если отгадаете загадку. (Слайд 2)

Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета,
Люди строят зданья,
Цветут сады,
И рожь в полях растет. (О глаголе.)

- Правильно, в этом стихотворении - загадке говорится о глаголе. Вспомним все, что мы уже знаем, об этой части речи и проведём блиц-опрос.

1. Игра «Блиц – опрос»

  1. Глагол – это часть … (речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?)

  2. В предложении глагол чаще всего бывает … (сказуемым)

  3. Глаголы изменяются по ….. (числам, лицам, временам)

  4. Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по … (лицам и числам)

  5. Противоположные по смыслу глаголы называются … (антонимами)

6. В прошедшем времени глаголы изменяются по … (числам), а в единственном числе… (по родам)

7. В неопределённой форме глаголы отвечают на вопросы… (что делать? что сделать?)

8. Близкие по смыслу глаголы называются … (синонимами)

9. Ко II спряжению относятся все глаголы на … (-ить и 11 глаголов – исключений)

10. К I спряжению относятся все глаголы на … (-ать, -еть, -оть, -ыть, -уть)

- Молодцы, справились с этим заданием.

2. Минутка чистописания. (Глаголы записаны на доске)

- Красиво напишите эти глаголы в тетради.

Построить, начинать, хвалить, входить.

3 класс. - Ниже запишите антонимы к этим словам. 4 класс. – Образуйте глаголы прошедшего времени от этих слов, запишите их и

-Прочитайте предложения. (Слайд 3) выполните морфемный разбор.

Зимой река спит подо льдом. Построил, начал, хвалил, входил.

Маленький Руслан крепко спит.

- Что заинтересовало в предложениях?

- В каком предложении глагол употреблен в прямом значении, а в каком в переносном?

-Как вы понимаете выражение «в переносном значении»?

Сегодня на уроке мы узнаем о том, что один и тот же глагол может употребляться в разных значениях.

- Какую учебную задачу мы себе поставим?

4 класс. -Что интересного заметили при разборе слов? (Есть суффикс – л-)

- Чем будем заниматься на уроке?(Изучать суффиксы глаголов прош. времени)

III.Работа по теме урока. (Самостоятельная работа)

  1. Работа по учебнику

Упр. 538 с. 75

Чтение сведений о глаголах, употребляемых в переносном значении.

Упр. 539

  1. Взаимопроверка.

III. Открытие новых знаний. (Работа с учителем)

- Какой вопрос задает нам Почемучка на с. 109? (Как узнать, какой суффикс надо писать перед суффиксом -л в глаголах прошед. времени?)

- Цель нашего урока: изобрести способ проверки суффикса в глаголах прошедшего времени, т.е. сделать «открытие».

- Попробуем ответить на вопрос Почемучки. Будьте внимательны. Посмотрите на доску и прочитайте столбики слов:

бросить – бросил

увидеть – увидел

падать – падал

лаять – лаял

- Какие глаголы в первом столбике? (Глаголы неопределенной формы).

- Какие глаголы во втором столбике? (Глаголы в прошедшем времени.)

Все подписываю.

- Разберите глаголы по составу.

неопределенная форма прошедшее время

бросить бросил

увидеть увидел

падать падал

лаять лаял

- Какой столбик нас интересует? Давайте сравним глаголы в этих столбиках. Нас особенно интересуют суффиксы, их и будем писать, а остальные части слов выделим значком.

и ил

е ел

а ал

я ял

- Какой суффикс нас интересует? (-л-) Обведем его. Сделайте вывод и сформулируйте правило. (В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л пишется тот же суффикс, что и перед -ть в неопределенной форме)

- Прочитайте правило в учебнике (с. 214). Сравните с нашим выводом. Какое вы сделали «открытие»? (Способ проверки написания суффикса суффикса в глаголах прошедшего времени.)

IV. Физминутка

V. Закрепление изученного материала. (Работа с учителем)

1. Проверка упр. 539

- Назовите глаголы, употреблённые в переносном значении.

- Как уточнить значение слова? (Смысл слова уточняется в предложении)

2. Наблюдение над глаголами, употреблёнными в переносном значении.

1) (Слайд 4) - Прочитайте стихотворение. Какие глаголы имеют переносное значение?

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!» (С. Есенин)


2) (Слайд 5) - Объясните, чего не понимали дети. В каком значении употреблен подчеркнутый глагол. Составьте предложение, употребив глаголы в прямом и переносном значениях.

Мама, крапива кусается ?
- Да.
- А как она лает?


3) (Слайд 6) - В данных предложениях глаголы употреблены в переносном значении. Составьте предложение, чтобы эти глаголы были употреблены в прямом значении.

- Природа еще спит.

- На морозе у ребят щеки пламенем горят.

- Мороз прогнал ребят со двора.


4) (Слайд 7) - Прочитайте текст.

- Объясните, какую ошибку совершили дети.

Мать приказала ребятам запереть за ней дверь на крючок и никого не пускать.

"Так как, - пояснила она, - по городу ходит скарлатина".

В отсутствие матери кто-то долго стучался к ним в дверь.
" Приходила скарлатина, но мы ее не пустили, " – говорили дети.

/ К. Чуковский./.

V. Работа по теме урока. (Самостоятельная работа)

1. Работа по учебнику.

Упр. 500

Проверка. - Как узнать, какой суффикс пишется перед суффиксом -л ?

Упр. 501 Объяснить пословицы, выполнить задание. Разобрать по составу слово объявил.


VI. Самостоятельная работа.

  1. Упр. 540

  2. Орфографическая минутка (Слайд 8)

- Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы. Объясните.

Р. бята п. весили (на) д. рев. ях скв. речники. Скв. рцы

п. . вились неожиданно. Птицы зан. ли св. и новые д. ма.

Проверка по слайду 9

VI. Закрепление изученного материала. (Работа с учителем)

  1. Проверка выполнения заданий.

Упр. 500 - Как узнать, какой суффикс пишется перед суффиксом -л ?

Упр. 501 - Разберите по составу слово объявил.

  1. Устная работа по таблице с. 111 упр. 503

- Прочитайте сведения в таблице, ответьте на вопросы.

- Прочитайте сведения о языке на с. 112

3. Упр. 504 с комментированием

VII. Итог урока.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- С какой целью в речи употребляются глаголы в прямом и переносном значении?

VII. Итог урока.

- Над какой темой мы работали? Сформулируйте её.

- Какой суффикс пишется в глаголах прошедшего времени?

- Как проверить написание суффикса в глаголах прошедшего времени?

- Зачем мы открыли новое правило?

VIII. Рефлексия. Оценка достижений.

- Оцените свои достижения на уроке. Дополните предложения. (Слайд 10)

 Я похвалил бы себя…

Особенно мне понравилось…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

IX. Домашнее задание.

Упр. 541, с. 75 правило

IX. Домашнее задание.

Упр. 506, правила с. 109, 112




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!