Этапы урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учающихся |
I. Организация начала занятия | - Здравствуйте, дети! Прозвенел и смолк звонок – начинается урок! | Эмоциональный настрой на урок. |
II. Актуализация знаний Минута чистописания | - Запишите в тетрадях число, классная работа. - Посмотрите на экран. Что вы видите? - Если быть внимательным, то можно прочитать слова. Слайд 2 - Какие слова вы здесь нашли? Составьте предложение из этих слов. - Прочитайте подчеркнутые буквосочетания. - Запишите их в тетради по образцу. | Запись в тетрадях. - Много букв, записанных в строчку. - На веселой полянке гуляет сверчок. Запись до конца строки: На, под, за, во // На, под, за, во// |
III. Постановка учебной проблемы | Слайд 3 - Ребята, какие слова и буквосочетания остались? - На какие группы их можно разделить? - Какие буквосочетания не попали в эти группы? Почему? - Какую проблему мы будем сегодня решать? | 1. Осознают противоречия в изучаемом явлении. 2. Формулируют проблему. - Перед, на ,под, к, за, для, кроме, во. - Приставки и предлоги. - Есть предлоги, которые по написанию и произношению похожи на приставки. - Учиться различать предлоги и приставки и правильно их писать со словами. |
Изучение нового Поиск возможных решений. Составление алгоритма. | Слайд 4 - Прочитайте словосочетание на слайде: доехал до города поехал по городу уехал из города - Найдите в словах приставки. Как вы определили приставки? - Назовите предлоги в данных словосочетаниях. доехал до города поехал по городу уехал из города - Попробуйте вместо галочки вставить вопрос или другое слово, подходящее по смыслу. - Сделайте вывод о правописании предлогов со словами. - Прочитайте еще раз вывод на с. 132. Слайд 5 - Давайте дополним схему. Предлог | Приставка | Часть | Часть | Можно вставить ..... или .......... | Нельзя вставить ..... или ..... | Пишутся .... | Пишутся ....... | ? | ? | Слайд 5 по щелчку. - Проверим: Предлог | Приставка | Часть | Часть | Можно вставить вопрос или слово | Нельзя вставить вопрос или слово | Пишутся раздельно | Пишутся слитно | ? | ? | | Выдвигают гипотезы, объясняющие противоречия, причины явления. Читают: доехал до города поехал по городу уехал из города - Приставка – это часть слова, пишется со словами слитно. Приставку можно заменить другой приставкой. - Предлоги: до, по, из. - Доехал до большого города. - Предлог – это часть речи и со словами пишется раздельно. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. Составление алгоритма. Учащиеся заполняют таблицы самостоятельно. Проверяют составленный алгоритм. |
Работа по учебнику с. 131 Упр. 257 | Слайд 6 - Откройте учебники. Прочитайте задание. Что необходимо сделать в этом упражнении? - Проверьте свою работу в парах. Оцените: Синий кружок – без ошибок Зеленый кружок – 2-3 ошибки Красный кружок – 4-5 ошибок. Нужна помощь! | Проверяет гипотезы в ходе решения учебной задачи. - Записать словосочетания, выделить приставки, обвести в кружок предлоги. Проверяют правильность выполнения учебной задачи. Выбирают нужный кружок по цвету и «сигналят». |
V. Физминутка на координацию движений и психологическую разгрузку.
| Слайд 7. - Мы старались, мы учились и немного утомились. Пора нам отдохнуть. Встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками. Сидя. Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой – кончик носа. Я буду подбрасывать шарик вверх – вы смеетесь, когда я ловлю шарик – сразу замолкаете. Итак, начнем. | Учащиеся выполняют физминутку . Дети смеются, когда учитель подбрасывает шарик и сразу замолкают, когда ловит. |
VI. Первичное восприятие и усвоение нового материала. 1. Работа по учебнику с. 132 упр.260 – 1 уровень, Работа по рабочим тетрадям с. 74 упр. 182 – 2 уровень | Слайд 8. - Продолжим работу: задание по рабочим тетрадям выполняют учащиеся, кто справился с предыдущим заданием без ошибок или допустил 1-2 ошибки. Остальные ребята выполняют задание по учебнику. - Какую закономерность вы заметили, выполняя упражнение? - Прочитайте правило на с. 133. - Давайте дополним нашу схему: Предлог | Приставка | Часть | Часть | Можно вставить ..... или .......... | Нельзя вставить ..... или ..... | Пишутся .... | Пишутся ....... | Не употребляются с .... | Дружат с ........ | - Схемы можно использовать как памятки. Вложите их в «Тетради-помощники». | Выполняют разноуровневые задания. Проверяют работу в парах. - Предлоги не употребляются с глаголами. Читают правило на с. 133 Дополняют схему. Заполненные схемы вкладывают в тетрадь-справочник. |
VII. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков
| Слитно или раздельно? Слайд 9. Тренажер «Правописание приставок и предлогов». (по)линейке (по)квартире (по)бежал (за)шел (за)дел (за)садом (до)вечера (до)зимы (до)читал (на)земле (на)совести (на)писал - Проверим правильность выполнения вами тренажера. Проверьте работу в парах по слайду. Слайд 10. O O O O O O O | Выполняют задания, записывая в тетрадях в строчку: или O. Проверяют работу в парах. Оценивают по критериям: Синий кружок – без ошибок Зеленый кружок – 2-3 ошибки Красный кружок – 4-5 ошибок. Нужна помощь! |
VIII. Домашнее задание | Слайд 11 - Переходим к домашнему заданию. Прочитайте задание к упражнению. Что требуется выполнить? - Что вам необходимо, чтобы выполнить задание? (знать как различить приставку и предлог, повторить алгоритм на с. 132) С. 132 упр. 261 правило с. 132 *Дополнительно – интерактивная игра-тренажер «Приставка или предлог» http://easyen.ru/load/russkij_jazyk/3_klass/interaktivnaja_igra_pristavka_ili_predlog/382-1-0-54014 | Читают задание к упражнению. Записывают домашнее задание в дневники. |
IX. Итог | | - Различать предлоги и приставки. Составлять алгоритм рассуждения при написании. |
X. Рефлексия | Слайд 12 - Оцените свои достижения на уроке, дорисуйте смайлика по параметрам: Смайлик с глазками и носом – тема урока мне понятна Смайлик только с глазками – у меня были затруднения. Смайлик без глазок и носа - мне нужна помощь. Дорисуйте рот смайлика, покажите ваше настроение в конце урока. | Оценивают свою работу на уроке. Рисуют смайликов. Сообщают о своих затруднениях на уроке. |