Тема урока | Правописание слов с безударными гласными в корне. Два способа проверки слов с безударными гласными в корне. |
Предмет | Русский язык |
Класс | 3 класс |
Дата проведения | 24.11.2021 г. |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Цели урока | Для учителя | Для ученика |
| Создать условия для актуализации знаний учащихся о способах проверки безударной гласной в корне, а также отработать практические навыки находить безударную гласную в корне, требующую проверки. | Находить безударную гласную в корне, требующую проверки; Овладеть способами проверки безударной гласной в корне. |
| Планируемые результаты Предметные Знания: Умения: Находить в словах корень, различать в корне ударные и безударные гласные, определять слова, требующие проверки; Сравнивать произношение безударных звуков и обозначение их гласными звуками на письме; Различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; Подбирать проверочные слова, применяя правило правописания безударных гласных в корне слова; Использовать алгоритм для решения орфографической задачи: обозначение буквой безударного гласного звука в слове. |
| Метапредметные Познавательные (в т.ч. логические) УУД: Извлекать информацию из текста, представленную в разных формах (текст, таблица, схема и др.) С помощью учителя выделять существенную информацию, анализировать, сравнивать, обобщать информацию для составления алгоритма решения орфографической задачи; Регулятивные УУД: Определять способы решения орфографической задачи; Планировать учебные действия при решении орфографической задачи; Оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию. Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи; Осуществлять диалог в паре, принимать участие в коллективном обсуждении, формулировать ответ на вопрос, учитывая мнение одноклассников; Допускать возможность различных точек зрения, аргументировать свой ответ. Личностные: Мотивы учебной деятельности; Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Мотивация к творческому труду. |
| | |
Ход урока | |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивационно-ориентировочный этап |
1.Организация и эмоциональный настрой класса. Цель: организация внимания всех учащихся, настрой на работу. | - У нас сегодня гости. Поприветствуйте их. Слайд № 2 Учите русский годы к ряду, С душой, с усердием, с умом! Вас ждёт великая награда, И та награда – в нём самом! Слайд № 3 - А теперь попытаемся определить на сколько комфортно вы чувствуете себя на сегодняшнем уроке. Покажите мне своё настроение с помощью смайликов: радостно, грустно, спокойно. - Улыбнитесь и пожелайте удачи друг другу. - Что от вас необходимо будет на уроке? - Я желаю вам продуктивной работы на уроке и достижения новых вершин. | Настраиваются на урок, проверка готовности. Предположения учащихся: старание, внимание, аккуратность, уважение друг к другу и.т.д. | РУУД: учатся самоорганизовываться. ЛУУД: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
2.Проблемная ситуация. Цель: подготовить детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации. | - Я хочу вам рассказать одну историю. -Дима написал своему другу Игорю записку: Слайд № 4 «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Игорь записку прочитал и пообещал придти. Пришёл Игорь, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол. Беседа нацеленная на актуализацию знаний и умений учащихся: - Почему так получилось? - В какой части слова Дима допустил ошибку, в чем причина? - Какой бы вы задали вопрос Диме, чтобы уточнить, что он забыл или не знает, не умеет? - Это орфограмма? Докажите. - Запишите слово с м.чом и подберите к нему проверочное. С м.чом – мяч – с мячом - Проверка. Слайд № 5 - Кто смог правильно определить орфограмму в слове? - У кого вызвало затруднение определить орфограмму в слове? - Что вы посоветуете тем, у кого возникли трудности? | Высказывают предположения, аргументируют их. Отвечают на вопросы учителя, принимают участие в беседе. Определяют, что Игорь допустил ошибку при обозначении на письме безударного гласного звука, в корне слова мячом. Выдвигают предположения (Да это орфограмма, т.к. произношение не совпадает с написанием) Дети проверяют по образцу. Показывают зеленый сигнал светофора. Показывают красный сигнал светофора. | ПУУД: учатся искать и выделять необходимую информацию. КУУД: учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. РУУД: учатся ориентироваться в своей системе знаний. |
Поисковый этап |
3.Актуализация знаний и постановка учебной задачи. Цель: повторить знания о безударных гласных. | - Напомните мне, пожалуйста, сколько гласных букв в русском языке? А гласных звуков? - Почему букв 10, а звуков 6? - Разделите буквы на группы относительно их отношения к ударению в слове. - В каких частях слова могут находиться безударные гласные? - Какая часть слова будет в центре нашего внимания сегодня? (корень) Слайды № 6,7 - Кто догадался и может уже назвать тему сегодняшнего урока? - Какие учебные задачи нам необходимо решить? Слайд № 8 1.Повторить алгоритм проверки безударной гласной в корне слова. 2.Определить способы проверки безударного гласного в корне слова. 3.Учиться применять правило правописания безударных гласных в корне слова. - Оцените себя на этом этапе урока. | Отвечают на вопросы учителя, принимают участие в беседе. Ответы: Ё-всегда ударная. ЮЫУЭ-как произносятся, так и пишутся. АОЕЯИ-опасные безударные гласные, которые требуют проверки. Формулируют тему под руководством учителя. Формулируют цели под руководством учителя: повторить алгоритм проверки безударной гласной в корне слова; определить сколько способов проверки гласных существует; учиться их применять. | КУУД: учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. РУУД: Учатся совместно с учителем определять тему и цели урока. |
4.Работа по теме урока Цель: вспомнить алгоритм работы по проверке безударных гласных. | - Давайте вспомним алгоритм, который используют при проверке безударных гласных в корне. Работа в парах. - Собрать алгоритм. 2.Поставь ударение. 1.Прочитай слово. 4.Определи безударную гласную. 3.Выдели корень. 5.Подбери проверочное слово. 6.Обозначь орфограмму. - Проверка. Слайд № 9 - Какая пара справилась с этим заданием без труда? Просигнальте. - У кого возникли трудности при восстановлении алгоритма? Просигнальте. - Сколько способов проверки слов с безударной гласной существует в русском языке? - Наша задача, определить. Слайд № 10 - Прочитайте слово: дв…ры. - Почему в этом слове пропущена буква? - В какой части слова? - Как изменится слово в единственном числе? - Это новое слово или форма того же слова? - Назовите и запишите другие формы этого слова. - Есть ли среди данных форм слово, где о находится в сильной позиции. - Каким оно будет являться по отношению к другим словам? - Какой вывод сделаем? - Подберите однокоренные слова к слову дворы. - Есть ли среди них проверочные? - Как же ещё мы можем проверить безударный гласный в корне? - Есть ли ещё способы проверки? - Где можно проверить данную информацию? - Давайте посмотрим соответствуют ли наши выводы выводам учебника? - Как вы сработали на этом этапе урока. Оцените. - Если принял активное участие в работе, то - Участвовал в работе по мере своих возможностей, то - Созерцал происходящее на данном этапе, то | Работают в парах Составляют алгоритм в правильной последовательности: 1.Прочитать слово. 2.Поставить ударение. 3.Выделить корень. 4.Опре6делить безударную гласную. 5.Подобрать проверочное слово. 6.Обозначить орфограмму. Зеленый сигнал Красный сигнал Отвечают на вопросы учителя, обобщают информацию о способе проверки. Делают выводы. Двор Н-р: дворами, двором, ко двору. Проверочным. Вывод: Изменить форму слова так, чтобы безударный стал ударным. Дворник, дворовый. Вывод: подобрать однокоренное слово Работают с правилом в учебнике. Соотносят свои выводы с выводами учебника. Зелёный сигнал светофора Жёлтый сигнал светофора Красный сигнал светофора | РУУД: Учатся выполнять и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. КУУД: Учатся учитывать другое мнение и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. РУУД: учатся выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
Практический этап |
5.Первичное осмысление и закрепление Цель: упражнение в подборе проверочных слов; Повторить и закрепить умения учащихся правильно подбирать проверочные слова двумя способами. 6.Применение полученных знаний на практике. Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; | 1.Упр. 194 с. 104 - Прочитайте. Почему написание выделенных букв надо проверять? - Ваша задача какая? -Кто уверен, что справиться с работой сам? - Значит, вы работаете самостоятельно по образцу, а остальные выполняют задание с нами (1 уч-ся у доски) - Как же проверить безударный гласный в корне? - Проверка. - Оцените, как вы усвоили два способа проверки. 2.Работа в паре. - Поработаем в парах. На ваших партах лежат карточки со словами. В центре находится слово, которое требует проверки. Вы должны найти к нему проверочные слова. Форму слова – показывает красным цветом Однокоренное слово – синим цветом. - Всегда ли надо использовать два способа проверки? - Оцените, как вы поработали в паре. 3.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. - Работа с текстом. Слайд № 11 - Списать текст, исправляя ошибки. На лисной палянке стоит маленький дамишко. Он весь утопает в снигу. В окнах светятся оганьки. Трапинка ведёт к крыльцу. Висёлые сороки стрекочут друг с другом. - Самопроверка по образцу. Слайд № 12 - Оцените результат своей работы. | Выполняют задание, подбирают и записывают проверочные слова по образцу. Повторяют и рассказывают правило проверки безударных гласных в корне слова. Работают самостоятельно с текстом: списывают и исправляют ошибки. | ПУУД: отрабатывают умение подбирать проверочные слова к данным, используя при этом заданные условия (подобрать проверочное слово, изменив форму слова, подобрав однокоренное слово) ПУУД: Применяют полученные знания в решении практических задач. ПУУД: Осуществляют самопроверку, устанавливают правильность выполнения задания. |
Рефлексивно – оценочный этап |
Рефлексия учебной деятельности. Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности. | 1.Игра «Солнышко» Слова для игры Слайд № 13 1.Тр.щат | 4.Д.ждливый | 7.Др.зды | 10.С.нева | 2.Обл.тели | 5.С.сновый | 8.К.рмушка | 11.Пл.ды | 3.См.стерил | 6.Л.сной | 9.Гр.чи | 12.П.ля | | | | | Учитель передаёт солнышко ученику и загадывает слово под любым номером. Далее объясняется написание слова и задаётся другое следующему. - Какая задача стояла перед нами в начале урока? - Удалось ли её решить? Слайд № 14 - Выберите утверждение: 1.Я доволен своей работой на уроке. 2.На уроке я работал неплохо. 3.На уроке мне было трудно. - Оценка работы на уроке в целом. - С каким настроением вы заканчиваете урок? | Подбирают проверочные слова. Доказывают правильность подбора проверочных слов. Осуществляют осмысление проделанной работы, сравнивают намеченный план с этапами проделанной работы, называют способы реализации поставленных задач. Определяют целевые основы деятельности и свои побуждения, эмоции, испытанные в ходе работы. | ПУУД: Учатся структурировать знания, оценивать процесс и результат деятельности. КУУД: учатся выражать свои мысли. РУУД: Учатся устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. |
6. Домашнее задание | Слайд № 15 1.Упр. 195 (по выбору 1гр. или 2гр.), пр. с.104 2.Творческое задание: составить кроссворд из 5 слов с безуд. гласными, проверяемыми ударением или придумать интересное задание на эту тему. | Осмысливают полученное задание, выбирают | РУУД: Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития. |