СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 3 классе на тему "Правописание безударных гласных в корне слова. Два способа проверки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе на тему "Правописание безударных гласных в корне слова. Два способа проверки"»

Технологическая карта урока


Тема урока


Правописание слов с безударными гласными в корне.

Два способа проверки слов с безударными гласными в корне.

Предмет

Русский язык

Класс

3 класс

Дата проведения

24.11.2021 г.

Тип урока

Открытие новых знаний

Цели урока

Для учителя

Для ученика


Создать условия для актуализации знаний учащихся о способах проверки безударной гласной в корне, а также отработать практические навыки находить безударную гласную в корне, требующую проверки.

Находить безударную гласную в корне, требующую проверки;

Овладеть способами проверки безударной гласной в корне.


Планируемые результаты

Предметные

Знания:

  • Способы проверки безударного гласного изменением формы слова и подбором однокоренного слова.

Умения:

  • Находить в словах корень, различать в корне ударные и безударные гласные, определять слова, требующие проверки;

  • Сравнивать произношение безударных звуков и обозначение их гласными звуками на письме;

  • Различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

  • Подбирать проверочные слова, применяя правило правописания безударных гласных в корне слова;

Использовать алгоритм для решения орфографической задачи: обозначение буквой безударного гласного звука в слове.


Метапредметные

Познавательные (в т.ч. логические) УУД:

  • Извлекать информацию из текста, представленную в разных формах (текст, таблица, схема и др.)

  • С помощью учителя выделять существенную информацию, анализировать, сравнивать, обобщать информацию для составления алгоритма решения орфографической задачи;

Регулятивные УУД:

  • Определять способы решения орфографической задачи;

  • Планировать учебные действия при решении орфографической задачи;

  • Оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию.

Коммуникативные УУД:

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

  • Осуществлять диалог в паре, принимать участие в коллективном обсуждении, формулировать ответ на вопрос, учитывая мнение одноклассников;

  • Допускать возможность различных точек зрения, аргументировать свой ответ.

Личностные:

  • Мотивы учебной деятельности;

  • Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

  • Мотивация к творческому труду.




Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационно-ориентировочный этап

1.Организация и эмоциональный настрой класса.

Цель: организация внимания всех учащихся, настрой на работу.

- У нас сегодня гости. Поприветствуйте их.

Слайд № 2

Учите русский годы к ряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждёт великая награда,

И та награда – в нём самом!

Слайд № 3

- А теперь попытаемся определить на сколько комфортно вы чувствуете себя на сегодняшнем уроке. Покажите мне своё настроение с помощью смайликов: радостно, грустно, спокойно.

- Улыбнитесь и пожелайте удачи друг другу.

- Что от вас необходимо будет на уроке?

- Я желаю вам продуктивной работы на уроке и достижения новых вершин.

Настраиваются на урок, проверка готовности.





Предположения учащихся: старание, внимание, аккуратность, уважение друг к другу и.т.д.


РУУД:

учатся самоорганизовываться.

ЛУУД:

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


2.Проблемная ситуация.

Цель: подготовить детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации.

- Я хочу вам рассказать одну историю.

-Дима написал своему другу Игорю записку:

Слайд № 4

«Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Игорь записку прочитал и пообещал придти. Пришёл Игорь, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол.

Беседа нацеленная на актуализацию знаний и умений учащихся:

- Почему так получилось?

- В какой части слова Дима допустил ошибку, в чем причина?

- Какой бы вы задали вопрос Диме, чтобы уточнить, что он забыл или не знает, не умеет?

- Это орфограмма? Докажите.

- Запишите слово с м.чом и подберите к нему проверочное.

С м.чом – мяч – с мячом

- Проверка. Слайд № 5

- Кто смог правильно определить орфограмму в слове?

- У кого вызвало затруднение определить орфограмму в слове?

- Что вы посоветуете тем, у кого возникли трудности?






Высказывают предположения, аргументируют их.

Отвечают на вопросы учителя, принимают участие в беседе.

Определяют, что Игорь допустил ошибку при обозначении на письме безударного гласного звука, в корне слова мячом.

Выдвигают предположения

(Да это орфограмма, т.к. произношение не совпадает с написанием)





Дети проверяют по образцу.

Показывают зеленый сигнал светофора.

Показывают красный сигнал светофора.



ПУУД:

учатся искать и выделять необходимую информацию.

КУУД:

учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

РУУД:

учатся ориентироваться в своей системе знаний.

Поисковый этап

3.Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

Цель: повторить знания о безударных гласных.

- Напомните мне, пожалуйста, сколько гласных букв в русском языке? А гласных звуков?

- Почему букв 10, а звуков 6?

- Разделите буквы на группы относительно их отношения к ударению в слове.

- В каких частях слова могут находиться безударные гласные?

- Какая часть слова будет в центре нашего внимания сегодня? (корень)

Слайды № 6,7

- Кто догадался и может уже назвать тему сегодняшнего урока?

- Какие учебные задачи нам необходимо решить?

Слайд № 8

  • Цели урока:

1.Повторить алгоритм проверки безударной гласной в корне слова.

2.Определить способы проверки безударного гласного в корне слова.

3.Учиться применять правило правописания безударных гласных в корне слова.


- Оцените себя на этом этапе урока.





Отвечают на вопросы учителя, принимают участие в беседе.


Ответы: Ё-всегда ударная.

ЮЫУЭ-как произносятся, так и пишутся. АОЕЯИ-опасные безударные гласные, которые требуют проверки.


Формулируют тему под руководством учителя.

Формулируют цели под руководством учителя:

повторить алгоритм проверки безударной гласной в корне слова; определить сколько способов проверки гласных существует; учиться их применять.

КУУД:

учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.





РУУД:

Учатся совместно с учителем определять тему и цели урока.

4.Работа по теме урока

Цель: вспомнить алгоритм работы по проверке безударных гласных.






















- Давайте вспомним алгоритм, который используют при проверке безударных гласных в корне.

Работа в парах.

- Собрать алгоритм.

2.Поставь ударение.

1.Прочитай слово.

4.Определи безударную гласную.

3.Выдели корень.

5.Подбери проверочное слово.

6.Обозначь орфограмму.

- Проверка. Слайд № 9

- Какая пара справилась с этим заданием без труда? Просигнальте.

- У кого возникли трудности при восстановлении алгоритма? Просигнальте.


- Сколько способов проверки слов с безударной гласной существует в русском языке?

- Наша задача, определить.

Слайд № 10

- Прочитайте слово: дв…ры.

- Почему в этом слове пропущена буква?

- В какой части слова?

- Как изменится слово в единственном числе?

- Это новое слово или форма того же слова?

- Назовите и запишите другие формы этого слова.

- Есть ли среди данных форм слово, где о находится в сильной позиции.

- Каким оно будет являться по отношению к другим словам?

- Какой вывод сделаем?


- Подберите однокоренные слова к слову дворы.

- Есть ли среди них проверочные?

- Как же ещё мы можем проверить безударный гласный в корне?

- Есть ли ещё способы проверки?

- Где можно проверить данную информацию?

- Давайте посмотрим соответствуют ли наши выводы выводам учебника?


- Как вы сработали на этом этапе урока. Оцените.


- Если принял активное участие в работе, то

- Участвовал в работе по мере своих возможностей, то

- Созерцал происходящее на данном этапе, то



Работают в парах

Составляют алгоритм в правильной последовательности:

1.Прочитать слово.

2.Поставить ударение.

3.Выделить корень.

4.Опре6делить безударную гласную.

5.Подобрать проверочное слово.

6.Обозначить орфограмму.

Зеленый сигнал


Красный сигнал



Отвечают на вопросы учителя, обобщают информацию о способе проверки.

Делают выводы.




Двор


Н-р: дворами, двором, ко двору.



Проверочным.

Вывод: Изменить форму слова так, чтобы безударный стал ударным.


Дворник, дворовый.


Вывод: подобрать однокоренное слово


Работают с правилом в учебнике.


Соотносят свои выводы с выводами учебника.




Зелёный сигнал светофора

Жёлтый сигнал светофора

Красный сигнал светофора



РУУД:

Учатся выполнять и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

КУУД:

Учатся учитывать другое мнение и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.







РУУД: учатся выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Практический этап

5.Первичное осмысление и закрепление

Цель: упражнение в подборе проверочных слов;

Повторить и закрепить умения учащихся правильно подбирать проверочные слова двумя способами.






6.Применение полученных знаний на практике.

Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

1.Упр. 194 с. 104

- Прочитайте. Почему написание выделенных букв надо проверять?

- Ваша задача какая?

-Кто уверен, что справиться с работой сам?

- Значит, вы работаете самостоятельно по образцу, а остальные выполняют задание с нами (1 уч-ся у доски)

- Как же проверить безударный гласный в корне?

- Проверка.

- Оцените, как вы усвоили два способа проверки.

2.Работа в паре.

- Поработаем в парах. На ваших партах лежат карточки со словами. В центре находится слово, которое требует проверки. Вы должны найти к нему проверочные слова.

Форму слова – показывает красным цветом

Однокоренное слово – синим цветом.

- Всегда ли надо использовать два способа проверки?

- Оцените, как вы поработали в паре.


3.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Работа с текстом. Слайд № 11

- Списать текст, исправляя ошибки.

На лисной палянке стоит маленький дамишко. Он весь утопает в снигу. В окнах светятся оганьки. Трапинка ведёт к крыльцу. Висёлые сороки стрекочут друг с другом.


- Самопроверка по образцу. Слайд № 12

- Оцените результат своей работы.








Выполняют задание, подбирают и записывают проверочные слова по образцу.

Повторяют и рассказывают правило проверки безударных гласных в корне слова.














Работают самостоятельно с текстом: списывают и исправляют ошибки.







ПУУД: отрабатывают умение подбирать проверочные слова к данным, используя при этом заданные условия (подобрать проверочное слово, изменив форму слова, подобрав однокоренное слово)














ПУУД:

Применяют полученные знания в решении практических задач.





ПУУД:

Осуществляют самопроверку, устанавливают правильность выполнения задания.

Рефлексивно – оценочный этап

Рефлексия учебной деятельности.

Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности.

1.Игра «Солнышко»

Слова для игры Слайд № 13

1.Тр.щат

4.Д.ждливый

7.Др.зды

10.С.нева

2.Обл.тели

5.С.сновый

8.К.рмушка

11.Пл.ды

3.См.стерил

6.Л.сной

9.Гр.чи

12.П.ля






Учитель передаёт солнышко ученику и загадывает слово под любым номером. Далее объясняется написание слова и задаётся другое следующему.


- Какая задача стояла перед нами в начале урока?

- Удалось ли её решить?

Слайд № 14

- Выберите утверждение:

1.Я доволен своей работой на уроке.

2.На уроке я работал неплохо.

3.На уроке мне было трудно.


- Оценка работы на уроке в целом.

- С каким настроением вы заканчиваете урок?


Подбирают проверочные слова.

Доказывают правильность подбора проверочных слов.







Осуществляют осмысление проделанной работы, сравнивают намеченный план с этапами проделанной работы, называют способы реализации поставленных задач.


Определяют целевые основы деятельности и свои побуждения, эмоции, испытанные в ходе работы.

ПУУД:

Учатся структурировать знания, оценивать процесс и результат деятельности.

КУУД:

учатся выражать свои мысли.


РУУД:

Учатся устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.


6. Домашнее задание

Слайд № 15

1.Упр. 195 (по выбору 1гр. или 2гр.), пр. с.104

2.Творческое задание: составить кроссворд из 5 слов с безуд. гласными, проверяемыми ударением или придумать интересное задание на эту тему.

Осмысливают полученное задание,

выбирают

РУУД:

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!