СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 3 классе "Образование и правописание сложных слов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка  содержит содержательные линии урока по теме "Образование и правописание сложных слов" на мотериале доступного уровня для учащихся 3 класса.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе "Образование и правописание сложных слов"»

8




Тема урока: Урок-исследование «Образование и правописание сложных слов».

Цели урока:

Образовательные: а)познакомить со способом образования сложных слов (сложением двух основ с помощью соединительных гласных );

б) расширять знания о составе слова;

в) формировать умение писать в сложных словах соединительные гласные и безударные гласные в первой основе.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, развивать навыки исследовательской деятельности, развивать коммуникативные умения и творческие способности через исследовательскую деятельность, обогащать письменную и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.

Воспитывающие: воспитывать интерес к языку, слову.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-исследование.

Методы обучения:

• Проблемный

• Исследовательский

• Информационно-коммуникативный

Формы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Программное обеcпечение: MicrosoftPowerPoint, MicrosoftWord, ресурсы ИНТЕРНЕТа.

Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Оборудование: а) презентация б) учебник «Русский язык. 3 класс» в) конверты с планом исследований.

Формирование УУД на уроке:

Личностные УУД

- формирование желания выполнять учебные действия;

- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий

Познавательные УУД

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач ;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

- использование знаково-символические средства( моделирование);

Коммуникативные УУД

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- формирование умения работать в малых группах.

Регулятивные УУД

(типы учебных действий)

- целеполагание;

- планирование;

- прогнозирование;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

- коррекция;

- оценка.















Ход урока

Распределение по группам

При входе в кабинет детям раздаются ракушки, морские звёзды, морской конёк для условного деления на группы. Рассаживаются за столы со своей эмблемой.



I. Самоопределение к деятельности.

- Сегодня у нас будет необычный урок. Мы отправимся в морское путешествие по островам на которых будем исследовать необычные слова.

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова,

Но сегодня будь готов

Сам открыть секреты слов.

- Экипажи готовы? Тогда в путь! Пожмите друг другу руки, пожелаем удачи.

II. Актуализация знаний. (Слайд 2)

1.Повторение, как образуются слова.

-Чтобы мы могли отправиться в путь на нашем корабле, нужно придумать слова с корнем –мор-. (Каждая группа пишет слова маркером на листе, разбирает по составу, результат вывешивается на доске. Текстовым выделителем отмечаются новые слова на других листах)

Море моряк морской приморский Приморье морячка

2.Разбор у доски

- Каким способом образовались эти слова ? (С помощью приставки, суффикса)

III. Фиксация затруднения в деятельности, постановка учебных задач.(Слайд 3)

-Предлагаю ещё слова для разбора:

Прозвище Синдбада ( мореход и мореплаватель). В своё путешествии он питался морепродуктами. Внимательно посмотрите на эти слова. Что заметили? (Два корня). Это –необычные слова.

-Как вы думаете .чем мы будем заниматься на уроке? (Ответы детей)

-Совершенно верно! Мы будем исследовать сложные слова (Слайд 4)

I V. Построение проекта выхода из затруднения.



-А поможет нам в этом карта исследований(Слайд 5)

-У каждого члена экипажа есть план исследований, на котором мы будем записывать свои открытия.(Слайд 6) + показать листок. Положите его перед собой.

План исследований.

  1. Как образуются сложные слова?

  2. При помощи чего соединяются корни в сложных словах?

  3. Когда в сложных словах пишется соединительная гласная е, а когда о ?

  4. Составление схемы-подсказки для орфограммы «Сложные слова».



















V. Образование сложных слов.

- Какой первый пункт нашего плана? (Как образуются сложные слова?

-Узнать мы это сможем на острове Словообразования.

- Как вы думаете, что это за слова такие - сложные? (предположения детей)

- А какое слово в математике имеет такой же корень как и слово сложные? (сложение)

- А что можно сложить на уроке русского языка? Подумайте ( звуки, слоги, слова в предложения, предложения в текст)

-Давайте попробуем сложить новые слова(Слайд 7):

Лёд колоть, пар ходить, вода падать, вода лазить, вода рос.

(Работа в группах с экрана. Проверка: по два слова от каждой группы, слова появляются на слайде)

(ледокол, пароход, водопад, водолаз, водоросли)

- Разберите слова по составу. Какой можно сделать вывод? (Слова образуются сложением основ.)

- Запишите в план исследований.

VI. Соединительная гласная в сложных словах. Остров Соединения.(Слайд 5)

-Какой следующий пункт плана? (При помощи чего соединяются корни в сложных словах?)

- Чтобы узнать это, вернёмся к написанным сложным словам.(Слайд 6)

- Что соединяет корни? (Гласная О). Как её можно назвать? (Соединяющая, соединительная)

- Правильно, ребята. Гласная, которая соединяет корни в сложных словах, называется соединительная гласная.

-Только ли гласная о может соединять основы?(Вспомнить мореход и т.д.).

Какой можем сделать вывод? Записываем в лист исследований. Слайд 9.

VII. Физминутка на корабле.(С мячом)

Учитель говорит два слова, дети образуют одно – сложное.

Снег, падать - снегопад

Пыль, сосёт - пылесос

Сено, косить- сенокос

Книги, любить - книголюб

Пчёл, разводить - пчеловод

Мышь, ловить - мышеловка

VIII. Наблюдение над правописанием соединительных гласных в сложных словах.(Остров Выбора) Слайд 5.

-Обратимся к нашему плану. Что нам теперь нужно выяснить? (Когда пишется соединительная гласная е, а когда о.)Слайд 10.

-Выберем из стихотворения слова и распределим по группам: с гласной о и гласной е.

"О" и "Е" в соединенье-

Любопытное сложенье:

Сталевар и суховей.

Сенокос, камнетёс,

Полотёр и пылесос,

Взбушевалось море слов:

Листопад и птицелов.



суховей сталевар солнцепёк

сенокос камнетёс пешеход

полотёр пылесос мышеловка

листопад землекоп птицелов

Работа в группах по карточкам. Обоснование выводов. Запись.

После мягких, шипящих и Ц
В сложных словах пусть будет Е.
А после твердых пусть будет О –
Не перепутает их никто!

Вставить в слова пропущенные буквы ( совещаются в группах, показывают карточку с нужной буквой)

Вод…воз, пеш…ход, земл…трясение, книг…люб, рыб…лов, зме…лов, везд…ход, каш…вар, звезд…пад, овощ…вод, пчел…вод, скал…лаз.

IX. Остров Моделирования.

Составление схемы-подсказки.

X.Тест «Сложные слова».

XI. Итог занятия.

Итак, наше путешествие подошло к концу. Наш кораблик добрался до Острова сокровищ, преодолев все препятствия, благодаря вам. И эти сокровища – наши новые знания.

С какими словами мы сегодня работали? Какие слова называют сложными? Какие гласные могут быть соединительными? Какие задания мы выполняли? Что вам понравилось больше всего?

Рефлексия.


правописание сложных слов



умею составлять сложные слова




могу употреблять в речи





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!