СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 классе по теме: "Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –тся и –ться".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе по теме: "Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –тся и –ться".»

Конспект урока по русскому языку в 4 классе

по теме: «Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –тся и –ться».

Цели урока:  

- повторить изученное о глаголе;

- познакомить детей с возвратной формой глагола;

- развивать умение писать –тся –ться - в глаголах;

- совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной;

- развивать логическое мышление (анализ, синтез, обобщение).

Задачи: 
Образовательные:
- совершенствовать умение определять глагол как часть речи; 
- актуализировать знания учащихся о глаголе как части речи.

Развивающие:
- развивать орфографическую зоркость, мыслительную деятельность, навыки сотрудничества;
- продолжать направлять на постановку собственных целей, рефлексию, на диалогическую речь во время урока.
Воспитательные:
- создать условия для формирования коммуникативной компетентности: умение организовывать и поддерживать диалог, способность слушать, работать сообща;
- взаимное сотрудничество.
Планируемые результаты:

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; анализ, сравнение.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникаций. Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действий и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.


Организация класса (проверка готовности)

Послушайте загадку, она подскажет вам, с какой частью речи мы будем сегодня работать.

Что без меня предметы? Лишь названия.

А я приду – все в действие придёт.

Летит ракета, люди строят здания.

Цветут сады и хлеб растёт в полях. (глаголы)

И начнём с чистописания. Запишите данные буквосочетания: на доске

спр, ви, вр, чи, ро, ли, (смотрите внимательно на соединения).

По данным буквосочетаниям догадайтесь, какие признаки глагола имеются виду. (Спряжение, вид, время, число, род, лицо).

Повторим то, что уже знаем о глаголе.

Корреспонденты задают вопросы по теме «Глагол»; специалисты отвечают на вопросы.

1.Что такое глагол?

2.Какую роль выполняют глаголы в предложении?

3.Как изменяются глаголы?

4.Что такое спряжение?

5.Как определить спряжение глагола по форме 3 лица множественного числа?

6. Как определить спряжение по инфинитиву?

7.Какая гласная в окончаниях 1 спряжения? Какая гласная в окончаниях 2 спряжения?

Учитель дописывает ещё одно сочетание: возв.

- Кто знает, что означает последнее сочетание букв?

Мама умывает, одевает, причёсывает сына и ведёт в детский сад.

слайд

(назовите глаголы; кто совершает все эти действия? (Мама) А на кого направлены эти действия? (на Серёжу) Эти глаголы направлены и переходят на другой объект. В данном случае на сына (Серёжу)

слайд

Мама умывается, одевается, причёсывается и ведёт Серёжу в детский сад.

Назовите глаголы. Кто совершает все эти действия? (мама) На кого направлены действия? (на маму) Эти глаголы не переходят на другой объект и возвращаются к действующему лицу (к маме). Глаголы возвращаются к действующему лицу, к себе, поэтому они и называются возвратными.

(на доске новое слово - возвратная форма)

Назовите глаголы в возвратной форме во 2 предложении. Сравните их с глаголами из 1 предложения. Как образовались возвратные глаголы? (К прежним глаголам добавилась -ся)

Ся (сь) образовался от местоимения себя (краткая форма местоимения себя звучала как -ся ( до 17 века -ся писалось отдельно могло стоять и за глаголом, и впереди глагола, например:

ся прячет –т.е. прячет себя

ся моет – т.е. моет себя

Проверьте сохранил ли -ся такое значение в словах: купаться, хвалиться?

С 17 века -ся с глаголом пишется слитно.

Что же такое –ся?

(слайды)

-ся это частица. Что бы ответил девочке профессор?

-ся это суффикс. Как вы считаете?

-ся это постфикс, (слово незнакомое) сравните его со словом – постскриптум. Так что такое постфикс? Читают объяснение профессора. Мы тоже будем называть -ся и -сь постфиксом, и выделять как суффикс.

(на доске новое слово - постфикс)

Какие значения обозначают возвратные глаголы?

слайды быстро

(Прочитайте 1 правило с 95) Что из текста вы узнали нового? (постфикс входит в основу)

На доске слова: зовё[ца] - зовётся ули[ца] смеё [ца] обнимаю[ца] ката[ца] – кататься пти [ца]

Назовите слова, у которых орфоэпическое написание совпадает с орфографическим: ответы детей.

Возвратные глаголы произносятся одинаково, а пишутся по-разному.

Разбирают упражнение № 274.(с 95) Чем отличаются глаголы в 1 и во 2 столбиках? ( в одних глаголах есть -ь. в других –нет. Озаглавьте оба столбика и сделайте вывод: в какой форме пишется -ь, в какой не пишется (работают в парах).

Какую ошибку можно допустить?

Как выбрать правильное написание? На какой вопрос отвечают глаголы первого столбика? Это начальная форма (всегда -ь)

А глаголы второго столбика? (Это 3 лицо -ь- нет)

Как ещё можно проверить? (какова закономерность между вопросом и самим глаголом?)

Делают вывод. Сравнивают свой вывод с правилом в учебнике.

Прежде чем глагол писать,

Не забудь вопрос задать.

Если мягкий знак в вопросе,

И в глаголы его вносим.

Составьте схему правила (работа в парах)

Пишут слова в два столбик (коллективная работа)

3 лицо нач/ф

Купается купаться

Улыбается улыбаться

Хвастается хвастаться

Веселится веселиться

Коллективная работа:

-От чего зависит выбор ться или тся?

Попрыгунья Стрекоза оглянуться не успела, как зима катит в глаза. (Что сделать? - н.ф.)

Солнце за день нагуляется, за кудрявый лес спускается. (Что сделает? 3 лицо)

(в сложном предложении выделить орфограммы)

Всегда надо надеяться на лучшее. ( Находим слово, от которого можно задать вопрос к слову – надеяться – глагол в форме 3 лица. значит ь не пишем).

Каждый солдат надеется стать генералом. (Находим слово, от которого можно задать вопрос к слову надеяться, это слово солдат, глагол в неопределённой форме, значит, пишем ь.)

Замените словосочетание возвратным глаголом (сначала в начальной форме, потом в 3 лице), графически покажите, что глаголы возвратные (слайд)

Участвовать в соревновании (соревноваться, соревнуются)

быть на тренировке (тренироваться, тренируется)

проявлять стремление (стремиться, стремятся)

испытывать волнение (волноваться, волнуются)

допускать ошибки (ошибаться, ошибается)

чувствовать радость (радоваться, радуются)

- Что нужно помнить, чтобы не ошибиться? Где пишется –ь-, а где его писать не надо?

(Проверка с объяснением)

Физминутка

Потянуться, отдохнуть,

Глубоко теперь вздохнуть.

Встать, попрыгать, посмеяться,

Покружиться, покачаться,

Поклониться, распрямиться.

И опять начать трудиться.

(Какие глаголы на тему урока вы запомнили из физминутки?)

На доске схема (слайд)

Какую информацию сообщает схема?

Приведите примеры на каждый случай. В каком случае проверка не требуется? (в прошедшем времени)

Соберите пословицы и выделите орфограммы:

Друзья познают…ся в беде.

Трус своей тени боит…ся.

Всякий человек в деле познает…ся.

У него дело из рук валит...ся.

Не стыдно не знать, стыдно не учит…ся.

За всё брат…ся – ничего не сделать.

ИГРА « Найди лишнее слово» (работа в парах) - распечатать (раздать)

Считат..ся, одеват…ся, сдават…ся, купает…ся.

Собирает…ся, брат..ся, ломает…ся, гневает…ся.

Катат…ся, задават…ся, сознават…ся, волнуется.

(Лишние слова записывают на доске, разбирают по составу: купается, браться).

Упражнение № 248 (выполняют с комментированием)

Удивлять -……

Извинить-…..

Мирить-….

( к начальной форме добавить постфикс -ся)

Смотрит-……

Купает-…..

( к окончанию добавить -ся)

Фразеологизмы заменить возвратными глаголами, показать графически:

Надуть губы - …..обидеться

Совать нос-……

Сложить оружие - …..сдаться

Бежать со всех ног - ….мчаться

Повесить голову – ….огорчиться

Распускать руки – …..драться (какая орфограмма во всех этих словах? -ь- в сочетаниях- ться- (выделяют)

Вставить, где необходимо Ь (задание по рядам)


  1. он тренирует…ся

  2. надо подготовит..ся

  3. совсем не улыбает..ся

  4. лишит..ся прав

  5. растянет..ся надолго

  6. ему хочет..ся

  7. он смеет..ся

  8. располагает..ся рядом

  9. сильно стесняет..ся

  10. мама удивит..ся

  11. они борют..ся

  12. сумели спрятат..ся

  13. ему нездоровит..ся

  14. он здоровает..ся

  15. подойти поздороват..ся

  16. на дворе смеркает…ся

  17. не надо тревожит..ся

  18. он не бепокоит..ся

  19. надо замаскироват..ся

  20. возвращает..ся домой

  21. стало смеркат..ся

  22. нужно признат..ся

Предлагаю вам работу по выбору. Перед вами три карточки (разного цвета) с заданиями.

1 карточка (голубой цвет) - простые задания.

2 карточка (розовый цвет) - базовые задания.

3 карточка (зелёный цвет) – задания повышенной сложности. Каждый выбирает себе задание самостоятельно.

1 карточка.

Списать, подчеркнуть в глаголах –ться, -тся.

Мастером нельзя родиться, мастерству нужно учиться. Сумел ошибиться, сумей и поправиться. Не бойся работы, пусть она тебя боится. За всё браться - ничего не сделать.

2 карточка.

Вставьте пропущенные буквы, заменяя звуки буквами, выделите орфограмму.

Уехали купа[ца], резви[ца] на улице, держи[ца] на воде, море вздуе[ца],

уволи[ца] с работы, отворачива[ца] от чашки, тучи несу[ца], верну[ца] из дальней поездки.

3 карточка.

Восстановите пословицы, объясните правописание –тся, -ться.

Всякий человек а труса находит.

Смелого пуля боит…ся, по делу узнаёт…ся.

Всякое дело больше и спрашивает…ся.

С большого человека человеком и славит…ся.

Взаимооценка (на основе алгоритма самооценки).

- Кто успешно справился с заданиями?

- Кому и над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

(слайд - морфологические признаки глагола, добавляем признак – возвратность)

Что нового узнали на уроке?

Что заинтересовало вас во время урока?

Назовите ключевые слова урока:…..
Назовите признаки возвратных глаголов.
У каких глаголов суффикс ­сь?
У каких глаголов суффикс - ­ся?

слайд- самостоятельная работа: запишите в тетради пропущенные в тексте слова)

1. ВОЗВРАТНАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА ОБРАЗУЕТСЯ С ПОМОЩЬЮ…..

2. Глаголы в возвратной форме обозначают действие, которое………

3. Постфикс –ся-сь- ………в основу слова.
Понравилась ли вам работа на уроке? Как бы вы оценили свою работу на уроке? (+!; +; -; ?)

Домашнее задание.

- Упр. 276

- Дополнительно по желанию: подобрать и записать три пословицы с возвратным глаголом.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!