СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4-м классе по теме «Многозначные слова». УМК « Школа России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен урок русского языка в 4 классе по УМК " Школа России" на тему " Многозначные слова"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4-м классе по теме «Многозначные слова». УМК « Школа России»»


Урок русского языка в 4-м классе

по теме «Многозначные слова». УМК « Школа России»


Цели урока по линиям

развития личности

Обязательный

минимум содержания

(планируемые результаты)

Виды УУД

1. Овладение функциональной грамотностью (дать понятие о явлении многозначности, о контексте, научить работать со словарём как источником информации о системе русского языка).

2. Развитие умений устной и

письменной речи (сформировать понятие целесообразного функционирования многозначных слов в языке, учить использовать в речи многозначные слова в разных значениях, употребляя их в нужном контексте).

3. Приобретение и систематизация знаний о языке (показать системные связи многозначного слова на разных уровнях языка).

4. Развивать орфографические и пунктационные умения.

5. Развивать чувство языка.





1. Ввести понятия «однозначность и многозначность слов», «переносное значение слова», «расширение значений слова», «контекст».

2. Базовые умения:

а) речевые умения (точно и правильно использовать многозначные слова в речи, читать словарные статьи изучающим чтением и подбирать свои примеры, использовать в речи сложные предложения);

б) учебно-языковые умения (выполнять синтаксический разбор сложного предложения, видеть в тексте многозначные слова);

в) правописные умения (ставить запятую в сложном предложении без союзов, графически объяснять выбор написаний, знаков препинания).

3. Общеучебные умения: (умение анализировать, работать с источниками информации, умение классифицировать, подбирать собственные примеры, умение работать в парах, высказывать свою точку зрения и доказывать её, умение рефлексировать).


Личностные:

- проявление устойчивого познавательного интереса к познанию русского языка;

- определение значения многозначных слов;

- осознанное правильное чтение условия задания;

- нахождение в тексте многозначных слов;

- умение выражать логически свои мысли.

Регулятивные:

- определение целей учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками при изучении понятия «многозначные слова»;

- прогнозирование и составление алгоритма решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при изучении понятия «многозначные слова».



Познавательные:

общеучебные:

- знаково – символическое моделирование при повторении понятия «многозначные слова»;

- поиск и выделение необходимой информации при изучении темы;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- смысловое чтение текста.

Логические:

- классификация при определении видов слов;

- объяснение понятия «многозначные слова» и «контекст»;

Коммуникативные:

- осознанное выполнение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем: понимание возможности различных позиций партнеров при работе в группе над «Многозначными словами».




Использованные технологии:

  1. Проблемно-диалогическая.

  2. ИКТ-технология.

  3. Технология работы в парах.

Методические приемы:

1.побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог.

Оборудование:

  1. Толковые словари Ожегова С.И. для работы в парах.

  2. Интерактивная доска, проектор.

  3. Интерактивное задание из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов «Конструктор словаря».

  4. Карточки с домашним заданием

  5. Коробка с предметами, оформленная в виде посылки (рубашка, яблоки и груши, хлеб, газета).

  6. Пустые блок-схемы «Общие признаки многозначных слов» у каждого ученика.

  7. Распечатка конструктора словаря.

  8. Карточки с новыми понятиями для фиксации плана урока на доске.



Технологическая карта урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД


Предметные

Виды УУД, характеристики

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Запишите дату, классная работа. Начнём с языковой разминки.


Записывают в тетрадях.


Личностные:

Выполнение нравственно-этических норм.

2. Языковая разминка (комплексное повторение и развитие умений)

- Посмотрите на доску. Внимательно прочитайте предложение. Запишите его, расставив знаки препинания. Графически объясните свой выбор.

Осень нарядила в золотые одежды леса в траве ярко горят алые ягодки брусники.


- Кто готов объяснить постановку знаков препинания на доске? Составить схему?


Сравним результаты работы в тетради и на доске.



Записывают предложение в тетрадях, выполняют задание.








Два ученика работают у доски (один находит основу предложения, другой составляет схему).

Сравнивают работу на доске и в тетрадях.


Регулятивные:

- определение целей учебной деятельности самостоятельно.

Познавательные:

- умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;

- преобразование информации из одной формы в другую;



3. Актуализация изученного

Предлагаю упражнение-игру по изученному материалу, содержание соотносится с новой темой.

Стук в дверь. Вносят посылку, на которой написано: «Очень важно! Всё свежее!»




- Ребята, что же может быть в этой посылке? Предположите!


Достаю рубашку, хлеб, фрукты, газету. А что сюда не положили, но тоже может быть свежим?

(Если дети затрудняются, можно подсказать: открыть окно, показать жестами, как осенила идея)


- Что можем сказать о слове «Свежий».


-О чём мы будем сегодня говорить? Сформулируйте тему урока. Вывешиваю на доске «Многозначные слова ».

Знакомо ли вам это понятие?


Какие слова называют многозначными?

- Да, ребята. Например, у слова идти их 26! Продолжите цепочку. Человек идёт…(время, снег, платье, урок…)


Выполняют упражнение. Прогнозируют предстоящую деятельность.









Высказывают предположения


- Воздух, ветер, голову или

мысли, идеи.







- Слово «свежий» многозначное.




- Да, изучали в 3 классе, употребляем на разных уроках.


- Слова, которые имеют несколько значений.


Продолжают ряд словосочетаний, с объяснением их значений.

Познавательные:

- умение структурировать знания;

- использование знаково- символических средств;

- поиск и выделение необходимой информации;

- умение осознанно строить речевые высказывания.

Личностные:

- проявление познавательного интереса к предметному содержанию.

4. Постановка первой учебной проблемы

- Сформулируем значения слова СВЕЖИЙ








- Как вы определили значения слова СВЕЖИЙ?

- В русском языке по-научному принято говорить «употребили в контексте». (Вывешиваю слово на доску). Как понимаете это слово?

А где узнать точное значение этого слова?


Что нужно знать и уметь, чтоб работать со словарём?







(В целях экономии времени открываем по закладке).

- Прочитайте. Подтвердились ли ваши предположения?

- Ребята, как вы поняли, что слово свежий многозначное?



- Обязателен ли большой контекст?


- Какой фразой дополним схему на доске? (фиксирую карточку на доске)


- Давайте вернёмся к предложениям из языковой разминки. Может в них тоже есть многозначные слова?


- Как доказать, что они многозначные?



- Придумайте словосочетания.



















- Запишите

1 вариант – 3 словосочетания со словом золотой.

2 вариант – 3 словосочетания со словом горят.

Составьте предложение с понравившимся словосочетанием.

- Кто хочет зачитать своё предложение?

Поменяйтесь тетрадями, проверьте правильность выполнения задания.


Объясняют значения словосочетаний.

-Свежие фрукты – не приготовленные, свежая рубашка – чистая, свежий хлеб – только испечённый, свежая газета – только выпущенная)


- Употребили его с разными словами.





Предположения детей


-В толковом словаре



Перечисляют основные принципы работы с учебником, словарём. Делается вывод о наличии системы условных обозначений и сокращений в любом справочном издании.






- Употребили с другими словами, составили словосочетания, т.е. в контексте.

- Иногда достаточно одного слова.


-Значения многозначных слов понятны в контексте.



Дети находят в предложении слова ЗОЛОТЫЕ и ГОРЯТ.




- Употребить в контексте: составить словосочетания, предложения.


Называют словосочетания.

Золотая монета (из золота), золотая осень (жёлтого цвета), золотые руки (прекрасные, умелые), золотая пора детства (счастливая).

Горят поленья (уничтожаются огнём), лампочка горит (светится), больной горит (высокая температура), щёки горят (красные от прилива крови), горят глаза (блестят от радости), горит на работе (отдаёт все силы), горит путёвка или план (грозит невыполнение), обувь горит (быстро изнашивается).



Записывают в тетради понравившиеся словосочетания, составляют и записывают с одним из них предложение. Взаимопроверка в парах.

Знать:

- понятие о знаках препинания.

Уметь:

- осознанно и правильно расставить знаки препинания.

- обосновывать свою точку зрения, строить логические высказывания.

Понимать:

- смысл многозначных слов;

Находить:

- находить в текстах многозначные слова.

Личностные:

- проявление познавательного интереса к предметному содержанию.

Познавательные:

- умение структурировать знания;

- использование знаково- символических средств;

- поиск и выделение необходимой информации;

- умение осознанно строить речевые высказывания.


5. Физкультминутка

«Знаки препинания»

- Точка (кулачки упираются в бока), тире (руки сложены как у ученика за партой), вопросительный знак (сгорбиться и нахмуриться), восклицательный знак (руки вытянуть вверх, улыбнуться).

- Какие из этих слов многозначные? Докажите


Дети выполняют упражнение, затем комментируют.

- Точка – пунктуационный знак, предел одного состояния и переход в другое – точка кипения;

знак – пометка, символ и жест.


Личностные:

- установка на здоровый образ жизни.

6. Постановка первой учебной проблемы (продолжение)

- В каком фольклорном жанре часто используется явление многозначности?

- 1. В тетради я бываю косая и прямая, в другом своём значении я планка для черчения. И, наконец, порою, в шеренгу вас построю.

2. Какой иглой не сошьёшь рубахи?

3. На каких полях не пашут и не сеют?

4. Какой рукав нельзя пришить?


- Где узнать все значения слова ПОЛЕ?


- Как определить, не читая, сколько у слова ПОЛЕ значений?



- Как построена словарная статья?

Читайте первое значение. Что это?

- Дальше. Что это?

- А по-другому?


- Закройте словари. Постройте сами словарную статью к слову НОС. Что дано? Чего не хватает?



- В загадках.



Ребята отгадывают загадки.













Открывают словари по заранее сделанной закладке.


Читают словарную статью просмотровым чтением.

- Сколько цифр, столько значений.



-Толкование.


- Примеры.

- Употреблены в контексте.


Самостоятельно анализируют частично заполненную словарную статью. Дополняют её необходимой информацией.

Один ученик на интерактивной доске в «Конструкторе словаря», другие в распечатке.


Познавательные УУД:

- становление причинно-следственных связей при определении многозначных слов в фольклоре.

- анализ, сравнение, классификация.

Регулятивные:

- высказывание своего предположения на основе работы со словарем.

Коммуникативные:

- осознанное выполнение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками: понимание возможности различных позиций партнеров при словарной работе в паре.

7. Формулирование проблемы

- Посмотрите внимательно на значения слова НОС в вашей статье. Посмотрите внимательно на их иллюстрацию.

- Что видите? Какой вопрос возникает?

Слайд 1. Носы

На доске записывается вопрос: «Как получилось, что у слова появилось новое значение?»


- Почему в словаре три значения слова, а на иллюстрации 4 картинки?






.


Личностные:

- проявление познавательного интереса к предметному содержанию.

Познавательные:

- умение структурировать знания;

- использование знаково- символических средств;

- поиск и выделение необходимой информации;

- умение осознанно строить речевые высказывания.

Регулятивные:

- определение целей учебной деятельности, самостоятельно.



8. Поиск решения (открытие нового знания)










- Какие есть предположения? Версии?



Слайд 2. Носы с указанием общего признака – формы.


- Существуют ли другие признаки, по которым произошёл

перенос значения слова?

Даю материал для наблюдения на одном слайде, а

на следующем слайде сформулирован общий признак.

Слайд 3-4. Золотая рожь – золотые монеты.

Слайд 5-6. Золотые слитки – золотые руки.

Слайд 7-8. Плывут облака – плывут утки.

Слайд 9-10. Дворник с метлой – дворники машины.

Слайд 11-12. Хвост кометы – хвост белки – хвост самолёта.


Могут ли быть другие общие признаки? (размер, качества и др.)

- Какой вывод сделаем? (Вывешиваю на доску).





Дети внимательно рассматривают иллюстрацию и прогнозируют ответ.


Дети формулируют вывод, что перенос значения произошёл по общему признаку.




Дети высказывают предположения.

Проверяем предположения.




Общий цвет.


Действие



Функция.



Расположение.






-Все значения многозначных слов связаны по какому-то признаку.


Коммуникативные:

- осознанное выполнение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками: понимание возможности различных позиций.

Познавательные:

- умение структурировать знания в устной форме при ответе на вопросы;

- умение распознавать многозначные слова по признакам.

Регулятивные:

- высказывание своего предположения на основе работы со слайдами.



9. Постановка второй учебной проблемы.

- Как вы думаете, появляются ли сейчас новые значения слов? Почему это происходит?

Даю материал для наблюдения.

Слайд 13. Крабы (на фуражке, животное, заколка, компьютерный)

- Расскажите, как произошёл перенос значения.

- Какое значение появилось раньше? Какое позже?

- Научным языком говорят: «Слово расширило своё значение».

- Почему это происходит? Зачем языку нужны многозначные слова? Попробуйте догадаться, проанализировав следующую информацию: «Самый большой толковый словарь русского языка насчитывает 17 томов».

- Оказывается, объём языка ограничен и его развитие идёт не только вширь, но и вглубь. Если появляется похожий на что-то предмет, то ему дают такое же название, а слово приобретает новое значение.


Дети выдвигают предположения.



Делают вывод на основе наблюдения.













Дети выдвигают гипотезу.












Познавательные УУД:

- становление причинно-следственных связей при определении многозначных слов в фольклоре.

- анализ, сравнение, классификация.

Регулятивные:

- высказывание своего предположения на основе работы со слайдами.

Коммуникативные:

- осознанное выполнение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками: понимание возможности различных позиций партнеров.





10. Постановка третьего проблемного вопроса и его решение с использованием полученных на уроке знаний.

- Как влияет использование многозначных слов на речь?

(Вывешиваю на доску) Попробуем прочитать предложение из языковой разминки без многозначных слов. Что пропало? (яркость, образность)


- Какой вывод сделаем?

(Прикрепляю его на доску)




- Давайте вспомним и прочтём наизусть стихотворение С.Есенина «С добрым утром»:

Задремали звёзды золотые, задрожало зеркало затона, брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосколона…»




Дети проводят лингвистический эксперимент, читают предложение, заменяя слово горят на слово краснеют и т.д.





- Использование многозначных слов делает речь богатой и выразительной.





Дети хором читают стихотворение.

- Многозначные слова делают речь яркой, образной, поэтичной.



Личностные:

- выполнение нравственно-этических норм при чтении;

- проявление устойчивого познавательного интереса к познанию русского языка.


Познавательные:

- умение структурировать знания в устной форме при ответе на вопросы;

- умение распознавать многозначные слова.


11. Рефлексия

- Ребята, теперь вы поняли, что означает надпись на посылке «Очень важно?» Что нового и важного узнали о многозначных словах? Как оцениваете свою работу?



Подведение итогов, самоанализ и самооценка


Регулятивные:

- прогнозирование решения учебной задачи совместно с одноклассниками при определении понятия «многозначные слова».

Познавательные:

- анализ, синтез, сравнение при оценивании своей работы.






12. Домашнее задание

Для домашней работы я предлагаю задания по выбору.

Одно – наиболее трудное, исследовательское. Ребятам нужно узнать, каких слов в русском языке больше – многозначных или однозначных. Для этого необходимо посчитать их количество в заданном тексте и сделать вывод. (В тексте почти все слова многозначные)

Второе задание среднего уровня. Нужно заполнить блок-схему «Общие признаки многозначных слов» и привести свои примеры.

Третье задание. Составить предложения с данными словосочетаниями.




13. Заключение

- Спасибо за урок. Приятно было видеть лес рук. Вы замечательно работали! Глазки у вас горели! Вы золотые ребята!










































Упражнения для домашнего задания.


Упражнение 1.

Используя толковый словарь, определи, каких слов больше в тексте: однозначных или многозначных.

Бежал краб по песчаному дну. Остановился. Задумался. Что-то неудобно стало в старой одежде. Пора её сбросить. Ведь за новым панцирем в магазин не идти. Сам вырастет. Напрягся краб, приподнял жёсткую крышку, продвинул в узкую щель тело. Дёрнулся неосторожно, и длинная нога сломалась. Не беда. Вырастет новая нога.

(М.Жилин)



Упражнение 2.

Заполни схему. Приведи свои примеры.





Упражнение 3.

Составь предложения, используя словосочетания.

серебряный колокольчик – лиловый колокольчик

острый нож – острое слово

море впечатлений – бескрайнее синее море


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!