СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе. Язык и человек

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Такие разные уроки

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе. Язык и человек»

Язык и человек. Общение устное и письменное.



Цели: обеспечивать высокий уровень включённости обучающихся в учебную деятельность; • учить различать виды речевой деятельности; • учить приёмам эффективного аудирования в ситуации монологической и диалогической речи; • учить разграничивать устную речь и слушание, письменную речь и чтение.

Предметные: • осознавать роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка; • знать основные особенности устной и письменной речи; • различать виды речевой деятельности; • знать приёмы эффективного аудирования в ситуации монологической и диалогической речи; • разграничивать устную речь и слушание, письменную речь и чтение.

Метапредметные: познавательные: • использовать виды чтения (ознакомительное и изучающее) для работы с учебной книгой; • использовать разные правила и приёмы аудирования в ситуации монологической и диалогической речи; • извлекать фактуальную информацию из текстов;

коммуникативные: • самостоятельно находить информацию в СМИ; • адекватно воспринимать на слух информационные тексты СМИ; • воспроизводить содержание прослушанного текста; • вычитывать информацию, представленную в схеме; работать в группах.

Личностные: • стремиться к личностному самоопределению; • осознавать эстетическую ценность русского языка; • осознавать необходимость владения русским языком для учебной деятельности; • анализировать себя как слушателя.

Ход урока

  1. Первое мамино слово,

Первая книжка с картинками,

Первая буква с ручкой в руке

Была написано тобой на ? языке.



Здравствуйте, ребята. Какие вы сегодня красивые, нарядные. Вы, наверное, тщательно подготовились к Празднику Знаний. Давайте, я проверю, как серьезно вы отнеслись к этому дню.

  • Какой номер кабинета, в котором мы сейчас находимся?

  • Какое сейчас время года?

  • Сколько пальцев у вас на правой руке.

  • Как зовут Вашего соседа по парте?

  • Какое сегодня число?

Какие вы молодцы! Давайте его и запишем.

А что вы писали на второй строке после числа в 4 классе?

Предлагаю продолжить эту славную традицию. Вы согласны?


  1. А вы знаете, что такое учебник? Давайте запишем: Учебник – книга для учащихся или студентов по обучению какому-либо предмету, курсу в соответствии с учебной программой; учебное руководство. Возникло это слово от древнерусского корня уч, что означало обучать кого-либо чему-либо, передавать знания, навыки по определенной дисциплине.

  2. Давайте посмотрим на ваш учебник.

  • Какого он цвета?

  • Кто его авторы?

  • Сколько ему лет?

  • Чтобы понимать, что хотят от нас авторы этой учебной книги, посмотрим на с.Условные обозначения.

  • Как называется параграф 1?

  • Как вы думаете стоит ли нам написать название параграфа? Почему?

  • Записываем тему урока: Язык и человек.


• Находят на с. 4 учебника и читают тему урока: «Язык и человек», высказывают предположение, что будут обсуждать роль языка в жизни человека, его функции. В процессе обсуждения формулируют учебную задачу: учиться определять роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка.

  1. Прочитайте, пожалуйста, и объясните эпиграф к разделу.

Читают эпиграф, высказывают предположения о его смысле.

  1. Давайте прочитаем теоретические сведения на с. 4 и перечислим функции языка.

Читают текст. Называют функции языка: 1) передача мыслей, знаний; 2) общение; 3) передача накопленного опыта.

  1. Создаёт условия для самостоятельной работы с упр. 1. Просит, прочитав задание, прокомментировать ход выполнения.

  2. • Организует работу в парах с упр. 2.

  3. • Предлагает выполнить упр. 3: прочитать задание, спланировать действия.

  4. • Предлагает обратиться к материалу для самостоятельного исследования, рассмотреть иллюстрации на с. 6 и ответить на вопрос.

  5. • Организует самостоятельную работу с упр. 4. Цифровой диктант, упр.4. Верны ли мои утверждения?

Да – 1. Нет -0.

  • Устное общение создается в момент говорения, на глазах у всех.

  • Говорение и слушание – письменное общение.

  • При письменном общении есть возможность отбора точных языковых средств.

  • При устном общении используются темп, тон, голос, громкость, жесты, мимика.

  • Письмо и чтение – признаки письменного общения.

  • При письменном общении нет возможности редактировать текст.

Ответы:101110

  1. • Предлагает подвести промежуточные итоги, скорректировать учебную задачу.

  2. • Организует работу в парах с упр. 6: прочитать задание, обсудить ход его выполнения. При необходимости рекомендует пользоваться Словарём пословиц, поговорок и крылатых выражений.






• Читают и самостоятельно выполняют задание. При коллективном обсуждении результатов уточняют понятие «язык». • Читают задание. Планируют действия. Подбирают аргументы для подтверждения тезиса, что язык — это средство общения. По окончании работы представляют результаты классу. • Самостоятельно читают задание, проговаривают порядок выполнения. Называют варианты заголовка, выбирают наиболее удачный. Формулируют ответ на вопрос, что помогло и продолжает помогать людям передавать опыт. Записывают ответ. По окончании представляют результаты классу. • Читают задание. Рассматривают рисунки, делают вывод, что на 1-м рисунке показано устное общение, потому что ученик говорит, а учитель и одноклассники его слушают; на 2-м и 3-м рисунках — письменное общение. • Читают задание. Планируют действия. Устно высказываются на тему «Чем отличается устное высказывание от письменного», используя материал упражнения. По окончании по желанию представляют результаты в классе. • Делают вывод, что общение может быть не только устным, но и письменным. Уточняют понятие «общение». Корректируют учебную задачу: учиться находить основные особенности устной и письменной речи, разграничивать устную речь и слушание, письменную речь и чтение. • Читают задание, комментируют ход его выполнения. Отвечают на вопросы. Выбирают пословицу и письменно объясняют её смысл. По окончании проводят взаимопроверку. Корректируют написанное. Представляют свои сочинения-миниатюры в классе, выслушивают мнения одноклассников, отмечают наиболее понравившиеся тексты, выделяют их достоинства. • Читают задание к упражнению. При необходимости задают уточняющие вопросы.

  1. Словарный диктант: болота, горизонт, каморка, аллея, пассажир, порхать, лиловый, карьер, кастрюля, командир, батарея, лестница, иней, медведь, бирюзовый.


  1. Подведение итогов. Предлагает соотнести поставленную учебную задачу с результатами урока, выявить возникшие затруднения.

Проводят самоанализ, оценивают результаты своей деятельности.

  1. Д.з. Выполнить письменные задания к упр.6, по желанию – найти мудрые изречения о русском языке в разных источниках, записать два-три в тетрадь.








Динамическая пауза

Дует ветер с высоты,

Гнутся травы и цветы.

Вправо-влево, влево-вправо

Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны.)

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте. (Прыжки.) Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг. (Ходьба на месте.) Вот и кончилась игра.

Заниматься нам пора. (Дети садятся.)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!