Первое мамино слово, Первая книжка с картинками, Первая буква с ручкой в руке Была написано тобой на ? языке. Здравствуйте, ребята. Какие вы сегодня красивые, нарядные. Вы, наверное, тщательно подготовились к Празднику Знаний. Давайте, я проверю, как серьезно вы отнеслись к этому дню. Какой номер кабинета, в котором мы сейчас находимся? Какое сейчас время года? Сколько пальцев у вас на правой руке. Как зовут Вашего соседа по парте? Какое сегодня число? Какие вы молодцы! Давайте его и запишем. А что вы писали на второй строке после числа в 4 классе? Предлагаю продолжить эту славную традицию. Вы согласны? А вы знаете, что такое учебник? Давайте запишем: Учебник – книга для учащихся или студентов по обучению какому-либо предмету, курсу в соответствии с учебной программой; учебное руководство. Возникло это слово от древнерусского корня уч, что означало обучать кого-либо чему-либо, передавать знания, навыки по определенной дисциплине. Давайте посмотрим на ваш учебник. Какого он цвета? Кто его авторы? Сколько ему лет? Чтобы понимать, что хотят от нас авторы этой учебной книги, посмотрим на с.Условные обозначения. Как называется параграф 1? Как вы думаете стоит ли нам написать название параграфа? Почему? Записываем тему урока: Язык и человек. | • Находят на с. 4 учебника и читают тему урока: «Язык и человек», высказывают предположение, что будут обсуждать роль языка в жизни человека, его функции. В процессе обсуждения формулируют учебную задачу: учиться определять роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка. |
Прочитайте, пожалуйста, и объясните эпиграф к разделу. | Читают эпиграф, высказывают предположения о его смысле. |
Давайте прочитаем теоретические сведения на с. 4 и перечислим функции языка. | Читают текст. Называют функции языка: 1) передача мыслей, знаний; 2) общение; 3) передача накопленного опыта. |
Создаёт условия для самостоятельной работы с упр. 1. Просит, прочитав задание, прокомментировать ход выполнения. • Организует работу в парах с упр. 2. • Предлагает выполнить упр. 3: прочитать задание, спланировать действия. • Предлагает обратиться к материалу для самостоятельного исследования, рассмотреть иллюстрации на с. 6 и ответить на вопрос. • Организует самостоятельную работу с упр. 4. Цифровой диктант, упр.4. Верны ли мои утверждения? Да – 1. Нет -0. Устное общение создается в момент говорения, на глазах у всех. Говорение и слушание – письменное общение. При письменном общении есть возможность отбора точных языковых средств. При устном общении используются темп, тон, голос, громкость, жесты, мимика. Письмо и чтение – признаки письменного общения. При письменном общении нет возможности редактировать текст. Ответы:101110 • Предлагает подвести промежуточные итоги, скорректировать учебную задачу. • Организует работу в парах с упр. 6: прочитать задание, обсудить ход его выполнения. При необходимости рекомендует пользоваться Словарём пословиц, поговорок и крылатых выражений. | • Читают и самостоятельно выполняют задание. При коллективном обсуждении результатов уточняют понятие «язык». • Читают задание. Планируют действия. Подбирают аргументы для подтверждения тезиса, что язык — это средство общения. По окончании работы представляют результаты классу. • Самостоятельно читают задание, проговаривают порядок выполнения. Называют варианты заголовка, выбирают наиболее удачный. Формулируют ответ на вопрос, что помогло и продолжает помогать людям передавать опыт. Записывают ответ. По окончании представляют результаты классу. • Читают задание. Рассматривают рисунки, делают вывод, что на 1-м рисунке показано устное общение, потому что ученик говорит, а учитель и одноклассники его слушают; на 2-м и 3-м рисунках — письменное общение. • Читают задание. Планируют действия. Устно высказываются на тему «Чем отличается устное высказывание от письменного», используя материал упражнения. По окончании по желанию представляют результаты в классе. • Делают вывод, что общение может быть не только устным, но и письменным. Уточняют понятие «общение». Корректируют учебную задачу: учиться находить основные особенности устной и письменной речи, разграничивать устную речь и слушание, письменную речь и чтение. • Читают задание, комментируют ход его выполнения. Отвечают на вопросы. Выбирают пословицу и письменно объясняют её смысл. По окончании проводят взаимопроверку. Корректируют написанное. Представляют свои сочинения-миниатюры в классе, выслушивают мнения одноклассников, отмечают наиболее понравившиеся тексты, выделяют их достоинства. • Читают задание к упражнению. При необходимости задают уточняющие вопросы. |
Словарный диктант: болота, горизонт, каморка, аллея, пассажир, порхать, лиловый, карьер, кастрюля, командир, батарея, лестница, иней, медведь, бирюзовый. | |
Подведение итогов. Предлагает соотнести поставленную учебную задачу с результатами урока, выявить возникшие затруднения. | Проводят самоанализ, оценивают результаты своей деятельности. |
Д.з. Выполнить письменные задания к упр.6, по желанию – найти мудрые изречения о русском языке в разных источниках, записать два-три в тетрадь. | |
| |
| |
| |
Динамическая пауза | Дует ветер с высоты, Гнутся травы и цветы. Вправо-влево, влево-вправо Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны.) А теперь давайте вместе Все попрыгаем на месте. (Прыжки.) Выше! Веселей! Вот так. Переходим все на шаг. (Ходьба на месте.) Вот и кончилась игра. Заниматься нам пора. (Дети садятся.) |