СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе по теме "Двойная роль букв е,ё,ю,я"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 На уроке учащиеся  научатся различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука; называть звуки, обозначаемые этими буквами; отработают первичные умения и навыки.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе по теме "Двойная роль букв е,ё,ю,я"»



Урок русского языка в 5 классе по теме «Двойная роль

букв е,ё,ю,я»













Учитель русского языка и литературы

Хализева Юлия Николаевна





Цель: формирование понятия о двойной роли букв е, ё, ю, я.

Задачи:

  • закрепить знания по «Фонетике», полученные на предыдущих уроках;

  • дать понятие о двойной роли букв е, ё, ю, я;

  • показать, в каких позициях эти буквы обозначают два звука.



Универсальные учебные действия

Познавательные: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы

Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку

Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.

Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы.

Оборудование:

  • Учебник «Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. / (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский). – М.: Просвещение, 2012 г. »

  • ПК;

  • мультимедийный проектор;

  • мультимедийная презентация к уроку.



Тип урока: урок постановки учебных задач

Прогнозируемые результаты: учащиеся различают позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука; называют звуки, обозначаемые этими буквами; отрабатывают первичные умения и навыки.







Ход урока.

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг.

Н. В. Гоголь

  1. Оргмомент. Самоопределение к деятельности.  

II. Актуализация знаний.

1. Лингвистическая разминка

Найти логическую ошибку. В скобках даны ключи к этому заданию.

а) Закричал охотник: “ОЙ!
Двери гонятся за мной!» (звери)

б) «Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке». (маки)

в) Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом. (коне)

г) На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву. (лес)

д) Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами. (чайки)

Учитель: - Какой вывод, ребята, напрашивается?

Ученик: - Если мы неправильно запишем хоть одну букву или неправильно произнесем хоть один звук, то меняется целое слово, меняется значение целого предложения. Сейчас нам нужно вспомнить те сведения о звуках, которые вы получили в начальной школе. А помогут нам это сделать замечательные слова русского писателя 19 века Н.В. Гоголя

(чтение эпиграфа).


Учитель: - А какой раздел науки о языке изучает буквы и звуки?

Ученик: - Фонетика.

Учитель: - А теперь давайте докажем, что мы хорошо знаем фонетику.


Что такое фонетика?

  1. Из чего состоят слова, которые мы слышим?

  2. Звуки делятся на …

  3. Гласные бывают …

  4. На какие звуки делятся согласные?

  5. Из чего состоят слова, которые мы пишем?

  6. Сколько букв в русском алфавите?

  7. Сколько гласных звуков в русском языке?

  8. А почему гласных букв 10, а гласных звуков 6?(Разница в количестве гласных звуков. В русском языке есть буквы, которые обозначают и 2 звука, и один.)


III. Формулирование проблемы.

Учитель: - Давайте попробуем вспомнить какие это буквы. (А-Я, О-Ё,У-Ю,Э-Е)

Ещё М.В. Ломоносов, создавший первый учебник грамматики русского языка, называл их «потаёнными». В чём же тайна этих «жемчужин»?

Тайна кроется уже в самом их возникновении. Оказывается, одной из последних в русском алфавите появилась буква Ё.

(Рассказ ученика о создании буквы Ё)

 IV. Формулирование темы урока, постановка задач урока.

Учитель:  - Какой  вопрос возникает?

- Какова будет тема нашего урока?                                 

- Чему мы сегодня должны научиться?

Ученики: - Формулируют вопросы:

 -В каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а в каких – два звука?

 Делают вывод:  тема урока…(коллективное формулирование темы урока).  Двойная роль букв е, ё, ю, я. (Окончательный вариант темы записывается на доске и в тетрадях).

Задача: узнать, в каких позициях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а в каких – два звука.

V. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель: Предъявляет образец, на основании которого необходимо сформулировать правило.

Задание: Познакомьтесь с таблицей и сделайте вывод, когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а когда - два звука. Приведите свои примеры.



мера

ем

боец

отъезд

полёт

ёлка

приём

съёмка

клюв

юг

каюта

вьюга

сяду

яблоко

стоят

обезьяна

Ученики формулируют правило, сверяют его содержание с теоретическим материалом темы в учебнике.

Работа с учебником

Учитель: - Совпадают ли ваши выводы с выводами учебника?

Ученики: - Да.


VI. Первичное закрепление

1. Упражнение на внимание.

Возьмите у себя на парте карточку №1. В течение 30 секунд вы должны найти среди буквенного беспорядка слова. Подчеркните их.


мабанандклпраяблокогрвогрушаклоиогурецпаккананасвк









- Назовите слова, которые вы нашли. (Банан, яблоко, груша, огурец, ананас.)

- Среди этих слов найдите одно лишнее. (Огурец.)

- Почему вы решили, что это слово лишнее? (Это овощ, остальные фрукты.)

- А теперь найдите слово, в котором есть буква, обозначающая 2 звука. (Яблоко.)

- Какие звуки обозначает буква Я в этом слове? ([Й`А])

- Почему буква Я обозначает в этом слове два звука? (Стоит в начале слова.) Запишите слово в транскрипции[йаблак

За правильные ответы нарисуйте по 1 кружку.

VIIIВключение в систему знаний и повторение.

1. Распределительный диктант.

Задание. Распределите слова в 2 столбика: 1) – буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук, 2) - буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.

Мёд, еда, якорь, каюта, лес, тепло, ёлка, тень, люди, вьюга, льёт, летит, лямка, яма, баян, река, баня.

Проверка. Работа в парах.

Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте друг у друга правильность распределения и написания слов. (Слова на доске.)

За правильное выполнение задания нарисуйте друг другу в копилках по 1 кружку.

2. Физминутка.

- Ребята, а теперь встаньте те, кто согласен с тем, что буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука, если стоят в начале слова, после гласной и после Ь и Ъ. Я буду называть слова: если в слове есть буква, обозначающая 2 звука – поднимаем руки вверх, если нет такой буквы – вытягиваем руки вперед.

Яблоко, прядь, лепить, льётся, ясный, небо, песня, мерить, место, съем, юбка, ёжик, лес, мясо, клюква, явь, янтарь, заяц, лента, пояс, вера.

- Спасибо. Присаживайтесь.

3. Упражнение на внимание.

Раздаются карточки с заданием.

Задание. Возьмите карточку №.2. В течение 1 минуты зачеркните все буквы Ф, и вы сможете прочитать шуточное стихотворение.

Задание: зачеркните все буквы Ф, чтобы прочитать стихотворение.

Сфлуфшалф зафяфц тфишфинффу

В шфофрофхфе флесфнфой фгфлуффшфи.

ФШелфестфит лисфтва вф лефсу

И вф тифшфинфе камфыфш шфурфшитфф.



















После выполнения задания один ученик выразительно читает это стихотворение. Далее продолжается работа по теме урока.

- Какую картину нам рисует автор? (Лесной тишины.)

- С помощью каких звуков передает автор ощущение тишины? ([Ш].)

- Какой это звук? Охарактеризуйте его. (Согласный, глухой, твердый.)

Ребята, посмотрите, какой наш русский язык красивый и звучный. С помощью одних только звуков мы можем представить себе любую картину. Например, как в данном случае, звук [Ш] помогает нам представить лес, почувствовать его спокойствие, услышать легкий шелест ветерка, шорох трав. В этом нам помогает фонетика.

- Найдите в этом стихотворении пунктуационную ошибку. (Запятая в третьей строчке.)

- Найдите в этом стихотворении слово, в котором есть буква, обозначающая 2 звука. (Заяц.)

Запишите это слово в тетрадях и определите количество букв и звуков в нем. (4 буквы, 5 звуков.)

- Почему звуков в этом слове оказалось больше? (Буква Я обозначает 2 звука, [Й,А].)

За правильные ответы нарисуйте в своих копилках по 1 кружку.

4. Учитель: - Запишите слова, транскрипцию которых вы видите на экране

5.Работа с текстом

Раздаются карточки с заданиями: выписать из стихотворения слова на правило «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я», определить, сколько в них  букв и звуков.

Карточка с заданием №3

Все вокруг объяты страхом:
Разъяренный людоед
Объявил, что съест сегодня
Замечательный обед.

( Группы обмениваются работами, проводят взаимопроверку, исправляют ошибки).

X. Рефлексия


- Чему был посвящен урок? (Двойной роли букв е, ё, ю, я).

- Когда буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука? (Когда стоят в начале слова, после гласных и после разделительных знаков).

-Какие затруднения мы испытали? (Гласных букв 10, а звуков только 6).

- Что помогло нам их преодолеть? (умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука).

-Оцените свою деятельность на уроке,  пользуясь диагностической картой.

 

 

 ?

Узнал, что буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, какие звуки они могут обозначать, но не до конца научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

 

    !

 Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Я скажу себе: « Я работал хорошо!»

 ! ! ! 

Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

XI. Домашнее задание. 

- Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

1. Кто узнал, что буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, какие звуки они могут обозначать, но не до конца научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, но остался вопрос по теме урока, выполните упр. 311.

2 Кто научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.«Я работал хорошо!» и выполните упр. 312.

3. Кто научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и составьте тест с выбором ответа по теме урока.

Учитель: Ребята, вы очень хорошо сегодня работали на уроке, справились со всеми заданиями. Мы с вами определили тему урока, отвечали на вопросы, составили алгоритм работы, выполняли упражнения и очень много работали. Я благодарю вас за урок!
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!