СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе. Повторение. Личные окончания глаголов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выявить знания учащихся  о глаголе, в умении выделять основу и окончания слов

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе. Повторение. Личные окончания глаголов»

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

                              Труфанова Т.Я., учитель русского языка и литературы

Тема: «Повторение. Личные окончания глаголов»

Цель: выявить знания учащихся о глаголе, умение выделять основу и окончание в слове

Задачи: выработать навык определения окончаний по начальной форме глагола;

навык быстрого определения спряжений глаголов, особенно исключений, учить работе с тестами; развивать связную речь учащихся, умение давать полный ответ; воспитывать желание добывать знания самостоятельно.

Ход урока:

I. Организация класса.

II. Проверка домашнего задания –упражнение 79. Когда пишется Ь в глаголах на –тся и –ться?

Работа с карточкой: (перепишите предложения, подчеркните глаголы в форме 3лица и неопределенной форме)

Чуть брезжи…ся. Ни один листок не колыше…ся. Надо скорей собира…ся на рыбную ловлю. Необходимо хорошо подготови…ся к походу. Неплохо бы захвати… с собой плащ-палатку: она может пригоди…ся в пути. Пригоди…ся в лесу и топорик. До туристской базы можно добра…ся и поездом, и теплоходом. Лучше все-таки отправи…ся на теплоходе: перед ужином удас…ся еще выкупа…ся.(карточка сдается учителю)

III. Работа по теме урока:

- сообщение темы и целей.

1.Беседа по повторению:

-как узнать, к какому спряжению относится глагол?

( надо поставить глагол в начальную форму и по окончанию определить спряжение)

-какие окончания у глаголов II спряжения?

(-ить, кроме Брить, Стелить)

-какие окончания у глаголов I спряжения?

(все остальные, кроме 11 глаголов. Давайте вспомним их:

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И обидеть, и вертеть, и зависеть, и терпеть-

Вы запомните, друзья, их на –Е спрягать нельзя!

2. чтение упражнения 82, стр.36 учебника Т.А.Ладыженской и др., работа с таблицей:

-проспрягайте глаголы вести, петь, говорить, молчать по образцам таблицы.

- назовите личные окончания глаголов первого спряжения;

(-ешь, -ет, -ем, -ете , -ут (-ют);

- назовите личные окончания глаголов второго спряжения.

(-ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).

3. Тренировочные упражнения:

А) Упражнение 83.Списать, вставить –е- или –и-, выделить окончания. Объяснить смысл первой и второй пословиц:

     Весною час упустишь – годом не наверста…шь. За двумя зайцами погон…шься  -  ни одного не пойма…шь. Не тот стрелок, кто стреляя…т, а тот, кто попада…т. кто робе…т, того бьют. Солдатское братство рожда…тся в бою. Труд все побежда…т. на обмане далеко не уед…шь. Чего в других не люб…шь, того и сам не делай. Золотые руки на серебро не куп…шь.

Раскройте смысл пословиц. (Ученики называют пословицу и дают свое толкование)

В первой пословице говорится о труде на полях и огородах: не посеешь вовремя, не получишь урожая. Во второй пословице говорится о том, что нужно сделать одно дело, а потом браться за второе, иначе не сделаешь ни одного.

Б) Работа с карточкой . Учитель раздает карточки, и дети выполняют задание самостоятельно. Затем поворачиваются к соседу по парте и проверяют друг у  друга. После этого по цепочке читают вслух, проговаривая каждую букву.

Карточка:

Если встан…шь на заре – крыши в сером серебре. Если выйд…шь поутру - галки стынут на ветру. Разгуля…тся денек, в полдень сяд…шь на пенек. Смотр…шь – на припеке прыгают сороки. А в обед совсем теплынь – пахн…т горькая полынь. С поля тян…т мятой и травой примятой. Притрон…шься, поглядишь – как нежны доверчивые первенцы весны! Как раздвин…шь кусты да как глян…шь, даже оторопь сразу возьмет: все красиво!

                                                                                             (Е,Благина)

(физминутка)

В) Работа с тестом.

Тест на доске (на экране):

А1. Какое утверждение ошибочно?

  1. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос «что делать?».

  2. 2) Глаголы могут стоять в настоящем, прошедшем и будущем времени.

  3. В предложении глагол чаще всего играет роль сказуемого.

  4. Глаголы в прошедшем времени изменяются по родам и числам.

А2.Какой глагол относится ко второму спряжению?

     

     1) жить

    2) копать

    3) плести

    4) пилить

А3. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?

  1. Замеча…м, клее…м

  2. Кол…м, украс…м

  3. Они догон…т, они сел…тся

  4. Она танцу…т, он слыш…т

А4. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?

  1. Они держат…ся, стираеш…

  2. Обращат…ся, умоеш…ся

  3. Имеет…ся, находиш…ся

  4. Печеш…, смеркает…ся

IV. Закрепление материала.

На доске (или спроецирован) отрывок из стихотворения Н.Некрасова «Перед дождем». Найти глаголы с безударными личными окончаниями, записать их в форме 2-го лица единственного и множественного числа.

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес,

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,

За листком летит листок,

И струей, сухой и острой,

Набегает холодок

V. Подведение итога урока.

  - какие личные окончания у глаголов первого спряжения?

   -какие личные окончания у глаголов второго спряжения?

  - как определяем спряжение глагола?

VI. Выставление оценок.

VII. Домашнее задание:

параграф 19, упражнения 85 и 86




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!