СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе с целью повторения по теме "Лексика"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе с целью закрепления и повторения материала по теме "Лексика"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе с целью повторения по теме "Лексика"»

Урок русского языка в 5 классе.

Повторение по теме «Лексика»

Тип урока: повторение и закрепление знаний.

Форма урока: урок-путешествие.

Метод: комбинированный, игровой.

Цель урока: повторить и закрепить знания по теме «Лексика».

Задачи урока:

Образовательные: развить умение формулировать определение понятий;

развить умение находить синонимы, омонимы, антонимы, многозначные и однозначные слова в тексте; повторить морфемный разбор слов; научить отличать омонимы и многозначные слова; формировать умение использовать синонимы, омонимы, антонимы в речи; обогащать словарный запас учащихся;

Развивающие: осуществление системно-деятельностного подхода; развитие критического мышления;развитие внимания; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;развивать умение применять полученные знания; развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений; развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; развитие умения формулировать проблему; развитие умения групповой и парной работы.

Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Ход урока:

  1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

Приветственное слово учителя (на фоне музыки «В гостях у сказки»).



Добрый день. Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся и поделимся своими улыбками, друг с другом. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что сегодня мы очень дружно и активно поработаем.

  1. Актуализация знаний.

Сегодня мы с вами, вместе с героем, которого вы сразу же узнали, отправимся в путешествие в тридевятое царство, а зачем, вы сейчас узнаете…

Жил-был обычный пятиклассник по имени Вовка, но он совершенно не хотел учиться, поэтому в один прекрасный день, когда он в очередной раз не выучил урок русского языка, русский язык разозлился и отправил Вовку в царство невыученной им темы…. Здесь он встретится с различными испытаниями, выполнив которые, он сможет вернуться назад. И как вы уже поняли, без знаний очень трудно будет нашему герою. Поэтому он взмолился о помощи, рассчитывая на вас. Вы же хорошо знаете русский язык? Поможете Вовке?

Долго ли коротко бродил Вовка по неизвестному царству, и на пути ему встретился дворец, а в нем царь со стражею своею. Они подготовили для Вовки первое задание, выполнив которое наш герой узнает название того царства невиданного, сможет отправляться дальше, пополняя сои знания и все ближе подбираясь к дому.

Сейчас проверим, готовы ли вы помочь Вовке вернуться назад или же оставите его на растерзание стражи.

Задание1. Разгадайте кроссворд .

1. Основная единица языка. - Слово.

2. Слова, имеющие несколько значений. Многозначные.

3. Словари, в которых мы узнаем значения слов. Толковые.

4. Слова, близкие по значению. Синонимы.

5. Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. - Омонимы.

6. Запас слов и выражений, любого человека. Лексикон.

7. Слова, противоположные по значению. - Антонимы.

- Какое же ключевое слово получилось? (Лексика).

3. Постановка учебной задачи.

Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? (Повторение и закрепление знаний по теме лексика)

Добро пожаловать в прекрасное царство Лексики!

Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тему урока.

Мы заканчиваем знакомиться с разделом «Лексика».

Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам повторить?

Правильно, в конце этого урока мы должны повторить и закрепить знания о синонимах, омонимах и антонимах, находить их в тексте, отличать омонимы и многозначные слова, уметь использовать их в речи, а также мы должны пополнить наш лексикон.

4. Повторение и обобщение знаний.

I. Многозначные и однозначные слова.

Возвращаемся в наше тридевятое царство лексики.

Успешно мы помогли нашему герою преодолеть стражу, и он отправляется дальше. Вдруг перед ним появляется синее море, как преодолеть его неизвестно…помочь ему может только чудо.

И вдруг появляется золотая рыбка, и предлагает выполнить следующее задание, за правильный ответ, пообещав Вовке преодолеть синее море.

Задание2. Ответьте на вопрос, какие слова называются однозначными, а какие многозначными? (ответы)

Определите лексическое значение слова “золотой” (сделанный из золота).

Работа со словарем.

А теперь заглянем в толковый словарик и посмотрим, правильно ли вы определили лексическое значение данного слова. (Слово “золотой” имеет несколько значений. Первое значение то, которое мы с вами определили, и оно является главным. Кроме того, второе значение – цвета золота.Такую пору изобразил художник Исаак Левитан на картине “Золотая осень”. Это пора, когда листья имеют жёлтый цвет, цвет золота, ярко светит солнце. Третье – переносное. Счастливый (золотая пора). Учёные считают, что в истории человечества был период, который называли золотой век. Подробнее об этом периоде вы узнаете на уроках истории. Четвёртое значение – тоже переносное. (Дорогой, любимый).

Слова, которые имеют более одного значения, называются многозначными.

Составьте предложение со словом золотой. (сделайте морфемный разбор слова золотой)

Задание 3. С в самую популярную зимнюю игру “В снежки”.. Я называю слово и кидаю снежок, кто снежок поймает, должен сказать, какое это слово – однозначное или многозначное и составить предложение с этим словом. (Существительные – снег, ручка, лист, ветер, кисть, луна, полотно, поле, звезды).

II. Закрепление понятия «омонимы», отличие омонимов от многозначных слов.

Итак, с вашей помощью Вовка благополучно миновал синее море. А за ним – лес.

На лесной тропинке увидел Вовка двух молодцев из ларца, одинаковых с лица и услышал их разговор:

- Это незнакомец, скорее принеси лук. Неизвестно ещё, зачем он оказался в нашем царстве.

- Хорошо, я мигом.

- Что ты мне принёс?

- Я принёс тебе лук. Ты же просил лук!

- Лук, лук… Я просил тебя принести лук со стрелами, а не луковицу с огорода. Всё, мы пропали: он направляется сюдаполезли обратно в ларец.

Вовка не испугался одинаковых с лица. А выяснил, что они попали в царство лексики за то, что до сих пор не научились жить по его законам, что будут находиться здесь, пока не овладеют всеми необходимыми знаниями. Давайте поможем этим двум из ларца?

Как вы считаете, почему они не поняли друг друга в диалоге? (слова «лук» (из огорода) и «лук» (со стрелами) являются омонимами.)

Так что же такое «омонимы»? (слова, одинаковые по звучанию, но совершенно различные по лексическому значению).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!