Открытый урок
по русскому языку в 7 классе.
Урок-проект
«Повторение и обобщение
по теме «Деепричастие».
Подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
МОУ Куркинская СОШ №1
Чернышова Наталия Николаевна.
2022 год.
Тема урока: Повторение и обобщение по теме «Деепричастие».
Цели урока:
Образовательные:
- формировать систему знаний о деепричастии и деепричастном обороте.
- воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной работе.
Формировать УУД:
регулятивные : определять цель учебной деятельности, оценивать результаты деятельности (своей-чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности(этапа) в сотрудничестве с товарищем и учителем; отличать главное и второстепенное действие в процессе.
коммуникативные: слушать собеседника, слушать диалог и различать настроение говорящих, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, задавать вопросы, необходимые для организации всей деятельности;
познавательные: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, извлекать нужную информацию из разных источников, работать с разными по уровню заданиями, соблюдать нормы правописания.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
Знать морфологические и синтаксические признаки деепричастия, орфограмму «Не с деепричастием», правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте.
Уметь находить деепричастия, отличать деепричастия от других частей речи, определять вид, правильно выделять запятыми деепричастия и деепричастные обороты на письме, конструировать предложения с деепричастными оборотами, составлять связный текст с использованием деепричастий на основе наблюдения действий.
ЛичностныеУУД:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.
Метапредметные УУД:
Уметь оценивать результаты деятельности (своей-чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей,
Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.
Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.
Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.
Оборудование: таблица «НЕ с частями речи», листы самоконтроля, распечатанные карточки для взаимозачёта, видеоролик «Однажды» (журнал «Ералаш» № 6) - в приложениях к уроку, элементы дома (карточка-блок, карточка-кирпичик, карточка-крыша, карточка-окно, карточка-человечек), презентация.
Тип урока: урок повторения и обобщения ЗУН
Форма: урок-проект
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Пословица.
Ход урока:
Организационный момент.
Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивации на учёбу, создание ситуации успеха.
- Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
К уроку готовы? Тогда - за работу.
Успехов желаю всем вам!
- Надеюсь, вы пришли на урок с хорошим настроением. Проверим это. Выберите тот смайлик, который символизирует ваше настроение
2. Введение в урок
1. Каждый человек, предмет или явление имеет свою историю. Объект нашего изучения не исключение. Обратимся к истории.
Этот термин ( что такое термин?) введен в 17 в. русским учёным Мелетием Смотрицким, оно образовано от слова и частицы (дѣе-), что означает- причастно к действию.
-О чём идёт речь? Что станет предметом нашего разговора сегодня?
Ответ мы найдём в словаре Николая Максимовича Шанского .
Целеполагание.
И вспомним о деепричастии.
- Запишем в тетрадях тему сегодняшнего урока: Повторение и обобщение по теме«Деепричастие»
- Сформулируйте цель урока, используя опорные слова:
- повторить и обобщить …
- закрепить умения …
- воспитывать интерес ……………………….
3. Подготовка учащихся к работе по теме урока
Сегодня у нас последний итоговый урок по интересной и необычной теме русского языка – "Деепричастие”. На предыдущих уроках мы старательно собирали кирпичики-знания, чтобы построить большой грамматический дом под названием "Деепричастие”. Так давайте сегодня возведем этот дом, проверим и закрепим наши знания, которые мы приобрели, изучая тему "Деепричастие”. (Эпиграф)
4.Актуализация знаний.
- Ребята, скажите, с чего начинают строительство дома?
- С фундамента.
- Так давайте и мы постараемся заложить фундамент нашего дома. Он должен быть крепким и прочным.
1) Дидактическая игра «Веришь – не веришь»
1. Деепричастие – служебная часть речи.
2. Деепричастие обозначает добавочное действие.
3. Деепричастие отвечает на вопросы что делать, что сделать.
4. В предложении деепричастие является обстоятельством.
5. В деепричастии совмещены признаки глагола и прилагательного.
6. Деепричастия изменяются.
7. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.
8. Деепричастие с зависимыми словами образует деепричастный оборот.
9. Не с деепричастиями пишется всегда слитно.
10. Деепричастный оборот в предложении является одним членом предложения.
Взаимопроверка по презентации.
- проверяем! Поменяйтесь тетрадями и сверьте ответы с эталоном:
1-не верю, 2-верю, 3-не верю, 4-верю, 5-не верю, 6-не верю, 7-верю, 8- верю, 9 –не верю, 10-верю
2) Чтение слепого текста.
……… себя называю,
…………. действие обозначаю.
На вопрос ……………. отвечаю,
………….. и ………….. вида бываю,
……….. поясняю.
Чтобы от глагола меня образовать,
надо …………. взять.
5. Основная часть. Совершенствование и закрепление знаний.
Цель: повторить и систематизировать знания о деепричастии через решение развивающих заданий
Учитель: Молодцы, ребята. Теперь попробуем поднять стены нашего дома. Для этого мы будем складывать кирпичик за кирпичиком, чтобы дом стоял устойчиво.
1) Орфоэпическая минутка
Цель: закрепить орфоэпические нормы (подготовка к ВПР)
Ржаветь-
Черпать-
Баловаться-
Позвонить –
Прибыть –
Образуйте деепричастия, поставьте ударение.
Проверим ударение по орфоэпическому словарю на стр. 166-167. ! и на помощь придет учебник ( стр. 107 ) Обратите внимание на ударение в слове Ржаветь!!!
2) Выборочное списывание.
Что называется деепричастным оборотом?
- на слайде видите строки из стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети».
Выпишите деепричастный оборот и с глаголом, к которому он относится.
РР Как вы понимаете выражение «мужичок с ноготок»? Какое это средство художественной выразительности языка? (литота)
3) Распределительный диктант.
Распределить в две колонки деепричастия совершенного и несовершенного вида (работа по вариантам), выделить суффиксы.
Плавая в бассейне, чуть пригорюнившись, посетив галерею, устремив взгляд, облетая с деревьев, ощущая тревогу, погрузившись в раздумья.
деепричастия совершенного вида деепричастия несовершенного вида
пригорюнившись, посетив, устремив Плавая, облетая, ощущая
погрузившись
- Индивидуальная проверка .
Стр. учебника 107,111 – словарные слова в рамке!!!
4) Выборочное списывание
Выписать со слайда деепричастия, с которыми пишется НЕ раздельно.
Задание по вариантам.
Самопроверка по презентации.
5) Работа с учебником.
Откройте учебники - упр. 223. Работаем с предложениями №№1,2,3. У доски работает ученик с учителем.
Индивидуально в тетрадях упр. 223 (предл. №№4,5,6) выполняют 3 ученика.
- Что общего у причастия и деепричастия?
Следующее задание, чтобы закончить с возведением стен нашего грамматического домика.
6 ) Игра «Четвёртое лишнее».
Цель: Анализировать, сравнивать, группировать, делать вывод
1. Бежать, смеяться, говорить, закрыв.
2. Зависевший, умывшись, подействовав, играя.
3. Наколдовав, разделившись, углубляясь, надавив.
4. (не)зная, (не)суйся, (не)доумевая, (не)работая.
- Ребята, мы с вами устали, давайте отдохнём.
Физкультминутка.
Слушайте меня внимательно. Выполняя упражнения, не забудьте посчитать, сколько вам встретится деепричастий.
- А теперь….
Тихо встаньте, оглянитесь
И друг другу улыбнитесь,
Руки вытянув вперед,
Посмотрите вправо, влево,
А теперь их поднимите,
А сейчас наоборот.
Подбоченясь, вы присядьте,
Поклонившись, встаньте в ряд,
Лихо топните ногой
Да притопните другой.
Посмотрите влево, вправо.
Ну, довольны вы собой?
Мы, играя, отдыхали!
Деепричастия считали?
Сколько их вам назвала,
Кто ответит мне, друзья? (Четыре деепричастия).
- Садитесь, пожалуйста, ребята. Все справились с заданием и смело ставим себе плюс.
Учитель: Справились, ребята. Молодцы! Поднять стены - это еще не построить дом. Надо покрыть крышу. Думаю, мы и с этим этапом работы справимся.
1) Игра «Редактор»
А) Продолжите предложение с деепричастным оборотом (творческое задание):
Приближаясь к березовой роще,…
1) послышался треск повалившегося дерева;
2) я услышал треск повалившегося дерева;
3) крик становился все громче и громче.
Б). Работать спустя рукава. (Деепричастие, входящее в состав фразеологического оборота, теряет свою силу как часть речи и не обособляется)
2)Роль деепричастий в речи.
Рыдая, глядела она им в очи, когда всемогущий сон начинал уже смыкать их, и думала: «Авось он, проснувшись, отсрочит денька на два отъезд сыновей».
- Откуда это предложение? («Тарас Бульба»)
- Почему запомнилось? (Выразительное, поэтическое).
- О ком в этом предложении идет речь? (О матери, которая провожает сыновей в Запорожскую Сечь и материнским сердцем предчувствует, что не увидит больше детей).
- Как вы понимаете значение слов – око, всемогущий(сон), смыкать, авось ( замените синонимом), отсрочит (отъезд)?
- А какая часть речи его делает выразительным? (Деепричастие).
Вывод: Деепричастие делает нашу речь богаче! Деепричастия помогают нам уточнить, дополнить наши представления о действиях предмета или лица. Используя их, мы можем избежать однообразия в речи, сделать ее более выразительной, конкретной.
Мать не просто глядела на сыновей, а глядела, рыдая. - выполнить синтаксический разбор предложения
( индивид. разбор деепричастия у доски)
Рыдая – деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие.
Глядела (как?), рыдая.
Н.ф. – рыдать.
II. Морфологические призн.: несов.в., неизмен. ф
Глядела (как?), рыдая.
Учитель: Молодцы, ребята. Хорошими кровельщиками оказались вы. Теперь не страшен ни дождь, ни снег. Но чего еще не хватает у нашего дома?
- Окон.
- Да, ребята. Вставим окошко, заглянем в дом и узнаем, что находится внутри дома.
1) На пути к ОГЭ.
Среди предложений найдите предложения с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номера этих предложений.-(из ОГЭ)
(1)Я долго шёл по ельнику стараясь (не)нарушить безмолвия и покоя.
(2) Единственный музыкант работающий без устали дли(н,нн)ым языком доставал засевших в древесин... личинок. (3) Я спрятался за куст любуясь работой. (4) Дятел недоумевая покосился на меня и продолжил работать.
Отлично! Но как в наш дом войти?
Осталось поставить дверь!
Задание «Исправить речевые ошибки в предожениях!»
2) Творческая работа: наблюдение над процессом и составление текста.
- Часто ли вы употребляете в речи деепричастия? В каких описаниях нужны деепричастия? (тексты с описанием действий)
- Чтобы научиться использовать эти полезные слова, поработаем над составлением текста. Будьте внимательны.
Задание: наблюдая за процессом, происходящим на экране, запишите слова со значением основных и добавочных действий.
Составьте небольшой рассказ на тему «Однажды».
(Просмотр видеоролика журнала «Ералаш», № 6 «Однажды», примерно 1.40 мин).
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами закрепили знания по трудной теме. Выстроили большой и красивый дом. Со всеми трудностями справиться вам помогли ваши знания, которые вы кропотливо копили на протяжении нескольких уроков, когда изучали тему «Деепричастия». Молодцы, ребята.
- цели, которые поставили в начале урока, были нами достигнуты или нет?
6.Обобщение материала. Итоги урока.
Сегодня на уроке мы вспомнили, что мы знаем о деепричастии. У нас получился продукт, который я буду использовать в дальнейшем при изучении этой темы в других классах с другими детьми. Спасибо вам.
За урок получили пятерки те ребята, которые представили нам свои проекты, у доски работали на …, хорошо добавляли с места…
А в общем, вы сегодня все молодцы!
6. Рефлексия.
1. | На уроке я работал | активно / пассивно |
2. | Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3. | Урок для меня показался | коротким / длинным |
4. | За урок я | не устал / устал |
5. | Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
6. | Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
7. | Свои знания по теме урока я оцениваю на | отлично/ хорошо/ удовлетворительно |
- Ребята, благодарю всех за сотрудничество и прошу, уходя с урока, подумать о том, как прошел он для вас лично, отметив в своем маршрутном листе одно слово: «Полезно», «Интересно», «Скучно», «Трудно».
- Отражая своё самочувствие в конце урока, отметьте ваше настроение.
Смайлики.
Урок окончен. Спасибо. До свидания!
7.Задание на дом:
1) Повышенной сложности: составьте кроссворд на тему «Деепричастие»
2) Средний уровень: Игра «4-й лишний», используя наречие и деепричастие.
3) Низкий уровень: – упр. 226 (объяснить).
Учитель: Пролетел и наш урок,
Школьный прозвенел звонок,
Все трудились, не ленясь,
Не медля и не торопясь.
Говорили, улыбаясь,
Отвечали, не теряясь.
В работе приняли активное участие,
Скажем спасибо ДЕЕПРИЧАСТИЮ
Карточка самоконтроля. ФИ_______________________________________________________________
Вид работы | оценка |
1.Игра «Веришь – не веришь» | |
2.Чтение слепого текста | |
3.Орфоэпическая минутка | |
4.Выборочное списывание | |
5.Распределительный диктант | |
6.Не с деепричастиями | |
7.Работа с упражнением учебника. | |
8. «Четвёртый лишний» | |
9. «Редактор» | |
10.Работа с предложением. | |
11. Морфологический разбор | |
12.Синтаксический разбор | |
13. «На пути к ОГЭ» | |
Итоговая оценка | |