СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 7 классе "Обобщение по теме "Деепричастие""

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-проект по повторению  и обобщению темы "Деепричастие"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе "Обобщение по теме "Деепричастие""»







Открытый урок

по русскому языку в 7 классе.




Урок-проект

«Повторение и обобщение

по теме «Деепричастие».







Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

МОУ Куркинская СОШ №1

Чернышова Наталия Николаевна.




2022 год.


Тема урока: Повторение и обобщение по теме «Деепричастие».

Цели урока:

Образовательные:

- формировать систему знаний о деепричастии и деепричастном обороте.

- воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной работе.

Формировать УУД:

регулятивные : определять цель учебной деятельности, оценивать результаты деятельности (своей-чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности(этапа) в сотрудничестве с товарищем и учителем; отличать главное и второстепенное действие в процессе.

коммуникативные: слушать собеседника, слушать диалог и различать настроение говорящих, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, задавать вопросы, необходимые для организации всей деятельности;

познавательные: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, извлекать нужную информацию из разных источников, работать с разными по уровню заданиями, соблюдать нормы правописания.


Планируемые результаты:

Предметные УУД:

Знать морфологические и синтаксические признаки деепричастия, орфограмму «Не с деепричастием», правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте.

Уметь находить деепричастия, отличать деепричастия от других частей речи, определять вид, правильно выделять запятыми деепричастия и деепричастные обороты на письме, конструировать предложения с деепричастными оборотами, составлять связный текст с использованием деепричастий на основе наблюдения действий.

ЛичностныеУУД:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

Уметь оценивать результаты деятельности (своей-чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей,

Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.

Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.

Оборудование: таблица «НЕ с частями речи», листы самоконтроля, распечатанные карточки для взаимозачёта, видеоролик «Однажды» (журнал «Ералаш» № 6) - в приложениях к уроку, элементы дома (карточка-блок, карточка-кирпичик, карточка-крыша, карточка-окно, карточка-человечек), презентация.


Тип урока: урок повторения и обобщения ЗУН

Форма: урок-проект










Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Пословица.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивации на учёбу, создание ситуации успеха.

- Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

К уроку готовы? Тогда - за работу.

Успехов желаю всем вам!

- Надеюсь, вы пришли на урок с хорошим настроением. Проверим это. Выберите тот смайлик, который символизирует ваше настроение

2. Введение в урок

1. Каждый человек, предмет или явление имеет свою историю. Объект нашего изучения не исключение. Обратимся к истории.


Этот термин ( что такое термин?) введен в 17 в. русским учёным Мелетием Смотрицким, оно образовано от слова и частицы (дѣе-), что означает- причастно к действию.

-О чём идёт речь? Что станет предметом нашего разговора сегодня?


Ответ мы найдём в словаре Николая Максимовича Шанского .


  1. Целеполагание.

И вспомним о деепричастии.

- Запишем в тетрадях тему сегодняшнего урока: Повторение и обобщение по теме«Деепричастие»

- Сформулируйте цель урока, используя опорные слова:

- повторить и обобщить …

- закрепить умения …

- воспитывать интерес ……………………….


3. Подготовка учащихся к работе по теме урока

Сегодня у нас последний итоговый урок по интересной и необычной теме русского языка – "Деепричастие”. На предыдущих уроках мы старательно собирали кирпичики-знания, чтобы построить большой  грамматический  дом под названием "Деепричастие”. Так давайте сегодня возведем этот дом, проверим и закрепим наши знания, которые мы приобрели, изучая тему "Деепричастие”. (Эпиграф)


4.Актуализация знаний.

 - Ребята, скажите, с чего начинают строительство дома?

- С фундамента.

- Так давайте и мы постараемся заложить фундамент нашего дома. Он должен быть крепким и прочным.

1) Дидактическая игра «Веришь – не веришь»

1. Деепричастие – служебная часть речи.

2. Деепричастие обозначает добавочное действие.

3. Деепричастие отвечает на вопросы что делать, что сделать.

4. В предложении деепричастие является обстоятельством.

5. В деепричастии совмещены признаки глагола и прилагательного.

6. Деепричастия изменяются.

7. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.

8. Деепричастие с зависимыми словами образует деепричастный оборот.

9. Не с деепричастиями пишется всегда слитно.

10. Деепричастный оборот в предложении является одним членом предложения.

Взаимопроверка по презентации.

- проверяем! Поменяйтесь тетрадями и сверьте ответы с эталоном:

1-не верю, 2-верю, 3-не верю, 4-верю, 5-не верю, 6-не верю, 7-верю, 8- верю, 9 –не верю, 10-верю



2) Чтение слепого текста.

……… себя называю,

…………. действие обозначаю.

На вопрос ……………. отвечаю,

………….. и ………….. вида бываю,

……….. поясняю.

Чтобы от глагола меня образовать,

надо …………. взять.


5. Основная часть. Совершенствование и закрепление знаний.

Цель: повторить и систематизировать знания о деепричастии через решение развивающих заданий

Учитель: Молодцы, ребята. Теперь попробуем поднять стены нашего дома. Для этого мы будем складывать кирпичик за кирпичиком, чтобы дом стоял устойчиво.

1) Орфоэпическая минутка

Цель: закрепить орфоэпические нормы (подготовка к ВПР)

Ржаветь-

Черпать-

Баловаться-

Позвонить –

Прибыть –

Образуйте деепричастия, поставьте ударение.

Проверим ударение по орфоэпическому словарю на стр. 166-167. ! и на помощь придет учебник ( стр. 107 ) Обратите внимание на ударение в слове Ржаветь!!!

2) Выборочное списывание.

Что называется деепричастным оборотом?

- на слайде видите строки из стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети».

Выпишите деепричастный оборот и с глаголом, к которому он относится.

РР Как вы понимаете выражение «мужичок с ноготок»? Какое это средство художественной выразительности языка? (литота)

3) Распределительный диктант.

Распределить в две колонки деепричастия совершенного и несовершенного вида (работа по вариантам), выделить суффиксы.

Плавая в бассейне, чуть пригорюнившись, посетив галерею, устремив взгляд, облетая с деревьев, ощущая тревогу, погрузившись в раздумья.

деепричастия совершенного вида деепричастия несовершенного вида

пригорюнившись, посетив, устремив Плавая, облетая, ощущая

погрузившись

- Индивидуальная проверка .

Стр. учебника 107,111 – словарные слова в рамке!!!

4) Выборочное списывание

Выписать со слайда деепричастия, с которыми пишется НЕ раздельно.

Задание по вариантам.

Самопроверка по презентации.

5) Работа с учебником.

Откройте учебники - упр. 223. Работаем с предложениями №№1,2,3. У доски работает ученик с учителем.


Индивидуально в тетрадях упр. 223 (предл. №№4,5,6) выполняют 3 ученика.

- Что общего у причастия и деепричастия?

Следующее задание, чтобы закончить с возведением стен нашего грамматического домика.

6 ) Игра «Четвёртое лишнее».

Цель: Анализировать, сравнивать, группировать, делать вывод

1. Бежать, смеяться, говорить, закрыв.

2. Зависевший, умывшись, подействовав, играя.

3. Наколдовав, разделившись, углубляясь, надавив.

4. (не)зная, (не)суйся, (не)доумевая, (не)работая.


- Ребята, мы с вами устали, давайте отдохнём.

Физкультминутка.

Слушайте меня внимательно. Выполняя упражнения, не забудьте посчитать, сколько вам встретится деепричастий.

- А теперь….

Тихо встаньте, оглянитесь

И друг другу улыбнитесь,

Руки вытянув вперед,

Посмотрите вправо, влево,

А теперь их поднимите,

А сейчас наоборот.

Подбоченясь, вы присядьте,

Поклонившись, встаньте в ряд,

Лихо топните ногой

Да притопните другой.

Посмотрите влево, вправо.

Ну, довольны вы собой?

Мы, играя, отдыхали!

Деепричастия считали?

Сколько их вам назвала,

Кто ответит мне, друзья? (Четыре деепричастия).

- Садитесь, пожалуйста, ребята. Все справились с заданием и смело ставим себе плюс.


Учитель: Справились, ребята. Молодцы! Поднять стены - это еще не построить дом. Надо покрыть крышу. Думаю, мы и с этим этапом работы справимся.


1) Игра «Редактор»

А) Продолжите предложение с деепричастным оборотом (творческое задание):

Приближаясь к березовой роще,…

1) послышался треск повалившегося дерева;

2) я услышал треск повалившегося дерева;

3) крик становился все громче и громче.

Б). Работать спустя рукава. (Деепричастие, входящее в состав фразеологического оборота, теряет свою силу как часть речи и не обособляется)


  2)Роль деепричастий в речи.

     Рыдая, глядела она им в очи, когда всемогущий сон начинал уже смыкать их, и думала: «Авось он, проснувшись, отсрочит денька на два отъезд сыновей».

        - Откуда это предложение? («Тарас Бульба»)

        - Почему запомнилось?  (Выразительное,  поэтическое).

       

        - О ком в этом предложении идет речь?   (О матери, которая провожает сыновей в Запорожскую Сечь и материнским сердцем предчувствует, что не увидит больше детей).

- Как вы понимаете значение слов – око, всемогущий(сон), смыкать, авось ( замените синонимом), отсрочит (отъезд)?

- А какая часть речи его делает выразительным? (Деепричастие).

Вывод:   Деепричастие делает нашу речь богаче! Деепричастия помогают нам уточнить, дополнить наши представления о действиях предмета или лица. Используя их, мы можем избежать однообразия в речи, сделать ее более выразительной, конкретной.

                Мать не просто глядела на сыновей, а глядела, рыдая. - выполнить синтаксический разбор предложения

( индивид. разбор деепричастия у доски)

Рыдая – деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие.

Глядела (как?), рыдая.

      Н.ф. – рыдать.

II.  Морфологические призн.: несов.в., неизмен. ф

Глядела (как?), рыдая.


Учитель: Молодцы, ребята. Хорошими кровельщиками оказались вы. Теперь не страшен ни дождь, ни  снег. Но чего еще не хватает у нашего дома?

- Окон.

- Да, ребята. Вставим окошко, заглянем в дом и узнаем, что находится внутри дома.


1) На пути к ОГЭ.

Среди предложений найдите предложения с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номера этих предложений.-(из ОГЭ)

 (1)Я долго шёл по ельнику стараясь (не)нарушить безмолвия и покоя.

(2) Единственный музыкант работающий без устали дли(н,нн)ым языком доставал засевших в древесин... личинок. (3) Я спрятался за куст любуясь работой. (4) Дятел недоумевая покосился на меня и продолжил работать.

Отлично! Но как в наш дом войти?

Осталось поставить дверь!


  1. Задание «Исправить речевые ошибки в предожениях!»

2) Творческая работа: наблюдение над процессом и составление текста.

- Часто ли вы употребляете в речи деепричастия? В каких описаниях нужны деепричастия? (тексты с описанием действий)

- Чтобы научиться использовать эти полезные слова, поработаем над составлением текста. Будьте внимательны. 

Задание: наблюдая за процессом, происходящим на экране,  запишите слова со значением основных и добавочных действий.

Составьте небольшой рассказ на тему «Однажды».

(Просмотр видеоролика журнала «Ералаш», № 6 «Однажды», примерно 1.40 мин).


Учитель: Ребята, сегодня мы с вами закрепили знания по трудной теме. Выстроили большой и красивый дом. Со всеми трудностями справиться вам помогли ваши знания, которые вы кропотливо копили на протяжении нескольких уроков, когда изучали тему «Деепричастия». Молодцы, ребята.

- цели, которые поставили в начале урока, были нами достигнуты или нет?


6.Обобщение материала. Итоги урока.

Сегодня на уроке мы вспомнили, что мы знаем о деепричастии. У нас получился продукт, который я буду использовать в дальнейшем при изучении этой темы в других классах с другими детьми. Спасибо вам.

За урок получили пятерки те ребята, которые представили нам свои проекты, у доски работали на …, хорошо добавляли с места…

А в общем, вы сегодня все молодцы!

6. Рефлексия.

1.

На уроке я работал

активно / пассивно

2.

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.

Урок для меня показался

коротким / длинным

4.

За урок я

не устал / устал

5.

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6.

Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

7.

Свои знания по теме урока я оцениваю на

отлично/ хорошо/

удовлетворительно


- Ребята, благодарю всех за сотрудничество и прошу, уходя с урока, подумать о том, как прошел он для вас лично, отметив в своем маршрутном листе одно слово: «Полезно», «Интересно», «Скучно», «Трудно».

- Отражая своё самочувствие в конце урока, отметьте ваше настроение.

  Смайлики.

Урок окончен. Спасибо. До свидания!

7.Задание на дом:

1) Повышенной сложности: составьте кроссворд на тему «Деепричастие»

2) Средний уровень: Игра «4-й лишний», используя наречие и деепричастие.

3) Низкий уровень: – упр. 226 (объяснить).


Учитель: Пролетел и наш урок,

Школьный прозвенел звонок,

Все трудились, не ленясь,

Не медля и не торопясь.

Говорили, улыбаясь,

Отвечали, не теряясь.

В работе приняли активное участие,

Скажем спасибо ДЕЕПРИЧАСТИЮ


Карточка самоконтроля. ФИ_______________________________________________________________



Вид работы

оценка

1.Игра «Веришь – не веришь»


2.Чтение слепого текста


3.Орфоэпическая минутка


4.Выборочное списывание


5.Распределительный диктант


6.Не с деепричастиями


7.Работа с упражнением учебника.


8. «Четвёртый лишний»


9. «Редактор»


10.Работа с предложением.


11. Морфологический разбор


12.Синтаксический разбор


13. «На пути к ОГЭ»


Итоговая оценка





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!