СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 7 классе «Развитие речи № 4. Функциональные разновидности языка. Повторение изученного о тексте и стилях речи».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Повторение сведений о стилях речи из класса в класс способствует закреплению сведений о функциональных рзновидностях языка. Поэтому знания, полученные на уроках, помогут ребятам использовать лексику стиля при составлении монологического высказывания как устного, так и письменного.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе «Развитие речи № 4. Функциональные разновидности языка. Повторение изученного о тексте и стилях речи».»

Урок русского языка в 7 классе «Развитие речи № 4. Функциональные разновидности языка. Повторение изученного о тексте и стилях речи» подготовила Павлова Вера Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Уютненская средняя школа-гимназия» Сакского района Республики Крым.



Тема. Функциональные разновидности языка. § 4. Повторение изученного о тексте и стилях речи.

Цель: повторить сведения о стилях речи, о тексте; систематизировать знания, закрепить умение составлять текст.

Планируемые образовательные результаты

Личностные: уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Предметные: знать определение литературного языка, формы литературного языка (письменную и устную), стили (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный), их признаки, отличия друг от друга; жанры,
характерные для различных стилей, отличия языка художественной литературы от стилей литературного языка;
уметь определять принадлежность текста к тому или иному стилю, доказывать принадлежность текста к названному стилю, определять принадлежность жанра к тому или иному стилю.

Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Оборудование: таблица, толковый словарь, запись на доске.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Слово учителя. Объявляется тема и цель урока.

  3. Актуализация изученного материала.

Работа по вопросам:

- Какое высказывание мы называем текстом? (Развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких предложений, связанных по смыслу и грамматически).

- Какие признаки текста вы можете назвать?

- наличие темы и основной мысли;

- наличие или возможность заголовка;

- связь предложений между собой по смыслу;

- определённая логическая последовательность предложений.

- Какие средства связи предложений в тексте вы знаете?

А) оправданное повторение слов;

Б) использование местоимений;

В) использование слов, близких по смыслу и др.

- Какие стили речи вы знаете? (Разговорный, научный, художественный, публицистический, официально-деловой).

- Почему выделяют пять стилей? (Обслуживают различные стороны общественной жизни).

4. Обобщение темы. Используется таблица.

п/п

Название стилей

Где используется

Основные виды высказываний

1.

Разговорный

В быту

Разговор на бытовые темы, письмо близким людям.

2.

Научный

В науке и технике

Научная лекция, доклад, статья, учебник.

3.

Художественный

В художественной литературе

Стихотворения, рассказ, повесть, роман, пьеса, сказка.

4.

Публицистический

В общественной жизни

Речь, выступление, газетная статья.

5.

Официально-деловой

В служебных отношениях

Законы, договоры, документы, постановления, объявления.

  1. Составление текста «Любимый уголок Родины» (задание дано заранее).

    1. Подбор эпиграфа.

На доске записано несколько цитат, предлагается выбрать из них эпиграф к сочинению. Можно предложить свой эпиграф.

  1. Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца. (К.Г.Паустовский)

  2. Рыбе - вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. (М.М.Пришвин)

  3. Родины себе не выбирают.

Начиная видеть и дышать,

Родину на свете получают

Непременно, как отца и мать. (М.А.Алигер)

  1. Всякому мила своя сторона. (Пословица)

    1. Определение главной мысли сочинения, его стиля, темы. (Любовь к родному краю – главная мысль. Стиль речи – художественный. Тема – описание любимого уголка).

    2. Коллективное составление плана.

Примерный план.

  1. Крым – моя Родина.

  2. Описание любимого места.

  3. На свете лучше края нет!

    1. Самостоятельная работа учащихся. Составление рассказа по пунктам плана. Написание сочинения.

Примерное сочинение.

Счастливый край, где блещут воды,

Лаская пышные брега,

И светлой роскошью природы

Озарены холмы, луга…

А.С.Пушкин

Крым это моя Родина. Тут я родился, тут я и живу.

Я люблю свой родной край за красоту природы, за ласковое и тёплое море летом, за богатство солнечных дней.

Любимый уголок для меня – это город Ялта. Особенно мне нравится там набережная. Даже в самый жаркий день можно укрыться в тени её вековых деревьев от палящих лучей южного солнца.

Как она красива во время цветения каштанов! Не видно неба, зелёные ветви с белыми гроздьями цветов сомкнулись над головой. На склонах горы прекрасный парк. В кружевной зелени кустов стоят скамеечки. Полянки покрыты нежно-голубыми, розовыми и белыми вьюнками. Вечером, когда жара спадает, особенно остро чувствуешь запах цветов, сливающийся с запахом моря.

Со всего мира идут сюда теплоходы, повсюду слышна иностранная речь. Никогда не прекращается в порту работа. Лишь ночью порт немного затихает, как бы любуясь закатам. На кораблях зажигаются тысячи огоньков, и кажется, что море светится.

Это одно из чудеснейших мест нашей Родины.

5. Домашнее задание: закончить сочинение.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!