Аксенова Лариса Ивановна
Учитель русского языка и литературы
МКОУ Березовская СОШ
Аннинского района
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ И МЕЖДОМЕТИЯМИ
(урок русского языка в 8 классе)
Цель: Обобщение и расширение сведений о предложениях с обращениями,
вводными словами и предложениями.
Задачи:
1.Выявить уровень знаний обучающихся; 2.Способствовать развитию учебно-познавательных и коммуникативных компетенций; 3.Воспитывать любовь и интерес к родному языку, к художественному слову.
Тип урока: урок-обобщение
Оборудование: 1. Медиапроектор, экран. 2. Таблица «Знаки препинания при обращениях». 3. Толковый словарь русского языка. В.П.Бутромеев. 4. Учебник «Русский зык.8 класс». С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков. 5. Орфографический словарь.
План урока.
I. Словарный диктант.
II. Сообщение темы и цели урока.
III. Ход урока:
Проверка знаний. Обращение.
Вводные слова и предложения:
а) семантика вводных слов и предложений;
б) выборочный диктант;
в) синтаксический разбор предложений с вводными
конструкциями;
г) употребление вводных слов в устной речи.
3. Повторение междометий и слов «да» и «нет».
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание.
Ход урока.
I. Словарный диктант. (Ученик работает у доски).
Галерея, пьедестал, постамент, несомненно, дискуссия, искусство, искусный,
во-первых, воображение, лауреат, симфония, дебют, пожалуйста, фантазия,
извините.
Проверяем, допустил ли ученик ошибки. Исправляем.
Работа над лексическим значением слова «дискуссия».
Задания:
1.В словарном диктанте подчеркните вводные слова. Определите значения этих
слов.
2. Назовите слова, представляющие собой призыв к собеседнику с целью привлечь его внимание. В каких случаях мы используем эти слова?
3. Развитие речи. Составить предложения со словами: I вариант – «пожалуйста»,
II вариант – «извините».
II. Сообщение темы и цели урока.
III. Проверка знаний:
1. Что называется обращением? Для чего служат обращения в устной и письменной речи? С какой интонацией произносятся обращения?
2. Прочитайте данные предложения и ответьте на вопрос: «Какими частями речи могут быть выражены обращения?» ( Использование медиапроектора).
«Старик! Я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас».
Дорогие, милости просим за стол.
Провожающие, просим вас освободить вагоны.
3. Определите место обращений в следующих предложениях:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Отпусти меня, родная, на простор широкий.
Я люблю тебя, Россия, дорогая наша Русь!
4. Где могут находиться обращения в предложении?
Сделайте синтаксический разбор предложения: «Отпусти меня, родная, на простор широкий». (Ученик работает у доски).
Расскажите о знаках препинания при обращениях. Когда ставится восклицательный знак после обращения? Приведите пример из художественного произведения.
Например: «Москва! Москва! Люблю тебя как сын
Как русский – сильно, пламенно и нежно»
(М.Ю.Лермонтов).
Ответ: В поэтической речи обращениями могут быть неодушевленные существительные. Это один из приемов олицетворения. Например: «Мчись же быстрее, летучее время!» (М.Ю.Лермонтов «Пленный рыцарь»).
Какие слова могут выступать в роли обращений? (Послушайте, согласитесь, представьте, вообразите, извините, простите, будьте любезны, гражданка, сударь, сударыня, господа (во множ. числе)
Послушайте стихотворение Агнии Барто и найдите в нем обращение:
Я, во-первых, болен корью,
Во-вторых, я зуб лечил,
В-третьих, умер я, ребята,
А в-четвертых, вру не я.
У меня во рту запрятан
Аппаратик для вранья.
Какова семантика этих вводных слов? (Они обозначают последовательность изложения мыслей).
Разумеется, без сомнения, к счастью, по-моему, наконец, бесспорно, несомненно, во-первых, наоборот, в-третьих, например, по-видимому, естественно, к огорчению, кажется, итак.
(Проверяем, исправляем ошибки).
Какие еще значения вводных слов вам известны?
Запишите предложение. Сделайте синтаксический разбор предложения: «Очевидно, общение с детьми развивает в человеке добрые свойства». (Ученик работает у доски).
Являются ли вводные слова членами предложения?
Как вводные слова выделяются на письме?
Какие знаки препинания используются для выделения вводных слов? В каких случаях?
Проверим, как вы усвоили это правило. Запишите предложения, найдите в них вводные, расставьте знаки препинания:
Вы, я думаю, привыкли к этим великолепным картинам.
Однажды (это было в конце мая) мы отправились в путешествие.
Он – по тем временам это было редкостью – знал и любил стихи
М.Цветаевой.
Итак, вводные слова и предложения не являются членами предложения, не связаны с другими словами в предложении ни сочинительной, ни подчинительной связью.
Ребята, наша речь может быть насыщена вводными компонентами разной структуры. Они часто следуют друг за другом, употребляются неуместно, что создает комический эффект, как это случилось с героем А.П.Чехова – Епиходовым. Послушайте одно из его предложений: «Несомненно, может, вы и правы». Слова «несомненно» и «может» выражают различную степень уверенности. Сразу всем стало ясно, что представляет собой этот герой.
Давайте же следить за правильностью своей речи, чтобы не выглядеть смешными.
Междометия.
Найдите в данных предложениях междометия:
Да! Злые языки страшнее пистолета.
Да, книга очень интересная.
Нет, я с вами не согласна.
Ура! Мы ломим, гнутся шведы.
Ах, какая ты забавная!
Жизнь, увы, не вечный дар!
Что выражают междометия? Как произносятся?
Какими знаками выделяются на письме?
Каково значение слов «да» и «нет»? (Да – утвердительное слово, нет – отрицательное).
IV. Вывод.
Да, действительно, обращения, вводные слова и междометия не являются
членами предложения, произносятся с особой интонацией; они не связаны с другими словами ни подчинительной, ни сочинительной связью и служат для выражения различных чувств.
V. Домашнее задание:
1. Выписать из художественных произведений предложения с вводными словами, обращениями и междометиями.
Повторить словарные слова.
7