СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 8 классе "Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-обобщение по теме "Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 8 классе "Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями"»

Аксенова Лариса Ивановна

Учитель русского языка и литературы

МКОУ Березовская СОШ

Аннинского района

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ И МЕЖДОМЕТИЯМИ

(урок русского языка в 8 классе)


Цель: Обобщение и расширение сведений о предложениях с обращениями,

вводными словами и предложениями.

Задачи:

1.Выявить уровень знаний обучающихся; 2.Способствовать развитию учебно-познавательных и коммуникативных компетенций; 3.Воспитывать любовь и интерес к родному языку, к художественному слову.

Тип урока: урок-обобщение

Оборудование: 1. Медиапроектор, экран. 2. Таблица «Знаки препинания при обращениях». 3. Толковый словарь русского языка. В.П.Бутромеев. 4. Учебник «Русский зык.8 класс». С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков. 5. Орфографический словарь.


План урока.


I. Словарный диктант.

II. Сообщение темы и цели урока.

III. Ход урока:

    1. Проверка знаний. Обращение.

    2. Вводные слова и предложения:

а) семантика вводных слов и предложений;

б) выборочный диктант;

в) синтаксический разбор предложений с вводными

конструкциями;

г) употребление вводных слов в устной речи.

3. Повторение междометий и слов «да» и «нет».

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.


Ход урока.


I. Словарный диктант. (Ученик работает у доски).

Галерея, пьедестал, постамент, несомненно, дискуссия, искусство, искусный,

во-первых, воображение, лауреат, симфония, дебют, пожалуйста, фантазия,

извините.

Проверяем, допустил ли ученик ошибки. Исправляем.

Работа над лексическим значением слова «дискуссия».

Задания:

1.В словарном диктанте подчеркните вводные слова. Определите значения этих

слов.

2. Назовите слова, представляющие собой призыв к собеседнику с целью привлечь его внимание. В каких случаях мы используем эти слова?

3. Развитие речи. Составить предложения со словами: I вариант – «пожалуйста»,

II вариант – «извините».


II. Сообщение темы и цели урока.


III. Проверка знаний:

1. Что называется обращением? Для чего служат обращения в устной и письменной речи? С какой интонацией произносятся обращения?

2. Прочитайте данные предложения и ответьте на вопрос: «Какими частями речи могут быть выражены обращения?» ( Использование медиапроектора).

  1. «Старик! Я слышал много раз,

Что ты меня от смерти спас».


  1. Дорогие, милости просим за стол.


  1. Провожающие, просим вас освободить вагоны.


3. Определите место обращений в следующих предложениях:

  1. Друзья мои, прекрасен наш союз!


  1. Отпусти меня, родная, на простор широкий.


  1. Я люблю тебя, Россия, дорогая наша Русь!


4. Где могут находиться обращения в предложении?

      • Являются ли они членами предложения?

  • Сделайте синтаксический разбор предложения: «Отпусти меня, родная, на простор широкий». (Ученик работает у доски).

  • Расскажите о знаках препинания при обращениях. Когда ставится восклицательный знак после обращения? Приведите пример из художественного произведения.

Например: «Москва! Москва! Люблю тебя как сын

Как русский – сильно, пламенно и нежно»

(М.Ю.Лермонтов).

  • Что вы знаете о написании частицы «о» с обращениями? Например: «Как хорошо ты, о море ночное!»







  • Расскажите об особенностях употребления обращений в поэтической речи. Приведите примеры.

Ответ: В поэтической речи обращениями могут быть неодушевленные существительные. Это один из приемов олицетворения. Например: «Мчись же быстрее, летучее время!» (М.Ю.Лермонтов «Пленный рыцарь»).

  • Какие слова могут выступать в роли обращений? (Послушайте, согласитесь, представьте, вообразите, извините, простите, будьте любезны, гражданка, сударь, сударыня, господа (во множ. числе)

  • Послушайте стихотворение Агнии Барто и найдите в нем обращение:

Я, во-первых, болен корью,

Во-вторых, я зуб лечил,

В-третьих, умер я, ребята,

А в-четвертых, вру не я.

У меня во рту запрятан

Аппаратик для вранья.

  • А что это за слова «во-первых», «во-вторых», «в-третьих», «в-четвертых»?

  1. Какова семантика этих вводных слов? (Они обозначают последовательность изложения мыслей).

  • Итак, какие слова называются вводными? Приведите примеры.

  • Выборочный диктант. I-ый вариант выписывают слова, выражающие различную степень уверенности; II-ой вариант – слова, выражающие порядок мыслей.

Разумеется, без сомнения, к счастью, по-моему, наконец, бесспорно, несомненно, во-первых, наоборот, в-третьих, например, по-видимому, естественно, к огорчению, кажется, итак.

(Проверяем, исправляем ошибки).

  • Какие еще значения вводных слов вам известны?

  • Запишите предложение. Сделайте синтаксический разбор предложения: «Очевидно, общение с детьми развивает в человеке добрые свойства». (Ученик работает у доски).

  • Являются ли вводные слова членами предложения?

  • Как вводные слова выделяются на письме?

  • Какие знаки препинания используются для выделения вводных слов? В каких случаях?

  • Проверим, как вы усвоили это правило. Запишите предложения, найдите в них вводные, расставьте знаки препинания:

Вы, я думаю, привыкли к этим великолепным картинам.

Однажды (это было в конце мая) мы отправились в путешествие.

Он – по тем временам это было редкостью – знал и любил стихи

М.Цветаевой.


  • Итак, вводные слова и предложения не являются членами предложения, не связаны с другими словами в предложении ни сочинительной, ни подчинительной связью.

  • Ребята, наша речь может быть насыщена вводными компонентами разной структуры. Они часто следуют друг за другом, употребляются неуместно, что создает комический эффект, как это случилось с героем А.П.Чехова – Епиходовым. Послушайте одно из его предложений: «Несомненно, может, вы и правы». Слова «несомненно» и «может» выражают различную степень уверенности. Сразу всем стало ясно, что представляет собой этот герой.

Давайте же следить за правильностью своей речи, чтобы не выглядеть смешными.


Междометия.

Найдите в данных предложениях междометия:

Да! Злые языки страшнее пистолета.

Да, книга очень интересная.

Нет, я с вами не согласна.

Ура! Мы ломим, гнутся шведы.

Ах, какая ты забавная!

Жизнь, увы, не вечный дар!

  • Что выражают междометия? Как произносятся?

  • Какими знаками выделяются на письме?

  • Каково значение слов «да» и «нет»? (Да – утвердительное слово, нет – отрицательное).

IV. Вывод.

  • О чем мы сегодня говорили на уроке?

  • Что объединяет все эти слова?


Да, действительно, обращения, вводные слова и междометия не являются

членами предложения, произносятся с особой интонацией; они не связаны с другими словами ни подчинительной, ни сочинительной связью и служат для выражения различных чувств.


V. Домашнее задание:

1. Выписать из художественных произведений предложения с вводными словами, обращениями и междометиями.

  1. Повторить словарные слова.














7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!