СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 9 классе по теме: «Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения и способы их выражения»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 классе по теме: «Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения и способы их выражения»»

Урок русского языка в 9 классе по теме:

«Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения и способы их выражения»


Цели и задачи урока:


Знания: понятие о сложносочиненном предложении и его грамматических признаках;

способы определения сложносочиненного предложения; сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными, противительными союзами, соединяющие ссп; разделительные знаки препинания между ссп.

Умения: отличие сложносочиненных предложений от сложноподчиненных, бессоюзных и простых; определять смысловые отношения между частями ссп, способы их выражения, составлять ссп с разными средствами связи его частей, интонационно и пунктуационно оформлять , находить сложносочиненные предложения в тексте, употреблять в речи, различать ссп с союзом И и простые предложения с однородными членами, связанными союзом И.

Обучение: организовать деятельность учащихся, направленную на освоение знаний о понятии сложносочиненного предложения, признаках ССП и способов определения ССП, выработку умений различать сложносочиненные предложения и простые предложения с однородными членами, связанными союзом И; находить ССП в тексте, правильно ставить знаки препинания в них.

Воспитательная: создать условия для организации понимания у учащихся правил работы в группах, в парах.

Развивающаяся: способствовать развитию познавательного УД: анализировать, сравнивать различные объекты и строить обобщающие выводы на материале урока.

Коммуникативные: способствовать развитию строить свое высказывание и уважать мнение других

Педагогические задачи:

1) организовать деятельность учащихся, направленную на понимания ссп;

2) организовать понимание учащимися существенных признаков ссп и его отличие от простого предложения;

3) организовать знакомство со способами определения и нахождения ссп в тексте;

4) организовать практическую, самостоятельную деятельность учащихся по отработке умений отличать, находить сложносочиненные предложения и ставить в них знаки препинания;

7) организовать контроль результатов самостоятельных учебных действий учащихся;

8) организовать рефлективную оценку результатов учебной деятельности.













Ход урока:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Запишите число, классная работа. Начинаем урок. Посмотрите на слайд, среди предложений найдите сложносочиненные. (Проблемная ситуация)


1. Стало темно и улица мало-помалу опустела (А.П.Чехов).2. Мы шли в сторону моря и вскоре оказались на каменистом выступе, нависшем над пропастью (Ю.М.Нагибин). 3. Улетают журавли и низкие осенние облака заволакивают небо (В.А.Солоухин). 4. Лето было сухое и знойное и ледники в горах начали таять уже в первых числах июня (И.Э.Бабель).


- Как вы находили сложносочиненные предложения? (ответы учащихся)


(мотивация)

Учитель: Ребята, вам предстоит сдавать экзамен и задание 12 ОГЭ по русскому языку звучит так (с сайта ФИПИ)

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Я давно забыл о нём,(1) а он вот ковыляет по-стариковски мне навстречу и всё ещё не видит меня. Я вспомнил,(2) как мы делили с ним наши горькие дни,(3) ведь он был единственным моим другом,(4) как он провожал меня до наезженной дороги,(5) не подозревая,(6)что я уезжаю навсегда.

Конец формы



Ответы учащихся: 1 (объяснения)


Учитель:

- Чтобы правильно выбрать ответ на это задание, что вы должны знать о сложносочиненном предложении?

( ССП – это сложное предложение с двумя или более основами, связанными сочинительными союзами)


Итак, тема нашего урока

Тема урока: «Смысловые отношения между частями сложносочиненных предложений и способы их выражения»


Я вам предлагаю выполнить

Задание 1. Распределите союзы по группам (работа в группе)


Соединительные союзы

И,да(и), ни..ни,тоже, также



Разделительные союзы

То…то, или(иль), либо..либо, нетто…не то, то ли…то ли


Противительные союзы

А, но, да(но), не только..но, однако, зато


Учитель:

-Какие группы сочинительных союзов вы знаете?(соединительные, разделительные, противительные)


-Какие смысловые отношения выражают союзы соединительные, разделительные, противительные?

- Что вы умеете по теме «ССП»?

(ответы учащихся)



Задание 2. Работа с текстом. Перед вами текст из открытого банка ФИПИ

Найдите и выпишите сложносочиненные предложения. Выделите основы, в каких смысловых отношениях находятся предложения в сложносочиненных предложениях? (8,23,33,38)


1 группа выписывает сложносочиненные предложения с противительными союзами. (8, 23, 33)


2 группа выписывает сложносочиненные предложения с соединительными союзами. (38)


1)Прошло много лет после того, как я уехал из деревни своего детства. (2)Мне хотелось попасть туда, потому что страна детства лежит в необыкновенно звонкой и тихой местности. (3)Где бы я ни был, но никогда я не видел такого неба, таких прозрачных рассветов, когда проснёшься и вдруг замрёшь от боли, что ты проспал что-то очень важное, и хочется вскочить и бежать за зубчатые горы, узнать, что лежит за ними.

(4)И вот случилось так, что судьба забросила меня в страну моего детства. (5)Здесь ничего не изменилось. (6)Я обошёл знакомые мне места, с радостью узнавая их. (7)Вдруг остановился: навстречу мне шёл Шарик – мой Шарик! (8)Я давно забыл о нём, а он вот ковыляет по-стариковски мне навстречу и всё ещё не видит меня. (9)Я вспомнил, как мы делили с ним наши горькие дни, ведь он был единственным моим другом, как он провожал меня до бетонной дороги, не подозревая, что я уезжаю навсегда. (10)Он стал совсем седым и старым.

– (11)Шарик! – окликнул я его дрогнувшим голосом.

(12)Он вздрогнул, испуганно остановился, но тут же отвернулся 
и свернул с тропы.

– (13)Шарик!

(14)Но он даже не оглянулся. (15)Я видел, что он узнал меня, но не хотел узнавать человека, которого считал лучшим другом, который предал его, бросив на произвол судьбы. (16)Эта встреча была неприятна ему…

(17)Мне было стыдно. (18)Весь следующий день я думал о Шарике, пытался убедить себя, что не очень виноват в случившемся: куда я мог его тогда взять, ведь я сам не знал, куда мне приткнуться. (19)Но он ведь был твоим лучшим другом! (20)И разве есть ему дело до таких тонкостей?!

(21)А потом я встретил одноклассника. (22)Он рассказал мне, что Шарик очень скучал после моего отъезда, всё искал меня, бегал на дорогу, выл по ночам…

(23)Я ходил по деревне в надежде встретить Шарика, но он, завидев меня, из последних своих старческих сил убегал от меня. (24)Но потом заскулил, лёг и закрыл глаза.

– (25)Шарик! – я припал лицом к его холодной морде. – (26)Ну, прости меня, прости! – я гладил его седую, всю в репьях голову.

(27)…На следующий день я уезжал. (28)За остановкой я увидел Шарика: он тайком пришёл проститься. (29)Я бросился рядом с ним на землю и вдруг неожиданно для себя заплакал. (30)Шарик стал лизать мои руки, щёки, в нём неожиданно появилось что-то из давних лет – из детства.

– (31)Ну ладно, старина, прощай. (32)Прости меня за всё, если сможешь.

(33)Глаза его сразу потускнели, но он пересилил себя, понимающе вильнул поникшим хвостом, но улыбки не получилось.

(34)Автобус тронулся. (35)Старый и седой, Шарик сидел в клубах дорожной пыли и угрюмо смотрел в землю…

– (36)Стой! (37)Тормози!

(38)Водитель, недовольный, остановил автобус, и я, видя только счастливые глаза Шарика и уже не поникший хвост, выскочил на пыльную просёлочную дорогу. (39)Выскочил, чтобы уже больше никогда не расставаться с самым преданным в моей жизни другом…

(По М.А. Чванову*)

* Михаил Андреевич Чванов (род. в 1944 г.)  русский писатель, публицист, директор мемориального дома-музея С.Т. Аксакова.


Объяснение записанного.





Задание 3. Взаимодиктант (работа в парах с раздаточным материалом)


Задание. Распределите в паре, кто какой текст будет диктовать. Прочитайте молча свой текст и продиктуйте тексты друг другу. Обменяйтесь тетрадями и проверьте диктанты друг друга, исправляя чужие ошибки зеленым светом. Проверь свои диктанты по карточке. Если есть ошибки, сделайте исправления красным светом и объясните их.


1.В сосновых лесах уже шумели дожди и задували ветры. Но в зарослях было тепло и ни одна веточка не колыхалась. На полянах доцветала сухая и растрепанная белая гвоздика и ползли из-под земли тугие белые грибы.


2. В эту осеннюю ночь так свеж и чист был воздух и так много звезд сверкало на темном небе. Они падали оставляя огнистый след и вспыхивали и голубым светом озаряли красивое женское лицо.



Задание 4. Творческое задание

Рассмотрите репродукцию картины русского живописца 19 века А.П.Рябушкина «Зимнее утро». Опишите её, используя сложносочиненные предложения с различными сочинительными союзами. Выполните синтаксический разбор одного из них.



Рябушкин Андрей Петрович родился 17 (29) октября 1861 года в селе Станичная слобода Тамбовской губернии, умер в 1904 году.

Значительная роль в произведениях художника посвящена русскому пейзажу. В 1901 году им была написана одна из лучших картин художника «Свадебный поезд в Москве». На ней изображена Москва XVII века. В 1913 году картина была продана коллекционером С. А. Щербатовым Третьяковской галерее.

(Купола церкви тянут свои кресты к небу, и свет от них падает на всю деревню.

Сильный мороз, и деревья покрыты инеем.

День спокойный, солнечный, но на улице сильный мороз.

Вот-вот взойдет солнце, и дети пойдут гулять.)






5. Рефлексия

- Что сложным было на уроке?

- Что нужно сделать, чтобы преодолеть эти трудности?

- Зачем мне это нужно?

6. Задание на дом

Повторить параграфы 13- 16, упр.71








7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!