(по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)
поставить задачу конструирования и использования нового способа действия; сконструировать способ отнесения чередования звуков к позиционному и непозиционному; учить второклассников отслеживать этапы осуществления учебной деятельности в рамках решения учебной задачи и осуществлять учебное взаимодействие в разных формах работы.
Развивать творческие способности учащихся через осуществление ими исследовательских действий:
- постановку учебной проблемы (т.е. формулирование темы урока или вопроса для исследования)
- открытие новых знаний.
Воспитание инициативной личности с активной жизненной позицией.
Осуществление профилактики утомления учащихся через выбор разнообразных форм работы, эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями и умениями.
Этапы урока | Содержание | Средства |
1. Установление межличностного контакта. Мотивация к учебной деятельности | - Здравствуйте, ребята! Посмотрите, что я принесла с собой на урок? Веточку вербы Отгадайте ЗАГАДКУ: Рыхлый снег на солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса, Значит, к нам пришла…(весна.) - Правильно, именно поэтому в руках у меня веточка вербы, первой вестницы весны. Она подарит нам всем хорошее весеннее настроение, ведь сегодня у нас не совсем обычный урок. Как вы думаете, почему? Верно, на уроке присутствуют гости. Они пришли посмотреть, как мы работаем на уроке, чему мы уже научились, и чему будем учиться сегодня. Это немного волнительно для вас, но и для меня тоже, ребята. Возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Все вместе мы постараемся поменьше волноваться. Думаю, что вы будете активно и успешно работать. | Веточка вербы |
2. Актуализация знаний. Создание ситуации успеха. Составление и озвучивание Лестницы знаний
| -Как вы думаете, с чего мы начнем наш урок? Верно, с составления ЛЕСТНИЦЫ ЗНАНИЙ. Вы уже так много знаете, что ваши знания мне пришлось зашифровать в схемы, потому что иначе мы просто не уместили бы все на нашей Лестнице знаний. Давайте расшифруем. Договоримся начинать свой ответ со слов «Мы уже знаем…» ЛЕСТНИЦА ЗНАНИЙ 1.ООП – орфограмму слабой позиции проверяем сильной в той же части слова 2. Способы проверки: 1- по сильной позиции 2 – по словарю (надо запомнить) 3 – по специальному правилу 3. Части слова: окончание, основа, корень 4. Родственные слова и изменения одного и того же слова Молодцы, вы уже очень много знаете -Почему на верхней ступеньке я поставила вопрос? Наверное, потому что мы ещё узнаем что-то новое о частях слова или ещё о чём-то. | Карточки Лестницы знаний выставляются на доске |
3. Постановка темы и цели урока. | Значит, какова цель нашего урока? Узнать что-то новое о частях слов, об орфограммах -Думаю, чуть позже вы сможете назвать цель урока более точно. | |
4. Актуализация знаний. Создание ситуации успеха. Работа с интерактивной доской. | - Вместе с веточкой вербы в наш класс словно пришла весна. Скажите, а какое еще растение нежно-голубого цвета расцветает одним из первых, прорываясь сквозь снег? Подснежник Подснежник В л_су, где берё_ки столпились гурьбой, Подснежника глянул гл_зок голубой. Сп_рва цв_точек понемно_ку З_лёную выставил но_ку, Потом пот_нулся из всех св_их маленьких сил И тихо спр_сил: "Я вижу, п_года т_пла и ясна, Ск_жите, ведь правда, что это в_сна?" Поликсена Соловьева -Прочитайте про себя, подготовьтесь к выразительному чтению вслух. -Вспомните правила выразительного чтения. -Прочитайте вслух выразительно. -Докажите, что это текст. Здесь несколько высказываний; понятно, о чем идет речь – о подснежнике; понятно, что сообщается о подснежнике; все высказывания связаны по смыслу, объединены общей темой; есть заголовок (название) -К какому жанру вы бы отнесли этот текст? Это стихотворение -Докажите. Каждая строчка – новый абзац, каждая строчка с заглавной буквы, есть ритм, рифма, автор выражает свое отношение, свои чувства -Скажите, в прямом или переносном смысле говорится о подснежнике в этом стихотворении? Докажите. -С чьим образом схож образ подснежника? С образом человека -Может быть, кто-нибудь уже знает, как называется такой прием? олицетворение -Зачем автор использует этот прием? Чтобы образ подснежника был более выразительным, интересным и т.д. -Только ли о подснежнике говорится в стихотворении в переносном значении? О чем ещё? О березках | Текст на интерактивной доске |
Орфографическая работа на интерактивной доске и в тетради | Подснежник В л_су, где берё_ки столпились гурьбой, Подснежника глянул гл_зок голубой. Сп_рва цв_точек понемно_ку З_лёную выставил но_ку. Потом пот_нулся из всех св_их маленьких сил И тихо спр_сил: "Я вижу, п_года т_пла и ясна, Ск_жите, ведь правда, что это в_сна?" -Как вы думаете, почему я пропустила орфограммы? Каким может быть задание? Записать стихотворение, проверяя орфограммы, объяснить способ проверки. -Вы почти угадали, только мы будем записывать только слова с пропущенными орфограммами, проверяя и объясняя их и указывая сверху способ проверки. Работать будем на доске и в тетради. Подпишите в тетрадях число и вид работы. Каждую орфограмму выходит объяснять один человек. Проверка: используются знаки согласия-несогласия -Какое ещё задание можно придумать? Выделить смысловые части -Выделите смысловые части в высказывании Сперва цветочек понемножку Зелёную выставил ножку. -Поднимите руки, у кого возникли трудности при выполнении этих заданий? Над чем нужно еще поработать? -Кто выполнил их без затруднений? -Молодцы, вы уже хорошо умеете проверять и объяснять способы проверки орфограмм, а также выделять смысловые части высказываний. | Интерактивная доска Тетрадь |
Составление кластера Работа у доски и в тетрадях | -Итак, о чем же шла речь в стихотворении? О подснежнике -Как думаете, как еще можно поработать со словом «подснежник»? Можно составить кластер родственных слов -А какие слова мы называем родственными? У них есть общий родитель, они образованы от одного и того же слова или друг от друга, у них есть общая, одинаковая часть основ – корень - Скажите, а слово подснежник - это центр, это планета или спутник? Спутник -А в центре должно быть какое слово? Слово-родитель -Давайте составим обратный кластер, начнем со спутников, и первым спутником будет слово подснежник Корни не выделяем! Подснежник, снежный, снег, снеговой, снежинка, снеговик, снежок -Докажите, что это слово родственное слову… -Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. | Доска Тетради Подснежник Снеговик Снеговой Снежок Снежочек Снежный Снег |
5. Создание проблемной ситуации. Организация учебных действий по анализу проблемной ситуации | -Посмотрите теперь в нашем кластере на слова снеговой и снеговик. Петя решил, что в этих словах корень снегов-. Маша сказала, что оба слова образовались от слова снег, поэтому корень во всех трех словах снег. Сам Самыч утверждает, что Маша ошиблась. От слова снег образовались не только слова снеговик и снеговой, но и снежок и подснежник. А в них звука Г нет. Значит, общая часть во всех трёх родственных словах сне-. Это и есть их корень. Алеша подумал, и согласился с Машей. Он сказал, что слово снег ни от какого другого слова не образовалось. Значит, его основа – это и есть корень всех образованных от него слов. А в словах снежок и подснежник просто чередуются звуки [г] и [ж]. -А как вы считаете, кто прав в этом споре? | Картинки с изображением Пети, Алеши, Маши и Сам Самыча |
6. Конструирование нового способа действия | -Давайте понаблюдаем: одинаковы ли последние согласные звуки в корнях слов снег и снеговой? Нет, [к] и [г] -С чем связана замена одного слова другим? С позицией: в одном слове она сильная, в другом -слабая -Значит, как назовем такое чередование звуков, которое зависит от позиции звуков? Позиционное -А теперь посмотрите, какие согласные в конце корня в словах снеговой и снежок? -Отличаются ли позиции этих звуков в обоих словах? Какие они? Нет, обе позиции сильные -Можно ли считать это чередование звуков позиционным? Нет -Как мы его тогда назовем? Непозиционное -Значит, при изменении слов и при образовании новых слов в их корнях может происходить не только позиционное, но непозиционное чередование звуков. -Итак, в словах снег и снеговой как обозначаются на письме позиционно чередующиеся звуки – одной буквой или разными буквами? Как мы выбираем эту букву? Одной буквой, выбираем её по сильной позиции. -Итак, посмотрите ещё раз на слова снеговой и снежок. -Как обозначаются на письме непозиционно чередующиеся звуки – одной буквой или разными буквами? Разными буквами -Давайте понаблюдаем: произнесите слова и скажите, нет ли чередования гласных звуков в корне слов снег и снеговой? Какое это чередование, позиционное или непозиционное? Почему? -Может быть, кто-нибудь откроет секрет, как можно, внимательно посмотрев на слова, определить тип чередования звуков? | В 2 столбика запись на доске и в тетради |
Постановка темы и цели урока | Возвратимся к началу урока. Теперь вы, наверное, сможете точно сказать, какова тема нашего урока? Какова его цель? Тема нашего урока: … Цель: Познакомиться с … Научиться различать … | Презентация |
7. Моделирование открытого способа действия Работа в группах | Давайте попробуем отобразить в моделях открытый нами способ действий – определение позиционных и непозиционных чередований звуков в корнях слов. Для этого я предлагаю поработать в группах. Вам нужно дополнить и закончить модель так, чтобы было понятно, как определить тип чередования звуков. Вспомните правила работы в группе. - Итак, какое задание вам нужно выполнить? | Листы А3, фломастеры, простые карандаши |
8. Применение открытого способа действия Работа с учебником Работа в парах | Сейчас будем работать с учебником. Откройте учебник на с. 80. Упр. 299. Прочитайте внимательно задание и скажите, что нужно сделать. Устно определяют и объясняют, какие из пар слов являются однокоренными, а какие - нет. -Что нужно сделать далее? Записать пары однокоренных слов, выделить в них корни и выписать чередующиеся звуки. Ответить на вопрос: «Какие это чередования – позиционные или непозиционные?» Я предлагаю вам поработать в парах, помочь друг другу в определении вида чередования звуков в корне. Не забудьте показать специальным знаком, что вы уже готовы. -Поднимите руки, у кого возникли трудности при выполнении этого задания? Кому потребовалась помощь товарища? Над чем нужно еще поработать? -Кто выполнил его без затруднений? -Молодцы, вы хорошо справились с заданием | Рука-ручонка, ручонка-ручей, ножонка-нож, ножонка-нога, смех - смешать, коса-кошу, кошу-кошка, выше-вышивка, высота-выше. |
9. Воспроизведение знаний | -Напомните, как определить тип чередования звуков в корнях слов? | |
10. Итоговая рефлексия | -Принес ли сегодняшний урок пользу? Какую? -Довольны ли вы своей работой? -За что бы вы хотели себя похвалить? -Над чем ещё хотели бы поработать? -Оцените свою работу на сегодняшнем уроке с помощью … | Сегодня на уроке я узнал о … Я научился … Лучше всего у меня получалось … Я хотел бы похвалить … Мне было трудно … На уроке мне понравилось … |
11. Домашнее задание | к слову волк | |
| Спасибо за урок! Работать с вами было интересно. | |