СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка.Вопросительные и относительные местоимения.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

6 класс                     

Русский язык

Тема урока: Вопросительные  и относительные местоимения.

Цели урока:

Обучающая: познакомить учащихся с относительными и вопросительными местоимениями, формировать умение находить в тексте относительные и вопросительные местоимения, учить правильно писать, склонять и употреблять в речи вопросительные и относительные местоимения, расширять лексический запас учащихся.

Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности, навыки работы с текстом,  внимание.

Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к предмету.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: наглядный и раздаточный материал, портрет В.И. Даля, Толковый словарь В. Даля.

                                                      Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности учащихся к работе.
  2. Актуализация опорных знаний учащихся.
  1. Слово учителя. Минутка каллиграфии.

Ребята, мы начнем наш с вами урок с народной мудрости: пословицы. Посмотрите внимательно на доску, здесь записана пословица:

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

- Как  вы можете мне ее объяснить?

Все вы знаете, что 2021 год в Луганской Народной Республике объявлен годом нашего земляка – Владимира Даля, поэтому мы ежедневно приобщаемся к изучению его творчества и записываем его пословицы. Эта пословица – не исключение, она тоже из Словаря В. Даля.

- Давайте назовем части речи в этой пословице.

- Почему слово -  кто - вызвало у вас затруднение при определении части речи?

- Как вы думаете, что это за часть речи?

Правильно, это местоимение. И сегодня мы с вами продолжим работать над изучением местоимений. А пословицу  В. Даля  мы используем для минутки каллиграфии и возьмем девизом нашего урока.

 (Фронтальная проверка).

1.Поставьте в начальную форму:

Со мной - _____,   у тебя-_____,    с ним -_____, о них-_____,  у неё- _____, вами -_______.

2. Уберите лишнее: ( зачеркни) Объясни – ПОЧЕМУ?

А) кто?,  чей?, собой,  какой?

Б) что, сколько, с кем?, какие

В) кто-то, что-либо, какой-нибудь, с ними

3.Вставьте подходящие по смыслу местоимения:

А) Тебе нужно взять с __________учебник.

Б) Петя пригласил нас к ____________ в гости.

В) Мы часто говорим между ____________ о наших друзьях.

 

Записываем число и тему сегодняшнего урока и пословицу.

2.Проверка  домашнего задания.

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1.Слово учителя.

Мы продолжаем изучать части речи и на предыдущих уроках мы начали с вами  знакомиться с разрядами местоимений.

Сегодня нам предстоит знакомство сразу с двумя разрядами местоимений: вопросительными и относительными. А чтобы нам не скучно было знакомиться послушайте следующую сказку.

В одной прекрасной стране, которая называлась Грамматика,  обитали местоимения. Звали их

Кто? Что? Какой? Сколько? Который? Чей?

Местоимения были очень любознательными, они любили задавать вопросы и у них даже были вопросительные знаки. Поэтому их прозвали вопросительными.

Да вот беда, все остальные жители города очень страдали от этой любознательности. Выйдет какой-нибудь житель прогуляться, а тут местоимения.

- Ты кто?- Что ты  тут делаешь?

Придёшь домой, захочешь дома конфетами полакомиться, а местоимения тут как тут.

- А что это за конфеты? А какие это конфеты? А чьи они? А сколько ты их  собираешься съесть?

Устали жители страны от таких любопытных местоимений и решили что-то делать. Темной ночью проникли они в дом местоимений, забрали все вопросительные знаки и заперли их в сейф. Смотрят теперь вопросительные местоимения, а знаков у них нет. Какие же они теперь вопросительные и что же им теперь делать? Осталось только придумать себе новое занятие.

В задумчивости местоимение кто стало искать себе занятие и вдруг увидело две части предложения, которые кто-то разделил. Что же делать? Займусь этим, подумало местоимение и соединило две части предложения и вот, что получилось:

МЫ ЗНАЕМ, КТО УЧИТСЯ ЛУЧШЕ ВСЕХ

- А ведь это отличная идея, - подумали местоимения. Мы теперь можем относить части предложения друг другу. Будем показывать их отношения, теперь мы называемся относительными. Жители Грамматики вскоре удостоверились, что местоимения занимаются полезной работой и вернули им вопросительные знаки.

Давайте сейчас совместно сформулируем тему  урока и поставим перед собой цели.

- О какой части речи говорится в сказке?

- Что вы знаете об этой части речи?

- Какие местоимения мы будем изучать сегодня?

- Что мы должны узнать?

IV. Постановка целей и задач урока.

 (вернуться к домашнему задания)

V. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

- Что же мы можем вынести из истории, которую прослушали?

Вопросительные местоимения помогают задавать вопросы, они служат для выражения вопроса.

Относительные местоимения – это те же самые слова, но без вопроса, потому что у них другая цель: они используются для связи простых предложений в составе сложных.

Давайте сравним два предложения:

  1. Чей это пирожок? Это предложение вопросительное и местоимение вопросительное.
  2.  Мы не узнаем, чей это пирожок. Предложение повествовательное, а местоимение будет относительное.

КТО ПОЙДЕТ К ДОСКЕ ОТВЕЧАТЬ?

Я ЗНАЮ, КТО ПОЙДЕТ К ДОСКЕ ОТВЕЧАТЬ.

Из всех таких местоимений внимание нужно обратить на местоимение КОТОРЫЙ. Оно используется как вопросительное только в одном случае: когда мы спрашиваем КОТОРЫЙ ЧАС?

2.Работа с учебником.

Мы можем с вами сформулировать правило самостоятельно                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Вопросительные местоимения  помогают задавать вопросы

Относительные местоимения  соединяют простые предложения в составе сложных.

Давайте обратимся к учебнику и прочитаем правила. Правильно ли мы их сформулировали. Параграф 79.

Получается, что разница между двумя разрядами только в вопросительном знаке. Вопросительные местоимения отличаются от относительных своими функциями в речи.

С вопросительными местоимениями мы встречаемся на каждом уроке русского языка, именно они служат для того, чтобы ставить вопросы к разным частям речи. Если бы не было вопросительных местоимений, то не было бы и вопросительных предложений.

И изменяются эти местоимения соответственно.

Местоимения  какой, который, чей  изменяются по родам, числам и падежам, как и прилагательные. Местоимения кто и что изменяются только по падежам. Местоимение кто сочетается только с прилагательными и глаголами в форме мужского рода единственного числа.

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Если вы услышали вопросительное местоимение, хлопаете в ладоши.

 Если относительное – топаете.

  1. Какое озеро самое большое на земле?
  2. Я знаю, какое озеро самое большое на земле.
  3. Ребята с интересом рассказывают о походах, в которых они участвовали летом.
  4. Кто написал картину «Три богатыря»?
  5. Все знают, кто написал картину «Три богатыря».
  6. Ложился густой туман, в котором потонула вся окрестность.
  7. Что называется частью света?

 

VI. Первичное закрепление материала.

1.Работа у доски  (упражнение № 455)

2.Работа в парах (на карточках)

Определите, к какому разряду относятся местоимения в данных предложениях: к относительным или вопросительным.

 

Что такое, кто такой? Теперь я точно знаю, кто поедет на экскурсию. Что у вас происходит? Что тебе подарить на день рождения? Что хочешь, то и дари. Сколько стоит эта вещь? Теперь я знаю, сколько она стоит. Который час? Который раз повторяю, не шумите. Чья у тебя тетрадь? Интересно узнать, чьи это слова.

 

  1. Творческое задание.

Переделайте предложения так, чтобы выделенные вопросительные местоимения употреблялись как относительные. Расставьте знаки препинания.

Кто поёт в лесу?

Чьё пение особенно нравится?

Сколько птичьих домиков вы смастерили?

Слова для справок: мне известно, скажите, мы знаем, расскажите.

  1. Работа с текстом. Найти и подчеркнуть в тексте местоимения. Указать их разряд.             

 

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе и в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь, - мы свои.

                                                                                 

VI. Подведение итогов урока.

- Что мы сегодня узнали на уроке

При ответе используйте местоимение, которое мы изучили сегодня.

Комментированное выставление оценок.

Домашнее задание: найти пословицы В. Даля, содержащие вопросительные и относительные местоимения.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка.Вопросительные и относительные местоимения.»

6 класс

Русский язык

Тема урока: Вопросительные и относительные местоимения.

Цели урока:

Обучающая: познакомить учащихся с относительными и вопросительными местоимениями, формировать умение находить в тексте относительные и вопросительные местоимения, учить правильно писать, склонять и употреблять в речи вопросительные и относительные местоимения, расширять лексический запас учащихся.

Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности, навыки работы с текстом, внимание.

Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к предмету.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: наглядный и раздаточный материал, портрет В.И. Даля, Толковый словарь В. Даля.

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности учащихся к работе.

  2. Актуализация опорных знаний учащихся.

  1. Слово учителя. Минутка каллиграфии.

Ребята, мы начнем наш с вами урок с народной мудрости: пословицы. Посмотрите внимательно на доску, здесь записана пословица:

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

- Как вы можете мне ее объяснить?

Все вы знаете, что 2021 год в Луганской Народной Республике объявлен годом нашего земляка – Владимира Даля, поэтому мы ежедневно приобщаемся к изучению его творчества и записываем его пословицы. Эта пословица – не исключение, она тоже из Словаря В. Даля.

- Давайте назовем части речи в этой пословице.

- Почему слово - кто - вызвало у вас затруднение при определении части речи?

- Как вы думаете, что это за часть речи?

Правильно, это местоимение. И сегодня мы с вами продолжим работать над изучением местоимений. А пословицу В. Даля мы используем для минутки каллиграфии и возьмем девизом нашего урока.

(Фронтальная проверка).

1.Поставьте в начальную форму:

Со мной - _____, у тебя-_____, с ним -_____, о них-_____, у неё- _____, вами -_______.

2. Уберите лишнее: ( зачеркни) Объясни – ПОЧЕМУ?

А) кто?, чей?, собой, какой?

Б) что, сколько, с кем?, какие

В) кто-то, что-либо, какой-нибудь, с ними

3.Вставьте подходящие по смыслу местоимения:

А) Тебе нужно взять с __________учебник.

Б) Петя пригласил нас к ____________ в гости.

В) Мы часто говорим между ____________ о наших друзьях.



Записываем число и тему сегодняшнего урока и пословицу.

2.Проверка домашнего задания.

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1.Слово учителя.

Мы продолжаем изучать части речи и на предыдущих уроках мы начали с вами знакомиться с разрядами местоимений.

Сегодня нам предстоит знакомство сразу с двумя разрядами местоимений: вопросительными и относительными. А чтобы нам не скучно было знакомиться послушайте следующую сказку.

В одной прекрасной стране, которая называлась Грамматика, обитали местоимения. Звали их

Кто? Что? Какой? Сколько? Который? Чей?

Местоимения были очень любознательными, они любили задавать вопросы и у них даже были вопросительные знаки. Поэтому их прозвали вопросительными.

Да вот беда, все остальные жители города очень страдали от этой любознательности. Выйдет какой-нибудь житель прогуляться, а тут местоимения.

- Ты кто?- Что ты тут делаешь?

Придёшь домой, захочешь дома конфетами полакомиться, а местоимения тут как тут.

- А что это за конфеты? А какие это конфеты? А чьи они? А сколько ты их собираешься съесть?

Устали жители страны от таких любопытных местоимений и решили что-то делать. Темной ночью проникли они в дом местоимений, забрали все вопросительные знаки и заперли их в сейф. Смотрят теперь вопросительные местоимения, а знаков у них нет. Какие же они теперь вопросительные и что же им теперь делать? Осталось только придумать себе новое занятие.

В задумчивости местоимение кто стало искать себе занятие и вдруг увидело две части предложения, которые кто-то разделил. Что же делать? Займусь этим, подумало местоимение и соединило две части предложения и вот, что получилось:

МЫ ЗНАЕМ, КТО УЧИТСЯ ЛУЧШЕ ВСЕХ

- А ведь это отличная идея, - подумали местоимения. Мы теперь можем относить части предложения друг другу. Будем показывать их отношения, теперь мы называемся относительными. Жители Грамматики вскоре удостоверились, что местоимения занимаются полезной работой и вернули им вопросительные знаки.

Давайте сейчас совместно сформулируем тему урока и поставим перед собой цели.

- О какой части речи говорится в сказке?

- Что вы знаете об этой части речи?

- Какие местоимения мы будем изучать сегодня?

- Что мы должны узнать?

IV. Постановка целей и задач урока.

(вернуться к домашнему задания)

V. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

- Что же мы можем вынести из истории, которую прослушали?

Вопросительные местоимения помогают задавать вопросы, они служат для выражения вопроса.

Относительные местоимения – это те же самые слова, но без вопроса, потому что у них другая цель: они используются для связи простых предложений в составе сложных.

Давайте сравним два предложения:

  1. Чей это пирожок? Это предложение вопросительное и местоимение вопросительное.

  2. Мы не узнаем, чей это пирожок. Предложение повествовательное, а местоимение будет относительное.

КТО ПОЙДЕТ К ДОСКЕ ОТВЕЧАТЬ?

Я ЗНАЮ, КТО ПОЙДЕТ К ДОСКЕ ОТВЕЧАТЬ.

Из всех таких местоимений внимание нужно обратить на местоимение КОТОРЫЙ. Оно используется как вопросительное только в одном случае: когда мы спрашиваем КОТОРЫЙ ЧАС?

2.Работа с учебником.

Мы можем с вами сформулировать правило самостоятельно

Вопросительные местоимения помогают задавать вопросы

Относительные местоимения соединяют простые предложения в составе сложных.

Давайте обратимся к учебнику и прочитаем правила. Правильно ли мы их сформулировали. Параграф 79.

Получается, что разница между двумя разрядами только в вопросительном знаке. Вопросительные местоимения отличаются от относительных своими функциями в речи.

С вопросительными местоимениями мы встречаемся на каждом уроке русского языка, именно они служат для того, чтобы ставить вопросы к разным частям речи. Если бы не было вопросительных местоимений, то не было бы и вопросительных предложений.

И изменяются эти местоимения соответственно.

Местоимения  какой, который, чей  изменяются по родам, числам и падежам, как и прилагательные. Местоимения кто и что изменяются только по падежам. Местоимение кто сочетается только с прилагательными и глаголами в форме мужского рода единственного числа.



ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Если вы услышали вопросительное местоимение, хлопаете в ладоши.

Если относительное – топаете.

  1. Какое озеро самое большое на земле?

  2. Я знаю, какое озеро самое большое на земле.

  3. Ребята с интересом рассказывают о походах, в которых они участвовали летом.

  4. Кто написал картину «Три богатыря»?

  5. Все знают, кто написал картину «Три богатыря».

  6. Ложился густой туман, в котором потонула вся окрестность.

  7. Что называется частью света?



VI. Первичное закрепление материала.

1.Работа у доски (упражнение № 455)

2.Работа в парах (на карточках)

Определите, к какому разряду относятся местоимения в данных предложениях: к относительным или вопросительным.


Что такое, кто такой? Теперь я точно знаю, кто поедет на экскурсию. Что у вас происходит? Что тебе подарить на день рождения? Что хочешь, то и дари. Сколько стоит эта вещь? Теперь я знаю, сколько она стоит. Который час? Который раз повторяю, не шумите. Чья у тебя тетрадь? Интересно узнать, чьи это слова.


  1. Творческое задание.

Переделайте предложения так, чтобы выделенные вопросительные местоимения употреблялись как относительные. Расставьте знаки препинания.

Кто поёт в лесу?

Чьё пение особенно нравится?

Сколько птичьих домиков вы смастерили?

Слова для справок: мне известно, скажите, мы знаем, расскажите.

  1. Работа с текстом. Найти и подчеркнуть в тексте местоимения. Указать их разряд.



Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе и в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь, - мы свои.

VI. Подведение итогов урока.

- Что мы сегодня узнали на уроке

При ответе используйте местоимение, которое мы изучили сегодня.

Комментированное выставление оценок.

Домашнее задание: найти пословицы В. Даля, содержащие вопросительные и относительные местоимения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!