СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:Развитие умений находить прямую речь после слов автора, приобретать опыт конструирования предложений с прямой речью до и после слов автора и их пунктуационного оформления.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора"»

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ


Урок 40.

Тема: Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора

– Развитие умений находить прямую речь после слов автора, приобретать опыт конструирования предложений с прямой речью до и после слов автора и их пунктуационного оформления.

П – повышенный уровень

М – максимальный уровень


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.


1 2 3 1

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

1. Письмо по памяти.

Ты никогда, пожалуйста,

На белый свет не жалуйся.

Он переполнен тайнами

Необычайными.

(Из песни)

– Подчеркните орфограммы в словах и между словами.

– Знаете ли вы, как родилось слово пожалуйста?



В древние времена к именам властных, именитых людей добавлялось ещё слово старый в значении почитаемый, уважаемый. Слово старый повторялось постоянно, без всякого смысла, лишь бы выполнить долг вежливости. Из-за быстрого неотчётливого проговаривания от него оставлялся только слог ста.

Слово пожалуй в далёкие времена имело значение «награди меня твоей милостью». От этих двух слов, существовавших в древнерусском языке, и образовалось ныне «волшебное слово» пожалуйста.


2. Словарная работа.

– Запишите новые словарные слова: карнавал, вдвоём.

– Кто из вас был на карнавале? Это уличный маскарад, народное празднество с шествием. Сначала это были весенние праздники в Италии.

– Составьте с этими словами предложение с прямой речью. (Ира включила радио, и мы стали вдвоём подпевать: «Ах, карнавал – удивительный мир…»)


3. Опрос «Говорящие знаки».

Один ученик работает на закрытой доске (желательно, чтобы ученики не видели, что он записывает). Записываются только соответствующие знаки, схемы.

а) Прямая речь заключается в …

б) Первое слово прямой речи пишется с …

в) После слов автора перед прямой речью ставится …

г) После прямой речи ставится…

Записи затем проверяются, сравниваются:

а) ” “

б)

в) :

г) . ? ! …

4. Графический диктант с подготовкой.

Упр. 89 – развивается умение воспринимать на слух предложения с прямой речью после слов автора и трансформировать их в схемы.

Запись схем в тетрадях (один человек на закрытой части доски).

Коллективная проверка.


Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.


Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.


6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

II. Формулирование проблемы.


1 3 3

– Вспомните предложения, которые рассматривали на прошлом уроке.

Удав сказал: «Да, это было великое открытие».

«Да, это было великое открытие», – сказал удав.

– Как думаете, что нового нам предстоит узнать на уроке? (Как оформить предложение с прямой речью, если слова автора стоят после прямой речи.)

– Давайте составим план урока.


Дети вместе с учителем составляют план.

– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)



III. Открытие новых знаний.

4 5 6 3 1 3

1. Наблюдение над предложениями с прямой речью до и после слов автора.

На слайде даются приведённые в формулировке темы примеры.

– Сравните предложения с прямой речью до и после слов автора.

Какие вы заметили различия? (Другой знак (тире) между ними, слова автора с маленькой буквы.)

2. Чтение правила в рамке на с. 88.

– Прочитайте первое предложение. Приведите примеры таких предложений.

– Вы уже наблюдали, что изменится, если в предложении поменять местами прямую речь и слова автора. (Знаки препинания: двоеточие и тире. Буква (заглавная, строчная), с которой начинаются слова автора.)

– Прочитайте вторую часть. Какой знак препинания не ставится

после прямой речи перед словами автора? (Точка.)

Запишите в тетради последовательность знаков препинания.

  1. ” “ , – 2) ” ! “ – 3) ” ?“ – 4) ” ... “ –

– Просмотрите схемы. Какое отличие от схем предложений, в которых прямая речь стоит после слов автора, вы заметили? (Слова автора начинаются с маленькой буквой, есть запятая после прямой речи.)


IV. Развитие умений.

  1. 4 5 6 1 3

1. Работа в учебнике.

1. Упр. 90 – развивается умение пунктуационно оформлять предложение с прямой речью перед словами автора.

Выполняется на доске под руководством учителя.

Запись:

«Дениска пришёл! Ура!» – закричали все. «П!» – а.

2. Упр. 91–92 – развивается умение находить в тексте предложения с прямой речью, трансформировать их (менять местами прямую речь и слова автора).


Одно из упражнений можно выполнить с комментарием, второе – самостоятельно. Ученики могут выбрать подходящий им вариант.

Последовательность выполнения:

1) Чтение предложения. Объяснение выбора пропущенной буквы/запятой.

2) Устное проговаривание новых предложений, в которых ученики поменяли местами слова автора и прямую речь.

3) Запись двух-трёх предложений по выбору.

4) Взаимопроверка.


2. Работа в рабочей тетради.

Задание № 3, тема 4 в рабочей тетради.

– Назовите вариант схемы, в которой есть ошибка. В чём она заключается? (Слова автора с большой буквы.)


3. Игра «Найди ошибки!»

– На доске записано предложение с прямой речью. Согласны ли вы с такой записью?

«Теперь пора промолвил он!» И протянул руку.

– Сколько ошибок вы заметили? Какие?

Ученики подчёркивают ошибки, подсчитывают их количество, а затем объясняют, как правильно записать это предложение.

Ошибки:

1) в нахождении границ прямой речи;

2) в постановке восклицательного знака (слова автора подсказывают интонацию);

3) в оформлении слов автора;

4) нет тире между прямой речью и словами автора.

– Запишите предложение в тетради, выполните схему. («Теперь пора», – промолвил он и протянул руку.)

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.


– Что мы сегодня делали? Какие умения развивали?


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.



3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.


V. Итог урока.


4 4

– От чего зависит постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью?

– Выполните задание № 5, тема 4 в рабочей тетради.

– Назовите правильный вариант расстановки знаков препинания. (3)

– Какие ошибки нашли в остальных вариантах?


– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?






VI. Домашнее задание.

1. Упр. 1, с. 95, выучить правило в рамке на с. 88.

2. Н Задания № 2, 4, тема 4 в рабочей тетради.

П Задание № 10, тема 4 в рабочей тетради.




© ООО «Баласс», 2014 6


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!