Тема урока: Буква В, в, звуки [ в ], [ в’]
Цель урока: Ознакомление учащихся с буквой В, в и звуками, которые она обозначает.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемое оборудование:
цветовые схемы гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков; карточка с изображением букв «В, в »; наглядный материал – лесная поляна, картинки с изображением вазы, ведра, волка, винограда; учебник «Букварь»( с.70-71), дерево настроения, цветовые круги для физкультминутки.
Ход урока
1. Организация начала урока
а) Считалочка:
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
б) Слова учителя (к классу):
- Ребята, я хочу, чтобы сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!
2. Актуализация знаний.
- Какие буквы мы знаем?
- Какие звуки мы знаем?
- Чем отличается буква от звука?
3. Формулирование темы и цели.
- Сегодня мы с вами продолжим путешествие по нашей стране Азбуковедения и узнаем много нового.
- А вот что нового вы узнаете, и какова тема сегодняшнего урока – попробуйте догадаться сами.
Посмотрите на картинки, представленные на доске. Что в них общего? (Ваза, волк, ведро, виноград) А в чём различие?
- А теперь попытайтесь сами сформулировать тему урока, закончив предложение, записанное на доске.
«Буква … В и звуки, которые она обозначает … [ в ], [ в’]»
- Отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений, записанных на доске, сформулируйте задачи урока:
Познакомиться со … звуками [ в ], [ в’]
Учиться отличать … звуки [ в ], [ в’] от других звуков;
Учиться читать … слоги и слова с новой буквой.
4. Выделение звуков [в], [в’] и составление звуковых схем слов «ваза» и «ведро». (Работа дублируется на доске)
- Произнесите слово «ваза» и разделите его на слоги.
- С какого звука начинается 1-ый слог? Дайте характеристику этому звуку. Какой он? (согласный) Твёрдый или мягкий? Каким квадратиком мы его обозначим?
-Какой вы слышите второй звук? Какой он? (гласный) Каким квадратиком его обозначим? И т.д.
5. Ознакомление с буквами «В,в».
- Ребята! Твёрдый согласный звук [в] и мягкий согласный звук [в’] обозначаются на письме одной буквой. Её называют буква «вэ». (Показ буквы).
- На что похожа буква «в»?
- Посмотрите, какое место занимает буква В на ленте букв.
6. Физкультминутка .
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
7. Упражнение в определении на слух звуков [в], [в’].
- Откройте учебники на с.70 и давайте прочитаем слоги, слова, подберём слова к схемам.
Беседа по картинке «Букваря». Что ты знаешь о вербе? Когда она распускается?
Чтение предложений о вербе.
Сочинение концовки сказки о вербе.
3) Работа в прописи. Пропись №3, стр.
Письмо элементов и букв Вв, слогов, слов.
Дописать слова к схемам: село, Иван, вол.
- А сейчас поиграем в игру «Узнайте звук». Я буду называть слова со звуками [в], [в’], а вы должны услышать твёрдый это звук или мягкий и показать мне синюю или зелёную карточку. Если в слове вообще нет этих звуков, значит вы ничего не показываете.
а) Слова : дверь, рама, факел, витрина, вареник, фрукт, ловить, фара, веник, ветер, воздух, трава.
б) – Вспомните и назовите имена, которые начинаются со звуков [В], [В’]. (Ваня, Валя, Валера, Вася, Вера). С какой буквы пишутся имена? А что ещё пишется с заглавной буквы?
6. Чтение слогов и слов с буквой «в». «Спутник букваря». Стр.
7. Итог урока.
- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока.
- С какой новой буквой мы познакомились сегодня?
- Какие звуки обозначает эта буква?
- Дайте характеристику этих звуков.
- Какое место занимает буква В на ленте букв?
Дополнить предложение: « Я теперь знаю, что …»
8. Рефлексия. (Дерево настроения)
- Если вам понравилось, как вы работали на уроке, и у вас было отличное настроение, то прикрепите к дереву красное яблочко;
если не очень - жёлтое яблочко;
плохо – зелёное яблочко.
Спасибо всем за урок. Урок окончен.