СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русской литературы "Юмористический рассказ А.П.Чехова - Толстый и тонкий"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русской литературы "Юмористический рассказ А.П.Чехова - Толстый и тонкий"»

МКОУ АСОШ













Тема открытого урока:

"Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,

угодливость в рассказе.







Учитель русского языка и литературы

Гоймирзева М.Х.







  1. Организация деятельности урока

Слово учителя

Здравствуйте,

Что мы знаем об Антоне Павловиче Чехове? Он родился 17 января 1860 года в Таганроге в семье купца. С ранних лет вместе с братьями Антон помогал отцу в его лавке.

После окончания гимназии Антон Чехов начал обучение в Московском университете на медицинском факультете. Получив диплом врача, он занялся врачебной практике.

Ещё на первом курсе состоялся литературный дебют Чехова. Он отправил в журнал «Стрекоза» свои рассказ и юмореску.

Рассказы Чехова были впервые изданы книгой в 1884 году («Сказки Мельпомены»). На творчество Чехова того периода значительное влияние оказали произведения Льва Николаевича Толстого.

Антон Павлович Чехов никогда не считал себя детским писателем. Однако для детей он написал несколько произведений: «Каштанка» и «Белолобый» – «две сказки из собачьей жизни», как выразился сам писатель в письме к издателю.

У Чехова было две любимые собаки породы такса. У них были необычные имена с медицинским уклоном: Бром Исаевич и Хина Марковна.

В 1890 г. Чехов побывал на Сахалине. Это было место ссылки осуждённых. Чуть позже он посетил Японию, Китай, Турцию, Австрию, Италию, Францию.

  1. Доклад ученика. Рассказ «Толстый и тонкий» был написан в 1883 году. Название произведения даёт намёк на безликость образов главных персонажей, а значит, их обобщённость.

Реалистичность сюжета вполне обоснована.

Друзья детства не связаны служебными отношениями, но тонкий лебезит перед толстым «по привычке», ведь толстый занимает высокую должность.

Современники восприняли рассказ позитивно, как достойное «художественное отражение пороков общества». Название произведения построено на антитезе (противопоставлении), антонимы-прилагательные выражают абсолютную противоположность героев произведения не только физическую, но и духовную.

Противопоставлены не только образы главных героев.

Если в начале автор рассказывает о вкусном завтраке толстого, то в конце сухо комментирует состояние персонажа (от выражения лица тонкого его стошнило).

Большое значение в рассказе имеют диалоги двух товарищей с вкраплениями описания мимики персонажей. Изредка фигурируют образы жены и сына тонкого, которые меняют своё поведение в соответствии с новыми фактами, всплывающими в процессе разговора.

Тема и идея рассказа взаимосвязаны и практически идентичны: раб, живущий в каждом из нас, должен быть побеждён нами самими.

Анализ произведения позволяет сделать следующие выводы: автор условно обозначает общество «тонких» и «толстых».

«Тонкие» раболепствуют перед высокими чинами, это их привычная система отношений с миром, они не представляют другого взаимодействия с людьми. Суть их жизни – делить людей на высших и низших.

«Толстые» привыкли жить просто и легко, не замечая чинов и должностей, они видят людей. Жизнь была слишком благосклонна к ним и взрастила здоровые отношения с обществом

Чехов подчёркивает, что когда-то оба главных героя были детьми, жили беззаботно и были равны друг другу. Они проказничали, веселились и имели одинаковые возможности в обществе.

Именно служебная иерархия сделала тонкого морально «нездоровым» человеком. Он привил даже своему ребёнку раболепные взгляды.

Антон Павлович Чехов пытается вызвать отвращение к раболепству и угодничеству как к самой низкой идеологии в мире. Самоуважение – это основа личности.

Чехов, как врач, видел все болезни современного ему общества и пытался вскрыть и обнародовать проблемы, излечив тем самым людей от страшнейших пороков.

  1. Актуализация знаний. Перед вами венгерский кроссворд (филворд). Найдите все зашифрованные слова. Подумайте, что их объединяет? (Приложение 1)

т

а

х

е

ч

о

х

в

г

о

в

о

в

и

р

а

н

р

о

г

л

а

ч

л

и

н

м

е

о

д

а

я

л

т

а

н

в

х

ч

е

х

о

и

е

а

с

м

ю

н

м

с

п

р

о

е

т





Вспомним некоторые факты биографии писателя, знакомые вам. Какие слова удалось расшифровать в буквенном квадрате?.( чехов, ялта, псевдоним, юмор, сахалин, таганрог, врач, чехонте, мелихово). Какое из слов является ключевым, обозначающим тему всего квадрата? (Чехов).

Какую связь эти слова имеют с жизнью и творчеством Чехова?

  1. Анализ текста.

  2. Допустим, вы ставите спектакль по данному рассказу, подбираете актёров на роли главных героев. Каким, по – вашему, должен быть Толстый? Опишите устно его внешность, одежду, походку.
    – Представьте теперь Тонкого, который только что вышел из вагона. Составьте его словесный портрет.– Чехов делает нас соавторами, мы включаем в работу своё воображение. Что же это означает?
    (Герой беден, у него нет денег на носильщика. Обвешанный чемоданами, коробками, он жалок.)
    – Какой композиционный приём использует чехов, рисуя героев? (Антитеза.)
    – Толстый и Тонкий. Найдём синонимы этому противопоставлению. (Бедный и богатый.)

Задание основано на знании текста рассказа. Вспоминаем сюжет произведения. И восстанавливаем последовательность действий.

Правильные ответы:

«Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены».

«Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились!»

«Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры».

«Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с».

«Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи»».

Подстановка элементов в пропуски в таблице

Прочитайте предложенные варианты ответов и заполните таблицу.

В задании нужно соотнести термин и определение. Это можно сделать, опираясь на полученные знания на прошлых роках, либо прочитав материал для самостоятельного изучения, а также обратившись к тезаурусу.

А. П. Чехов. «Толстый и тонкий»

Ирония

Антитеза

Художественная деталь

Горечь и неприятие вызывают не просто отношения между чинами, но и добровольное самоуничижение, добровольное превращение в раба.

Физическая и духовная противоположность героев произведения.

Описание внешности героев и их поведения через отдельные детали, которые помогают читателю многое понять.



– Какая часть речи является самой употребительной во 2-ой части?
– Найдите глаголы, которые передают внутреннее состояние героев.
– С помощью каких глаголов автор передаёт мимику, жесты, позу?
– Что передают эти глаголы? Не много ли их? Зачем они потребовались писателю?
Почему чемоданы, узлы и картонки тоже “съёжились и поморщились”?
(Тонкий теряет дар речи, униженно, подобстрастно хихикает, в его речи появляется раболепно – почтительное – С.)
– А вы не задумывались, почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые сравнения?
(Уж очень неприглядно выглядит то, о чём он пишет…Тут не до красивостей, поэтому он выбирает обыденные слова, простые предложения.)
– Но всё-таки об одном эпитете хотелось бы сказать. О каком? Вы не обратили внимание? (Почтительной кислоты.) 
– Как вы понимаете это словосочетание?
– Ребята, посмотрите, какие знаки препинания ставятся в конце слов толстого?
– А какие в конце слов тонкого? Почему?
(Негодование, брезгливость у толстого; растерянность, униженность – у тонкого.)
– Как обращаются друг к другу герои?

5.Работа со словарем

Рассмотрите словари (приложение 3)

Словарик (на каждой парте):

херес - сорт дорогого вина;

флёрдоранж - цветочный одеколон;

лютеранка - исповедует веру, распространённую в Германии;

Герострат - житель древнегреческого города Эфеса, сжёгший храм Артемиды, чтобы его имя помнили потомки;

Эфиальт - (предатель) — сын Эвридема, изменнически указавший персам обход в Фермопильском ущелье;

приватно - неофициально;



6.Рефлексия

  1. Какие чувства возникают у вас при прочтении этого рассказа?

(Стыд за самоунижение бедного человека перед богатым)

  1. Какова идея произведения?

(Разоблачение подхалимства и угодничества)

  1. Почему Толстый не возражает и уходит?

(Он понял, что бесполезно говорить «другу» что-либо).

4. Что должно отражать заглавие?

(Тему и основную мысль рассказа)

  1. Какое человеческое качество высмеивает Чехов?

(Угодничество, готовность унижаться)



Д/з Написать небольшой юмористический рассказ о встрече старых друзей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!