СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русской литературы по теме "А.П.Чехов – мастер юмористического рассказа. Рассказ «Хамелеон»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: А.П.Чехов – мастер юмористического рассказа. Рассказ «Хамелеон»

Цель и задачи:

- познакомить учащихся с личностью писателя, выявить особенности стиля писателя, детали, учить видеть красоту, меткость чеховского слова, авторское отношение к лицемерию;

- углубить понятие жанра рассказа малой формы; раскрыть особенности авторской позиции;

- развивать монологическую речь, навыки анализа текста;

- воспитывать художественное чутьё, любовь к творчеству А. П. Чехова.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: портрет писателя, записи на доске, мультимедийная презентация

 

 «Хорошо вспомнить о таком человеке, тотчас в жизнь твою возвращается бодрость, снова входит в нее ясный смысл»

М Горький.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Урок русской литературы по теме "А.П.Чехов – мастер юмористического рассказа. Рассказ «Хамелеон»»

План-конспект урока русской литературы в 6 классе

______________________

Тема: А.П.Чехов – мастер юмористического рассказа. Рассказ «Хамелеон»

Цель и задачи:

- познакомить учащихся с личностью писателя, выявить особенности стиля писателя, детали, учить видеть красоту, меткость чеховского слова, авторское отношение к лицемерию;

- углубить понятие жанра рассказа малой формы; раскрыть особенности авторской позиции;

- развивать монологическую речь, навыки анализа текста;

- воспитывать художественное чутьё, любовь к творчеству А. П. Чехова.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: портрет писателя, записи на доске, мультимедийная презентация


«Хорошо вспомнить о таком человеке, тотчас в жизнь твою возвращается бодрость, снова входит в нее ясный смысл»

М Горький.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности

3. Сообщение темы урока, постановка цели, задач (Слайд № 1)

4. Знакомство с новым материалом

1) Слово учителя (Слайд № 2)

- Антон Павлович Чехов – из тех писателей, которые входят в нашу жизнь с детства и остаются с нами навсегда. Вы, конечно, помните приключения чеховской «Каштанки». Такой рассказ мог написать только человек, любящий людей, любящий животных, любящий жизнь. Эта любовь Чехова была очень деятельной.

- Как вы думаете, в чем эта любовь выражалась? (Он был врачом и помог многим людям справиться с болезнью; он был писателем, и его рассказы и книги помогали и помогают справляться со сложностями жизни, помогают посмотреть на себя со стороны. Он не просто посадил дерево – посадил целые сады, организовал на свои деньги множество библиотек, школ, больниц, не афишируя свою благотворительность. Он действительно творил благо. При этом был очень веселым, неистощимым на выдумки человеком.)

2) Сообщение учащегося о детских годах писателя (Слайд № 3)

- А.П. Чехов родился 17 января 1860 года в Таганроге, Оба деда – со стороны отца и со стороны матери – были крепостными, которые выкупили себя с семьей на волю Отец – Павел Егорович – открыл свое торговое дело, но предприимчивостью не отличался и вскоре разорился. «Павла Егоровича и Евгению Яковлевну Чеховых, — пишет в своих воспоминаниях Александр Павлович Чехов, старший брат писателя, — Бог благословил многочисленной семьей — у них было пятеро сыновей и одна дочь. Антон Павлович был третьим сыном. Павел Егорович был таганрогским купцом второй гильдии, торговал бакалейным товаром, пользовался общим уважением и нес на себе общественные — почетные, а потому и бесплатные — должности ратмана полиции, а впоследствии— члена торговой депутации. Слыл он среди сограждан за человека состоятельного, но на самом деле едва сводил концы с концами».

(Слайды № 4, 5)

Семья жила трудно. Дети помогали отцу в лавочке, пели в церковном хоре. Нрав отца был тяжелым, но он любил искусство, старался дать детям хорошее образование. Лаской и нежностью смягчала жизнь детей мать – Евгения Яковлевна. Позже Антон Павлович скажет: «Талант у нас со стороны отца, а душа со стороны матери».

3) Слово учителя (Слайды, 6, 7, 8)

- Несмотря на трудности, интерес к жизни писатель не терял. Чехов рано начал увлекаться театром и литературой; учась в гимназии, участвовал в издании рукописного журнала. Много читал, увлекался и зарубежной, и русской литературой. Обширен круг его чтения: Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Гончаров, Сервантес, Белинский, Добролюбов, Писарев…

На сцене таганрогского театра Чехов впервые увидел пьесы Шекспира, Островского, Гоголя. Антоша увлекается театром, а дома разыгрывает с братьями спектакли, пишет сценки, сказки в стихах, водевили.

Трудное положение отца повлекло за собой разорение и ему пришлось отправиться в Москву.

Запись в тетради:

Личность А. П. Чехова.

-любил учиться;

- создавал рукописный журнал;

- обширным кругозором: близок с Л. Толстым, любил читать Пушкина, Лермонтова;

- увлекался театром.

- А что же сталось с Чеховым? (Слайды № 9 – 12)

(Когда Антону было 16 лет, отец разорился и бежал от долговой тюрьмы в Москву. Антон должен был остаться в Таганроге, зарабатывать уроками средства на жизнь, ученье и высылать небольшие денежные переводы семье.)

- Как развивалась его жизнь дальше?

(После окончания гимназии приехал в Москву, где жила его семья. Здесь стал студентом - медиком Московского университета и начал сотрудничать в юмористических журналах, публикуя под псевдонимом Антоша Чехонте короткие рассказы. Гонорары были неплохой поддержкой семье молодого писателя.

«Не сомневаюсь, - писал Чехов, - занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность; они значительно раздвинули область моих наблюдений, обогатили меня знаниями…». Почему?

Студент выучился на врача, но продолжал писать – рассказы, повести, пьесы.

Вывод. Позже Чехов кроме рассказов стал писать повести и серьезные пьесы. Кого только мы не встретим в них! Тут врачи, учителя, чиновники, студенты, военные, помещики, крестьяне, нищие, полицейские и арестанты. Все профессии, все возрасты – вся Россия! Чехов высмеивал все, что мешало жить честно и справедливо. Рассказ «Хамелеон» - подтверждение, что Чехов высмеял всё то, что мешало жить честно и справедливо.

Что можете рассказать о селе Мелихово?

Записать в тетрадь. В творчестве А. П. Чехова преобладает юмор, сатира, комизм, выражающий злость, бьющий наповал сарказм, когда писатель рисует власть имущих особ.

4) Особенности жанра рассказа малой формы

- Чехов, мастер лаконичной речи, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому слову. Сегодня, анализируя рассказ «Хамелеон», мы постараемся понять емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, будем, как всегда, учиться вчитываться в текст. 

Рассказ - это малая литературная форма; повествовательное произведение небольшого объёма с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий.

На доске: Жанр рассказа

малой литературной формы

Антоша Чехонте «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Пересолил», «Лошадиная фамилия».

5. Чтение рассказа «Хамелеон».

6. Беседа по анализу произведения.

1) Что за существо хамелеон?

2) Почему Чехов взял такое название рассказа?

3) Сколько здесь главных действующих лиц?

4) Кто вызвал переполох? Что случилось с ним?

5) Какое место занимает в сюжете собака? А отсюда и поведение Очумелова?

6) Как ведёт себя Очумелов? (жарко, холодно) Какую роль играет шинель?

7) А что несёт в руках Елдырин? О чём это говорит?  

8) Юмор – злой или добрый?

9) Что высмеивает Чехов?

- Какие образы вам запомнились больше всего?

Вывод: (о вечности произведения малого жанра).

7. Подведение итогов урока

- Каково ваше впечатление от рассказа? Что бы вы посоветовали актёру, играющему роль Хрюкина?

8. Домашнее задание

Прочитать рассказ и ответить на вопросы рубрики «Перечитываем, размышляем» (с. 86)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя