СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русской литературы в 11 классе по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита": Образ Маргариты

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок о любви, самопожертвовании, моральной ответственности...

Просмотр содержимого документа
«Образ Маргариты в романе М»

Образ Маргариты в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цели:

  1. дать представление о масштабности образа героини, показать роль Маргариты для понимания всего романа;

  2. развивать аналитическое и художественное восприятие образа, учить сопоставлять общее и частное, в эпизоде видеть все произведение;

  3. формировать эстетическое восприятие художественного текста; показать духовные основы, которыми руководствуется писатель и, по его мнению, любой нравственный человек.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: сообщения учащихся, анализ эпизодов.

Метод: исследовательский.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.



Ход урока:

I. Организационный момент.

(На экране слайд №1)

- Наш сегодняшний урок я хотела бы начать с эпиграфа (слайд №2)

За мной, мой читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Пусть отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!

- Это цитата из романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».

- Тема нашего урока будет обращена к теме любви и творчества. А вот кто будет главной героиней, мы сейчас узнаем.

Нагая наездница верхом на щетке, взвизгнув от восторга, вылетела в окно. В каждой частице тела вскипала радость. Исчезли желтые тени у висков: кожа щек налилась розовым цветом, лоб стал бел и чист.

Кто это?

(Маргарита)

(Слайд №3)

(Обращение к ученице)

- Маргарита, какие слова Азазелло заставили вас проникнуться к нему доверием, когда вы собрались уходить из Александровского сквера?

(«Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла невидимый прокуратором горд». Это цитата из романа Мастера).

-Почему вы прекратили свой дикий разгром в доме Латунского?



(В крайнем окне 4 этажа увидела мальчика лет 4, который испуганно прислушивался. Я успокоила мальчика).

- Какие три условия должны были дать вам возможность стать королевой бала?

(Имя Маргарита, местная уроженка, счастливая судьба).



- Какой совет — наставление дал вам Коровьев перед балом?

(Никому из гостей никакого преимущества. Нужно полюбить всех).

- После бала, не получив награды, вы собрались уходить, когда Воланд остановил вас словами. Что он вам сказал?

(Никогда и ничего не просите: в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!)

- Спасибо!

- Сегодня мы и поговорим о Маргарите. В конце урока мы должны выяснить, какую роль играет героиня в романе, и каково ее влияние на создание образа романа.

II. Введение в тему.

(Слайд № 4)

Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? Не знаю. Мне неизвестно. Очевидно, она говорила правду, ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги.

- Так кто же такая Маргарита?

(Слайд № 5)

(Сообщение учащегося)

Из текста романа известны только её имя и отчество — Маргарита Николаевна. Красивая москвичка. Очень сильная и мужественная женщина. По роду занятий домохозяйка, проживает в центре Москвы, замужем за неким известным и богатым военным инженером, которого вовсе не любит, детей у них нет. Состоятельна, обитает в богатой квартире с прислугой. На момент основных событий романа ей 30 лет. В ходе сюжета романа влюбляется в писателя, которого называет мастером, исполняет роль королевы и хозяйки бала сатаны и в конце покидает мир в образе ведьмы и уходит вместе с мастером в место его последнего приюта.

Маргарита - она играет в романе очень важную роль. Это красивая Москвичка, возлюбленная Мастера. С помощью Маргариты Булгаков показал нам идеальный образ жены гения. Когда встретила Мастера была замужем, но мужа не любила и была полностью несчастлива. Тогда поняла что нашла свою судьбу. Она способна на глубокую любовь бросает своего мужа, когда понимает что нужна Мастеру, что он пропадает без неё.
Именно Маргарита назвала героя мастером, прочитав его роман. Герои были счастливы вместе пока Мастер не опубликовал отрывок своего романа. Критики отравили им жизнь. Когда оставляет Мастера одного, он сжигает роман и сбегает в психатрическую лечебницу. Долгое время Маргарита корит себя за то, что оставила любимого одного в самую трудную для него минуту. Она плачет и сильно страдает, пока не встречает Азазелло. Он ей говорит, что знает где находится Мастер. За это сведения она соглашается быть коралевой на великом балу у Сатаны. Маргарита становиться ведьмой. Обнажённая принимает гостей Воланда на балу, После бала у Сатаны герония в первую очередь просит за страдающую Фриду забывая о собственным желанин вернуть Мастера.Продав свою душу она получает Мастера. В конце романа она и Мастер заслуживают покоя. Маргарита это сильна и идущая своим собственным путём женщина. Это женский идеал для Булгакова.
Она готова продать свою душу дяволу и это делает. Маргарита остается идеалом вечной, непреходящей любви, у неё сила чувства. В конце она покидает мир и в образе ведьмы и уходит вместе с Мастером в место его покоя.
Многе считают что прототипом образа Маргариты послужила жена писателя Елена Сергеевна Булгакова.

III. Анализ эпизода.

- В какой главе мы впервые знакомимся с Маргаритой?

(Глава 13).

- Давайте вспомним этот эпизод.

(Видеоролик «Встреча Мастера и Маргариты»).



(Слайд № 6)

- Какие слова подбирает автор для описания возникшего между Мастером и Маргаритой чувства?

- О чем это говорит?

- Дает ли автор портретное описание героини?

(нет)

- Как вы думаете, почему?

IV. Маргарита и потусторонняя сила.

- Потусторонний мир во 2-ой части романа показан как бы глазами Маргариты. Какую роль она играет на бале?

(Маргарита — королева бала, она невеста дьявола).

(Слайд № 7)

- Поговорим о Дьяволе.

Два глаза уперлись Маргарите в лицо. Правый с золотой искрой на дне; левый — пустой и черный. Лицо было скошено на сторону, правый угол рта оттянут книзу. Кожу на лице будто навеки сжег загар. Чье это описание?

(Воланд)

(Слайд № 8)

- Кто, по мнению Воланда, управляет человеческой жизнью? Как он разъяснил свою точку зрения Бездомному?

(Как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план: на 1000 лет, если не может ручаться даже за свой завтрашний день).

- Зачем Воланд явился в Москву и какие выводы сделал?

(Посмотреть, как изменились люди за прошедшее тысячелетие, каковы жители «третьего Рима». Люди как люди. Любят деньги. Ну легкомысленны, и милосердие иногда стучится в их сердца. Обыкновенные люди: напоминают прежних. Квартирный вопрос только испортил их).

- Как Воланд объяснил Маргарите, для чего ему нужен глобус?

(События мне нужно знать точно. Ведь факт — самая упрямая вещь).

- Спасибо!

- Почему именно Маргарита подошла на роль хозяйки бала?

- Что вы можете сказать о прототипах этого образа?

(Сообщение учащегося)

Прототипов у Маргариты много. Это и французские королевы, носившие имя Маргариты: Маргарита Наваррская и Маргарита Валуа. И Маргарита из драмы Гёте "Фауст". Фауст и Маргарита воссоединяются на небесах. Но главный прототип Маргариты - третья жена Булгакова Елена Сергеевна Шиловская. Она тоже трижды была замужем. По первом мужу она Неелова, по второму Шиловская. Второй муж Елены Сергеевны был помощником начальника Академии Генштаба, кадровым офицером. От него у Елены Сергеевны было два сына: Евгений и Сергей. С Еленой Сергеевной Булгаков познакомился в 1929 году у одних знакомых. Знакомство с Булгаковым наполнило жизнь Елены Сергеевны атмосферой игры, веселья, радости. Они начали тайно встречаться. Но вскоре Шиловский узнал об их романе. У него с Булгаковым состоялся серьёзный разговор, и Булгаков с Еленой Сергеевной расстались на время. Потом они случайно встретились на улице, и любовь вспыхнула вновь. Михаил Афанасьевич писал об этом в романе: "Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца, и поразила нас сразу обоих!"

(Слайд № 9)

- Как вела себя Маргарита в окружении нечистой силы?

(Видеоролик «Маргарита и Воланд после бала»)

- Так что же дал Воланд Маргарите?

(Любовь).

(Слайд № 10)

V. Основные темы романа.

- На одном из уроков предметом нашего внимания была история Мастера и Маргариты, но тема любви в более широком философском смысле звучит с начала 23-ей главы.

(Слайд № 11)

«Разрешите, королева, вам дать последний совет. Среди гостей будут различные, ох, очень различные, но никому, королева Марго, никакого преимущества! Если кто-нибудь и не понравится... я понимаю, что вы, конечно, не выразите этого на своем лице... Нет, нет, нельзя подумать об этом! Заметит, заметит в то же мгновение! Нужно полюбить его, полюбить, королева! Сторицей будет вознаграждена за это хозяйка бала. И еще: не пропустите никого! Хоть улыбочку, если не будет времени бросить слово, хоть малюсенький поворот головы. Все, что угодно, но только не невнимание. От этого они захиреют...»

- Кроме темы Любви, с образом Маргариты связана и другая основная тема романа. Сформулируйте ее после предложенных исходных данных.

(Слайд № 12)

Воланд ← Маргарита↙

Мастер

- Воланд устраивает великий бал, и ему нужна хозяйка бала. Находится Маргарита, которая ради спасения Мастера готова продать душу Дьяволу. Она становится его невестой, но любит Мастера.

- Какое чувство она испытывает перед Мастером?

(Чувство вины).

- Что она совершает в нравственном смысле?

(Измену).

- Это преступление, за которое неизбежно что?

(Расплата).

- Какую основную тему можно сформулировать?

(Тема вины и расплаты, преступления и наказания).

- А что нужно Мастеру?

С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый с острым носом, встревоженными глазами. Человек примерно 38. На нем было белье, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат. Кто это?

(Мастер).

(Слайд № 13)

- Мастер сказал Ивану: «Роман был дописан. И, наконец, настал час, когда пришлось покинуть тайный приют и выйти в жизнь». Что сделалось с его жизнью, когда он вышел в жизнь, держа роман в руках?

(«И тогда моя жизнь кончилась»).

- Сколько времени прошло после ухода Маргариты? Где Мастер был все это время?

(С половины октября до половины января Мастер находился под арестом).

- Спасибо!

- Чем жил Мастер все это время? Какие мысли его тревожили?

(его роман о Понтии Пилате)

(Слайд № 14)

Чем жила Маргарита?

(Мастером и его романом)

- Подведем итоги. Какие основные темы раскрывает Булгаков через образ гордой женщины Маргариты?

(Ответы учеников)

VI. Выводы.

- Так кто ж ты такая, Маргарита? Чем ты отличаешься от других персонажей?

(Учащаяся зачитывает отрывок из романа)

Невидима и свободна! Невидима и свободна! Ах, как это чудесно! Это мое тело обжигает ветер, и это мое сердце, сладко захолонув, тяжелым камнем падает вниз. Стремительно ушел вниз город, исчезли грязные, кривые улочки, красные покосившиеся фонари, заплатанные дома. Внизу лишь огни, вокруг — небо, огромное, черное, просторное. Свежий воздух до боли распирает легкие — ах, как хорошо! Я свободна! Мелочные ссоры в тесных кухонках, душное бессилье напрасных разговоров, бессонные ночи — наедине с подушкой, мокрой от слез... Это все осталось внизу! Я другая! В две мерцающие полосы слились внизу огни городов, завертелись и исчезли; в ушах свистит ветер, и желтый, мягкий лунный свет заливает мое тело — вот я вся. Слившаяся с этим небом, с этим ветром, живущая в полете. Я вырвалась, вырвалась, черт возьми! Почему нельзя поминать нечистого к вечеру? Как глупо. Со мной, прожившей безразличие и тоску, что можно сделать? Он приснился мне сегодня, и сон был вещий, за это я ручаюсь. Я верила, что-то произойдет непременно, потому что не может быть, чтобы что-то тянулось вечно. И оно случилось, вот оно! Я вся в сегодня, нага и свободна, и если уж любить, то до самозабвенья, если мстить — то без удержу. Мне позволено все — кто посмеет запретить? Я — королева. Сегодня я разорвала колдовской круг своей жизни, сегодня я плачу все долги. Я другая — не знаю, святая или грешница, но только не частично, а сразу, целиком и вся. О, милый, милый Азазелло, я лечу! Этот иностранец — я теперь знаю наверно — совсем не опасен. Я согласна на все — вот так, сразу — головой в омут, ведьмой в ад... Ради него, Мастера. Прощай все — сад, деньги, готический особняк — как смешно! Я знаю, что приду к нему сегодня, где бы он ни был! Все — сегодня, или ничего — никогда».

VII. Рефлексия.

- Давайте составим синквейн на нашу тему.

(Слайд №15)

VIII. Слово учителя.

(Слайд № 16)

Маргарита была и остается воплощением женственности, самопожертвования, ответственности, подвига, верности, любви, чувственности, преданности. Ей посвящаются стихотворения и картины. О ней поют песни. Она остается вечным образом не только в русской культуре, но и в мировой. Искренне любящая и страдающая женщина тоже ассоциируется с Маргаритой.

(Слайд № 17)

IX. Выставление оценок.

X. Домашнее задание.

Эссе «Кто она, Маргарита Мастера?»


Просмотр содержимого документа
«Полное имя героини»

Полное имя героини - Маргарита Николаевна.

Фамилия Маргариты не указана в романе: "...Возлюбленную его звали Маргаритою Николаевной..." Описание внешности Маргариты: "...на черном ее весеннем пальто..." "...свою руку в черной перчатке с раструбом..." "...туфли с черными замшевыми накладками‑бантами, стянутыми стальными пряжками..." "...развившуюся прядь, ее берет и ее полные решимости глаза..." "...короткие завитые волосы..." "...парикмахерская завивка..." "...черная сумочка лежала рядом с нею на скамейке..." "...кусая белыми зубами мясо, Маргарита..." "...тонкие с остро отточенными ногтями пальцы..." "...Ощипанные по краям в ниточку пинцетом брови..." У Маргариты один глаз косит: "...женщине, в глазах которой всегда горел какой‑то непонятный огонечек..." "...косящей на один глаз ведьме..." У Маргариты низкий голос: "...прозвучал ее голос, низкий довольно‑таки, но со срывами..."
Маргарита - красивая женщина: "...меня поразила не столько ее красота..." "...Она была красива и умна..." "...привлеченный ее красотою и одиночеством..." "...Какая красивая..."
Маргарита хорошо одевается: "...мужчина покосился на хорошо одетую женщину..." Биография

Возраст Маргариты - 30 лет: "...Бездетная тридцатилетняя Маргарита..."

Маргариты Маргарита - замужняя женщина. Она замужем уже более 10 лет: "...С тех пор, как девятнадцатилетней она вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья..." У Маргариты нет детей: "...Бездетная тридцатилетняя Маргарита..." "...была на свете одна тетя. И у нее не было детей..." Муж Маргариты и семейное «счастье» - добрый и состоятельный мужчина. Он любит Маргариту. Но она несчастлива с ним: "...Муж ее был молод, красив, добр, честен и обожал свою жену..." "...Он не сделал мне никогда никакого зла..." "...Маргарита была женою очень крупного специалиста, к тому же сделавшего важнейшее открытие государственного значения..." "...Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить все, что ей понравится..." Маргарита нигде не работает. Она также не занимается хозяйством, потому что у нее есть домработница:  "...Маргарита Николаевна надевала в передней пальто, чтобы идти гулять..." Маргарита несчастна и одинока, несмотря на свою обеспеченную жизнь: "...Она была счастлива? Ни одной минуты!.." "...она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста..."

Характер и личность Маргариты

Маргарита – умная женщина: "...Вы женщина весьма умная и, конечно, уже догадались о том, кто наш хозяин..." "...ответила умница Маргарита..." "...Чем дальше я говорю с вами, – любезно отозвался Воланд, – тем больше убеждаюсь в том, что вы очень умны..." "...ты же умный человек..."

Маргарита - обаятельная и очаровательная женщина: "...сколько такта, сколько умения, обаяния и шарма!.." "...Непременно придут, очаровательная королева..." Маргарита - решительная женщина: "...Все ее действия показывали, что она полна решимости и что она овладела собой..." "...ее полные решимости глаза..." "...пока она не вынула у меня из рук цветы, не бросила их на мостовую..."

У Маргариты хорошая интуиция. Ей сразу не нравится Алоизий Могарыч. В итоге Алоизий оказывается подлецом: "...Жене моей он не понравился до чрезвычайности. Но я заступился за него. Она сказала: – Делай, как хочешь, но говорю тебе, что этот человек производит на меня впечатление отталкивающее..."

Маргарита - щедрый человек. Она дарит домработнице свои вещи: "...Маргарита Николаевна пошла в спальню и вышла оттуда, держа в руках пару чулок и флакон одеколона. Сказав Наташе, что она тоже хочет показать фокус, Маргарита Николаевна подарила ей чулки и склянку..." "...берите на память. Все забирайте, что есть в комнате..."

Маргарита - милосердная женщина. Она жалеет Фриду, гостью на балу у Воланда: "...Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать тот платок, которым она удушила своего ребенка..." "...Я о милосердии говорю Иногда совершенно неожиданно и коварно оно проникает в самые узенькие щелки..."

(Воланд о Маргарите) Маргарита держит свое слово и выполняет свои обещания: "...Я попросила вас за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду. Она ждет, мессир, она верит в мою мощь. И если она останется обманутой, я попаду в ужасное положение. Я не буду иметь покоя всю жизнь..."

Маргарита - гордая женщина: "...Попросить, что ли, самой ? «Нет, ни за что», – сказала она себе..." "...Садитесь, гордая женщина! – Воланд сорвал тяжелый халат с Маргариты..." Маргарита называет себя легкомысленной: "...откровенно вам скажу: я легкомысленный человек..."

Маргарита - непрактичный человек. Она не ищет выгоду во всем, что делает: "...заговорил Воланд, – не будем наживать на поступке непрактичного человека в праздничную ночь...

Маргарита ценит людей, которые что-то делают первоклассно: "...У нее была страсть ко всем людям, которые делают что‑либо первоклассно..."

В Маргарите течет королевская кровь: "...а и притом вы сами – королевской крови..." "...одна из французских королев, жившая в шестнадцатом веке ее прелестную прапрапраправнучку я по прошествии многих лет буду вести под руку в Москве по бальным залам..." (о Маргарите)

Маргарита умеет шить. Она шьет Мастеру его знаменитую черную шапочку: "...черную шапочку с вышитой на ней желтым шелком буквой «М» – Она своими руками сшила ее мне, – таинственно добавил он..." "...перечитывала написанное, а перечитав, шила вот эту самую шапочку..."

Маргарита курит папиросы: "...рядом с раздавленной в волнении коробкой папирос..." "...рядом с недопитой чашкой кофе и пепельницей, в которой дымил окурок..."

Маргарита и встреча с Мастером Однажды замужняя Маргарита знакомится с Мастером. Они влюбляются друг в друга и тайно встречаются: "...Она любила его, она говорила правду..." "...И скоро, скоро стала эта женщина моею тайною женой..." Маргарита счастлива с бедным Мастером, а не с богатым мужем: "...ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги..."

Маргарита готова на все ради Мастера: "...согласна на все, согласна проделать эту комедию с натиранием мазью, согласна идти к черту на куличики..."

Маргарита - верная и надежная спутница Мастера. Она рядом с Мастером и в беде и в радости: "...Я погибаю вместе с тобою. Утром я буду у тебя..."

Маргарита и сделка с дьяволом (Воландом) Однажды Мастер куда-то исчезает. Маргарита разыскивает его, но не находит. Она мучается от неизвестности полгода: "...Вы порядочно постарели от горя за последние полгода..." (о Маргарите) Маргарита заключает сделку с дьяволом (Воландом). Она надеется, что Воланд поможет ей разыскать Мастера: "...как я счастлива, что вступила с ним в сделку! О, дьявол, дьявол!.." "...Ах, право, дьяволу бы заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!.." Согласно сделке, Маргарита должна выступить в роли хозяйки "бала у сатаны". Маргарита выполняет просьбу: "...Ежегодно мессир дает один бал. Он называется весенним балом полнолуния, или балом ста королей Но нужна хозяйка вы не откажетесь принять на себя эту обязанность?.." Для этого Маргариту превращают в ведьму. Она проводит ночь на балу у сатаны (Воланда): "...от встречи с Маргаритой, ставшей ведьмой в эту пятницу!.." Взамен за это Воланд исполняет желание Маргариты. Он возвращает Маргарите ее любимого Мастера: "...Ее не волновали воспоминания о том, что она была на балу у сатаны, что каким‑то чудом мастер был возвращен к ней, что из пепла возник роман, что опять все оказалось на своем месте в подвале в переулке..." Иешуа и Воланд дарят Маргарите и Мастеру вечный покой. Они остаются вместе навсегда - но уже в другом мире: "...то, о чем просил Иешуа за вас же, за вас, – еще лучше..." "...Он не заслужил света, он заслужил покой, – печальным голосом проговорил Левий..." "...вы нас убили, мы мертвы..." Это был цитатный образ и характеристика Маргариты в романе "Мастер и Маргарита" Булгакова, цитатное описание внешности и характера, биография героини, описание ее отношений с Мастером и сделки с дьяволом Воландом и другие материалы для сочинения.


Просмотр содержимого документа
«Цитаты из романа»

Цитаты из романа "Мастер и Маргарита"

Цитаты Иешуа «…оскорблял меня, то есть думал, что оскорбляет…» (Иешуа)

«…Правду говорить легко и приятно …» (Иешуа)

«…всякая власть является насилием над людьми…» (Иешуа)

«...перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил...» (Иешуа)

Цитаты Понтия Пилата «...Зачем же отказываться от того, что предлагается по закону?..» (Понтий Пилат)

«…трусость, несомненно, один из самых страшных пороков Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок…» (Понтий Пилат)

Цитаты автора «…никакою силой нельзя заставить умолкнуть толпу, пока она не выдохнет все, что накопилось у нее внутри, и не смолкнет сама…» (автор)

«…Кто скажет что нибудь в защиту зависти? Это чувство дрянной категории…» (автор)

«…колдовству, как известно, стоит только начаться, а там уж его ничем не остановишь…» (автор)

«…мысли побежали уже по двойному рельсовому пути, но, как всегда бывает во время катастрофы, в одну сторону и вообще черт знает куда…» (автор о Степе Лиходееве)

«…умные люди на то и умны, чтобы разбираться в запутанных вещах…» (автор)

«…За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!..» (автор)

«…не бывает так, чтобы что нибудь тянулось вечно…» (автор) «..все кончается…» (автор)

Цитаты Воланда «…Следуйте старому мудрому правилу, – лечить подобное подобным…» (Воланд о похмелье)

«…тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит…» (Воланд)

«…зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?..» (Воланд)

 «…они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота…» (Воланд)

«…Вторая свежесть – вот что вздор! Свежесть бывает только одна – первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!..» (Воланд)

«…что то, воля ваша, недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих. Правда, возможны исключения…» (Воланд)

«…что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из за твоей фантазии наслаждаться голым светом?..» (Воланд)

«…Странно ведут себя красавицы…» (Воланд)

«…Это – факт. А факт – самая упрямая в мире вещь…» (Воланд)

«…никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!..» (Воланд)

«…Рукописи не горят…» (Воланд)

Цитаты Коровьева «…Что такое официальное лицо или неофициальное? Все это зависит от того, с какой точки зрения смотреть на предмет, все это условно и зыбко. Сегодня я неофициальное лицо, а завтра, глядишь, официальное! А бывает и наоборот . И еще как бывает!..» (Коровьев)

«…Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого, драгоценнейший страж! Вы можете ошибиться, и притом весьма крупно…» (Коровьев)

«…чтобы убедиться в том, что Достоевский – писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение? Да возьмите вы любых пять страниц из любого его романа, и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете дело с писателем. Да я полагаю, что у него и удостоверения-то никакого не было!..» (Коровьев о писателях)

«…вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет!..» (Коровьев)

«…я позволю себе смелость посоветовать вам, Маргарита Николаевна, никогда и ничего не бояться. Это неразумно…» (Коровьев)

Цитаты кота Бегемота  «…Каждый украшает себя, чем может…» (Кот Бегемот)

«…моя жена, если б только она у меня была, двадцать раз рисковала остаться вдовой! Но, к счастью, мессир, я не женат, и скажу вам прямо – счастлив, что не женат. Ах, мессир, можно ли променять холостую свободу на тягостное ярмо!..» (Кот Бегемот)

Цитаты Азезелло «…Трудный народ эти женщины!..» (Азазелло)

«…Оскорбление является обычной наградой за хорошую работу…» (Азазелло)

Цитаты Мастера «…вообще человек без сюрприза внутри, в своем ящике, неинтересен…» (Мастер)

«…когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы!..» (Мастер)

«…вообще не бывает так, чтобы все стало, как было…» (Мастер)

Цитаты Маргариты «…все же и в наслаждении нужно быть хоть немного благоразумной…» (автор передает мысли Маргариты)

«…грусть перед дальней дорогой. Не правда ли, мессир, она вполне естественна, даже тогда, когда человек знает, что в конце этой дороги его ждет счастье?..» (Маргарита)

Цитаты Ивана Бездомного «…Интуристы... До чего же вы все интуристов обожаете! А среди них, между прочим, разные попадаются…» (Иван Бездомный)

«…надо признаться, что среди интеллигентов тоже попадаются на редкость умные. Этого отрицать нельзя!..» (Иван Бездомный)

Цитаты других героев «…худшего несчастья, чем лишение разума, нет на свете?..» (автор передает мысли Рюхина)

«…Никогда слава не придет к тому, кто сочиняет дурные стихи…» (Рюхин)

«…Мало ли чего можно рассказать! Не всему надо верить…» (доктор Стравинский)

«…основная ваша ошибка заключается в том, что вы недооцениваете значения человеческих глаз. Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза – никогда! Вам задают внезапный вопрос, вы даже не вздрагиваете, в одну секунду овладеваете собой и знаете, что нужно сказать, чтобы укрыть истину, и весьма убедительно говорите, и ни одна складка на вашем лице не шевельнется, но, увы, встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и все кончено. Она замечена, а вы пойманы!..» (артист из сновидений Никанора Ивановича Босого)




Просмотр содержимого презентации
«Демонстрация1»

Вставка рисунка

Вставка рисунка

Вставка рисунка

Вставка рисунка

Вставка рисунка

Вставка рисунка

Вставка рисунка

Вставка рисунка

Вставка рисунка

Вставка рисунка

Вставка рисунка

Вставка рисунка

Вставка рисунка

Вставка рисунка

Вставка рисунка

Вставка рисунка

Вставка рисунка

Вставка рисунка

Вставка рисунка

Вставка рисунка

Вставка рисунка

Вставка рисунка

Вставка рисунка

Вставка рисунка

Вставка рисунка

Вставка рисунка

Вставка рисунка

Вставка рисунка

Вставка рисунка

Вставка рисунка

Вставка рисунка

Вставка рисунка

Вставка рисунка

Вставка рисунка

Вставка рисунка

Вставка рисунка

Вставка рисунка

Вставка рисунка

Вставка рисунка

Вставка рисунка

Вставка рисунка

Вставка рисунка


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!