Белякова Наталья Фёдоровна,
учитель школы ВДЦ «Орлёнок»
Урок с использованием игровой технологии
по повести М. Горького «Детство»
1.Тема урока:
Повесть М. Горького «Детство» (итоговый урок)
2.Тема игры:
Литературная игра «5 х 5»
3. Ход игры:
В таблице с клетками «5х5», которую можно заготовить на большом листе, оформить на доске цветными мелками, заготовить на интерактивной доске, по средней линии записывается слово из пяти букв. Например, ШКОЛА, КНИГА, ГЕРОЙ и так далее. Остальные клетки заполняются в ходе игры.
Команды по очереди делают ход, добавляя по одной букве в свободные клетки так, чтобы из заданного слова образовывались новые существительные. Слова могут читаться в любом направлении и начинаться с любой буквы заданного слова. В зависимости от того, в какой графе окажется названная буква, команда получает вопрос из этого раздела.
На обдумывание вопроса и решение, кто от команды будет отвечать, даётся 1-2 минуты.
Затем выслушивается ответ команды. При необходимости его может дополнить следующая по очереди команда.
За правильный ответ – 1 балл
За существенное дополнение – 0,5 балла
За образованное слово из 3 букв команда получает 1 балл, из 4 букв – 2 балла, из 5 букв и более – 3 балла.
Получившиеся слова записываются каждой команде.
Учёт баллов может вести «счётная команда» из 1-2 учеников, либо в каждой команде это поручение выполняет 1 ученик («счётчик»)
Теория | Текст | Автор | Содержание | Куча-мала |
| | | | |
| | | | |
Ш | К | О | Л | А |
| | | | |
| | | | |
Теория
В каком году М. Горький начал работу над повестью «Детство»? Перечислите книги, которые вошли в автобиографическую трилогию Горького.
Автобиография и автобиографическая повесть. В чём отличие?
Почему повествование в повести «Детство ведётся от первого, а не от третьего лица?
Что такое псевдоним?
Текст
Кто это? «Она умела говорить краткие слова как-то так, точно отталкивала ими людей от себя, отбрасывала их, и они умалялись. Мне было ясно, что все её боятся».
Узнайте, кто это. «Это был худощавый, сутулый человек, с белым лицом в чёрной раздвоенной бородке, с добрыми глазами и в очках».
Кратко пересказать эпизод по иллюстрации: «Порка», «Обучение грамоте», «Бабушка на пожаре», «Пляска бабушки» (по жребию).
Восстановите словосочетания так, как они звучат в повести. Кто из героев так говорил:
…мерзости жизни,
…память,
Скула…,
…племя?
Автор
Назовите полные имя, фамилию и отчество автора повести «Детство».
Какие профессии испробовал Алексей Пешков с 9 до 15 лет?
Кто, когда и где возбудил в Алексее Пешкове интерес к чтению книг?
Кто были родители Алёши Пешкова?
Содержание
Охарактеризовать внуков Кашириных: Сашу Михаилова, Сашу Яковова, Алёшу. Почему же в доме Кашириных, где жизнь была одинаковой для всех внуков, растут такие разные типы личности?
Какие эпизоды повести нужно выделить, чтобы охарактеризовать достоинства личности деда Каширина? Почему?
Что ценил в людях главный герой повести Алёша Пешков?
Как воспринимали разорение и нищету дед и бабушка Алёши? Почему исчезли к концу жизни лучшие качества деда? Чем объясняется самоотверженность бабушки?
«Куча-мала»
В ящике находится предмет, с которым связано одно из самых сильных потрясений маленького Алёши. Что это за предмет и с каким событием он связан?
Предмет, находящийся в ящике, помог по-новому раскрыться друг для друга двум главным героям повести.
С помощью этого маленького предмета была осуществлена одна из «свинцовых мерзостей жизни» дома Кашириных.
Предмет, находящийся в ящике, недолго был в руках героя, хотя это его личная награда.
Самоанализ урока
1.Игра проводилась в 7- Д классе. Участвовали 22 ученика.
2. Хорошим итогом работы над темой может стать такая интеллектуальная игра. В своей учительской практике я уже многие годы стремлюсь проводить литературные игры в системе. Причём, в форме игрового урока, зачёта, даже чаще, чем в форме внеклассного мероприятия.
3. Работая над литературной темой, каждый учитель непременно стремится к тому, чтобы учащиеся хорошо знали содержание художественного текста, осмысливали идейно-тематический строй произведения, видели его художественные особенности. Во время игры, конечно, не только знания учащихся по конкретной теме в центре моего внимания, но и их интеллектуальный рост и развитие общего культурного уровня.
4. Предварительное задание было следующее:
а) просмотреть текст повести, обращая внимание на эпизоды, связанные с главными героями – Алёшей, бабушкой, дедом; вспомнить о том, какие предметы связаны с разными событиями жизни героев.
б) повторить материал вступительной статьи учебника к теме «М. Горький».
8. В классе была изменена расстановка мебели для работы 4 групп участников игры. Рассадка была вокруг столов, но так, чтобы всем удобно было видеть всё, что происходит на интерактивной доске ( сетка игры, вопросы, иллюстрации).
5. Начало работы – деление на группы способом «Я выбираю…». Учитель выбирает 4 учеников и предлагает каждому из них выбрать по одному члену группы. Выбранные опять приглашают по одному участнику и т.д. Использую разные способы деления, но в этот раз было так.
Учитель объявляет о начале итоговой литературной игры «5х5».
Представляет двух своих помощников: один помогает у интерактивной доски, второй осуществляет подсчёт баллов (этих учащимися педагог консультирует заранее)
6. Объявляются правила игры. Они записаны на обычной классной доске (чтобы не исчезали с экрана во время игры)
На столах у команд также находится сетка игры, чтобы им удобно было думать над подбором слов.
Команды по очереди делают ход, выполняют полученные задания после обсуждения в группе. Учитель объявляет количество заработанных баллов.
Ученик, помогающий вести учёт баллов, делает это наглядно по ходу игры.
В конце игры объявляются общие итоги.
7. Игру подобной формы я проводила не раз по разным произведениям. Никаких проблем с дисциплиной испытывать не приходится, потому что в ней чёткие правила, потому что всё время требуется внимание и в подборе слов, и в правильности ответов другой группы, так как может появиться возможность дополнить или исправить. Ребята активны, каждый заинтересован в лучшем выполнении задания.
8. Во время рефлексии по окончании игры ребята говорили о том, как приятно себя ощутить внимательным читателем, интересным рассказчиком. Учитель обязательно поблагодарит ребят за продемонстрированные в ходе игры знания и за важнейшее умение слушать друг друга, работать в команде.
9. Интеллектуальную игру, конечно, можно проводить только в том случае, если учитель уверен в хорошем знании текста произведения всеми учениками. В классах, где это не удалось, можно проводить игру с участием лишь отдельных учеников.