СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок с использованием кейс технологии "Демографическая ситуация в Кемеровской области"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок географии по теме "Демографическая ситуация в Кемеровской области"

Просмотр содержимого документа
«Урок с использованием кейс технологии "Демографическая ситуация в Кемеровской области"»

Урок географии по теме "Демографическая ситуация в Кемеровской области"

Цели:

Образовательные:

  • Обобщить и закрепить знания по теме: «Демография»

  • Продолжить формировать умения работать с различными картами.

Развивающие: Продолжить формирование у учащихся:

  • развивать интерес к предмету,

  • логическое мышление;

  • умение работать в группе;

  • грамотных устных формулировок;

  • развивать навыки исследовательской работы;

Воспитательные:

  • Воспитывать уважительное отношение друг к другу при работе в группе, уважение к мнению других;

  • Продолжить формирование у учащихся навыков самостоятельной работы.

  • Продолжить развивать у учащихся трудолюбие и прилежание.

  • Воспитывать умение слушать и слышать;

  • Воспитывать любовь к традициям, культуре поведения.

Тип урока: учебно-познавательный.

Оборудование: атласы, настенные карты « Кемеровской области», статистические данные, кейсы на каждую группу и рекомендации.

                                                      Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку;

- Здравствуйте, ребята!

Догадайтесь, внимательно прослушав строки, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.

Рост населения глобальный –
Факт, разумеется, печальный:
Планета не прокормит нас.
Но ведь и тех, кто гениальны,
На свете больше в сотни раз.
Когда их будет миллион,
Ужель не будет мир спасён?

Демографическая ситуация в Кемеровской области.

Сегодня у нас не совсем обычный урок Я предлагаю вам, опираясь на ваши знания создать кейс. А тему кейса вы должны сформулировать сами. Как вы уже поняли, работать вы будете в группах, поэтому помните – результат вашего труда зависит от каждого члена группы, работайте дружно и слаженно.  Но прежде чем мы начнем работать, я хочу проверить с каким настроением вы пришли на урок. Для этого выберите любой цвет, который вам по душе из цветового  спектра, что у вас на столах (метод «Цветопись Лутошкина»). Кто выбрал красный, оранжевый и желтый цвета, те пришли на урок с восторженным, праздничным и радостным настроением.  А те у кого зелёный цвет – спокойное настроение, синий – грустное, фиолетовый или коричневый цвета – пасмурное настроение.

2. Сообщение целей и задач урока.

 Задача нашего урока  узнать  и закрепить знания по теме: «Демографическая ситуация в Кемеровской области», сформировать представление о демографии Кузбасса. У каждого из вас на столах  имеются рекомендации по работе с кейсом, ознакомьтесь с данными рекомендациями.

Рекомендации по работе с кейсом.

1.     Внимательно изучите  кейс.

2.     Обсудите его в группе, сформулируйте  проблему и запишите её в тетрадь.

3.     На вопросы кейса отвечаете письменно.

4.     Если затрудняетесь ответить, можете использовать текст учебника, атласы, карты, и другие источники информации, которые вы принесли с собой.

5.     От каждой группы выступает один представитель.

6.     Остальные группы внимательно слушают и записывают варианты ответов.  У каждой группы может быть своя  проблема по данному кейсу.

7.     Сформулируйте общую  ключевую проблему.

8.     После выступления всех групп, мы должны сделать общий вывод и записать его.

3. Кейс. Внимание.

Кемеровская область имеет достаточно высокую численность населения – более 2,8 млн. чел. Среди регионов Сибири выше показатель только в Красноярском крае, но его территория в десятки раз больше. Плотность населения Кемеровской области – 30 чел. на кв. км – самая высокая среди регионов азиатской части России, это не по-сибирски освоенный и плотно заселенный регион.

Промышленный профиль экономики Кузбасса обусловил очень высокую долю городского населения – 85% (в среднем по РФ – 73%). Область отличается «двоецентрием» системы расселения, нетипичным для регионов России: близкую численность населения имеют областной центр Кемерово и Новокузнецк. Кроме того, на базе угледобычи сформировалась высокая плотность городских поселений в Южном Кузбассе (такая же система расселения типична и для Донбасса). Кузбасская агломерация включает главный центр – Новокузнецк, города-стотысячники (Прокопьевск, Киселевск и Междуреченск), менее крупные города (Осинники, Мыски, Калтан) и многочисленные промышленные поселки.

За 20 последних лет Кемеровская область потеряла почти 9% населения (280 тыс. чел.). Особенно быстро население сокращалось в кризисные 1990-е гг. В 2000-х гг. сокращение замедлилось, а в наиболее крупных городах (Кемерово, Новокузнецк, Междуреченск) численность населения даже начала расти. Сельское население сокращалось медленнее, чем городское, или даже росло, но это чисто статистический рост, обусловленный административно-территориальными преобразованиями – изменением статуса части рабочих поселков и переводом их в разряд сельских поселений.

Миграционный прирост населения Кемеровской области минимален и в последние годы сменялся оттоком.

Основная социально-демографическая проблема – низкая ожидаемая продолжительность жизни - это «плохая» экология, которая влияет на заболеваемость населения туберкулезом, органов дыхания и пищеварения, появлению новообразований, которые в большинстве случаев приводят к летальному исходу. И еще это следствие высокой смертности мужчин трудоспособного возраста. Среди регионов Сибирского ФО Кемеровская область занимает только 10-е место по ожидаемой продолжительности жизни. Для мужчин в 2008 г. она составляла 58 лет (в целом по стране – 62 года). Помимо неблагоприятных условий жизни, нездорового образа жизни, причиной повышенной смертности мужчин является низкая безопасность и культура труда в угольной отрасли, регулярные аварии на шахтах.

Шаблон для работы

Проблема _______________________________________________________________

Проявления проблемы:

1)_______________________________________________________________________

2)________________________________________________________________________

3)________________________________________________________________________

4)________________________________________________________________________

Идеальное состояние: 1)________________________________________________________________________
2)________________________________________________________________________

3)________________________________________________________________________

4)________________________________________________________________________

Пути решения, направленные на установление причин и следствий:

Ваши выводы.

4. Домашнее задание.

Обсудите ключевую проблему дома с родителями и запишите в тетради их предложения решения данной проблемы.

8. Итог урока.

Наш урок подходит к концу.  Я надеюсь, вы поняли, какой величайшей силой человека являются его знания. Вы отлично поработали. Я получил огромное удовольствие от общения с вами. Интересно, а какое у вас настроение. Давайте проверим, изменилось ли оно к концу урока, пожалуйста  выберите цвет. Урок окончен, спасибо за работу!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!