Урок географии по теме "Демографическая ситуация в Кемеровской области"
Цели:
Образовательные:
Обобщить и закрепить знания по теме: «Демография»
Продолжить формировать умения работать с различными картами.
Развивающие: Продолжить формирование у учащихся:
развивать интерес к предмету,
логическое мышление;
умение работать в группе;
грамотных устных формулировок;
развивать навыки исследовательской работы;
Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение друг к другу при работе в группе, уважение к мнению других;
Продолжить формирование у учащихся навыков самостоятельной работы.
Продолжить развивать у учащихся трудолюбие и прилежание.
Воспитывать умение слушать и слышать;
Воспитывать любовь к традициям, культуре поведения.
Тип урока: учебно-познавательный.
Оборудование: атласы, настенные карты « Кемеровской области», статистические данные, кейсы на каждую группу и рекомендации.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку;
- Здравствуйте, ребята!
Догадайтесь, внимательно прослушав строки, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.
Рост населения глобальный –
Факт, разумеется, печальный:
Планета не прокормит нас.
Но ведь и тех, кто гениальны,
На свете больше в сотни раз.
Когда их будет миллион,
Ужель не будет мир спасён?
Демографическая ситуация в Кемеровской области.
Сегодня у нас не совсем обычный урок Я предлагаю вам, опираясь на ваши знания создать кейс. А тему кейса вы должны сформулировать сами. Как вы уже поняли, работать вы будете в группах, поэтому помните – результат вашего труда зависит от каждого члена группы, работайте дружно и слаженно. Но прежде чем мы начнем работать, я хочу проверить с каким настроением вы пришли на урок. Для этого выберите любой цвет, который вам по душе из цветового спектра, что у вас на столах (метод «Цветопись Лутошкина»). Кто выбрал красный, оранжевый и желтый цвета, те пришли на урок с восторженным, праздничным и радостным настроением. А те у кого зелёный цвет – спокойное настроение, синий – грустное, фиолетовый или коричневый цвета – пасмурное настроение.
2. Сообщение целей и задач урока.
Задача нашего урока узнать и закрепить знания по теме: «Демографическая ситуация в Кемеровской области», сформировать представление о демографии Кузбасса. У каждого из вас на столах имеются рекомендации по работе с кейсом, ознакомьтесь с данными рекомендациями.
Рекомендации по работе с кейсом.
1. Внимательно изучите кейс.
2. Обсудите его в группе, сформулируйте проблему и запишите её в тетрадь.
3. На вопросы кейса отвечаете письменно.
4. Если затрудняетесь ответить, можете использовать текст учебника, атласы, карты, и другие источники информации, которые вы принесли с собой.
5. От каждой группы выступает один представитель.
6. Остальные группы внимательно слушают и записывают варианты ответов. У каждой группы может быть своя проблема по данному кейсу.
7. Сформулируйте общую ключевую проблему.
8. После выступления всех групп, мы должны сделать общий вывод и записать его.
3. Кейс. Внимание.
Кемеровская область имеет достаточно высокую численность населения – более 2,8 млн. чел. Среди регионов Сибири выше показатель только в Красноярском крае, но его территория в десятки раз больше. Плотность населения Кемеровской области – 30 чел. на кв. км – самая высокая среди регионов азиатской части России, это не по-сибирски освоенный и плотно заселенный регион.
Промышленный профиль экономики Кузбасса обусловил очень высокую долю городского населения – 85% (в среднем по РФ – 73%). Область отличается «двоецентрием» системы расселения, нетипичным для регионов России: близкую численность населения имеют областной центр Кемерово и Новокузнецк. Кроме того, на базе угледобычи сформировалась высокая плотность городских поселений в Южном Кузбассе (такая же система расселения типична и для Донбасса). Кузбасская агломерация включает главный центр – Новокузнецк, города-стотысячники (Прокопьевск, Киселевск и Междуреченск), менее крупные города (Осинники, Мыски, Калтан) и многочисленные промышленные поселки.
За 20 последних лет Кемеровская область потеряла почти 9% населения (280 тыс. чел.). Особенно быстро население сокращалось в кризисные 1990-е гг. В 2000-х гг. сокращение замедлилось, а в наиболее крупных городах (Кемерово, Новокузнецк, Междуреченск) численность населения даже начала расти. Сельское население сокращалось медленнее, чем городское, или даже росло, но это чисто статистический рост, обусловленный административно-территориальными преобразованиями – изменением статуса части рабочих поселков и переводом их в разряд сельских поселений.
Миграционный прирост населения Кемеровской области минимален и в последние годы сменялся оттоком.
Основная социально-демографическая проблема – низкая ожидаемая продолжительность жизни - это «плохая» экология, которая влияет на заболеваемость населения туберкулезом, органов дыхания и пищеварения, появлению новообразований, которые в большинстве случаев приводят к летальному исходу. И еще это следствие высокой смертности мужчин трудоспособного возраста. Среди регионов Сибирского ФО Кемеровская область занимает только 10-е место по ожидаемой продолжительности жизни. Для мужчин в 2008 г. она составляла 58 лет (в целом по стране – 62 года). Помимо неблагоприятных условий жизни, нездорового образа жизни, причиной повышенной смертности мужчин является низкая безопасность и культура труда в угольной отрасли, регулярные аварии на шахтах.
Шаблон для работы
Проблема _______________________________________________________________
Проявления проблемы:
1)_______________________________________________________________________
2)________________________________________________________________________
3)________________________________________________________________________
4)________________________________________________________________________
Идеальное состояние: 1)________________________________________________________________________
2)________________________________________________________________________
3)________________________________________________________________________
4)________________________________________________________________________
Пути решения, направленные на установление причин и следствий:
Ваши выводы.
4. Домашнее задание.
Обсудите ключевую проблему дома с родителями и запишите в тетради их предложения решения данной проблемы.
8. Итог урока.
Наш урок подходит к концу. Я надеюсь, вы поняли, какой величайшей силой человека являются его знания. Вы отлично поработали. Я получил огромное удовольствие от общения с вами. Интересно, а какое у вас настроение. Давайте проверим, изменилось ли оно к концу урока, пожалуйста выберите цвет. Урок окончен, спасибо за работу!