СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок с самоанализом 5 класс Лоскутное шитье с использованием современных технологий

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с самоанализом к презентации  5 класс Лоскутное шитье к УМК Тищенко и Синица неделимые классы

Просмотр содержимого документа
«Урок с самоанализом 5 класс Лоскутное шитье с использованием современных технологий»





План-конспект урока

по

технологии

в 5 классе

МБОУ СОШ № 178 города Новосибирска

на тему:

«Декоративно-прикладное творчество»









Разработал: Чередова Г. Д.

слушатель курсов профессиональной переподготовки: «Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

Проверил: Борисова О.Л.














Новосибирск, 2019 г.






Тема урока: Декоративно-прикладное искусство

Дата оформления: 28.08.19

Тип урока: урок открытия «нового» знания

Технология урока: саморазвития личности, информационно-коммуникационные, проектной деятельности

Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с видами декоративно - прикладного искусства

Задачи урока:

-способствовать формированию и развитию знаний о старинных и современных видах декоративно-прикладного творчества;

-ознакомить с проектами изделий в технике лоскутного шитья

-способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету «Технология».

-проинформировать о профессии: художник декоративно-прикладного искусства;

Планируемые образовательные результаты урока:

Предметные: Знания: о видах декоративно-прикладного искусства и проектах в технике лоскутного шитья.

Умения: различать виды декоративно-прикладного искусства, составлять план выполнения проекта.

Метапредметные:

Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, умения делать выводы, прогнозировать, работать по алгоритму (плану).

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные: диалог, организация учебного сотрудничества.

Личностные: Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, смыслообразование, гражданская идентичность, патриотизм, развитие готовности к самостоятельным действиям, реализация творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности.


Основные термины, понятия: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество.


Межпредметные связи: история, география, изобразительное искусство, информатика

Оборудование: проекты обучающихся прошлых лет обучения; видеофильм «Производство ткани», образцы ткани, материалы и инструменты для выполнения практической работы, компьютер, проектор.


Дидактическое обеспечение: учебник технологии & 24; рабочая тетрадь, презентация к уроку; инструкционные карты.

План урока:

1. Организация класса - 2 мин.

2. Актуализация темы, повторение пройденного материала – 5 мин.

3. Сообщение нового материала – 10 мин.

4. Выполнение практической работы (с перерывом на физкультминутку) – 25 мин.

5. Подведение итогов урока – 3 мин.

Ход урока

Организационный этап. Включение обучающихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность;

Учитель: Все расселись по местам. Никому не тесно? По секрету скажу вам:

«Будет интересно!»

Актуализация знаний и умений учащихся. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель организует работу на выполнение задания.

Цель: познакомиться с видами ремесла.

Слайд1

Задание 1: Сложи картинку и назови вид ремесла (лоскутное шитье, вязание, роспись по ткани, вышивка)

Задание 2:Что такое ремесло? (изготовление различных вещей ручным способом)

Задание 3: Кто такие ремесленники? (люди, которые этим занимаются)

Слайд2

Задание каждой команде: найти слово, которое обозначает название дома. (на столах карточки - составить слово )

Выкавши, плетекружевоние, ниевяза, письрос по девуре, письрос по иткан, ткачествоковро

(ответы учащихся)

Слайд3

Вышивка, Кружевоплетение, Вязание, Роспись по дереву, Роспись по ткани, Ковроткачество.

Учитель просит выдвинуть предположение о цели урока. Фиксирует на доске цель урока.

Девочки, сформулируйте цель нашего урока:

К своему ответу добавьте действие

«Познакомиться» «Иметь представление»

( ответы учащихся - познакомиться с видами декоративно-прикладного искусства; иметь представление о народном творчестве)

Учитель:

Цель намечена. Теперь необходимо поставить ряд задач, которые приведут к конечному результату. Кто попробует сформулировать их?

Ответы:

  1. Изучить виды ДПИ

  2. Воспитывать интерес к русским традициям

  3. Формировать представление о народном творчестве

Учитель:

Совершенно верно ребята, вот и наш эпиграф к уроку «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». А как вы думаете, как можно сформулировать тему урока?

Ученик: Декоративно-прикладное искусство.

Учитель: действительно, тема урока – декоративно-прикладное искусство. А теперь поставьте для себя личную цель. Обратите внимание на плакат. (учащиеся читают и выбирают цель).

  1. Работать творчески и эффективно.

  2. Самостоятельно создавать придуманный образ.

  3. Научить высказывать и отстаивать собственное мнение.

  4. Уметь анализировать и оценивать свою работу и товарища.

Учитель: Молодцы! Запишем тему урока, личную цель.

Основной этап. Этап изучения новых знаний и способов деятельности («открытие» детьми нового знания)

Ц ели этапа: развивать у учащихся творческое воображение видов ДПИ, увлечь, заинтересовать народным творчеством.

Сегодня мы осуществим увлекательное путешествие в удивительную страну Ремесел. Просмотр видеофильма «Живое дерево ремесел»


П риобщаясь к народному искусству, вы станете лучше понимать и верно оценивать изделия художественного творчества, относиться к ним с большей любовью. А может, захотите сами, своими руками творить эту красоту? Ведь не зря говорят: время держится мастерами и надеется на мастеров.

Слайд 5. Что такое узорное ткачество? (Ткачество со сложным переплетением и использованием цветных ниток) Стр.151 учебник.

(учащиеся самостоятельно ищут ответы на вопросы, чья команда подготовиться первая, та и отвечает, за правильный ответ получает жетон. Кто больше соберет жетонов, тот и победитель).



Что такое гобелен?

(Гобеле́н (фр. gobelin), или шпалера, — один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей).


Новосибирский художник декоративно-прикладного искусства Нойфельд Дора Константиновна ( работы на фото выставке на стенде )

(Познавательные УУД – приобретать новые знания в процессе наблюдений и рассуждений)

Команда даёт свои ответы и обосновывает их. (коммуникативные: взаимодействие, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Вы ребята замечательно справились с заданием, получайте жетон.

Учащиеся рассматривают слайды, отвечают на вопросы, находя информацию в учебнике &24 стр. 151-155.

Слайд 6 Вопросы: (на слайде) учебник стр.152

Что такое вышивка? (Вышивание вид ДПИ, в котором узор и изображение выполняются вручную иглой или посредством вышивальной машины)

Какие счетные швы вы знаете? (набор, роспись, счетная гладь, крест)

Чем характерна вышивка «орловский спис»? (вышивка прямыми стежками нитками красного цвета, с добавлением ниток синего цвета; цветы, птицы, животные)


Вышивка С целью актуализации знаний проводится краткая беседа с учащимися, входе которой задаются вопросы.

Вопросы:

  1. Девочки, есть ли у вас дома изделия с вышивкой? У кого есть поднимите руки. (у всех детей есть вышивка, на одежде)

  2. Кроме одежды, какие изделия можно украсить вышивкой? (аксессуары, изделия для украшения интерьера: подушки, панно ит.д.)


Учитель организует работу по распознанию видов ДПИ

продолжает слайд-шоу

Учащиеся самостоятельно проводят исследования ответов на вопросы.

(Познавательные УУД – искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи - в учебнике, энциклопедии. Определять последовательность своей работы, находя ответы в дополнительной литературе . Слушать и понимать речь других; читательские компетентности,

Ответы учащихся на вопросы:

С лайд 7 Кружевоплетение стр.152 учебник


  1. Какие кружева называют застывшими красками северной зимы?

  2. Где находится самый знаменитый кружевной промысел?

Вологодское кружево; в Вологодской области)






Слайд 8 Вязание стр.153 учебник


  1. Какие инструменты используют при вязании? (спицами и крючком)

  2. Какие существуют виды оренбургских платков? (простой –шаль; паутинка –ажурное изделие; палантин тонкий шарф-накидка)


Слайд 9 Роспись по дереву

Рис.99, стр.154 учебник

Задание командам: какие еще вам известны виды росписи по дереву.

(хохломская, городецкая, мезень)

А как называется знаменитая роспись металлических подносов? (жостовская) А как называется знаменитая сине-белая роспись? (гжель)

С лайд 10 Роспись по ткани

Рис.100, стр. 155 учебник

Задание командам: распознать технику выполнения (батик)

Слайд 11 Ковроткачество

Рис.101, стр. 155 учебник

Какие народы занимаются ковроткачеством? (искусство пришло из арабских стран, одно из ведущих ремесел Дагестана)



Учитель: Вот и закончена наша экскурсия. Прослушав ваши сообщения, можем ли мы ответить на поставленные вопросы?

Вопросы:

-Что объединяют все виды ДПИ? (все виды ДПИ объединяют художествен-ные и практические свойства. Слово прикладной означает, что вещи имеют практическое применение. Слово декоративный произошло от латинского dekorare – украшать.

-Какой вид вам больше всего понравился?

Подведение итогов по первому заданию. Каждая команда подсчитывает количество правильных ответов.

Этап проверки понимания урока.

Цель этапа: понять учебную задачу и стремление к выполнению. Искать подходящие способы достижения цели урока.

Учитель:

Прочитайте на слайде 12 поговорку: «Глаза боятся, а руки делают». Как вы понимаете эти слова?

Ученик: Нужно любую работу выполнять.

После ознакомления с видами декоративно-прикладного искусства, я думаю, что у каждого из вас появилось желание изготовить что-то своими руками. И сегодня такая возможность у вас есть. Результатом обучения вас лоскутному мастерству будет комплексный проект.

Физкультминутка.

Цель этапа: Снять усталость в процессе умственных занятий.

Ну-ка дружно по порядку

Выходите на зарядку!

Руки мы в локтях согнули

Вверх подняли, замахали,

Спрятали за спину их

Ах, давайте оглянемся

Через правое плечо

Через левое еще!

Тихо все сейчас присели,

Посидели, посидели

А теперь друзья встаем

И за парты все идем.


С лайд 13 Проект Пузановой Кати.

Мы отправимся в «Мастерскую Ремесел», где вам предстоит создать проект предмета быта. Это будет Аппликация. Свой дизайнерский замысел вы можете воплотить в жизнь, если хорошо продумать, из каких материалов его изготовить.

Учитель:

Как вы думаете, легко ли ее выполнить?

Для того, чтобы выполнить данную работу, обратимся к технологической карте – Слайд 14. Выберите необходимые инструменты и материалы (ножницы, игла, нитки, лоскуты ткани, шаблоны) все это понадобится вам на следующем уроке.

Этап практической работы.

Цель этапа:

Вы уже выполняли аппликацию из бумаги в начальных классах, в 5-м классе мы ее выполним из ткани и прикрепим не клеем, а зигзагообразным швом на швейной машине. Вторую сторону мы выполним в технике лоскутного шитья на последующих уроках.

Изготовление эскиза-проекта аппликации.

Самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.

Ход выполнения изделия.

Нарисуйте эскиз рисунка аппликации из разных лоскутков ткани для одной из сторон прихватки.

Анализ. Планирование работы.

Учитель организовывает актуализацию способов изучения действий достаточных для построения новых знаний.

-Какую цель ставите перед собой на уроке?

(обратить внимание на плакат)

-Что я буду делать?

-Для чего нужно знать виды ДПИ

Переходим к следующему этапу. Пробное действие. Чтобы понять, что я не знаю и самому найти способ решения.

ЗАТРУДНЕНИЕ!

ОСТАНОВИТЬСЯ И ПОДУМАТЬ!

Задание: выполнение эскиза прихватки

(УУД коммуникативные - сотрудничество, выполнение разных ролей в группе, П. Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). Определяют насколько сложное задание, сколько времени оно займет. Ответы учащихся. Аргументация и устранение ошибок в неправильных ответах. Работа с учебником и справочной литературой.

Каждая команда представляет свою работу. За полный ответ в данном конкурсе команда получает ключ.

Самостоятельная работа.

(выполняют работу под музыку)

Рефлексия учебной деятельности.

Цель этапа:

Учащиеся оценивают собственную деятельность на уроке

Поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока

Зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности

Обсудить и записать домашнее задание.


Презентация эскизов (защита своей работы учащимися, выставление оценок)

Слайд 15 Рефлексия урока.

Учитель:

Девочки, давайте вернемся к теме и цели урока.

Как вы думаете, наша цель достигнута?

Ученик: (ответ…)

Учитель:

-Чему научились на уроке?

-С какими трудностями вы столкнулись на уроке?

-Что больше всего вам понравилось?

-А все ли виды ДПИ мы рассмотрели? Какие вы знаете еще?

-Какие виды вы уже умеете выполнять?

-Какому виду вы хотели бы научиться делать?

Учитель:

Сегодняшний урок был значим для вас?

Скажите, что получилось у вас хорошо, что не получилось?

Да, действительно, даже легкую, на первый взгляд, работу нужно продумывать. А нам с вами нужно это знать?

Заключительный этап.

Учитель:

Девочки, огромное вам спасибо за урок, вы прекрасные мастерицы. Я, считаю, что мы отлично справились с заданием. Путешествие прошло отлично. Мы вспомнили с вами все народные промыслы. Повторили слова, которые узнали на уроке. А теперь подсчитаем ключи и подведем итог нашей работы.

Слайд16 Домашнее задание: учебник & 24, рабочая тетрадь: задание 23 п1-5, стр. 60, 61; подобрать лоскуты для выполнения аппликации на прихватке (цель домашнего задания, закрепить полученные знания самостоятельно).

Слайд 17 Опережающее задание. Один из вариантов.

Слайд 18 Список использованных материалов: Рабочая программа по технологии и КИМ «Технологии ведения дома» 5 класс/ сост. О.Н. Логвинова. - М.: ВАКО, 2014 к УМК: (методическое пособие, учебники рабочая тетрадь) Н.В.Синица, В.Д. Симоненко «Технология ведения дома» 5 класс М.: «Вентана-Граф», 2015;

материалы из презентации учителей технологии: Коновой И.В., Рябовой Т.Н. Гылиной Т.В.

На следующем уроке обучающиеся смогут проверить свои знания по видам ручного творчества с помощью интерактивной игры «По страницам ручного творчества» учителя технологии Гылиной Т.В.

Физкультминутки в 5-7классах


Самоанализ урока

1. Внешние связи урока: Урок «Декоративно-прикладное искусство» -

первый сдвоенный урок в разделе «Художественные ремесла». В 5-х классах на предыдущих уроках уже было создано изделие из текстильных материалов – фартук. Последующие уроки углубляют знания обучающихся 5-го класса о правильном применении натуральных тканей растительного происхождения для изготовления текстильных изделий в технике лоскутного шитья. В 6 и 7 классе продолжается изучение технологии изготовления плечевого и поясного изделий из текстильных материалов, а также других видов рукоделия: в 6 классе – вязание (вязание крючком ковриков кругляшей из нарезанных полосок ткани), а в 7 – роспись по ткани и вышивание, в 8 классе возможен выбор выполнения проекта в любой технике рукоделия.

Межпредметные связи: география, история, изобразительное искусство, математика, информатика.

2. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса:

Образовательная:

  • получить новые сведения о видах рукоделия;

  • сформировать у учащихся четкое представление об этапах изготовления проектного изделия в технике лоскутного шитья;

Развивающая:

  • формирование устойчивого интереса к предмету,

  • развитие внимания,

  • логического мышления.

Воспитательная:

  • формирование у обучающихся навыков совместной деятельности, умение работать в группах;

3. Характеристика замысла и этапов урока:

I. Общая организация урока

1. Последовательность и распределение этапов урока по времени

План практического урока:

1).Организация класса - 2 мин.

2).Актуализация темы, повторение пройденного материала – 5 мин.

3). Сообщение нового материала – 5 мин.

4).Выполнение практической работы (с физкультминуткой) – 30 мин.

5). Подведение итогов урока – 3 мин.

2.Организация познавательной деятельности на уроке.

С помощью игровых ситуаций обучающиеся психологически были подготовлены к изучению новой темы. Организационная часть данного урока была чёткой, переход к следующему этапу прошел логично. Учащиеся на протяжении всего урока работали в командах и индивидуально. Для организации внимания использовались презентация, готовые образцы изделий, выполненные в технике лоскутного шитья, инструкционная карты по выполнению аппликации.

Имеет место предварительная формулировка цели учебного занятия и актуализация значимости нового учебного материала для обучающихся.

Постановка учебной задачи осуществляется с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

Для выполнения работы на столах у обучающихся лежит все необходимое для проведения практической работы (рабочая тетрадь и инструменты).

(сочетание групповой при изучении нового материала и индивидуальной работы при выполнении практической работы с записью результатов в тетрадь). Во время урока соблюдаются перерывы для физкультминуток.

Во время урока проведено введение в профессию художников декоративно-прикладного искусства в виде интерактивной игры «По страницам ручного творчества» и знакомства с работами новосибирской мастерицы Киселевой Т.Е. (фотовыставка – на стенде в кабинете технологии)

Учебный материал подобран в соответствии с целью и задачами занятия и согласно возрастным особенностям обучающихся. Многие из них занимаются различными видами рукоделия, проявляют интерес к истории декоративно-прикладного творчества. Ответы на поставленные вопросы стараются давать полные. Активно участвуют в обсуждениях и также активно задают вопросы по интересующей их информации.

Цель урока была достигнута, поставленные задачи выполнены. Время занятия было рационально распределено и проведено по плану.

3. Подведен итог урока. Закреплен изученный материал, проведена рефлексия и дано домашнее задание.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!