СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок самопознания Урок № 22 Тема: Мир человеческих взаимоотношений

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 5 «А»; 5 «Б»

Ценность: праведное поведение

Качества: доброта, помощь, дружба.

 

Цель: расширение представления о человеческих взаимоотношениях через общечеловеческую ценность праведное поведение.

Задачи:

-раскрывать понятие доброта

-развивать стремление помогать окружающим

-воспитывать дружбу

Ресурсы: (материалы, источники)

Ход урока:

Орг. Момент.

5 Д (дисциплина с любовью, долг, доброта, дружба, доверие)

 

Просмотр содержимого документа
«Урок самопознания Урок № 22 Тема: Мир человеческих взаимоотношений»

9 класс

Урок 21. МЕЧТА И РЕАЛЬНОСТЬ


Цель: расширение представлений учащихся о цели жизни как основе личностного роста.

Задачи:

- углубить знания о понятиях «цель жизни», «смысл жизни», «призвание»;

- развить потребности в служении обществу;

- воспитывать целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной цели.

Круг радости

В стихотворении К. Ковальджи, которое учитель дарит учащимся в начале урока, звучит идея об ответственности человека за выбор своего пути:


Кирилл Ковальджи

Юность - это варианты рая,

Впереди дорог не перечесть,

И мне сладко медлить, выбирая,

Ведь пока не выбрал – выбор есть.


Мой он, расширяющийся, личный Мир.

Со всеми поделиться рад

Я своим богатством очень личным,

Ведь пока не выбрал - я богат.

Далее следует задать вопрос о смысле фразы: «...ведь пока не выбрал - я богат». Комментируя ответы учеников, важно подчеркнуть, что поэт говорит о множестве путей и дорог, которые открыты для юношества. После этого объявляется тема урока, грани которой определяются в процессе беседы по вопросам, представленным в учебнике:

1. Вспомните свою мечту из раннего детства. Сохранилась ли она? Почему?

2. О чем вы мечтаете сейчас?

3. Верите ли вы в то, что мечты сбываются? Поясните ответ.

Заслушав ответы учеников, нужно пояснить, что на данном уроке мечта будет рассматриваться с точки зрения планов, которые строит человек для осуществления своих достижений в будущем.

Чтение

В рассказе, предлагаемом в учебнике, приводится история орла, долгие годы живущего в неволе. Мечта в данном тексте рассматривается как богатство человека.


ПУТИ ПОЗНАНИЯ МИРА

Билл Ньюмен

Где-то на западе Америки жил один человек, который изловил орла и держал его в неволе целых 17 лет. Поскольку 164 в конечном итоге ему пришлось уехать из родных мест, он объявил, что продаст все свое добро на своего рода аукционе, а в конце распродажи пообещал освободить старого орла, которого держал в клетке столь длительное время. Люди приехали из разных, в том числе очень дальних мест, чтобы увидеть, как будут выпускать мощную птицу.

Распродажа закончилась. Над землей висели тучи, темные и мрачные. Клетку распахнули, но орел не шевельнулся. Хозяин позвал его раз и другой, однако птица все равно не покидала свою многолетнюю тюрьму.

Наконец, владелец вынул орла и попробовал изо всех сил подтолкнуть его вверх. Но птица распростерла свои широкие крылья лишь затем, чтобы снова сесть на плечо хозяина. Мужчину охватило смущение. И в этот момент из-за туч пробился яркий луч солнца, ударив орлу прямо в глаза. Птица тут же взмыла вверх, словно притянутая магнитом. Когда вам в глаза блеснет луч солнца, когда вы увидите все те нынешние и перспективные возможности, которые дает жизнь, - только тогда вы и начнете по-настоящему летать.

Беднее всех не тот, у кого нет ни гроша, а тот, у кого нет мечты.

У вас лишь одна жизнь, и вы можете испробовать ее только раз. Поэтому стройте большие планы.

Жизнь наполнена вызовами, благоприятными случаями и вершинами, на которые стоит совершить восхождение и за которыми видны новые горы. Когда поиск новых вершин, которые можно покорить, уже перестает интересовать человека, его жизнь близится к концу.

Нельзя мыслить категориями охоты за мышами и ожидать, что вам удастся добыть льва.

Анализ проводится по вопросу

Почему в жизни нужно мечтать?

В завершение обсуждения вопроса надо привлечь внимание учащихся к выдержке из текста: «Жизнь напол­нена вызовами, благоприятными случаями и вершинами, на которые стоит совершить восхождение и за которыми видны новые горы. Когда поиск новых вершин, которые можно покорить, уже перестает интересовать человека, его жизнь близится к концу». Далее следует пояснить, что мечты человека - это его большие и малые вершины, покорение которых наполняет жизнь смыслом.

Цитата урока

Слова К.Паустовского помогут учащимся осознать, что способность мечтать - это двигатель развития не только человека, но и всего человечества.

Если отнять у человека способность мечтать, то отпадет одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего.

Константин Паустовский

Учебная информация

Сведения, представленные в учебнике, приведены с целью систематизировать представления учащихся о значении мечты как планов на будущее в жизни человека:

Мечта - это мысленно представляемое стремление человека достичь чего-либо, предмет желаний. Мечта позволяет человеку строить планы на будущее, искать пути и способы обретения желаемого. Мечта придает особенные силы, развивает творческие способности, если основана на подлинной любви к окружающему миру.

Размышление над ситуацией

История, изложенная в рубрике «Ситуация», довольно распространена. По-разному складываются судьбы тех, кто не поступил в вуз, о котором мечтал. В этой истории есть детали, которые помогут учащимся домыслить будущее Айсулу и дать ей советы.

Прочитайте историю, которая часто происходит в жизни выпускников школы. Что вы можете посовето­вать Айсулу?

***

Айсулу мечтала быть переводчиком! Непременно переводчиком! Японская поэзия всегда восхищала ее, и она задумала прочитать Басе в подлиннике. Прочитать без словарей, чтобы чувствовать красоту языка и наслаждаться музыкой хокку.

Чтобы поступить в университет на факультет мечты, нужно пройти тестирование по четырем предметам. Казахский, история, английский, литература. Языки и литературу Айсулу знала хорошо. Но история! Даты и события имели привычку путаться в голове юной выпускницы гуманитарной гимназии. «Зубрить» не было смысла. «Нужно чувствовать эпоху!» - значительно говорила учительница этого непостижимого для Айсулу предмета.

И она поставила цель: во что бы то ни стало одержать победу и «почувствовать историческую эпоху»! Бессонные ночи за учебниками и насыщенные дни в библиотеках! Проверяя себя по контрольным вопросам, Айсулу все более убеждалась, что история «поддается».

И вот настал день экзамена. Айсулу встала рано. Наскоро позавтракав, вышла из дома задолго до начала тестирования. Время тянулось медленно. Вот пригласили в аудиторию. Раздали варианты заданий. Затем заполнение оценочного листа. И, наконец, время для ответов. Как и планировала, девушка в первую очередь ответила на вопросы по языкам и литературе. А теперь - история! На неё удалось оставить целых полтора часа. Айсулу уверенно обводила ответы, в правоте которых не сомневалась.

А результаты? Они совсем не слабые! Вечером на специальном стенде девушка не сразу нашла свою фамилию среди фамилий других абитуриентов. А когда нашла, очень обрадовалась: она набрала 98 баллов! Из них 28 из 30-ти возможных - по истории. Так держать, Айсулу! У тебя есть хороший шанс поступить в университет.

Прошло несколько недель. По результатам зачисления в вуз приемная комиссия вывесила списки. Айсулу по нескольку раз перечитывала каждый. Ни в одном из них не было ее фамилии. «Ошибка, это просто ошибка», - повторяла про себя девушка. Но ошибки не произошло. Абитуриенты подсказали: проходной балл - 99. Вот так... Айсулу не хватило одного балла. Всего лишь одного балла! Слезы навернулись на глаза: что же теперь делать?

Анализируя ситуацию, учащиеся отметят стремление девушки поступить в вуз и получить любимую профессию. Оно выразилось в высокой трудоспособности и большой целеустремленности Айсулу. Совет, который можно дать, состоит в том, чтобы не расслабляться, не падать духом и сделать еще одну попытку поступить на следующий год. Время, в течение которого предстоит ждать новое поступление, нужно провести с пользой: устроиться на работу, глубже изучить предметы, по которым проводится тестирование. Это один из вариантов. Учителю следует обсудить с учащимися и другие с тем, чтобы выработать умение принимать решение в самых трудных ситуациях.

Задание

В задании предлагается проанализировать конечные результаты достижения цели с точки зрения вопроса «зачем?». Это даст учащимся возможность сделать попытку спроектировать дальнейшую жизнь и, как следствие, уточнить и скорректировать цели.

Прочитайте размышжния известного современного педагога Николая Щетинина. Попробуйте проанализи­ровать свою мечту с точки зрения вопроса «зачем?» С этой целью попробуйте представить, что мечта осуществилась. Как изменится при этом ваша жизнь?

* * *

Великий и вечный вопрос «зачем?» ставит перед нами цель. Чтобы не растеряться в сложных, драматических коллизиях жизни, учителю и ученику надо всматриваться в будущее, всякий раз уточняя, совершенствуя его образ. Это большая, напряженная, требующая систематических и целенаправленных усилий работа. Мечта должна быть радостной, светлой. Помните Чернышевского: «Будущее светло и прекрасно». Мечта - непревзойденный стимул поисковой активности человека, если она не набросок, не схема, а яркая, физически ощутимая картина, с которой человек сросся, как с реальностью, отодвинутой,во времени.

У вас не получилось? Слабо мечтали или мечтали в одиночку.

«Моя душа, я помню, с детских лет прекрасного искала...» «Я знал одной лишь думы власть, Одну, но пламенную страсть...»

Страстно искала душа, и родился гений. Каждый находит в жизни то, что хочет найти. Если наши ребята будут искать светлое, они его найдут непременно. Важно, чтобы у этого поиска был верный компас - мечта. Учить и учиться мечтать, переносить воображаемого себя в воображаемое будущее, видеть будущее свое и своего народа - один из самых надежных и действенных приемов.

Николай Щетинин

Резюме

Обобщая изученное на уроке, учитель пояснит, что, осуществляя мечту, человек мобилизует все свои жизненные силы, а значит, растет и развивается. Значит, мечта нужна каждому!

От сердца к сердцу

Пригласив учащихся в круг, учитель предлагает им угадать мечту своего соседа. Например: «Мне кажется, мечта Жанибека - стать чемпионом по плаванию» или «Я думаю, мечта Зарины - стать известной пианисткой». В этом приеме есть доля шутки, но человеку, о котором идет речь, будет о чем задуматься.


















Урок 22. МЕЧТА И РЕАЛЬНОСТЬ


Цель: расширение представлений учащихся о цели жизни как основе личностного роста.

Задачи:

- углубить знания о понятиях «цель жизни», «смысл жизни», «призвание»;

- развить потребности в служении обществу;

- воспитывать целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной цели.

Круг радости

Поприветствовав учащихся и пригласив их в круг, учитель предлагает им сказать, о чем можно мечтать. Девятиклассники, опираясь на свои знания и опыт, коснутся в своем перечне профессии, социального статуса, дружбы, любви, личностных достижений.

Далее учитель обращает внимание группы на Цитату урока, представленную в учебнике:

В жизни следует ставить перед собой две цели. Первая цель - осуществление того, к чему вы стремитесь. Вторая цель - умение радоваться достигнутому. Только самые мудрые представители человечества способны к достижению второй цели.

Логан Пирсалл Смит

Это вторая цитата в рассматриваемой теме. В ней автор высказывает важнейшую для усвоения темы идею о том, что нужно не только огорчаться неудачами, но и радоваться достижениям. Такой поворот поможет учащимся осмыслить пути выхода из неудачи и возможность обретения новой цели.

Чтение

Статью корреспондента молодежной газеты И.Руденко мы рассматриваем как иллюстрацию к цитате урока и выход на понятие «счастье».


ДВОРНИК

Инна Руденко

Николай - дворник.

... А теперь я стану откладывать в сторону лист за листом белой нашей бумаги. Предстоит рассказать о профессии, которая не требует озарения, красивых расчетов и глубин интеллекта. Заинтересовать судьбой, в которой не было гимнов, пьедесталов, почета и оваций. Но надо -из этой судьбы можно извлечь урок. И не только дворникам.

Одна из отложенных страниц была посвящена картине Пиросмани «Дворник» - наверное, это единственное художественное произведение такого рода. Ничего не скажешь, соблазнительный контраст. Вполне «ученый» внешний вид одного - и босые ноги, сиротливо выгляды­вающие из разношенных ботинок другого. Чисто юношес­кий румянец - грязно-седая борода. А над бородой фуражка с надписью: «Дворник». Наверное, так было принято на заре XX века. Не это ли слово пригибает старого человека к земле? Плечи его сутулятся, глаза смотрят горестно-печально, будто перед ними, глазами, весь мусор земли.

Такие сравнения соблазнительны, конечно. Но малопродуктивны все же. Мусора на земле не убавилось, а прибавилось. А вот число дворников убывает, увы.

Конечно, есть мусоропроводы. Мы подошли, мусор бросили и ушли. А дворник пришел. И в ход идет не только метла, но и руки. Те самые, в которых другие держат художественную кисть, или штурвал самолета, или скальпель.

Конечно, появилось новое оборудование для уборки. Например, в городе, в котором живет Николай, тротуары убирают машины, что позволило сократить 17 дворников и 72 уборщицы. Тротуары, таким образом, у дворников отобрали. А подъезды - подарили. И к метле прибавилась тряпка.

Участок Николая - дом в 9 этажей, 3 подъезда, 162 квартиры, 525 жильцов. Четыре года назад пришел Николай в дом и увидел: у мусоропровода - горы мусора, лестницы оплеваны, стены исписаны.

Николай взял у жены Веры порошок, взял тряпку и все отскреб. И снова увидел ту же картину. И снова все отмыл до блеска. «Они мусорят, я мою. Они снова сорят, а я еще чище мою». И пришел день, когда молча скребущего Николая наконец заметили. И сказали уважительно:

«Доброго утра». Кто еще, спрашивает меня Николай, может услышать это «Доброе утро» 200, 300 раз в день? И добавляет почти философски: «А чистота не там, где убирают, а там, где не сорят».

Вот почему Нина Антоновна, его начальник, сказала, что главное для дворника - не метла и тряпка, а контакт с жильцами.

Сам Николай мальчишкой, наверное, не дворником стать мечтал. Учился не хуже, а лучше тех, кто сейчас отнюдь не в дворники вышел, любил и знал математику, наделен, как и все в их семье, хорошим слухом. Играет и поет. Не потерял ли он свое призвание?

Истинное призвание, признаемся себе наконец, определить непросто. И уж совсем бесплодное и нереальное занятие - сидеть и дожидаться, когда на тебя снизойдет призвание, как некая благодать, чем многие из нас, кстати, и грешат. И маемся мы, сердечные, и ноем, и ждем, и чего-то хотим, а чего, и сами не знаем. И не вглядываемся при этом в то дело, к которому приставлены.

А что такое дворник? Николай считает - хозяин дома. Давно пора переименовать эту профессию. Но не будем призывать все же всех в дворники. Просто спросим себя: а не пора ли нам быть реалистами? А то мечтаем о крыльях, а об обуви не заботимся. К журавлю в небе тянемся, а синицу в руках удержать не научились.

Анализ проводится по вопросам

  • Как вы понимаете смысл утверждения: «...мечтаем о крыльях, а об обуви не заботимся. К журавлю в небе тянемся, а синицу в руках удержать не научились»?

  • Можно ли сказать, что Николай живет без мечты? Почему?

Что делает человека счастливым? Комментируя ответы учащихся, важно подчеркнуть, что человек стремится к счастью. А счастье - это полу­чение удовлетворения от того, что он делает в жизни. Воз­можно, неосуществленная мечта делает человека сильнее, потому что он в поисках выхода мобилизует все свои силы.

Задание

В задании предусмотрена возможность для учеников развить в себе способность принимать необходимые решения в различных жизненных ситуациях, связанных с трудностями в осуществлении мечты. В случае затруднения учащихся учитель может предложить, например, такие варианты: не получилось занять первое место в соревно­ваниях по плаванию, не напечатали стихи собствен-ного сочинения в журнале, не прошел в вуз по конкурсу.

Попробуйте предположить, что по каким-либо причинам вашу мечту осуществить очень трудно. Как не упасть духом? Какие пути выхода из ситуации предпринять?

Подумаем об этом

Обращение к мудрости Абая откроет учащимся такую грань темы, как высота устремлений человека. Текст рекомендуется для самостоятельного чтения.


СЛОВО СОРОК ЧЕТВЕРТОЕ

Абай

Ничтожнейший из людей тот, кто не имеет стремления. Но стремления бывают различные. И те, кто стремится к чему-либо, отличаются друг от друга по способностям и по силе воли. Талантливые или бездарные, все они не прочь услышать похвалу в свой адрес. Они ждут ее, заслуженную или нет, все равно.

Люди общаются с людьми своего круга, делятся с ними сокровенными мыслями. И, скорее всего, ждут похвалы от тех, кто живет рядом с ними и знает их, а не от незнакомых и далеких людей.

Одни стремятся к почестям. Другие алчут богатства. Неважно, каким образом, скаредностью или хитростью. «Кто добыл богатство, тот безгрешен» или «У имущего лик светел», - говорят они и знают, что никто их за это не осудит. Видят в богатстве свое главное достоинство и честь. Судя по извращенным нравам, так оно и есть, но если смотреть с позиций человечности - это один из отвратительных пороков.

Одни хотят прослыть храбрецами, святыми, другие не чураются славы хитрых, ловких, всезнающих. Чванятся худой славой, пытаясь даже из нее извлечь выгоду.

Все стремятся к чему-то, стремятся читать, но не по книгам, а по лицам людей. Смотрят, точно прощупывают биение пульса и определяют: «А ... сегодня в цене то-то и то-то, а вот на этом деле можно недурно заработать».

Чтобы постичь науку по книгам, нужно, говорят, прежде всего очистить от скверны душу, помыслы и только потом приступить к чтению.

Если предпочитаешь учиться по лицам, продолжай начатое, не старайся очиститься, ведь никому не видно, что там у тебя за душой. Говорят, чем больше складок и зазубрин в ней, тем неуязвимее и прочнее благоденствие.

Вот и суди теперь, кто чему учится и к чему стремится.

Творческая деятельность

Данный вид творческой деятельности поможет уча­щимся соотнести понятие «мечта» с понятием «счастье».

Возьмите интервью у счастливого, на ваш взгляд, человека. Составьте вопросы так, чтобы узнать о его юношеской мечте, путях ее осуществления, трудностях, результатах достижения мечты. Сформулируйте вывод, который последует из этого интервью, о том, какова роль мечты в успехе человека, его обретении счастья.

Задание рекомендуется в качестве домашнего.

Резюме

Подводя итоги урока, учителю следует отметить, что реальная жизнь вносит свои коррективы в осуществление мечты. Но именно мечта способствует личностному росту человека, и усилия, потраченные на ее воплощение в жизнь, никогда не пройдут для человека даром.

От сердца к сердцу

Завершающим аккордом урока станет стихотворение казахстанской поэтессы Р.Тамариной, в котором заключена важная идея о вере человека в себя:

Руфь Тамарина

А ты реши, что ты - удачница,

Что все равно тебе везет!

Тогда судьба твоя наждачная

Тебе поможет и спасет.

А ты реши, что ты - счастливица

И всей надеждой - подтверди!

Тогда судьба тебе откликнется

И свет забрезжит впереди.











8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!