СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок СБО 9 класс Тема Домашнее консервирование

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок СБО 9 класс Тема Домашнее консервирование»

Урок СБО 9 класс


Тема: ОСНОВЫ ДОМАШНЕГО КОНСЕРВИРОВАНИЯ


Цели: познакомить учащихся со способами приготовления домашних запасов, причинами порчи продуктов, с основными тех­нологическими процессами по подготовке сырья и тары к консер­вированию; учить определять вес продуктов, используя посуду оп­ределенной емкости.

Оборудование: банки стеклянные, крышки консервные (стеклянные, металлические, пластмассовые), ручная закаточная машинка, образцы различных консервов, весы, мерный стакан.

Словарь: консервирование, стерилизация, бланширование.

Ход урока

I. Организация урока.

  1. Проверка готовности учащихся к уроку.

  2. Сообщение темы и цели урока.



II. Повторение пройденного материала.

Опрос учащихся по в о п р ос а м:

  • Как правильно выбрать место для отдыха?

  • Какие природные источники воды вы знаете?

  • Как правильно обеззараживать воду?

  • Чем полезны дикорастущие травы?

  • Почему нельзя употреблять в пищу травы, растущие вблизи городов?



III. Изучение нового материала.

1. Сообщение теоретических сведений.

Учитель. Растительная пища играет важную роль в жизни человека. Но большинство пищевых( продуктов как растительного, так и животного происхождения не может долго сохраняться в свежем виде. Только некоторые из них, например зерновые про­дукты, орехи, хранятся более или менее продолжительное время в обычных условиях.

Порчу пищевых продуктов вызывают главным образом микро­организмы. которые обычно называют микробами.

Для нормального существования микробов требуется не только наличие пищи, но и ряд других условий. Если лишить микробы таких условий, они не смогут развиваться. Это важное обстоятель­ство и лежит в основе консервирования.

Одно их главных условий жизнедеятельности микроорганиз­мов - наличие влаги. При малом содержании влаги в самом продукте микробы не могут всасывать растворенные пищевые вещест­ва и, следовательно, не могут питаться, хотя и не погибают. На этом основана сушка пищевых продуктов.

При варке из плодов варенья, джема, повидла в них создается высокая концентрация сахара, т. е. создается неблагоприятная сре­да для развития микробов, что и обеспечивает хорошую сохран­ность всех таких продуктов.

В кислой среде микроорганизмы также не развиваются. На этом основано маринование овощей, плодов, к которым добавляют уксусную кислоту. На том же основаны квашение и соление ово­щей. мочение плодов и ягод. Только в этих случаях кислоту не до­бавляют - она сама образуется в заквашиваемых овощах и плодах под воздействием молочнокислых бактерий.

Большинство микроорганизмов приспособлены для существо­вания при температуре от 10° до 50 °С. И если температуру про­дукта понизить, например, до 0 °С, развитие всех микробов в нем резко замедляется. На этом основано хранение продуктов в охлаж­денном состоянии. Еще лучше сохраняются продукты заморожен­ные.

Но все перечисленные способы воздействия на пищевые про­дукты лишь ограничивают жизнедеятельность микроорганизмов. От всех этих способов принципиально отличается нагревание про­дуктов до высоких температур. При температурах кипения (100° и выше) большинство микроорганизмов быстро гибнет. Именно на этом и основано консервирование пищевых продуктов способом тепловой стерилизации.

Для консервирования в домашних условиях необходимо обзавестись инвентарем, тарой, измерительными приборами. В качестве тары в домашних условиях используют стеклянные банки различной емкости. Они удобны тем, что их легко мыть и Хранить, они не ржавеют, не изменяются от действия на них со­держимого и сами не придают консервам никаких привкусов.

Укупоривают стеклянные банки жестяными, стеклянными и пластиковыми крышками. Сейчас есть в продаже банки с завинчи­вающейся крышкой.

Для подготовки продуктов к консервированию потребуются ножи, терки, овощерезки, шинковки, дробилки, тазы, кастрюли.

Для закатывания банок жестяными крышками необходима руч­ная закаточная машинка.

Для взвешивания и отмеривания продуктов применяются весы или стаканы определенной емкости.

  1. Изучение учащимися вкусовых качеств разных видов кон­сервирования.

На столе учитель расставляет посуду с разложенными в ней квашеной капустой, солеными и маринованными огурцами или по­мидорами, ягодами или фруктами из консервированного компота, вареньем.

Задание: продегустировать продукты и определить способ консервирования.

  1. Обучение учащихся определению веса продукта с помощью мерных стаканов и стакана определенной емкости.

Задание 1. С помощью мерного стакана проверить объем банки емкостью 1/2 л, чайного стакана, столовой ложки.

Задание 2. С помощью весов проверить вес продуктов (сахара, соли), помещенных в банку, стакан, ложку.

  1. Сообщение теоретических сведений.

Учитель. Перед приготовлением консервированных продук­тов овощи, фрукты, ягоды подвергают первичной обработке. При первичной обработке овощи и фрукты сортируют, моют, очищают, измельчают, бланшируют.

Рассмотрим эти операции на примере подготовки яблок к кон­сервированию.

Сортировка. Яблоки сортируют по сортам, размеру, степени зрелости, отбраковывая загнившие, перезрелые, мятые, поврежденные червоточиной плоды.

Мойка. Отсортированные яблоки тщательно моют для удаления загрязнений, ядохимикатов, затем обсушивают.

Очистка и измельчение. Чаще всего для получения более каче­ственного консервированного продукта плоды очищают от кожи­цы, удаляют сердцевину ножом или специальным приспособлени­ем и при желании нарезают на ломтики или дольки. Очищенные и нарезанные яблоки взвешивают и затем немедленно погружают в холодную воду или раствор соли, чтобы предохранить яблоки от потемнения. Хранить яблоки в воде долго нельзя, так как во время выдержки много ценных питательных веществ, особенно Сахаров, перейдет в воду и от этого ухудшится качество продукции.

Некоторые овощи и плоды требуют обязательного бланширо­вания - кратковременной (от 1 до 6 минут) обработки сырья, кипя­щей водой или паром. В результате бланширования ферменты раз­рушаются и бланшированные плоды и овощи уже не темнеют, ста­новятся более эластичными, лучше сохраняют свой натуральный цвет. После бланширования продукт немедленно охлаждается и может укладываться в подготовленную тару.

Тару также нужно предварительно подготовить: проверить, нет ли дефектов (трещин, сколов), тщательно помыть. Непосредствен­но перед заполнением стеклянные банки стерилизуют разными способами. Все виды крышек, кроме пластмассовых, перед приме­нением стерилизуют в кипящей воде.

(В процессе рассказа учитель показывает приемы первичной обработки на примере подготовки к консервированию яблок.)


IV. Итог урока.

    1. Закрепление изученного материала.

Беседа с учащимися по вопросам:

  • С какими способами консервирования продуктов вы позна­комились сегодня на уроке?

  • Почему овощи и плоды не могут длительно храниться в обычных условиях?

  • Какая тара может использоваться при консервировании, и какие вы используете дома?

  • Какие заготовки можно сделать дома сейчас?

    1. Заключительное слово учителя.

Сегодня на уроке вы получили некоторые теоретические сведения и ряд практических рекомендаций по вопросам консервирования. Эти знания помогут вам не просто воспроизводить и копиро­вать в своей работе опыт других, но выполнять эту работу вполне сознательно и грамотно, понимать сущность явлений, происходя­щих при подготовке к консервированию, в процессе консервирова­ния. Это обеспечит успех в работе и избавит от ненужного брака.

3. Выставление оценок, их аргументация.

3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!