Цель: обобщить и систематизировать знания о размножении и индивидуальном развитии организма.
Задачи:
1) образовательная – обобщить, расширить знания учащихся по теме. Дать понятие онтогенез, филогенез, стадиям развития зародыша;
2) воспитательная – половое воспитание; воспитывать ответственное отношение к живым организмам;
3) развивающая – уметь давать характеристики стадий дробления, сравнивать особенности прямого и непрямого постэмбрионального развития.
Оборудование: плакаты, учебники, презентация по теме: «Зародышевое и постэмбриональное развитие» (по желанию учителя).
Ход работы:
1. Организационный момент.
2. Актуализация известных знаний.
Проводится в форме фронтального опроса по параграфам 20 – 23 «Размножение организмов» с использованием следующих вопросов:
- Что такое размножение?
- Назовите 2 формы размножения? Охарактеризуйте их.
- Что такое митоз? Назовите фазы митоза?
- Биологическое значение митоза.
- Что такое мейоз? Назовите особенности мейоза?
- Назовите процесс развития половых клеток?
- Назовите процесс слияния сперматозоидов и яйцеклетки, сопровождающийся объединением их генетического материала?
- Опишите строение половых клеток.
Примечание: в конце материала указаны картинки – плакаты для использования их во время урока – семинара.
3. Семинарское занятие.
Вопросы для блиц опроса:
- Перечислите стадии развития зародыша?
- Что такое онтогенез?
- Какой период онтогенеза называют эмбриональным?
- Как называется наука, изучающая законы индивидуального развития организма на стадии зародыша?
- Какой период онтогенеза называют постэмбриональным?
- Назовите 2 типа постэмбрионального развития? Охарактеризуйте их.
- В чем преимущество непрямого развития?
Примечание: ученики могут пользоваться учебниками, плакатами. Отвечать ученики должны самостоятельно по группам, затем учитель проверяет их ответы.
4. Индивидуальное задание.
Для выполнения заданий каждому ученику выдаются 2 карточки с заданиями.
1 задание.
Из ряда терминов выберите стадии развития организма по порядку:
|
Нейрула 5
Зигота 1
Бластоцель
Органогенез 6
Бластула 3
Эктодерма
Гаструла 4
Энтодерма
Мезодерма
Дробление 2
|
Отметить правильные ответы цифрами по порядку.
2 задание.
Заполните таблицу. Впишите в пустые клетки органы и ткани, которые образуют зародышевые листки.
Зародышевые листки
|
Производные зародышевых листков
|
Эктодерма
|
|
Энтодерма
|
|
Мезодерма
|
|
Ответ:
|
Зародышевые листки
|
Производные зародышевых листков
|
Эктодерма
|
Нервная ткань, наружные слои кожи и ее производные (ногти, волосы, зубная эмаль) и частично слизистая ротовой полости, полость носа и анального отверстия.
|
Энтодерма
|
Выстилка всего пищеварительного тракта – от ротовой полости до анального отверстия – и ее производным, легкие, печень.
|
Мезодерма
|
Все виды соединительной ткани, костная и хрящевая ткани, кровь и сосудистая система, все типы мышечной ткани, выделительная и репродуктивная системы.
|
Иллюстративный отдел
Просмотр содержимого документа
«Урок – семинар по биологии на тему: «Зародышевое и постэмбриональное развитие организма» (10 – 11 класс)»
Урок – семинар по биологии на тему: «Зародышевое и постэмбриональное развитие организма» (10 – 11 класс)
Цель: обобщить и систематизировать знания о размножении и индивидуальном развитии организма.
Задачи:
1) образовательная – обобщить, расширить знания учащихся по теме. Дать понятие онтогенез, филогенез, стадиям развития зародыша;
2) воспитательная – половое воспитание; воспитывать ответственное отношение к живым организмам;
3) развивающая – уметь давать характеристики стадий дробления, сравнивать особенности прямого и непрямого постэмбрионального развития.
Оборудование: плакаты, учебники, презентация по теме: «Зародышевое и постэмбриональное развитие» (по желанию учителя).
Ход работы:
1. Организационный момент.
2. Актуализация известных знаний.
Проводится в форме фронтального опроса по параграфам 20 – 23 «Размножение организмов» с использованием следующих вопросов:
Что такое размножение?
Назовите 2 формы размножения? Охарактеризуйте их.
Что такое митоз? Назовите фазы митоза?
Биологическое значение митоза.
Что такое мейоз? Назовите особенности мейоза?
Назовите процесс развития половых клеток?
Назовите процесс слияния сперматозоидов и яйцеклетки, сопровождающийся объединением их генетического материала?
Опишите строение половых клеток.
Примечание: в конце материала указаны картинки – плакаты для использования их во время урока – семинара.
3. Семинарское занятие.
Вопросы для блиц опроса:
Перечислите стадии развития зародыша?
Что такое онтогенез?
Какой период онтогенеза называют эмбриональным?
Как называется наука, изучающая законы индивидуального развития организма на стадии зародыша?
Какой период онтогенеза называют постэмбриональным?
Назовите 2 типа постэмбрионального развития? Охарактеризуйте их.
В чем преимущество непрямого развития?
Примечание: ученики могут пользоваться учебниками, плакатами. Отвечать ученики должны самостоятельно по группам, затем учитель проверяет их ответы.
4. Индивидуальное задание.
Для выполнения заданий каждому ученику выдаются 2 карточки с заданиями.
1 задание.
Из ряда терминов выберите стадии развития организма по порядку: |
Нейрула 5 Зигота 1 Бластоцель Органогенез 6 Бластула 3 Эктодерма Гаструла 4 Энтодерма Мезодерма Дробление 2 |
Отметить правильные ответы цифрами по порядку.
2 задание.
Заполните таблицу. Впишите в пустые клетки органы и ткани, которые образуют зародышевые листки.
Зародышевые листки | Производные зародышевых листков |
Эктодерма | |
Энтодерма | |
Мезодерма | |
Ответ: |
Зародышевые листки | Производные зародышевых листков |
Эктодерма | Нервная ткань, наружные слои кожи и ее производные (ногти, волосы, зубная эмаль) и частично слизистая ротовой полости, полость носа и анального отверстия. |
Энтодерма | Выстилка всего пищеварительного тракта – от ротовой полости до анального отверстия – и ее производным, легкие, печень. |
Мезодерма | Все виды соединительной ткани, костная и хрящевая ткани, кровь и сосудистая система, все типы мышечной ткани, выделительная и репродуктивная системы. |
Иллюстративный отдел:
Рекомендуемая литература:
Д. К. Беляев Общая биология: Учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; Под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – 5 – е изд. – М,: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. – 304 с.