Технологическая карта урока Учитель: Шаповал Любовь Витальевна Тема: Швейная машинка. Правила безопасной работы на швейной машинке. Класс: учащиеся 5-6 классов разновозрастных групп Предмет: технология Цель урока | Сформировать представление об устройстве швейной машинке; ознакомить с историей, видами и приводами швейных машинок; научить учащихся различать приводы, детали и механизмы швейной машинки. Познакомить и закрепить знания с правилами техники безопасности. | Задачи | обучения – усвоение обучающимися знаний о швейной машинке: её истории, видах, деталях и механизмах, правил техники безопасной работы. развития – способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету. воспитания – сформировать культуру общения при работе в группе и в коллективе. | Тип урока | Открытие новых знаний | Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный, проблемный, рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, инструктаж по правилам безопасной работы, индивидуальная, парная. | Опорные понятия | Швейная машинка, виды и приводы современных машин, детали и механизмы швейной машинки. | Дидактические средства обучения | Учебник. Технология: 5 класс: А.Т. Тищенко, Н.В. Синица.- М.: Просвещение, 2022; планшеты; презентация; швейные машинки, карточки. | Технологии | Разновозрастное обучение, системно-деятельностный подход | Планируемые образовательные результаты | Предметные умения: учащиеся познакомятся и закрепят знания с: историей, видами швейных машинок; устройством бытовой швейной машины, правилами техники безопасности; овладеют: навыками и умениями на швейной машинке. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): регулятивные – научатся выполнять учебную задачу; познавательные – научатся наблюдать, осуществлять поиск необходимой информации из разных источников, анализировать информацию, делать выводы; коммуникативные – взаимное сотрудничество учителя и обучающихся. Личностные: интерес к новым знаниям, мобилизация внимания, уважение к окружающим. | |
№ п/п | Этапы урока | Цель этапа | Время, мин | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Формируемые УУД |
1. | Организационный момент | Активизация учащихся. | 2 | Приветствие класса. Проверка готовности класса к проведению урока. | Приветствие учителя, контроль своей готовности к предстоящему уроку. | Личностные: мобилизация внимания. Регулятивные: планирование урока. Познавательные: стремление к совершенствованию своих знаний. Коммуникативные: взаимное сотрудничество учителя и обучающихся на уроке. |
2. | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. | 3 | Задаёт вопросы: 1.Как вы думаете, швейные изделия можно сшить без швейной машинки? 2.Для чего необходимо научиться шить на швейной машинке? Современный процесс шитья изделия трудно представить без швейной машинки. Но она будет вам хорошим помощником лишь в том случае, если вы знаете приемы работы на ней. | Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цель урока, определив границы знания и незнания. Составляют план достижения цели урока и определяют алгоритм своих действий. Записывают в тетрадь число и тему. | Личностные: мобилизация внимания, стремление узнать новое. Регулятивные: целеполагание, планирование деятельности. Познавательные: формирование представления об основных понятиях. Коммуникативные: взаимное сотрудничество учителя и обучающихся на уроке. |
3. | Актуализация знаний | Выявить уровень знаний и степень готовности к усвоению нового материала. | 5 | Ученицы 6 кл. расскажут историю появления швейной машины. В помощь рассказывающим, просмотр презентации слайд 2. Раздать карточку учащимся 5 кл. с основными историческими датами. (Приложение 1) Швейная машинка прошла большой путь развития. Вопрос 1. В настоящее время развитие швейной машинки продолжается или нет? И почему? Вопрос 2. Чем современная машинка отличается от той, которая у вас на столе? | Участвуют в диалоге и обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Учащиеся 5 кл. приклеивают карточку в рабочую тетрадь, а у учащихся 6 кл. уже есть с прошлого года. Смотрят учебник 6 кл. п.28 стр. 132 Вид современной бытовой машинки. | Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: извлечение необходимой информации из рассказа. Познавательные: умения работать с информацией, анализировать, сравнивать, выделять главное. Коммуникативные: сотрудничество и общение учителя и обучающихся |
4. | Первичное усвоение новых знаний | Организовывать осмысленное восприятие новой информации. | 5 | Проводит объяснение нового материала, помогает разобрать в классификации швейных машин. Швейных машинок много, они разные, но все делятся 2 вида. Просмотр слайдов 3,4. На слайдах вы видите классификацию швейных машин. Объясните, почему они так называются и какие машинки к ним относятся? Вопрос 1: Как швейную машинку привести в движение? Вопрос 2: Швейные машинки имеют разные приводы или одинаковые? (Просмотр слайда 4,5) | Ученица 6 класса объясняет группу «Промышленные машинки» и какие входят в неё. Ученицы 6 класса объясняет группу «Бытовые машинки» и какие входят в неё. Участвуют в беседе; формулируют выводы. Ученицы 6 класса отвечают на вопросы. Ученицы 6 класса объясняет, чем отличаются приводы и почему. И какие приводы в современных машинках. | Личностные: осознание своих возможностей, мобилизация внимания, стремление узнать новое. Регулятивные: извлечение необходимой информации из рассказа. Познавательные: умения анализировать, сравнивать, выделять главное. Коммуникативные: вступать в диалог, с уверенностью в полноте и точности выражения своих мыслей. |
5. | Первичная проверка знаний | Закрепление знаний по первой части урока. | 2 | Выполнить Тест № 1. | Выполняют на планшетах в парах. | Личностные: осознание своих информационных возможностей. Регулятивные: устанавливать логическую последовательность в ответах на вопросы. Познавательные: умение структурировать знания. Коммуникативные: слушать и слышать мнения собеседников. |
6. | Первичное закрепление | Определить типичные ошибки и возможные пробелы в знаниях, путем их устранения. | 1 | Проверьте ответы. (Презентация слайд 6) | Представляют результат. | Личностные: осознание своих учебных возможностей. Регулятивные: устанавливать логическую последовательность в ответах на вопросы. Познавательные: умение структурировать знания. Коммуникативные: слушать, слышать и анализировать мнения собеседников. |
7. | Физкультминутка | Повысить умственную работоспособность, снять напряжение, обеспечить кратковременный активный отдых для учащихся. | 1 | Упражнения на органы зрения, мышцы туловища; мышцы кистей рук. (слайд 7) | Выполняют упражнения. | Личностные: осознание пользы здоровья. Регулятивные: установить логическую последовательность в учебной и здоровьесберегающей деятельности. Познавательные: умение выполнять упражнения для повышения качества обучения. Коммуникативные: осознание ответственности за качество совместного выполнения. |
8. | Первичное усвоение новых знаний | Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний. | 10 | Как же устроена швейная машинка? Учитель называет детали и механизмы, учащиеся 6 кл. показывают их 5 кл. на швейной машинке и рассказывает об их назначении, если затрудняются, учитель показывает на слайдах 8,9,10,11,12. Рассказывает о правилах техники безопасности. Раздать карточку № 2 «Правила техники безопасности». | Осуществляют учебные действия. Работают в парах. Объясняют, анализируют, формулируют ответы. 5 кл. в тетрадь приклеивают карточку, у 6 кл. уже есть с прошлого года. | Личностные: осознание своих возможностей, мобилизация внимания, стремление узнать новое. Регулятивные: извлечение необходимой информации из рассказа. Познавательные: формирование целостного представления о швейной машинке. Коммуникативные: осознание ответственности за качество совместного выполнения задания. |
| Первичная проверка знаний | Закрепление знаний по второй части урока. | 2 | Выполняют тест № 2. | Выполняют на планшетах в парах. | Личностные: осознание своих информационных возможностей. Регулятивные: устанавливать логическую последовательность в ответах на вопросы. Познавательные: умение структурировать знания. Коммуникативные: слушать, слышать и анализировать мнение собеседника. |
7. | Первичное закрепление | Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция. | 1 | Проверьте ответы. (Презентация слайд 13) | Представляют результаты усвоения материала. | Личностные: осознание важности учебного материала. Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения учебного материала. Познавательные: умение структурировать знания. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
8. | Информация о домашнем задании | Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | 3 | Учитель раздаёт учащимся 5 класса карточки (Приложение 5) для повторения к следующему уроку пройденного материала. (Карточка остаётся у учащихся) 6 кл. – повторить правила работы на швейной машинке, используя прошлогоднюю карточку. | Осознают нужность домашнего задания. | Личностные: осознание важности обучения предмету. |
9. | Подведение итогов урока | Учитель даёт качественную оценку работы класса и отдельных учащихся, выставляет оценки за урок. | 3 | Анализирует работу обучающихся на протяжении всего урока, консультирует по возникающим при обсуждении вопросам, советует. Обучает способам контроля и самооценки деятельности. Развивает умение у учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности. | Дают оценку друг другу. | Личностные: осознание важности обучения предмету. Регулятивные: планирование дальнейшей деятельности. Познавательные: умение структурировать знания и давать самооценку. Коммуникативные: умение слушать и вести диалог. |
10. | Рефлексия деятельности | Инициировать рефлексию учащихся по поводу мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. | 2 | Организует рефлексию учебной деятельности на уроке. -Что нового узнали на уроке? -Какие новые понятия вы изучили сегодня? -Где можно применить полученные знания в практической деятельности? -Для чего необходимо знать данный материал? -Какие затруднения у Вас возникли? -Дайте анализ своей деятельности на уроке. | Учащиеся формулировать свой ответ в форме законченного предложения. Я на уроке…. | Личностные: осознание интереса и важности изучения предмета. Регулятивные: самооценка деятельности на уроке. Познавательные: развитие познавательного интереса к предмету. Коммуникативные: умение слушать и вести диалог. |
(карточка раздаётся учащимся 5 класса, у учащихся 6 класса уже есть с прошлого года)
(карточка раздаётся учащимся 5 класса, у учащихся 6 класса уже есть с прошлого года)
1.Без разрешения учителя за швейную машинку не садиться. 2.Перед работой прибрать волосы. 3.Убрать с платформы машинки все посторонние предметы. 4.Не приводить швейную машинку в движение без подложенной под лапку ткани. 5.Перед работой проверить ткань, чтобы в ней не остались иголки и булавки. 6.Работать за швейной машинкой должна одна ученица. 7.Сидеть за машинкой прямо, не наклоняться. 8.Свет должен падать спереди или слева. 9.Следить за правильным положением рук, не подсовывать пальцы под иглу. 10.Во время работы не отвлекаться. 11.После работы привести машинку в порядок.
(карточка раздаётся учащимся 5 класса, у учащихся 6 класса уже есть с прошлого года)