СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые образовательные результаты: обобщение и систематизация теоретических сведений, изученных в разделе «Синтаксис и Пунктуация»; знакомство с порядком устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора предложения

Просмотр содержимого документа
«Урок Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения.»

21.11. Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения.

Планируемые образовательные результаты:обобщение и систематизация теоретических сведений, изученных в разделе «Синтаксис и Пунктуация»;знакомство с порядком устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора предложения; формирование умения выполнять синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения; наблюдение над особенностями синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения;

Ход урока

1.Организационный момент Самоконтроль готовности к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности), мобилизация внимания.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания: На прошлом уроке мы познакомились с вами с жанром письма. И домашним заданием было написать письмо Деду Морозу, так как скоро всеми любимый праздник Новый год. Мы договорились, чтобы письмо было не просто с просьбой о подарке, а с рассказом о себе, о ваших мечтах, целях. А чтобы письмо к Деду Морозу дошло без ошибок, я вам в этом помогу.

(дети опускают письма в почтовый ящик)

- Ребята, а нам в школу сегодня тоже пришло письмо от литературного героя, вы его все знаете (слайд 2) (дети говорят – Незнайка). Давайте откроем и посмотрим, что же он пишет.

Здравствуйте, ребята!

Меня зовут Незнайка. Я учусь в 5 классе. Пишу к вам с просьбой. Помогите мне справиться с заданием. Учитель попросил ответить на вопросы:

- Какие бывают предложения по цели высказывания?

- А по интонации?

- Как называются предложения, в которых есть только одна грамматическая основа?

- Какими бывают предложения по наличию второстепенных членов?

- Какие бывают члены предложения?

- Чем может быть осложнено предложение?

Вопросов так много, что я запутался. Да и зачем это все нужно знать?

Учитель: И правда, ребята, где пригодятся все эти знания? В каких разборах? (синтаксическом и пунктуационном) Записываем тему. (слайд 3)

3. Повторение. Составление алгоритма. (заполнение рабочих листов, на каждом этапе разбор примеров)

1) (Слайд 4) Определите вид каждого предложения по цели высказывания:

- Ноябрь –третий месяц осени.

- Ребята, а вы любите осень?

- Нарисуйте осенний лес.

2) (Слайд 5) Прочитайте предложения с разной интонацией:

- Как осень хороша! Как чисты небеса!

- Наступил холодный ноябрь.

3) (Слайд 4) Чем отличаются эти предложения?

- Тонкий туман стоит над жёлтыми полями, облака закрыли небо.

- Тонкий туман стоит над жёлтыми полями. Облака закрыли небо.

4) (Слайд 5) Какое перед вами предложение по наличию второстепенных членов?

- Наступил ноябрь.

Сделайте так, чтобы оно стало распространенным.

5) (Слайд 6) Перед вами два предложения. Расскажите, чем они осложнены:

- Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?

Еще просит сердце света и тепла! (А. Плещеев)

4. Минута релаксации. (Слайд 7-картинка осень) Ребята, мы с вами хорошо потрудились, по нашему алгоритму мы можем про одно предложение составить целый рассказ. А сейчас настало время немного отдохнуть. Тогда сядьте удобнее, закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь. (включается музыка из цикла «Времена года» Чайковского – «Ноябрь» )

И давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.

Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего леса, тепло солнечных лучей. Я посчитаю до 5 . На счёт «5» – вы откроете глаза. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы.

5. Повторение терминов. Ромашка «Продолжи предложение!»

- А сейчас мы с вами немножко погадаем на ромашке «знаешь – не знаешь». Мы вспомним те определения, которые пригодятся нам в дальнейшей работе.

Дополнение – это…

Определение – это…

Обстоятельство – это…

Подлежащее – это…

Сказуемое – это…

6. Применение знаний. Рефлексия.

А теперь запишите предложение в тетради и выполните письменный синтаксический разбор предложения (один учащийся работает у доски)

Поздней осенью птицы улетают на юг.

7. Включение нового знания в систему знаний. Работа с учебником.

П. 45 – Пунктуационный разбор (чтение порядка пунктуационного разбора)

- Для того чтобы выполнить верно пунктуационный разбор, мы должны знать знаки препинания и уметь видеть их функцию в предложении. Запишите, пожалуйста, пользуясь учебником, в ваши рабочие листы с алгоритмами каждый знак препинания в нужную колонку таблицы (Знак завершения, разделения и выделения) (Слайд 8, 9) самоконтроль – сверить с образцом

8. Групповая работа (в парах). Работа с карточками. Внимательно рассмотрите разборы. Найди ошибки в разборах. Исправьте их.


- Узкая дорожка привела нас к речке. (Предложение побудительное, невосклицательное, распространённое, неосложненное)

- Вы любите осеннюю природу? (Предложение повествовательное, невосклицательное, нераспространённое, неосложненное)

что?

- На столе лежат помидоры, огурцы и капуста.

В конце предложения ставится знак завершения – точка. Внутри предложения ставится выделительная запятая между однородными дополнениями.

Обсуждение, сверка с правильным вариантом на слайде. (Слайд 11)

- Узкая дорожка привела нас к речке. (Предложение повествовательное, невосклицательное, распространённое, неосложненное)

- Вы любите осеннюю природу? (Предложение вопросительное, невосклицательное, распространённое, неосложненное)

что?

- На столе лежат помидоры, огурцы и капуста.

В конце предложения ставится знак завершения – точка. Внутри предложения ставится разделительная запятая между однородными подлежащими.

9. Рефлексия и оценивание.

Наш урок завершается. Незнайке мы отправим ответы на все его вопросы. А вы, ребята, ответьте мне некоторые вопросы:

- Чему научились на уроке?

- Понятен ли вам алгоритм выполнения синтаксического разбора?

- Что показалось самым трудным?


10. Домашнее задание: (слайд 12) П. 44, 45 упр.228; 231 (устно)









Синтаксический разбор предложения

Синтаксис - это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст, а также правила их построения.

Пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки.

    1. Вид предложения по цели высказывания:





    1. Вид предложения по интонации:




    1. Вид предложения по количеству грамматических основ:




    1. Вид предложения по наличию второстепенных членов:




    1. Осложнено предложение или нет. Если да, то чем:



    1. Схема предложения.

ОБРАЗЕЦ: На сухую, твёрдую, мёрзлую землю упал ранний снег. (Повеств., невоскл., простое, распростр., осложнено однородными определениями)

[ O, O, O = - ].


Найдите и исправьте ошибки

- Узкая дорожка привела нас к речке. (Предложение побудительное, невосклицательное, распространённое, неосложненное)

- Вы любите осеннюю природу? (Предложение повествовательное, невосклицательное, нераспространённое, неосложненное)

что?

- На столе лежат помидоры, огурцы и капуста.

Найдите и исправьте ошибки

- Узкая дорожка привела нас к речке. (Предложение побудительное, невосклицательное, распространённое, неосложненное)

- Вы любите осеннюю природу? (Предложение повествовательное, невосклицательное, нераспространённое, неосложненное)

что?

- На столе лежат помидоры, огурцы и капуста.

Найдите и исправьте ошибки

- Узкая дорожка привела нас к речке. (Предложение побудительное, невосклицательное, распространённое, неосложненное)

- Вы любите осеннюю природу? (Предложение повествовательное, невосклицательное, нераспространённое, неосложненное)

что?

- На столе лежат помидоры, огурцы и капуста.

Найдите и исправьте ошибки

- Узкая дорожка привела нас к речке. (Предложение побудительное, невосклицательное, распространённое, неосложненное)

- Вы любите осеннюю природу? (Предложение повествовательное, невосклицательное, нераспространённое, неосложненное)

что?

- На столе лежат помидоры, огурцы и капуста.



Здравствуйте, ребята!

Меня зовут Незнайка. Я учусь в 5 классе. Пишу к вам с просьбой. Помогите мне справиться с заданием. Учитель попросил ответить на вопросы:

- Какие бывают предложения по цели высказывания?

- А по интонации?

- Как называются предложения, в которых есть только одна грамматическая основа?

- Какими бывают предложения по наличию второстепенных членов?

- Какие бывают члены предложения?

- Чем может быть осложнено предложение?

Вопросов так много, что я запутался. Да и зачем это все нужно знать?











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!