Урок-сказка
«Как образовалась почва»
Цели: формировать представление об образовании почвы под воздействием природных факторов; развивать внимание и наблюдательность, ассоциативно-образное и логическое мышление; умение сравнивать, анализировать, обобщать; вызывать у детей ощущение причастности к природе.
Оборудование: опорная схема «Состав почвы»; карточки с начальными буквами, названия времен года, рисунки для сочинения сказки, рисунок жука; карточки «Как проросло зернышко»; карточки для индивидуальной работы; две магнитные доски; цветные карандаши.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие и пожелание друг другу хорошего настроения.
Повторение состава почвы.
- Отгадайте загадку: «Сам черен, да не ворон, есть рога, да не бык, шесть ног без копыт?»
- Правильно, это – жук.(на доску прикрепляется изображение жука)
- А теперь послушайте мой рассказ о приключениях жука.
Глубоко-глубоко в земле жил маленький жучок. Был он неугомонный и любознательный. Но скучно и одиноко ему было. «Неужели эта черная, сырая земля – мой дом?!» - постоянно думал он. И решил он проложить себе путь наверх. В пути он неожиданно обнаружил других обитателей. С ними и вы сейчас встретитесь!
Каждому из вас я дам листочек, и вы выполните задание: соедините цифры по точкам и узнаете, кого встретил жучок, прорывая путь наверх.
Каждый из них знакомясь с жучком, кое-что рассказывал о себе.
(Учащиеся по просьбе учителя озвучивают предметы, изображенные на карточке под номерами 1,2,3,4,5,6)
Я – воздушная капелька. Помогаю корням растений дышать.
Я – капелька воды. Помогаю растениям жить и развиваться.
Я – песчинка. Являюсь хорошим разрыхлителем. Обеспечиваю доступ воздуха к корням растений.
Я – комочек глины. Хорошо удерживаю воду.
Я – кристаллик минеральной соли. Являюсь питательным веществом необходимым для роста и развития растений.
Мы – остатки животных и растений – образуем перегной.
- Замечательно. А что интересное вы заметили, когда соединили цифры по точкам? (У нас получилась буква П.)
- Кто из вас догадался, что же является домом для этих обитателей? (почва)
- Да, это действительно так.
Очень обрадовался жучок: «Теперь-то я знаю, что и мой дом – почва и живу здесь среди друзей».
- Конечно, ребята, почва – дом для многих обитателей. Перечислит, пожалуйста, из чего состоит почва. (Вывешивается опорная таблица).
- А кто живет в почве? (кроме того, что мы называли, в почве есть живые существа: микробы, черви, насекомые, корни растений).
- А какую роль играют микробы? (под действием микробов остатки растений образуют перегной).
- Молодцы! Вы многое знаете.
- Что же такое почва? (Почва – верхний слой земли, на котором растут или могут расти растения. Точнее: почвой мы можем назвать верхний плодородный слой земли).
- Я довольна вашими ответами. Продолжаю свой рассказ.
Работа над новым материалом.
- Конечно, се время жить в темноте жучку не хотелось, и, увидев в трещинке земли лучик яркого солнышка, он, попрощавшись с жителями своего дома, поспешил наверх. Прокладывая путь наверх, он неожиданно задумался: кто же помог построить дом ему и его друзьям? Как же образовалась почва? На этот вопрос жучок решил искать ответ…
Как же прекрасно было на поверхности! Светило солнышко, дул легкий ветерок, внезапно полил и так же быстро прекратился дождик…
Вдруг на пути жучка возникла маленькая горка. Грустная она стояла. Попыталась она рассказать жучку, что произошло с ее мамой - старой горой, да не очень хорошо у нее это получилось. Что же она могла поведать жучку?
- Давайте ребята, призовем на помощь свою фантазию и знания и поможем маленькой горке. Будем все вместе сочинять сказку о том, как образовалась почва. А образовывалась она долгие, долгие годы и во все времена года.
Вспомним, какие времена года вам известны? (зима, весна, лето,. осень).
- сколько их? (четыре).
У вас на партах карточки с начальными буквами, обозначающими времена года. Расположите их начиная с самого теплого времени года. (Дети работают за партами, располагая времена года в предложенной последовательности).
- Что же у вас получилось? Прокомментируйте, пожалуйста.
- Молодцы! Оставьте карточки на партах.
- А сейчас выбудете помогать мне сочинять сказку. Какими словами обычно начинается сказка? (жила – была…)
Этими словами один из учеников (заранее подготовленный будет работать в паре с учителем у доски) начнет нашу историю, а вы хором будете дополнять его, называя изображенный на рисунке предмет, который я буду показывать, а затем выкладывать на магнитной доске.
Жила-была…
Ее ласково согревало…
Нежно обнимал…
Часто поливал …
-
-
Гора
Солнышко
Ветерок
дождик
- В какое время года это могло происходить? (летом)
На доске:
Но вот пришла…
Днем гору еще согревало …
Но ночью прилетал холодный …
И приносил с собой….
Осень
Солнце
Ветер
Дождь
На доске:
1) Осень сменила …
2) С морозами и метелями …
3) И снова наступила …
4) Днем с веселыми ручейками и ласковым …солнышком
5)Ночью … холодами
Зима
весна
- Спасибо, ребята, за активную помощь в сочинении начала сказки. Кто хочет повторить сказку по опорным картинкам? (рассказывает один из учеников)
- Ах, как не нравились горе эти перемены. Ночью приходилось съеживаться от холода, а днем греться на солнышке. И у горы появились морщины – трещины.
Гора переживала и плакала ,а трещины становились все глубже и глубже…ветер часто проносил над горой песок. Многие песчинки прятались от ветра в трещинах горы.
Однажды там спряталось и зернышко.
- Попробуем проследить, что могло произойти с зернышком дальше. (У детей на партах набор картинок с нарисованным зернышком, дождиком, желтой травкою и т.д.)
- Рассмотрите, пожалуйста, картинки и назовите предметы, изображенные на них.
Давайте проследим за превращением зернышка в сгнивший стебелек. Расположите эти картинки последовательно. (Дети на партах в нужной последовательности выкладывают картинки, учитель – на доске)
- У кого получилось так?
- Кто может рассказать, как зернышко превращается в перегнившие остатки растения? (Весной зернышко спряталось в трещинку. Вскоре дождик полил его, и выросла зеленая травка. Осенью она пожелтела, а потом и вовсе засохла. Зимой под снегом высеялись новые зернышки, а стебельки перегнили).
И так повторялось тысячи лет.
- Мы проведем физминутку и постараемся нашими движениями показать превращения зернышка.
- Из перегнившей травки, мхов и лишайников образовалась … (хором) почва. Росли все новые и новые травы, кустарники и деревья: ведь почва была молодая и сильна. И в ней поселились различные животные: насекомые, дождевые черви, жуки, кроты, землеройки и др. они повышали плодородие. Поселились и микробы, под действием которых остатки растений превращались в перегной. Гора уступала почве место. Вскоре от горы ничего не осталось, кроме маленьких камешков среди густых трав и молодых деревьев…
Вот так и образовалась почва.
- Теперь мы знаем, почему грустит молодая горка. Узнал это и наш маленький жучок.
- Спасибо вам, ребята, за помощь в сочинении сказки.
- А сейчас я вам предлагаю следующее задание.
На партах – карточки для индивидуальной работы. В верхнем левом углу обозначена буква П. (желтого, зеленого или красного цвета, что соответствует уровню трудности задания: базовый, повышенный, творческий).
Базовый уровень: Раскрась схему образования почвы.
Повышенный уровень: Вставь пропущенные слова.
…, … разрушаются.
Из …, …, …, …, … образуется слой, который называется почвой.
Слова для справок: горы, скалы, камни, камешки, песок, глина, растения, животные.
Творческий уровень: Нарисуйте, как образовалась почва. Разрушение. Образование.
- Молодцы, вы отлично справились с заданием.
4. Закрепление.
- А сейчас я хочу предложить вам задания, где вы укажите цифрой 1 или 2 правильный и полный ответ.
Задание 1.
1)Почва образуется от разрушения земли.
2)Почва образуется от разрушения гор, скал, камней.
Задание 2.
Почва – это верхний плодородный слой земли, состоящий их мелких камешков, песка, глины, перегноя, живых организмов.
Почва – это верхний слой земли, состоящий из камешков, песка и глины.
Задание 3.
1)Образуется почва очень медленно.
2)Образуется почва очень быстро.
На доске таблица с правильными ответами, учащиеся выполняют взаимопроверку: 2,1,1.
- Молодцы! Вы, ребята, отлично справились и с этим заданием. Я очень рада.
Обрадовался и наш жучок. Он узнал много интересного о почве и поспешил к себе в домик. Больше почва не казалась ему черной, сырой и противной.
А нам, людям, нужно защищать почву от разрушения. Ведь почва … давайте, ребята, вспомним, как мы называем почву. (почва – слой жизни. Почва – наша кормилица. Почва – земля, землица. Почва – это чудесная кладовая.)
Вы правы. Почва – это верхней слой земли, на котором растут или могут расти растения, созревает урожай. Почва дает человеку пищу, одежду, строительный материал. А образуется она очень-очень медленно, поэтому ее надо правильно использовать и охранять.
- А теперь я хочу предложить вам игру «Скажи да или нет»
- Как вы считаете, какие действия человека по отношению к почве правильные, а какие – недопустимые?
1) беречь растения, там, где они есть… (да)
2) вырубать леса… (нет)
3) сильно распахивать почву … (нет)
4) сжигать листья… (нет)
5) много поливать… (нет)
6) сажать растения там, где их нет… (да)
7) повышать плодородие… (да)
8) много удобрять … (нет).
- Молодцы! Почва – это богатство, ее надо беречь, правильно использовать и, если надо, лечить.
Дома вы попробуете придумать и нарисовать свои знаки, которые показывают, как происходит образование верхнего слоя земли, или придумать продолжение истории путешествия маленького жучка в почве.
Вы сегодня очень хорошо работали. Спасибо за урок и активное участие в нем.