СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-сказка по сказке « Царевна – Лягушка»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

в 5-м классе по теме:

"Имя существительное-повторение изученного. Собственные и нарицательные имена существительные. "Использование флипчартов.

Цели:

  • повторение и обобщение изученного материала по теме; повторение изученного по литературе о русских народных сказках;
  • развитие речи учащихся, памяти, сообразительности;
  • воспитание коллективизма, умения работать самостоятельно.

Оформление урока:

  • иллюстрации к сказке “Царевна-лягушка”;
  • на доске записаны имена собственные:
    • Иван-царевич,
    • Баба-Яга,
    • Василиса Премудрая,
    • Кощей Бессмертный;
  • ребусы - имена существительные.

Просмотр содержимого документа
«Урок-сказка по сказке « Царевна – Лягушка»»

Урок-сказка

по сказке « Царевна – Лягушка»

« Грамотей и лучший каллиграф»

в 5-м классе по теме:

"Имя существительное-повторение изученного.

Собственные и нарицательные имена существительные"

Использование флипчартов.

Подготовила и разработала : учитель русского языка и литературы

Пилипенко Марина Степановна

ЭШГ №13 «ЭКОС».

2014 год.



Урок-сказка по сказке « Царевна – Лягушка»

« Грамотей и лучший каллиграф»

в 5-м классе по теме:

"Имя существительное-повторение изученного. Собственные и нарицательные имена существительные. "Использование флипчартов.

Цели:

  • повторение и обобщение изученного материала по теме; повторение изученного по литературе о русских народных сказках;

  • развитие речи учащихся, памяти, сообразительности;

  • воспитание коллективизма, умения работать самостоятельно.

Оформление урока:

  • иллюстрации к сказке “Царевна-лягушка”;

  • на доске записаны имена собственные:

    • Иван-царевич,

    • Баба-Яга,

    • Василиса Премудрая,

    • Кощей Бессмертный;

  • ребусы - имена существительные.

Ход урока

1.Организационный момент. Проверка домашнего задания.









2. Вступительное слово учителя

Сегодня мы вспомним русскую народную сказку “Царевна-лягушка”. Назовите ее героев.

К какому типу сказок она относится? По каким законам строятся волшебные сказки?

Что произошло, когда Иван-царевич сжег лягушечью кожу?

Наша сказка тоже волшебная, и в ней мы встретимся с трудностями. Путь Ивана-царевича будет проходить через волшебный лес, хозяином которого является Имя существительное. Без вашей помощи нашему герою с ним не справиться.

Составление кластера .А что вы знаете об имени существительном?.(На листочках записаны морфологические признаки разных частей речи, выбрать признаки имени существительного- составить кластер).



3. Путешествие по сказочному лесу. Презентация. Работа с флипчартами.

1. Старичок, который подарил Ивану-царевичу волшебный клубок, дал ему три совета.

Задание. Записать предложения, подчеркнуть существительные как члены предложения.

  • Слезами горю не поможешь.

  • Риск – благородное дело.

  • Волков бояться – в лес не ходить.



2. Катится клубочек по тропинке. Вдруг выходит навстречу Ивану медведь.

    1. Определите, к какому склонению относится существительное медведь, тогда он поможет герою. Для этого нам надо вспомнить, какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению.

    2. Найди ошибки.

      Карточка. Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинофки.
      У опушке милкали голубымколоколчики белыи ромашки на высокой ношки. От опушке к диревни тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки паслос стадо.



  • Ведущий: Сейчас мы сможем проверить, в какой команде самые внимательные и грамотные дети. Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка. Исправьте ошибки в тексте.

  • За каждую исправленную ошибку команде начисляется по 1 баллу.

3. Покатился клубок дальше. Смотрит Иван-царевич: летит селезень.

Задумался он: какое существительное селезень: собственное или нарицательное? Давайте и мы вспомним, какие существительные называются собственными и нарицательными.

1.Задание-игра. “Я знаю 5 имен …”. Записать пять: имен сказочных героев; названий волшебных вещей; названий русских народных сказок.

2. Вставить пропущенные буквы. Цель работы: проверка орфографической зоркости.

Поз_няя ос_нь. Грачи ул_тели.
Лес обнажился. П_ля опустели.
Только не сжата п_лоска одна.
Грус_ную думу наводит она.

Вставить буквы, объяснить написание.

4. Пошел Иван-царевич дальше, встретился ему заяц:



- Если хочешь, я помогу тебе. Только сначала скажи, какое существительное заяц: одушевленное или неодушевленное?

1. Задание. Распределить существительные в две колонки: одушевленные и неодушевленные.

Заяц, клубок, царь, тропинка, сундук, Кощей, сыновья, Иван, медведь, игла, дуб, избушка, лягушка.

Задание №2.

Дети, перед вами письмо одной не очень грамотной девочки Оли. Найдите ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля.

Дядя, прашу тебя, по маги твоей плимяннице Оле,
А то небудет наги в этой противной школи.
Мне вчера за дектант на слова учитель паставил «два»,
А сам сказал, что маю работу даже несмок прачитать .
Попраси его, дядя, исправить двойку и паставить мне пять.

5. Отправился Иван-царевич дальше. Видит: из реки щука выглядывает.

Щука умной оказалась, загадки стала загадывать.

Задание.

І вариант: Отгадать ребусы и записать имена существительные, обозначить в них изученные орфограммы.

Семья, закат, фонарь, заяц, стриж.



ІІ вариант: определить, к какому правилу относятся существительные, записанные на доске. Составить с ними 4-5 предложений, обозначить орфограмму:











Ш..в

ш..рох

ш..мпол





крыж..вник

капюш..н

6. А Иван-царевич продолжил свой путь. Видит: перед ним избушка, а в ней сидит Баба-Яга.

Она-то и рассказала Ивану-царевичу, как победить Кощея Бессмертного и где найти его смерть. Только сначала проверила, как Иван-царевич знает падежи имен существительных и вопросы к ним. А вы знаете?

Задание. Выписать из рассказа Бабы-Яги существительные, выделить их окончания, определить падеж.

Трудно добыть смерть Кощея. Та игла - в яйце, яйцо - в утке, утка - в зайце. Заяц сидит в сундуке, а сундук висит на могучем дубе.

Физминутка.

– А сейчас, ребята, прошу вас встать. У нас необычная физминутка по сказке Н. Носова “Приключения Незнайки и его друзей”. Все слова взяты из данного произведения.

Если вы услышите существительное нарицательное, которое надо писать с маленькой буквы, то наклонитесь вперед; услышав существительное собственное, которое надо писать с большой буквы, прогнитесь назад, подняв руки вверх.

Постарайтесь запомнить, сколько имён собственных и нарицательных я назову.

Незнайка, доктор, Пилюлькин, художник, Винтик, малыши, Пончик, Тюбик, ученый, Сиропчик, музыкант, собачка, Булька, Гусля.

– Сколько имен собственных было названо и сколько нарицательных? (8 собственных и 6 нарицательных).

7. Бросился Иван-царевич к заветному дубу.

Висит на том дубе сундук, а на нем надпись: В этом сундуке Кощей прячет свою смерть.



Задание.

Учитель в сундуке прячет яблоко, хлеб, иглу и соль. Затем читает по одной подсказке лексическое значение этих слов. Если ребята сразу отгадывают, то заканчивают сказку….

1. Из-за него начинается вражда. Когда тесно, то ему негде упасть (Яблоко)

2. Он бывает насущный, бывает чужой. Он дружит с солью. По-немецки «брод» (хлеб)

3.Глупый человек будет искать ее в скошенной траве, а тот, кто волнуется, будет на них сидеть  (игла)

4 Ее нужно съесть 16,38 кг, чтобы чему – нибудь научиться. Давным-давно она была на вес золота. Она была только у богатых (соль).

8. Чем же закончится наша сказка? Сможет ли Иван-царевич найти Василису Премудрую и одолеть Кощея Бессмертного? Ответ на этот вопрос нам даст новая тема.

Оформление тетрадей.

Запишите в тетрадях дату и тему урока “Имена существительные собственные и нарицательные”

Объяснение нового материала.

Актуализация знаний. На доске записаны слова:

Стихи, Пушкин, Астана, река, Ишим , Казахстан, город, страна.

– Что общего в записанных словах? К какой части речи относятся данные слова?

– Чем они отличаются? Распределите слова в два столбика и запишите их в тетради.

(Выполняют задания в тетрадях с последующей проверкой).

– По какому принципу вы распределяли данные слова?

Работа над новым материалом.

1. Введение понятия собственные и нарицательные имена существительные.Слова, написанные в первой колонке, называют однородные предметы и являются именами нарицательными. Слова, записанные нами во втором столбике, называют единичные предметы и являются именами собственными.



– Послушайте стихотворение Е. Измайлова про большую букву. Проверим, кто из вас самый внимательный. Какие важные дела у большой буквы?

Прописная буква.

(Веселые стихи)

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтением на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.

Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!

– Какие важные дела у большой буквы? (Во время ответов детей на магнитной доске вывешиваются таблички с перечнем “важных дел” большой буквы) Добавить перечень из Памятки:

Памятка

– имена, отчества, фамилии людей;
– географические названия;
– названия литературных произведений;
– названия исторических событий;
– названия картин, кинофильмов, спектаклей;
– названия предприятий;
– клички животных.

Закрепление изученного материала.

1. Лингвистическая разминка: (Интеграция).

Каждый ряд получает задание, на листах написать следующее:

1 ряд: названия улиц города Кокшетау;
2 ряд: нарицательные существительные, которые находятся в нашем классе;
3 ряд: географические названия (города, реки).Казахстана.

Проверка работ учащихся учителем (устно).

2. Выполнение упражнений: Решение проблемной задачи:На доске записаны слова:

Писатель – писатели

Л.Н.Толстой

Рассказ – рассказы

«Ванька»

Город –

Костанай

Имя –

 Марина



Вопросы и задания:

– Прочитайте две пары слов левого столбика. Как изменяются в нем слова? (По числам)

– К какой группе существительных относятся все слова левого столбика?

(К нарицательным существительным)

– Измените по числам остальные слова.

– Прочитайте слова правого столбика. Измените их по числам. Получается?

– К какой группе существительных относятся эти слова?

– Какой вывод можно сделать? ( Имена существительные собственные не изменяются по числам).

  • Творческая работа. Составим коллективный адрес нашей школы по плану:

  1. Государство. ( )

  2. Село ( )

  3. Область. ( )

  4. Район. ( )

  5. Улица. ( )

  6. Школа.( )

Промежуточный контроль:

Тест. Проверка усвоения материала, изученного на уроке.

Подготовка к ВОУД, ЕНТ.

1. Имена существительные собственные называют:

а) однородные предметы
б) единичные предметы.

2.Нарицательные существительные пишутся:

а) с большой буквы
б) с маленькой буквы

3.В какой строке все слова написаны верно:

а) дом, мама, миша
б) кузнец, комар, Комаров

4.В какой строке допущена ошибка:

а) кузнец, кузьма, кузов
б) Кузнецов, Петров, Мухин

Взаимопроверка.

1.б 2. Б 3.б 4. А

Учитель. И в нашей сказке Иван-царевич оказался именем собственным. И помогли ему узнать - вы.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что для вас было легко, что трудно?

– Что показалось на уроке самым интересным?



Сообщение домашнего задания: Параграф, подготовить сообщение по теме: “Тайна моего имени”.

Выставление оценок с комментарием за урок.
























Самоанализ открытого урока

Ф.И.О. учителя: Пилипенко Марина Степановна.

Предмет: русский язык

Дата : 2014 г. Класс : 5

Тема : «Урок-сказка« Грамотей и лучший каллиграф» в 5-м классе по теме:

"Имя существительное-повторение изученного. Собственные и нарицательные имена существительные"

Оборудование

Анализ

- Какие средства обучения использовал учитель?

 Флипчарты. Наглядности, презентации, компьютер.

- Подготовлены ли наглядные пособия и ТСО?


 Да. (Личный компьютер.)

иллюстрации к сказке “Царевна-лягушка”; на доске записаны имена собственные: Иван-царевич, Баба-Яга,Василиса Премудрая,Кощей Бессмертный;ребусы - имена существительные.


Тип и структура :

  Лингвистическая сказка.

-Место мероприятия в системе .

Объяснительная записка.


Форма проведения очень интересна для учащихся данного возраста, так как она способствует развитию творческого воображения.. Проведение такого урока способствует повышению интеллектуального уровня школьников, развитию познавательных способностей, сплочению коллектива.

Организация учебной работы :


 Подготовка. Подобрать материал, литературу по данной теме. Пригласить гостей родителей.

— Как осуществлялась постановка задач на каждом этапе?

 В полном соответствии.

- Как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая?

 Индивидуальная, групповая.

- Осуществлялось ли чередование разных видов деятельности уч-ся?

 Да.

- Как учитель осуществлял развитие учащихся ( развитие логического мышления, критичность мысли, умений сравнивать, делать выводы и т.д.

 Развитие логического мышления, критичность мысли, умений сравнивать, делать выводы, наблюдать и т.д.

- Как учитель подводил итоги этапов и всего мероприятия.


 Подведен итог . Учащиеся воодушевлены.





Дополнительная информация.

Тема: Лингвистическая сказка.

Экспериментальные исследования в той или иной форме – непреложная составляющая в практике каждого педагога. Любой учитель стремится в своей педагогической деятельности найти такие методы, приемы и

формы работы, которые будут способствовать всестороннему развитию ребенка. Использование в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет преподавателям повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а, следовательно,

добиться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности.

Предмет моих экспериментальных исследований –  «Лингвистическая сказка, как метод способствующий проявлению интереса к предмету, развитию творческого потенциала учащихся».
                                                                                                                                                                                                   Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы - резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Может ли учитель-словесник что-нибудь изменить в создавшейся в современной школе ситуации? Может и должен! Но решить эту проблему нельзя, даже научив правильно писать слово, в нужном месте поставить запятую. Это лишь форма. А для нас важно то внутреннее, то главное, что выражается через форму. Язык призван осуществлять общение между людьми, чтобы один понимал другого, чтобы каждый смог быть понятым, т.е. через язык выразить часть своего "я": мысль, настроение, отношение к чему-либо.

Таким образом, содержанием школьного предмета "Русский язык" должно быть развитие в ребенке способности так владеть словом, чтобы слова складывались в значимый смысл, чтобы человек умел сказать именно то, что хотел, донести до другого часть своего "я".
Реализовать такое содержание преподавания очень трудно, потому что для этого школьника надо научить чувствовать слово, осмысливать закономерности языка и понимать (пусть на своем уровне) его философские основы.
Даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка. Различные опорные схемы, таблицы, занимательные истории, сказки благотворно влияют на отношение ребят к русскому языку как к учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти.

Сказки на уроках русского языка можно использовать по-разному:

В качестве дидактического материала;

Как средство, помогающее организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее (лингвистическая сказка); Анализ методической литературы показывает, что вопросам изучения сказок в школе сейчас уделяется большое внимание.

Кроме того, в последнее время интерес к лингвистическим сказкам вырос, т.к. сказка является интереснейшим приемом преподавания русского языка

 Особенности лингвистической сказки.

Лингвистическая сказка объясняет нам законы языка.

Ей присущи сказочные элементы, волшебные превращения, герои, определённые устойчивые выражения.

Данная сказка родилась гораздо позже чем фольклорная. Конечно, она очень много взяла от фольклорной сказки.

Композицию лингвистических сказок составляют: присказка, зачин, сказочное действие и концовка.



В лингвистической сказке в концовках говорится о лингвистических понятиях. Как бы делается вывод из того, о чём в сказке рассказывалось.

Отличие лингвистической сказки от обычной, фольклорной.

Лингвистическая сказка поучительна.

Сюжет построен на лингвистических понятиях. Она является разновидностью предметной сказки.

Герои – буквы или слова.

Герои находятся в особом царстве. Все они разные, сильные, добрые, капризные.

В лингвистической сказке нельзя допускать фактических ошибок. (знание русского языка, знание лингвистического материала, всех условий написания той или иной орфограммы обязательно. А иначе вы сочините неправильную сказку).

Существуют три основные коммуникативные задачи лингвистической сказки:

Научить, объяснить новый материал.

Проверить знания по теме.

Развлечь, увлечь, заинтересовать, повысить интерес к предмету (русскому языку).

Сказка – это первично-вторичный текст, т.е. сказка, может создаваться на основе другой сказки, может быть абсолютно оригинальной. По способу передачи информации сказки являются поликодовыми текстами, т.е. текстами, которые кодируют и передают информацию на разных уровнях.

Лингвистическая сказка может быть звучащей. Она обязательно должна рассказываться.

Сказка может быть графической (текст написан в учебнике или записан в тетради).

Сказка может передавать информацию с помощью рисунков, иллюстраций. Также можно использовать аудиовидеозаписи.

Лингвистическая сказка по подготовленности являются полностью подготовленными, например, когда ребята получили домашнее задание – сочинить лингвистическую сказку. Также, на мой взгляд, лингвистические сказки могут быть частично подготовленными, если ребятам дается задание придумать продолжение сказки. Спонтанно сочинить сказку ребятам будет трудно!

По структурно-смысловой модели сказка – это прежде всего повествование, но с элементами описания и аргументированного типа текста. 

Учитель использует лингвистическую сказку как средство, помогающие организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее. Лингвистическая сказка сразу же приковывает внимание учащихся к теме, помогает им увидеть основное в изучаемом явлении, легко запомнить главное. Проблемный вопрос, поставленный перед сказкой, нацеливает учеников на активное ее восприятие, так как нужно не просто слушать, но искать ответ на заключенную в ней задачу. Лингвистические сказки хорошо запоминаются потому, что в них приставки, корни, суффиксы, подлежащие, сказуемые превращаются в гордых королев, красивых принцесс, обаятельных рыцарей и других разнообразных героев.

ОБРАЗЦЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СКАЗОК

 Сварливые принцессы

 У королевы Приставки родились дочки-двойняшки. Одну звали Пре-, а другую При-. И такие они сварливые и заносчивые, что каждый день между ними спор идет, которая из них важнее.

          Я,- кричит Пре-, потому что обозначаю превосходную степень.

А я имею значение приближения и присоединения,- гордо отвечает При-.

Но я вполне заменяю многоуважаемую приставку Пере-, - самодовольно усмехнулась Пре-.

Зато без меня не обходится значение неполноты действия, - в тон ей заявляет При-.

Пока они спорили между собой, рекой лились красные чернила в ученических тетрадях.

Надоело это королеве-матери, и сказала она, что если дочки не перестанут спорить и перепутывать, то придется их выселить из страны Грамматики в словари. Но принцессы не хотели ничего слышать, и спор между ними продолжается до сих пор.

Фантазер.

Жил-был суффикс Ер и работал он в театре. Это был мастер на все руки.

В театре он имел несколько ролей.

Когда он надевал черный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижера.

Ер был ловким жонглером. Ему подчинялись мячи, тарелки, гири, обручи.

Актер из Ера был превосходный. В помощи гримера он не нуждался, так как сам был мастером искусным.

Иногда Еру приходилось быть дублером. Благодаря прекрасной памяти, он запоминал все роли в спектакле.

Дикция у Ера была отличная, и порой он подменял заболевшего суфлера.

А часто он вставал на место билетера и пропускал даже без билета всех детей, желающих попасть на представление.

Вот какой был мастер и фантазер этот суффикс Ер.

Сказка о Знаках препинания.

Жили-были в области Пунктуации Знаки препинания. Заспорили они как-то раз, кто важнее.

Точка сказала:

- Я самая главная, потому что заканчиваю предложение. А повествовательное предложение сообщает людям очень много важной информации.







- Нет, я самый главный,- громко заявил Вопросительный знак.- Если я буду стоять в конце предложения, то оно будет вопросительным, а люди без вопросов не могут разговаривать друг с другом. Ведь каждый вопрос порождает ответ, а значит и новые мысли.

Это не вы, а я самый главный и важный,- воскликнул Восклицательный знак.- Это я даю людям радость, без меня они не смогли бы радоваться.

Тут в спор вмешался дядюшка Синтаксис:

Все вы важны. Каждый из вас сообщает определенную информацию в определенной последовательности, которая очень важна каждому человеку.

С тех пор знаки препинания зажили дружно.

Сочинения учащихся в жанре лингвистических сказок.

Бал в сказочной стране.

Однажды ученики пятого класса решили отправиться в страну Русского языка. Принцесса Морфологии устроила в честь ребят бал в королевском дворце.

Первым принцесса представила маленького аккуратного и очень серьёзного старичка. Его звали Существительным. Старичок сказал: "Я самая нужная часть речи". Принцесса только улыбнулась. Вместе с принцессой заулыбался молодой и очень красивый юноша: "Я, Прилагательное, а рядом со мною Глагол". Ребята с интересом посмотрели на подвижного дяденьку, который не мог спокойно стоять на месте. Тут подбежали Местоимения и хором заявили: "Мы, ты, я — лучшие друзья". Затем пришла очередь знакомиться с Числительным — это была пожилая женщина в платье, вышитом цифрами, в руках она держала счёты. Тут раздался шум, и расталкивая всех на своём пути, к ученикам подбежал Глагол. Он тащил за собой улыбающегося человека: "Вот, познакомьтесь, мой лучший друг. Его зовут Наречие. Только он может обозначать признак действия, которое я произвожу". Подошла последняя гостья— её звали Междометие. Она сразу заохала: "Ах, какие прекрасные дети".

Праздник подошёл к концу. Ребята поблагодарили принцессу и сказали, что они навсегда запомнят её подданных — самостоятельные части речи.

Сказка об однородных членах
предложения

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были два брата-близнеца. Они были очень похожи и всегда в один голос отвечали на вопросы, которые им задавали. Все было хорошо, но они постоянно ссорились и всегда гуляли, отделившись друг от друга вредной запятой.

Вот как-то собрались союзы А, НО, И и решили помирить братьев. Но как ни старались  сделать это союзы А и НО, ничего у них не вышло. И лишь милому и доброму союзу И это удалось. Братья Однородные Члены улыбнулись друг другу, выгнали противную запятую и взялись за руки.

С тех пор, когда близнецы гуляют с союзом И, они никогда не ссорятся и не разделяются запятой. Но стоит союзу И отлучиться, как запятая тут же возвращается. Даже союзы А и Но не в силах ее прогнать. Вот так и живут до сих пор братья Однородные Члены. (Яловая Т.)





9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!