Урок-сказка . 5 класс.
Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей»,
Урок- сказка помогает заинтересовать учащихся, проявить свои интеллектуальные способности, расширяет кругозор.
Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Цель урока: Повторение, обобщение и систематизация материала темы, контроль усвоения знаний и умений; развитие речи, мышления, внимания и памяти; воспитание интереса к математике.
Задачи урока:
- в предметном направлении: повторить правила сложения и вычитание десятичных дробей, сформировать умение применять теоретические знания к решению задач.
- в метапредметном направлении: развивать познавательную деятельность учащихся, прививать интерес к предмету; развивать логическое мышление, развивать понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
- в личностном направлении: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; проявлять интерес к учебному материалу; осознавать ответственность за общее дело.
Форма проведения урока: устная фронтальная работа с элементами игры; тестовые задания.
Методы обучения: ИКТ, эвристический, программированный.
Структура урока:
I этап - мотивационно- ориентировочный: разъяснение целей учебной деятельности.
II этап- подготовительный: актуализация опорных знаний (веселая разминка).
III этап- основной: выполнение индивидуальных дифференцированных заданий, выполнение тестовых заданий.
IVэтап- заключительный: подведение итогов, рефлексия, домашнее задание.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку.
Ход урока.
I этап.
-Ребята, сегодня мы проведём необычный урок. Это будет урок-сказка. Все мы знаем, что обычно сказки имеют счастливый конец. Сегодня всё будет зависеть от нас. А знаете ли вы, героиню сказки об Алеше Поповиче – Настеньку. Так вот, дело было так… Дед с бабой отлучились из дома, а в это время случилась беда: Кощей Бессмертный похитил их внученьку Настеньку. А вот, чтобы освободить Настеньку, нам с вами придётся пройти множество испытаний: решать задачи, сравнивать числа, находить корни уравнений.
II этап
Когда Кощей похитил девочку, то от радости устроил пир. Пригласил Соловья-разбойника и Змея Горыныча. Выпили они 40-ведерную бочку кваса. Кощей выпил 9 вёдер, Соловей-разбойник-7 вёдер. А остальное досталось Змею Горынычу. Сколько ведер кваса выпила каждая голова Горыныча?
Ответ: 40-(7+9):3=8
Путь предстоит неблизкий.
Как сравнить десятичные дроби?
(Десятичные дроби сравнивают поразрядно, начиная со старшего разряда: целую часть с целой, десятые с десятыми, сотые с сотыми и т.д.)
7,2 5,99
18,04 0,3 = 0,30
4,806 9,4047,040 = 7,04
. Как складывают и вычитают десятичные дроби?
Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно:
уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;
выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую;
поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
2,5 - 1,3=1,2
1,6 + 2,5=4,1
3,4 - 0,2=3,2
5,1 +0,5=5,6
. Устный счет:
6,2 –42,8 = 1,4; | 1,4 + 5,6 = 7; | 7 – 2,4 = 4,6; | 4,6 + 0,16 = 4,76; |
4,76 + 4,94 = 9,7; | 9,7 – 3,49 = 6,21; | 6,21 + 0,07 = 6,28; | 6,28 – 1,28 = 5. |
Восстановите запятые:
7,39 + 4,48 = 11,87
4,2 + 2,06 = 6,26
18,01 + 2,9 = 15,11
5 – 0,61 = 4,39
III этап .
К Насте ведет дорога. Найти правильный путь нам поможет тест.
. ТЕСТ
Вычислите: 2,812 + 3,7
2,812;
6,512;
5,512.
Разность чисел 3,85 и 2,1 равна
1,75;
3,64;
3,84.
0,76 * 0,7598. Между числами вместо * надо поставить знак:
«»;
«
«=».
Округлите 9,96 до десятых, получим
9,0;
9,9;
10,0.
При правильных ответах:
Ребята, наверное, нам нужно добраться до реки. Мы узнаем, как это сделать, если выполним следующее задание.
.Выполните действие удобным способом:
а) 2,31+ (7,65 + 8,69)
б) (7,891 + 3,9) + (6,1 + 2,109)
в) 14,537 – (2,237 + 5,9)
г) (24,302 + 17,879) – 1,302
УЧИТЕЛЬ
Физкультминутка
Вот по сказке мы гуляли.
И, конечно же, устали.
Мы немного отдохнём,
Дальше в сказку мы пойдём.
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
Замедляем, дети, шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё работать нужно!
Раздается телефонный звонок по сотовому телефону.
Звонит Баба-Яга. Она поругалась с Кощеем и хочет нам помочь в освобождении девочки. Только для этого мы должны решить ей две задачи. Решим?
Задача 1.
Хочу свою избушку обнести забором 5 метровым в высоту, чтобы не боятся мне больше Кощея. Ширина ее 5,6 метра, а длина на 0,5 метра больше. Какой длины забор мне нужен? (23,4 м)
Задача 2.
Хорошо известно, что я летаю на метле. Иногда лечу я по ветру и, кажется, что лечу быстрее, а когда против ветра, то медленнее. Вот и думаю я, если по ветру лечу со скоростью 11 км/ч, а скорость ветра 1,2 км/ч, то с какой скоростью я лечу против ветра? (8,6 км/ч)
УЧИТЕЛЬ
Мы подошли к дворцу Кощея Бессмертного. Где-то здесь спрятана Настенька.
Ой, смотрите, а вот сообщение (sms) пришло! Пишет Баба-Яга: «Коль надо вам какой забор отпереть и Настю освободить, произнесите вслух корни уравнений: мигом все исполнится».
Ребята, а что мы называется корнем уравнения? Решаем уравнения:
х + 3,8 = 8
х – 6,5 = 12
9,71 – у = 3,31
5х + 1,2 = 11,2
Проговариваем корни уравнения вслух.
IV ЭТАП
Из-за стенки выходит девочка.
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте взрослые! Спасибо, что освободили меня от злого Кощея!
Ребята, скажите, а какие задания вам пришлось сегодня выполнить?
С какими числами вы работали?
Какие правила вам помогали в решении заданий?
Что вам понравилось на уроке? Что вам не понравилось на уроке?
Домашняя работа № ______, № ______
Итог урока: «Я думаю, и мы с вами с пользой путешествовали по этой сказки, и конечно, знания десятичных дробей пригодятся вам в различных жизненных ситуациях.
На уроке вы все показали чувство взаимовыручки, товарищества, помогая в спасении героини сказки. Я думаю, и в жизни вы будете помогать тем, кто нуждается в помощи».