СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями и глаголами"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями и глаголами" 7 класс

Просмотр содержимого документа
«Урок "Слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями и глаголами"»

Урок

Тема: «Слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями»

Цели деятельности педагога

Познакомить с условиями раздельного написания не с деепричастиями; активизировать ЗУН по правописанию частицы не и приставки не- со словами других частей речи (глаголами, причастиями, прилагательными, существительными)

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: знать условия раздельного написания не с деепричастиями, глаголами, причастиями, прилагательными, существительными; уметь правильно писать не с деепричастиями, графически обозначать условия правильных написаний, правильно писать частицу не и приставку не- со словами других частей речи (глаголами, причастиями, прилагательными, существительными).

Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Личностные: усвоение традиционных ценностей российского общества; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Образовательные
ресурсы

http://www.uroki.net http://www.zavuch.info http://www.intergu.ru

http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html  http://festival.1september.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 

Оборудование


Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
совзаимо-
действия
на уроке

Универсальные
учебные действия

1. Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних

и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа

Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя).

– Давайте вспомним, что вы знаете о деепричастии.

Осваивают лингвистические термины. Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания

Групповая, ин-дивидуальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других

2. Выявление места
и причины затруднения

Эвристическая беседа, ответы

на вопросы

Анализ составленной схемы.

– Ребята, мы с вами не указали, признаки каких частей речи есть у деепричастия? (Глагола и наречия.)

– Назовите признаки наречия у деепричастия. А какие признаки глагола?

Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы

Формулируют собственные мысли. Обдумывают ответы на вопросы

Групповая, ин-дивидуальная

Познавательные: устанавливают причинно-следственные
связи, делают
выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний; планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

3. Целепо-лагание и построение

выхода из затруднения

Беседа по вопросам. Письменная работа, работа с учебником

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

На слайде:

НЕДОУМЕВАТЬ – НЕДОУМЕВАЯ

НЕ ГОВОРИТЬ – НЕ ГОВОРЯ

– Ребята, обратите внимание на доску. Сопоставьте предложенные слова и скажите, с какой орфограммой будет связана тема нашего урока?

Формулируют цель учебной деятельности.

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

4. Творческая практическая деятельность

по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Письменная работа

Распределительный диктант.

– Распределите словосочетания на три колонки, объяснив слитное или раздельное написание не с глаголами, причастиями. Сделайте вывод: как пишется не с деепричастиями.

Таблица.

НЕ
с глаголами

НЕ
с деепричастиями

НЕ
с причастиями




1. Книга не читана.

2. Непрочитанная повесть.

3. Ничего не делая.

4. Не вычитанные редактором статьи.

5. Никак не мог заснуть.

6. Ни о чем не спрашивая.

7. Не горевал, а радовался.

8. Не был в деревне.

9. Не кланяясь в пояс.

10. Не выступал на конференции.

11. Не пользуясь льготами.

12. Не думать над нерешенной проблемой.

13. Недоумевать.

14. Непроверенные факты.

15. Не смея рассчитывать на успех.

16. Он что-то недоговаривает.

17. Никогда не улыбающийся человек.

18. Почти никем не решенная задача.

19. Ни о чем не думая и не рассуждая.

20. Еще не написанная книга.

21. Нескошенная трава.

22. Не хвастая силой.

23. Неисследованные горы.

24. Неизученный, но важный вопрос.

25. Не разрушенный, а целый.

26. Не привыкая к долгой работе.

27. Не защищенное от ветра лицо.

28. Урок не выучен.

29. Неизданная повесть.

Взаимопроверка по ключу

Принимают участие в работе, отвечают на вопросы, под руководством педагога выполняют задания, выделяют главное, устанавливают причин-но-след-ственные связи между от-

дельными языковыми явлениями

Групповая, ин-дивидуальная

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную ин-формацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают
допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его
в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления,

составление связных рассказов об изученных нормах

Обсуждение результатов. Организует и сопровождает деятельность учащихся по повторению орфограмм «Правописание не с глаголом», «Правописание не с причастием». Подводит к выводу о том, что не с деепричастиями пишется так же, как с глаголом – раздельно.

Составление обобщающей таблицы.

Не с глаголами и деепричастиями

раздельно

слитно

1. Все глаголы;

2. до- (действие, не доведенное до конца)

не дотянулся до полки

не сделав до конца

не бежал

1. Не употребляется без не-;

2. недо- (отсутствует в нужном количестве, недостаточность, неполнота по сравнению с нормой)

недостает изящества

недосыпая ночей

– Если у нас с вами есть приставка до-, которая обозначает действие, не доведенное до конца (например, не дотянулся до полки – действие не исполнено до конца), то не со словом дотянулся пишется раздельно. Если же действие, о котором говорится, отсутствует в нужном количестве по сравнению с нормой, присутствует в недостатке, то в этом случае не со словом пишется слитно. Например, недостает изящества (изящества не хватает, то есть в нужном количестве отсутствует)

Выполняют задание, работают

с учебником. Формулируют собственные мысли, высказывают

и обосновывают свою точку зрения

Индивидуальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и ум-ственной форме.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

6. Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

Обобщающий тест.

А1. В каком варианте ответа не со словом пишется слитно?

1) (не)замечая; 2) (не)годуя;

3) (не)успев; 4) (не)ощутив.

А2. В каком варианте ответа не со словом пишется слитно?

1) (не)ответив; 2) (не)уходя;

3) (не)присев; 4) (не)навидя.

А3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) черпАя; 2) глЯдя;

3) нАчав; 4) прИняв.

А4. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) ржавЕя; 2) пОняв;

3) располОжвшись; 4) балУясь.

А5. Укажите верное продолжение предложения.

Потрогав воду,

1) она показалась мне очень холодной.

2) мне расхотелось купаться.

3) я передумал купаться.

4) ее температура была слишком низкой.

А6. Укажите верное продолжение предложения.

Включив телевизор,

1) я принялся переключать каналы.

2) мне понравилась одна передача.

3) он показывал футбольный матч.

4) у него прыгало изображение

Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний

Индивидуальная, групповая

Познавательные: приобретают умения ис-пользовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу,

исправляют и объясняют

ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(итог
урока)

Заключительная беседа по вопросам

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?


Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.


Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!