1. Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа | Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя). – Давайте вспомним, что вы знаете о деепричастии. | Осваивают лингвистические термины. Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания | Групповая, ин-дивидуальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других |
2. Выявление места и причины затруднения | Эвристическая беседа, ответы на вопросы | Анализ составленной схемы. – Ребята, мы с вами не указали, признаки каких частей речи есть у деепричастия? (Глагола и наречия.) – Назовите признаки наречия у деепричастия. А какие признаки глагола? Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы | Формулируют собственные мысли. Обдумывают ответы на вопросы | Групповая, ин-дивидуальная | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний; планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
3. Целепо-лагание и построение выхода из затруднения | Беседа по вопросам. Письменная работа, работа с учебником | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. На слайде: НЕДОУМЕВАТЬ – НЕДОУМЕВАЯ НЕ ГОВОРИТЬ – НЕ ГОВОРЯ – Ребята, обратите внимание на доску. Сопоставьте предложенные слова и скажите, с какой орфограммой будет связана тема нашего урока? | Формулируют цель учебной деятельности. Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная |
4. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Письменная работа | Распределительный диктант. – Распределите словосочетания на три колонки, объяснив слитное или раздельное написание не с глаголами, причастиями. Сделайте вывод: как пишется не с деепричастиями. Таблица. НЕ с глаголами | НЕ с деепричастиями | НЕ с причастиями | | | | 1. Книга не читана. 2. Непрочитанная повесть. 3. Ничего не делая. 4. Не вычитанные редактором статьи. 5. Никак не мог заснуть. 6. Ни о чем не спрашивая. 7. Не горевал, а радовался. 8. Не был в деревне. 9. Не кланяясь в пояс. 10. Не выступал на конференции. 11. Не пользуясь льготами. 12. Не думать над нерешенной проблемой. 13. Недоумевать. 14. Непроверенные факты. 15. Не смея рассчитывать на успех. 16. Он что-то недоговаривает. 17. Никогда не улыбающийся человек. 18. Почти никем не решенная задача. 19. Ни о чем не думая и не рассуждая. 20. Еще не написанная книга. 21. Нескошенная трава. 22. Не хвастая силой. 23. Неисследованные горы. 24. Неизученный, но важный вопрос. 25. Не разрушенный, а целый. 26. Не привыкая к долгой работе. 27. Не защищенное от ветра лицо. 28. Урок не выучен. 29. Неизданная повесть. Взаимопроверка по ключу | Принимают участие в работе, отвечают на вопросы, под руководством педагога выполняют задания, выделяют главное, устанавливают причин-но-след-ственные связи между от- дельными языковыми явлениями | Групповая, ин-дивидуальная | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную ин-формацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах | Обсуждение результатов. Организует и сопровождает деятельность учащихся по повторению орфограмм «Правописание не с глаголом», «Правописание не с причастием». Подводит к выводу о том, что не с деепричастиями пишется так же, как с глаголом – раздельно. Составление обобщающей таблицы. Не с глаголами и деепричастиями раздельно | слитно | 1. Все глаголы; 2. до- (действие, не доведенное до конца) не дотянулся до полки не сделав до конца не бежал | 1. Не употребляется без не-; 2. недо- (отсутствует в нужном количестве, недостаточность, неполнота по сравнению с нормой) недостает изящества недосыпая ночей | – Если у нас с вами есть приставка до-, которая обозначает действие, не доведенное до конца (например, не дотянулся до полки – действие не исполнено до конца), то не со словом дотянулся пишется раздельно. Если же действие, о котором говорится, отсутствует в нужном количестве по сравнению с нормой, присутствует в недостатке, то в этом случае не со словом пишется слитно. Например, недостает изящества (изящества не хватает, то есть в нужном количестве отсутствует) | Выполняют задание, работают с учебником. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Индивидуальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и ум-ственной форме. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
6. Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | Обобщающий тест. А1. В каком варианте ответа не со словом пишется слитно? 1) (не)замечая; 2) (не)годуя; 3) (не)успев; 4) (не)ощутив. А2. В каком варианте ответа не со словом пишется слитно? 1) (не)ответив; 2) (не)уходя; 3) (не)присев; 4) (не)навидя. А3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) черпАя; 2) глЯдя; 3) нАчав; 4) прИняв. А4. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) ржавЕя; 2) пОняв; 3) располОжвшись; 4) балУясь. А5. Укажите верное продолжение предложения. Потрогав воду, 1) она показалась мне очень холодной. 2) мне расхотелось купаться. 3) я передумал купаться. 4) ее температура была слишком низкой. А6. Укажите верное продолжение предложения. Включив телевизор, 1) я принялся переключать каналы. 2) мне понравилась одна передача. 3) он показывал футбольный матч. 4) у него прыгало изображение | Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний | Индивидуальная, групповая | Познавательные: приобретают умения ис-пользовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Заключительная беседа по вопросам | – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения |