СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок слушания " Муха цокотуха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по теме: «Сказки К.И.Чуковского. К.Чуковский. Муха цокотуха» представляет собой конспект урока литературного слушания для 1 класса УМК «Начальная школа 21 века» с презентацией. Урок разработан в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ориентирован на работу по учебнику и рабочей тетради Л.А.Ефросининой «Литературное чтение. 1 класс». В разработке прослеживается ведущая идея – углубление процесса восприятия художественного произведения, развитие интереса к чтению.

Просмотр содержимого документа
«Урок слушания " Муха цокотуха"»

Конспект урока литературного чтения на тему:

Сказки К.И.Чуковского. К.Чуковский «Муха-цокотуха»


1 «Б»класс учитель Иванникова С.Ф


Аннотация

Конспект урока и презентация разработаны для урока литературного слушания в 1 классе.
Работа с произведениями для слушания, с иллюстрациями, материалом для чтения, детскими книгами, позволяет формировать читательские умения и обогащать читательский опыт первоклассников. Особое внимание уделяется слушанию, развитию восприятия художественного произведения и формированию универсальных читательских умений.

Соответствует государственному образовательному стандарту начального общего образования.


Пояснительная записка

Методическая разработка по теме: «Сказки К.И.Чуковского. К.Чуковский. Муха цокотуха» представляет собой конспект урока литературного слушания для 1 класса УМК «Начальная школа 21 века» с презентацией. Урок разработан в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ориентирован на работу по учебнику и рабочей тетради Л.А.Ефросининой «Литературное чтение. 1 класс». В разработке прослеживается ведущая идея – углубление процесса восприятия художественного произведения, развитие интереса к чтению.

Конспект содержит занимательный материал, направленный на решение образовательных задач обучения, развитие творческого потенциала, формирование устойчивой мотивации и познавательных способностей обучающихся. Методы и приемы, применяемые в уроке, направлены на формирование универсальных учебных действий.


Тема урока. Сказки К.И.Чуковского. К. Чуковский «Муха-цокотуха»

Предметная область. Литературное слушание.

Класс. 1

Цель деятельности педагога: создать условия для выявления уровня начитанности (читательского опыта), знания сказок К.Чуковского, для ознакомления со сказкой К.Чуковского «Муха-цокотуха», формирования представлений об авторской сказке, сказке в стихотворной форме.

Планируемые результаты (УДД):

личностные: осознают значимость чтения;

Метапредметные:

регулятивные - принимают позицию слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей; познавательные – знакомятся с авторской сказкой в стихотворной форме; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; коммуникативные – используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления, принимают участие в обсуждении прочитанного.

Предметные: научатся рассматривать книги со сказками К.Чуковского, слушать литературное произведение; получат возможность научиться узнавать изученные произведения по отрывкам из них, составлять схематический план с введением «заместителей» героев сказки.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: комбинированная (работа в парах, фронтальная, самостоятельная, индивидуальная).

Методы и приемы на уроке: метод творческого восприятия : художественное чтение в исполнении актера, слушание, моделирования, графическое рисование, рисование иллюстрации к сказке,

Необходимое техническое оборудование: учебник «Литературное чтение», Уроки слушания. Учебная хрестоматия. Л.А.Ефросинина; рабочая тетрадь к учебнику «Литературное чтение», альбомный лист, цветные карандаши для оформления обложки, электронное обеспечение урока: презентация к уроку PoverPoint

Ход урока


Этап урока

Цель

слайда, страницы, или название видео, анимации, рисунка

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (мин)

Результат

1.

Организационный момент

Подготовить учащихся к работе на уроке














Слайд №1

Анимация

Приветствие, проверка готовности учащихся и кабинета к уроку. Организация внимания школьников, мотивация учеников.


Прозвенел уже звонок,

Начинается урок!

Все ли у вас в порядке?

На месте ли книжки, тетрадки?

Молодцы, ребятки!


Литературное слушание– прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы читайте их – они учат вас!


-С чего мы начинаем каждый урок литературного чтения

Приветствие, проверка готовности к уроку.

1 мин

Доброжелательный настрой учителя и учащихся на работу, полная готовность учащихся к уроку, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2.

Речевая разминка

Подготовить речевой аппарат к чтению







Слайд№2

Текст




Слайд№3

Анимация

1) над дыханием

2)над артикуляцией

а, о, у, и, э

а, и, у, о, э

а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о

з-с-ж, ш-ж-с

же, че, ща, жба, жбе

Вышли уточки на луг,

Кря, кря,кря!

Прилетел мохнатый жук

Ж-ж-ж!

Гуси шеи выгибают,

Га-га-га!

Клювом перья расправляют.

Ветер ветки раскачал,

У-у-у!

Шарик тоже зарычал,

Р-р-р!

Шашкмел в реке камыш,

Ш-ш-ш!

И опять настала тишь,

Ш-ш-ш!

3) над скороговоркой

- С какой скороговоркой мы работали на предыдущих уроках?

В аквариуме у Харитона четыре рака да два тритона.

- Кто хочет её проговорить?

- проговорите шёпотом со мной;

- положите голову на руки( повторите шёпотом в «темноте» - 2-3 раза

- поднимите голову, повторите скороговорку без звука( только мимикой), (показываю)

- говорите шёпотом (2-3 раза)

- увеличивайте силу голоса (2-3 раза)

- скажите скороговорку соседу

- кто хочет сказать скороговорку мне «по секрету»


Читает отрывок из произведения К.Чуковского «Путаница»


Замяукали котята: «Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята, хрюкать»

А за ними и утята: «не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата, квакать!»

Свинки замяукали: «Мяу, мяу!»

Кошечки захрюкали: «Хрю, хрю, хрю!»

Уточки заквакали: «Ква, ква, ква!»

Курочки закрякали: «Кря, кря, кря!»


- Назовите автора и название произведения.

- К какому жанру относится данное произведение












Читают:

тихо-громко

медленно-быстро

грустно-весело












Узнают сказку по иллюстрациям.


2 мин

Совершенствование навыка владения речевым аппаратом.










3.

Изучение нового материала


3.1 Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.

Обеспечить мотивацию изучения нового материала. Сформулировать тему и цель урока.











Формировать представление об авторской сказке, о стихотворной форме написания сказки
















Слайд № 4

Анимация


-Сегодня вас ждет встреча с новой сказкой. У неё интересная история создания.

Автор рассказывает: «У меня часто бывают приливы радости и веселья. Идешь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь – травам, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день особо запомнился, 29 августа 1023года. Почувствовал себя человеком, который может творить чудеса. Я не вбежал, а влетел, как на крыльях в квартиру, и схватив какой-то запыленный листок, стал писать веселую поэму о мухиной свадьбе, причем почувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба».

- В какой последовательности мы будем работать? Составьте план работы над произведениями.

(Учащиеся с помощью условных знаков (заместителей) составляют план работы над произведением.)

Прочитать произведение – определить жанр и тему прочитанного – ответить на вопросы, выполнить задания – вывод (что узнал нового).


-Кто догадался, что это за сказка и кто её написал?

(На экране появляются слайды с иллюстрациями сказки)

Подводит вопросами к выводу темы урока














Выдвигают гипотезу, обосновывают её.

3 мин














Узнав сказку, называют тему и цель урока.



3.2 Слушание сказки К.Чуковского «Муха - цокотуха»

Дать установку на содержание, показать значимость выразительного чтения, понимать на слух текст произведения


Слайд№4

Аудиозапись



Гиперссылка на аудиозапись







Включает аудиозапись с иллюстрациями к сказке.


Беседа по первичному восприятию произведения.

-Понравилась сказка?

-Что купила муха на денежку, которую нашла?

-Кто поймал муху- именинницу?

-Кто выручил ее из беды?

Слушают сказку.




Участвуют в обсуждении содержания произведения во фронтальном режиме

6 мин.

Знакомятся с содержанием сказки К.Чуковского «Муха - цокотуха»


3.3 Словарная работа

Объяснит значение трудных слов

Слайд №5

Иллюстрации







Объясняет значение слов.

Крендель - витая, сдобная булочка, напоминающая форму восьмерки.

Злодей – тот, кто совершает злодеяния или способен на них.

Вонзает – воткнуть острием.

Ухмыляется – слегка усмехается.

На всем скаку – быстро, без остановки.

Лапти – плетеная обувь из лыка, охватывающая только ступню.

Дают толкование слов

2 мин

Расширение словарного запаса


3.4 Моделирование обложки

Формировать умение работать по алгоритму.

Определить жанр произведения, тему

Слайд№6

Анимация

Дает инструкции по составлению обложки.

-Составьте модель обложки.

-При моделировании используйте памятку




Проверяет качество усвоения материала.

-Назовите тему.

-Прочитайте фамилию автора, и заголовок сказки



Учащиеся работают в парах, по окончании работы называют жанр произведения (сказка), тему (о животных), заголовок «Муха-цокотуха», фамилию автора

3 мин









Выставка лучших моделей обложек


3.5 Знакомство с биографией К.Чуковского

Умение дать характеристику личности писателя: Какой он? Что его привлекает в мире, в людях? В чем особенность его взгляда на мир?

Слайд 7-11

Анимации

Гиперссылка

Сведения о писателе

Книжная полка








Рассказывает о писателе, организует беседу о личности писателя.

-Чуковский был веселым и добрым человеком, очень любил детей. На своей даче в писательском городке Переделкино устраивал детские праздники, новогодние елки. Здесь поэт учил талантливых детей писать стихи. Общение с детьми К.И.Чуковский считал лучшим отдыхом.

Знакомит с произведениями К.Чуковского, используя книжную выставку.

Слушают, задают вопросы.

3 мин

Узнают интересные факты из жизни писателя,


3.6 Физкультминутка для глаз

Активизирует работу глаз на расстоянии




Слайд №12

Анимация со звуком

Следит за движением глаз учеников

Выполняют упражнение для глаз

2 мин

Активизируют работу глаз


3.7 Чтение сказки с деформированным текстом

Развитие внимания


Ребёнок слушает и читает своё четверостишье так, чтобы получился связанный текс.



9 мин


4..

Закрепление изученного материала


4.1 Творческое задание

(в рабочей тетради)

Развитие креативных способностей. Дать возможность каждому ребенку высказать с помощью рисунка свое отношение к произведению.


Руководит работой, задает вопросы по содержанию.

Дорисовывают и раскрашивают, подчеркивают

4 мин

Выставка рисунков


4.2 Тест

Выделить существенную информацию из текста.

Слайд № 13-17

Анимация. Правильный ответ выделяется цветом.


Объясняет, следит за выполнением.

Тест.

  1. Блошки подарили мухе-цокотухе… тапочки, сапожки, чемодан.

  2. Именинницу поймал…клещ, грач, паук.

  3. Бабушка-пчела принесла мухе…лук, сок, мед.

  4. Под диваном спрятались…гусеницы, тараканы, обезьяны.

  5. С жуками отплясывали… бабочки, сверчки, червячки

Работают на листочках, выделяют правильный ответ. Самопроверка. Обратная связь (Неправильные ответы обводят в кружок) Использование элементов здоровьесберегающей технологии Базарного

3 мин

Формируется умение оценивать свою деятельность.


4.3 Игра «Послушай и назови»





















Выявление читательского опыта. Развитие интеллектуальных способностей.

Слайд №18-21


Анимация



















Учитель или хорошо читающие ученики зачитывают отрывки из произведений К.Чуковского

…Великий Умывальник,

Умывальников начальник

И мочалок командир!


-Кто это? (Мойдодыр)


…А в Африке разбойник,

А в Африке злодей…

Он бегает по Африке

И кушает детей…(Бармалей)


…Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами и блинами

И сушеными грибами…(Путаница)


…А в большой реке крокодил лежит,

И в зубах не огонь горит

Солнце красное… (Краденое солнце)



Выдвигают гипотезу, обосновывают.

3 мин

Формируется читательский опыт.

4

Итог урока

Подвести к осознанию достижения цели урока

Слайд №22


Анимация

- Какая сказка начинается именинами, а заканчивается свадьбой?

Кто автор этой сказки?

-О чем эта сказка?

-Назовите жанр и тему этого произведения




Отвечают на вопросы. Показывают на обложках заголовок и фамилию автора

2 мин

Цель урока достигнута


Рефлексия

Инициировать рефлексию учащихся по вопросу эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Слайд №23

Текст










Слайд №24


Предлагает учащимся высказать свое мнение.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я могу…

У меня получилось…

Меня удивило…

Мне захотелось…



-Спасибо Вам за хорошую и дружную работу на уроке.


Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей и высказывается одним предложением, выбирая только фразы из рефлексивного экрана на доске.

2 мин

Учащиеся учатся высказывать свое мнение






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!